Программа дополнительного образования "Развитие моторики ведущей руки и речи учащихся -"ЛАСТОЧКА"- для 1-3 класса
рабочая программа по теме

Авторская программа дополнительного образования учащихся начальных классов "Ласточка" направлена на развитие мелкой моторики ведущей руки и речи учащихся 1-3 классов.  

Цели:

  • Необходимо выровнять предстартовые возможности будущих первоклассников.

Задачи:

• выявление и развитие у детей творческих способностей;

• развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;

• развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков;

• сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

• обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семье в подготовке к новой ситуации, возникающей при поступлении ребёнка в школу;

• психологическая подготовка ребёнка к последующему школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_motoriki_-_lastochka.doc629.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 10

г. Батайск

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ ВЕДУЩЕЙ РУКИ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

6 – 9 ЛЕТ

«Ласточка»

Составитель:        Кулешова Светлана Пантелеевна,

учитель  начальных классов

высшей квалификационной категории.

2011 годСписок литературы:

  1. З. И. Баева  «Учение с увлечением» Ростов – на- Дону, издательство РО ИПК и ПРО, 2001 год.
  2. З. И. Баева  «Светлая гавань детства» Ростов – на- Дону, издательство РО ИПК и ПРО, 2006 год.
  3. В.В. Трошин «Занимательные дидактические материалы по математике», Москва ООО «Глобус», 2008 год.
  4. С.П. Кулешова «Букварь» РГПУ, 1998 год.
  5. Е.Ю.Сухаревская «Доноведение» рабочая тетрадь-2 класс Ростов-на-Дону: «ИздательствоБАРО-ПРЕСС», 2010 год.
    Программа развития мелкой моторики ведущей руки «Ласточка»

Программа состоит из нескольких этапов.

Актуальность программы I этапа:

 Первый этап.  Перед школой стоит проблема выравнивания стартовых возможностей дошкольников

  1. у 35–40% не развита мелкая моторика, у 60% – устная речь, у 70% первоклашек не сформировано умение организовать свою деятельность.

Цели:

  1. Необходимо выровнять предстартовые возможности будущих первоклассников.

Задачи:

• выявление и развитие у детей творческих способностей;

• развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;

• развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков;

• сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

• обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семье в подготовке к новой ситуации, возникающей при поступлении ребёнка в школу;

• психологическая подготовка ребёнка к последующему школьному обучению.

Способ реализации:

  1. Создание атмосферы комфортности, в которой заинтересованность ребенка будет достигаться за счет динамики и смены различных видов деятельности.
  2. Приоритетным в содержании обучения дошкольников будет являться индивидуальный подход, а также личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком.
  3. Занятия будут построены таким образом, чтобы оптимально сочетать занятия в игровой форме и отдых.
  4. Мы ориентированы на то, чтобы ребенок пошел в школу уверенными шагами, с высоко поднятой головой.

План работы программы развития мелкой моторики ведущей руки «Ласточка»

Сроки проведения – по субботам с октября по апрель (26 занятий*2=52 часа)

Время занятий – 2 урока по 30 минут, 10 минут перемена

Численность группы – 12 -15 человек

Программа – индивидуальная авторская

Программа интегрирована с технологией и ИЗО.

Организация образовательного процесса базируется на следующих принципах:

1. Личностно ориентированные принципы:

· Принцип адаптивности;

· Принцип развития;

· Принцип психологической комфортности

2. Культурно ориентировочные принципы:

· Принцип целостности содержания образования;

· Принцип смыслового отношения к миру;

· Принцип систематичности;

3. Деятельностно-ориентированные принципы

· Принцип обучения деятельности;

· Принцип опоры на предшествующее развитие;

Особенностью программы является:

1. развитие основных психологических функций детей (память, мышление, внимание, речь);

2. развитие познавательных навыков, необходимых будущему первокласснику;

3. развитие мелкой моторики ведущей руки;

     4. развитие координации движения и чувства ритма;

     5. эстетическое развитие;

6. развитие коммуникативных навыков;

     Ожидаемые результаты ориентированы на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.


Тематика проведения занятий:

Кол-во часов

тема

Цели и задачи

Умения и навыки

(технология, ИЗО)

Материалы и инструменты

Содержание

речь

моторика

2

Введение.

Выявление и развитие у детей творческих способностей.

Психологическая подготовка ребёнка к последующему обучению. Развитие коммуникативных навыков.

Познакомиться с учителем, сверстниками, письменными принадлежностями, печатным  пособием.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, листы писчей белой бумаги, линейка.

«Доброе слово»

Слышим повсюду мы снова и снова

Слово «пожалуйста», доброе слово.

Слово без крыльев по свету летает,

Взрослым и детям сердца согревает.

Потешка «Пальчик - мальчик»

Пальчик – мальчик где ты был? – 2 раза

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел. (со словами потешки дети должны как бы обращаться к большому пальцу; прикасаться кончиком, затем кончиком всех остальных пальцев, начиная с указательного.), комплекс пальчиковой гимнастики (КПГ№ 1)

2

Линии.  Оригами. Кот и пёс.

Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.

Обвести имеющиеся линии. Различать замкнутые и незамкнутые, прямые и другие линии. Изготовление изделия из бумаги способом сгибания с посторонней помощью.

Простой карандаш, печатное пособие, листы писчей белой бумаги, линейка.

Каждый день по утрам делаем зарядку

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать ,

Прыгать и скакать.

П «Белка»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью. Синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому. (со словами потешки дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого.), КПГ№ 2, ори «Пароход»- классическая модель.

