Районная опытно-экспериментальная площадка "Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе"
материал по теме

Районная опытно-экспериментальная площадка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Rayonnaya_opytno-eksperimentalnaya_ploshchadka.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районная опытно-экспериментальная площадка

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 Василеостровского района Санкт-Петербурга

Руководитель ОУ: Резцова Ирина Юрьевна

Координатор в ОУ: Добринская Светлана Анатольевна

Телефон ОУ: 323-25-57

Факс ОУ: 323-25-57

Электронная почта ОУ: school021@spb.edu.ru

Адрес сайта ОУ в Интернете: school021.narod.ru

Наименование продукта, представляемого на конкурс (далее - продукт):

методика работы с детьми, страдающими речевыми патологиями.

Авторский коллектив:

Лобусова Н.Ю. – учитель нач. классов, учитель-логопед;

Комисина Н.С. – учитель нач. классов, учитель-логопед;

Добринская С.А. - учитель нач. классов, учитель-логопед.

Форма инновационного продукта:

электронный носитель – диск с методическим материалом к урокам.

Область применения инновационного продукта:

Обновление и совершенствование качества  образования (обеспечение педагогических условий развития речевых навыков в начальной школе для успешного усвоения русского языка и литературы  в основной и старшей школе)

Общее описание инновационного продукта: ключевые положения, глоссарий

Инновационный продукт, разработанный нашей творческой группой представляет собой методику последовательной работы с детьми уже имеющими в анамнезе дисграфию или дислексию, а также с детьми в анамнезе которых ставят угрозу дисграфии. Толчком для создания методики явились проблемы в обучении детей с названными выше особенностями. В последствие был проведен эксперимент для апробации данной методики. Для эксперимента были набраны дети из коррекционных и речевых садов, как контрольная группа были взяты дети из той же параллели, но без речевых проблем. В результате эксперимента авторы старались показать возможность обучать  детей с речевыми проблемами в общеобразовательной школе и выучить их на уровень нормы при соблюдении определенных условий.

В представление работы  входят:

I этап – алгоритм звукобуквенной работы над словом (самый важный, решающий этап так как часто нарушено звукопроизношение и фонематическое восприятие звуков)

Приложение 1:

- упражнения на развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, представлений. Это основа в работе с такими детьми. Самым главным принципом является соблюдение последовательности, плавного перехода от простого к сложному, и метод трёхкратного повторения.

- упражнения направленные на борьбу с оптическими нарушениями, так как такие дети почти всегда не видят строку и клетку, путают оптически схожие буквы.

- упражнения на развитие моторики, общей и мелкой. Как известно рука напрямую связана с мозгом, соответственно развивая руки развиваем мозг. Развитие моторики полезно всем детям, нашим детям без этого не обойтись, так как моторика страдает всегда. Не развивая пальцы, не поставим руку. Про таких детей говорят: «Пишет, как курица лапой».

II этап – алгоритм работы со словом и предложением.

Приложение 2:

-упражнения на развитие самоконтроля. У детей с речевыми проблемами всегда нарушено или слуховое или зрительное внимание, или оба сразу.

-упражнения на развитие моторики, общей и мелкой.

III этап – алгоритм работы над развитием речи.

Приложение 3:

-упражнения на развитие связной речи. Это особо сложная задача для детей с речевыми нарушениями,  даже врачом на последней страничке журнала помечено возле фамилий детей - развитие речи.

В результате эксперимента была разработана индивидуальная карта речевого развития каждого ребенка в классе, а так же карта достижений класса; схема работы над ошибками; работа со словарными словами с опорой на зрительный анализатор; множество других способов и приемов.

Конечно, авторы методики не придумывали все сами. Многое было взято из давно известного и выстроено в определенной последовательности с соблюдением главного принципа:

наши дети не хуже других, им просто надо помочь, а не сажать на заднюю парту и не оставлять все проблемы родителям.

Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта

1.     Нормативно – правовое:

-  формирование и утверждение пакета документов по экспериментальной работе "Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе".

2.      Программно – методическое:

-    создание программы и плана экспериментальной работы по теме " Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе ";

-    разработать требования и рекомендации по работе с индивидуальными картами развития учащихся.

3.     Информационное:

-    информирование коллектива учителей, родителей, учащихся о характере преобразований в школе.

