доклад "Не должность, но призвание"
статья (4 класс) по теме

Романова Татьяна Александровна

Размышления о личности и деятельности современного учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon NE_DOLZhNOST_NO_PRIZVANIE.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

НЕ ДОЛЖНОСТЬ, НО ПРИЗВАНИЕ

Романова Татьяна Александровна, МАОУ СОШ №141, г.Казань (romantik262010@mail.ru)

Мустафина Эльвира Магсумовна, МАОУ СОШ №141, г.Казань (elvira1508@yandex.ru)

Сафиуллина Миляуша Харисовна, МАОУ СОШ №141, г.Казань (05102008@mail.ru)

Аннотация

Мы, учителя-единомышленники, представляем в данном докладе свои размышления о личности и деятельности современного учителя.

Пусть будет меньше праздников, чем буден,

Но тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье – быть полезным людям,
Учить Его Величество – Народ!

Нести ему дар мудрости и знанья
И доброты своей сердечный свет –
Нет на земле ответственней призванья,
Почетнее и радостнее нет.

( Герман Крупин)

         Заканчивается отпуск. Впереди новый учебный год. И сколько бы лет педагогического труда не было бы за плечами учителя, вольно или невольно происходит переосмысление своей педагогической деятельности.

          Кто есть Учитель? В чём смысл его деятельности?

Мы заканчиваем первое десятилетие XXI века. Десятилетие, за которое произошёл огромный скачок в развитии многих отраслей нашей жизни в связи с развитием новых информационных технологий. Большие изменения происходят и в образовательной сфере. И только тогда они достигнут желаемого результата, если будут опираться на педагогический опыт предыдущих поколений и пройдут через душу Учителя.

         «Тот, кто желает, чтобы поле, виноградник, сад давали плоды, засевает их не сорной травой, не крапивой, не чертополохом и не терновником и пр., но благородными семенами и растениями. Строитель думая построить здание, заготавливает не солому, не мякину, не грязь, не ивовые прутья, но камни, кирпичи, крепкое дерево и тому подобный крепкий и плотный материал.

        Следовательно, в школах нужно преподавать только то, что приносит самую основательную пользу как в настоящей, так и в будущей жизни, и даже в более будущей». Слова эти сказаны четыре столетия назад и принадлежат великому чешскому педагогу и мыслителю Яну Амосу Коменскому. А разве они не актуальны сегодня? Чтобы вырастить хороший урожай, нужен хороший агроном. Чтобы построить хороший дом, нужен хороший инженер. А чтобы обучить и воспитать человека нового тысячелетия уже мало просто любить своих учеников, не достаточно быть эрудированной личностью, нужно чтобы Учитель был творцом.

        Скоро первое сентября. Карапуз с огромным букетом гладиолусов робко протянет ладошку и оглянется на маму. Он доверит нам свою будущую жизнь и судьбу. Разве можно не оправдать это доверие?

        Уже завтра захлестнёт нас круговорот школьной жизни. Впереди бурлящий ритм работы, постоянное напряжение. И снова в голове – школа, класс, уроки. И постоянные мысли о ней – о школе. Иногда, придя домой, задаёшься вопросом: зачем, для чего, кому это нужно? Закрываешь глаза, а перед глазами – снова школа, класс, уроки…

        Творческий путь каждого Учителя нелёгок, но тем и интересен. И лишь к концу своей деятельности педагог достигает вершин мастерства. Но только небольшой круг людей знает, как он шёл к этому, сколько больших и малых высот покорил. И, конечно же, об этом знают его ученики. Ведь именно в школе вырастает человек чуткий и внимательный, скромный и честный, гуманный и отзывчивый. Такими, по крайней мере, хотим видеть своих учеников.

Современные дети, приходящие сегодня в школу, часто избалованные, несколько даже пресыщенные, их трудно чем-либо удивить. Для того, чтобы пробудить в их душах желание мыслить нужно приложить колоссальные усилия. И только творческий Учитель умеет превратить учебную рутину в праздник. Для него уроки не тяжкое бремя, а радость и удовольствие, они проходят на «одном дыхании»… Педагогическое творчество – это большая и трудоёмкая работа. Работа Учителя в сравнении с другими профессиями, имеет самый большой объём ежедневной сверхурочной работы и работы в выходные дни. ( Причём никак не оплачиваемой, он выполняет её даром.)