4.    Мотивационное:

-    усилить мотивационную работу среди учеников, родителей и учащихся о необходимости внедрения преобразований в школе.

5.    Кадровое:

-    обучение на курсах учителей, работающих в условиях инновационного режима;

6.    Организационное:

-    составить учебный план и расписание для работы;

-    подготовить условия для реализации экспериментальной работы  " Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе ";

-    подготовить условия для работы с индивидуальными картами развития ребенка.

Технология внедрения инновационного продукта: что? для чего и зачем? для кого? как?

Наша творческая группа предлагает методику работы с детьми  школьного возраста, имеющими в анамнезе ОНР II и ОНР III уровней.

Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть хорошо усвоить звуки и написание букв, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них  возникают специфические трудности письма, которые свидетельствуют о наличии у ребенка так называемой дисграфии. Под этим термином понимаются стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.

Проблема дисграфии существует давно. Но по-прежнему остаётся теоретически, практически и социально значимой. Разные исследователи называют дисграфию критически актуальным и недостаточно разработанным в методическом плане вопросом. Возможное решение этого вопроса связывают с прогрессом всего общего образования.

Однако выход из проблемы ещё не найден, а количество детей с дисграфией очень велико. В литературе существуют разные научные подходы к проблеме дисграфии. В последние десятилетия эта проблема изучается на основе многоаспектного подхода с использованием опыта клинической диагностики, психолингвистики, психологии обучения и социологии, тестовых исследований. В настоящее время учёными выдвинуты две основные теории  возникновения дисграфии у детей. Одна из них – теория фонологического дефицита, центральным звеном которой является трудность обработки детьми с дисграфией звуковой стороны речи. Другая теория связана со зрительными нарушениями. В ней рассматривается наличие различных зрительных аномалий. Данные теории всесторонне изучаются, но, кажется, никто уже не может отрицать их совместного существования.

Неспособность к овладению письмом отмечается при высоком коэффициенте умственного развития. Однако педагоги обращают внимание на особенности личности детей с дисграфией, отмечают у них некоторые особенности поведения, недостаточную критичность с недооценкой или переоценкой своих возможностей.  

Проведя анализ этой проблемы, нами была разработана методика, которая явилась результатом нашего эксперимента.

Методика адресована учителям начальных классов для профилактики речевых нарушений, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.

Для внедрения инновационного продукта был задуман и проведён эксперимент. Название работы «Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе».

Основной целью которого является – создание оптимальных педагогических условий для формирования полноценной речевой деятельности у детей с речевыми нарушениями.

В эксперименте приняли участие три класса, классными  руководителями которых являлись учителя-логопеды. Так же активное участие принимали учителя- предметники, работающие в этих классах.

В этих классах были созданы комфортные условия обучения, обязательным пунктом режима дня был дневной сон и полдник.

Описание эффектов, достигаемых при использовании продукта

Для проведения эксперимента в первый класс набраны дети из речевых садов, преимущественно с поставленным диагнозом – дизартрия (это нарушение звукопроизношения и просодических компонентов речи, обусловленных недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата). Дети находятся на разных уровнях общего недоразвития речи (втором и третьем). Второй уровень недоразвития речи – резко нарушено звукопроизношение,  дети используют фразы с грубыми нарушениями лексико-грамматического строя речи. Третий уровень - пробелы в развитии фонетики, лексики, грамматики.

Данный эксперимент начался в сентябре 2006 года. В экспериментальную группу входили ученики 1Б класс. В этом же году к ним присоединились ученики 2Б класса, которые первый год обучались на базе ДОУ№6 В.О. района. В сентябре 2007 года к эксперименту подключили вновь прибывших учеников в первого класса (2007/2008 уч.г. ). Таким образом, в классах под буквой «Б» дети с логопедическими проблемами.

Основные учителя этих классов (классные руководители) имеют первое педагогическое образование – учитель начальных классов, второе высшее педагогическое образование – учитель-логопед.

Занятия проводились учителями-логопедами в сопровождении психолога.

У детей экспериментальных классов на первом году обучения были созданы комфортные условия обучения. Обязательным пунктом режима дня был дневной сон.

Эксперимент рассчитан на четыре года обучения.

Для выявления динамики (результативности) сравнили данные обследований за сентябрь 2006 года и на конец обучения в начальной школе. Класс, который присоединился в сентябре 2007 года, мы обследовали в октябре 2010 года, т.к. это сейчас 4Б.

Из диаграмм видно, что на конец обучения в начальной школе дети выровнялись до нормы.  Наш опыт работы дал новые возможности и пути преодоления  проблем усвоения  русского языка  у детей с речевыми проблемами. Самым важным фактором для достижения результата является системность работы, постоянная работа над развитием самоконтроля у детей. Главным фактором в нашем эксперименте является то, что на этих классах основные учителя имели вторую специальность – учитель-логопед.

График результативности по решению речевых проблем у детей

Ряд 1- количество детей с фонетическим нарушением (дефекты произношения).

Ряд 2- количество детей с фонетико-фонематическим нарушением   (Искажения, замены, смешения звуков. Речь смазанная. Наблюдаются нарушения слоговой структуры слов; смешение слов, сходных по звучанию).

Ряд 3- нарушения уровня лексико-грамматического строя речи.

1Б класс 2006/2007 уч.г.

1Б класс 2007/2008 уч.г.

Соотношение орфографических и дисграфических ошибок

2Б класса 2006/2007 уч.г.

В конце эксперимента в 2009 году экспериментальную группу из 10 человек 4Б класса ( на начало это был 2Б класс (2006/2007 уч.г.)), сравнили сравнили с контрольной группой 4А класса.

Из графика мы видим, что экспериментальная группа допустила намного меньше дисграфических ошибок в письменных работах, чем на начало этого эксперимента.

Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления

    Наш инновационный продукт в первую очередь предназначен для работы с детьми, имеющими определенные сложности при обучении, хотя может быть использован и в работе с детьми без проблем. В этом случае он просто ускорит  обучение и избавит детей от орфографических ошибок в будущем.

Однако толчком для создания данной работы и проведения эксперимента явилось желание помочь в меру сил детям с речевыми проблемами. Таких детей часто просто терпят, «доучился бы» или что еще хуже пытаются убрать из школы. Результаты нашей работы доказали, что большинство таких детей можно вывести до нормы, а самых отстающих на твердую «3».

Что же по нашему мнению является сложностью для использования данной разработки:

1. Нежелание набирать такие классы. Оно и понятно, когда школе нужны хорошие результаты с такими детьми возиться опасно.

2. Огромная сложность в организации режима дня, особенно сна. СЭС требует отдельное помещение, а это мало, где возможно.

3. На таких классах должны работать учителя-логопеды или учителя, закончившие логопедические курсы.

4. Учитель, согласившийся на работу с такими детьми, подставляет себя под удар, победители олимпиад в таком классе большая редкость, а дисграфические проблемы тянутся за многими детьми очень долго.

5. Основным фактором нашей работы является терпение. Не идти вперед, пока не отточен предыдущий материал, особенно это касается звукового анализа и синтеза в 1 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе

Здесь представлена презентация, как итог четырехлетней экспериментальной работы по теме "Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе". Разработчик - Лобусова Н.Ю. ;куратор- Добри...

« Использование игровых методов обучения при развитии речевой культуры учащихся начальной школы в процессе изучения ими филологических дисциплин»

Опытно-экспериментальная работа была проведена на основе выдвинутой гипотезы: развитие речевой культуры в начальной школе будет проходить успешно, если:*...

Развитие исследовательских навыков в начальной школе

Данный доклад раскрывает развитие исследовательских навыков учеников начальной школы через проектную деятельность...

Развитие вычислительных навыков учащихся начальной школы на уроках математики и пропедевтика изучения курса алгебры на примере применения методов быстрых вычислений

Это учебно-методический материал, который можно использовать на уроках математики и внеклассной работы. Материал успешно апробирован, и учащиеся показывают хорошие результаты в вычислительных навыках....

Психологические условия развития орфографических навыков в начальных классах якутской школы

Формировать у учащихся начальных классов орфографическую грамотность – умение правильно употреблять графические средства при письме – является одной из основных целей изучения русского язы...

Методическая разработка: "Развитие коммуникативных навыков учащихся начальной школы (3-4 классов) с ОВЗ (имеющих задержку психического развития)".

Аннотация.Представлен конспект группового психокоррекционного  занятия для учащихся начальной школы (3-4 классов), имеющих задержку психического развития. В конспекте представлены упражнения спос...