        Во-первых, это работа, вызывающая у нас гордость, гордость делом, которому служим.

        Во-вторых, школа даёт нам живое общение, дефицит которого мы ощущаем повсеместно в нашем непростом мире, даёт возможность посоветоваться, поделиться своим опытом.

        Но главное достояние школы – её ученики. Без них нет школы. Поэтому для нас наши ребята – это надежда на будущее. И мы, Учителя, воспитываем это будущее, результаты нашего труда будут видны только через много лет. Вот и получается, что Учитель одной ногой стоит в грядущем, он готовит и приближает его.

        Мы знаем, что никогда не добьемся того, чтобы на яблоне росли персики, но мы стараемся своей работой достигнуть того, чтобы яблоки этого дерева были здоровыми, без чревоточен. Поэтому стараемся не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. Это принцип нашей работы. Ведь результат нашей работы – это успехи, удачи наших учеников.

        Учитель в школе – это маяк, который не даёт потеряться детям в школе и в обществе. Любой человек не может встать у руля и вести за собой десятки детских душ. Мысль о том, что в этом мире три десятка глаз ждут тебя, верят, надеются услышать самые важные слова, вдохновляют нас на ежедневный подвиг и ежедневное счастье. Почему эти два слова: подвиг и счастье? Ответ прост: подвиг потому, что наша работа  требует титанических усилий, а счастье  потому, что это каждый день солнце в душе от тёплых детских глаз. Кто-то ухмыльнётся, кто-то посмеётся над этим. Да, тот, кто живёт для себя, здесь никогда не останется. Человеку пустому, бесцветному, бездушному  не место в школе.

Так что это – дар? А может знак свыше? Или это наше призвание – учить детей, вдохновлять их на жизнь и на творчество.

Чтобы это ни было – мы очень за это благодарны судьбе.

Шалва Александрович Амонашвили выделяет три  источника вдохновения.

«Первый источник вдохновения это дети, моё постоянное общение с ними.

Второй источник вдохновения – это опыт и энтузиазм коллег. Соприкосновение друг с другом разностороннего педагогического опыта, столкновение между собой разноцветных искорок мыслей могут родить интересную идею; соприкосновение же практики и интересной идеи может дать толчок творческой педагогической деятельности.

Третий источник вдохновения это общение с наукой, это «рытьё в книгах» учёных и великих мыслителей».

А в свете современных технологий, к третьему источнику вдохновения можно добавить, что Учитель должен иметь (и уметь) доступ ко всем современным информационным ресурсам. И если государство заинтересовано в развитии интеллектуально - развитого потенциала своей страны, реальные усилия должны быть направлены на поддержку людей, которые этот потенциал и развивают, т.е. Учителей.

Литература:

  1. В.М.Кларин,А.Н.Джуринский,«Педагогическое наследие».М., 1988
  2. Ш.А.Амонашвили «Единство цели», М., 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и показатели при аттестации на квалификационные категории педагогических работников общеобразовательных учреждений Белгородской области по должности «учитель-логопед»

В данном  документе помещены критерии и  показатели  при  аттестации на  квалификационную категорию по  должности "учитель-логопед" общеобразовательных  учреждений....

Докладна тему: «ИКТ на уроках начальной школы»

Доклад представлен на муниципальном уровне...

Утверждена номенклатура должностей педработников

1.09.2013 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 08.08.2013 г № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельн...

Ответы на вопросы по аттестации на соответствие занимаемой должности блока "Профессиональная компетентность" для учителя-логопеда

Данный материал содержит примерные ответы на вопросы по аттестации    на соответствие занимаемой должности  блока "Профессиональная компетентность" для учителя-логопеда....

Перечень показателей и критериев для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников по должности «учитель»

Перечень показателей и критериев для установления соответствия уровня квалификации педагогических работниковпо должности «учитель»...

перечень критериев по должности учитель бланк для заполнения

перечень критериев по должности учитель бланк для заполнения...

Сравнение Приказ Минздравсоцразвития России о т 26 августа 2010 г. N 761 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования""

Сравнение Приказ Минздравсоцразвития России о т 26 августа 2010 г. N 761 н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Кв...