2

Овалы.  Лепка. Цветок.

Развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;

Изготовление замкнутых линий в виде различных овалов из мягкого материала – пластилина, используя «колбаски».

Простой карандаш, печатное пособие, пластилин, стека, доска для лепки, салфетка.

Лёня шёл, шёл, шёл,

Зелёный камешек нашел.

Лёня шёл, шёл, шёл,

Белый камешек нашел.

Лёня шёл, шёл, шёл,

Синий  камешек нашел.

Лёня шёл, шёл, шёл,

Красный камешек нашел

И домой пришёл.

П «Мои пальчики»

Это пальчик хочет спать,

Это пальчик – прыг в кровать!

Это пальчик прикорнул,

Это пальчик уж заснул,

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди…

Встали пальчики. Ура!

В школу нам идти пора. (поднят левую ладонь к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Дети обращаются к большому пальцу, разгибая все пальчики), КПГ № 3

2

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;

Различать и выбирать нужную геометрическую фигуру по заданию.

Простой карандаш,  цветные карандаши, печатное пособие, альбом, линейка, цветная бумага, ножницы, клей.

Путаница:

Мама стирает сына в ванне.

Кошка моет котёнка.

Мама моет бельё в стиральной машине.

Девочка кладёт розы в вазу.

Мальчик ставит карандаш на стол.

Я накладываю в тарелку суп.

Папа кладёт тарелку в раковину.

Я ставлю рукавицы в карман.

Мама включает форточку.

Девочка открывает свет.

П «Ну-ка братцы, за работу

Ну-ка братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому – дрова нарубить.

Печи все – тебе топить,

А тебе – воду носить,

А тебе – обед варить.

А малышке песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять. (дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочерёдно разгибают все пальцы.) КПГ № 4

2

Штриховка.  Направление (вверх, вниз, вправо, влево).

Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.

Штрихование фигур в разных направлениях под диктовку и по образцу.

Простой карандаш, печатное пособие.

Найди ошибку:

Девочка ушиблась о камень.

Пол ударился о мячик.

Верёвочка прыгала через девочек.

Девочки прыгали через верёвочку.

Туча спряталась за солнце.

Солнце спряталось за тучу.

Составь свои пары предложений.

П «Про грибы»

1-2-3-4-5

Мы грибы идём искать.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик всё съел.

От того и потолстел. (со словами дети должны попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) КПГ№ 5

2

Цвет. Радуга.

Развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

Рисование радуги по образцу. Различать цвета и оттенки цвета. Познакомиться с понятием «тёплые» и «холодные» цвета, основные и смешанные цвета. Цвета в природе.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом.

 «100 логопедических игр» Издательский Дом «Нева» Санкт – Петербург «Олма - Пресс» Москва 2005 год. «Сказка про цвета»

 Стр: 192-196

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

1-2-3-4-5

Мы закончили считать. (пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок. Затем ритмично каются пальцев обеих рук  одновременно. Поочерёдно ритмично каются пальцев обеих рук, начиная с мизинца. Встряхнуть кистями рук , опущенными вниз.), КПГ № 6

2

Форма.

Развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

Обвести фигуру точно по пунктирной линии. Различать предметы и фигуры по форме. Найти соответствие  и закономерность между предметом и его формой. (мяч, солнце – круглые, картина, стол  - прямоугольные).

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие.

Вот на лавке мышка спит,

На полу паук молчит,

В паутине бьётся муха,

А в углу комар звенит.

На пеньке змея шипит,

На заборе жук жужжит,

В чистом поле лошадь скачет,

На болоте выпь кричит.

Машу вижу я в окне,

Белка спит в своём дупле,

На мосту сидит лягушка,

Бабка-ёжка – на метле.

П «Домик»

1-2-3-4-5

Вышли пальчики гулять.

1-2-3-4-5

В домик спрятались опять. (разжимаем пальцы из кулачка по одному, начиная с большого. Ритмично разжимаем все пальцы вместе. Сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца. Ритмично сжимаем все пальцы вместе), КПГ № 7

2

Размер. Шаблон.

Развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

Изготовление аппликации из различных плоских пуговиц по представлению.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, пуговицы.

У коровы Зорьки телёнок Черныш.

У кошки… котёнок…

У лошади… жеребёнок…

У козы… козлёнок…

У свиньи… поросёнок…

У овцы… ягнёнок…

У собаки… щенок…

У утки… утёнок…

У гусыни… гусёнок…

У курицы… цыплёнок…

П «Прятки»

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

Так головки убирали. (со словами дети должны сжимать и разжимать пальцы рук), КПГ № 8

2

Конструирование из геометрических фигур. Мозаика.

Развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

Изготовление различных форм из готовых геометрических фигур.

Виды  простейших геометрических фигур.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветная бумага, шаблон, ножницы, клей.

Найди лишнее слово:

Кофта, конь, юбка, брюки.

Грибы, малина, клубника, смородина.

Кактус, роза, гладиолус, сирень, дом.

Сапоги, тапочки, бант, ботинки, валенки.

Дятел, сазан, карп, щука.

П «Кошка и собака»

 Вышла кошечка вперёд,

К нам идёт, хвостом играет

Ей на встречу из ворот

Две собаки выбегают. (указательный и мизинец правой руки согнуты вверху, остальные пальцы прижаты к ладони, причём большой палец согнут сверху. Левой ладонью машем у основания правой кисти. Большие пальцы обеих рук вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук подняты вверх, остальные прямые пальцы соединены вместе.), КПГ № 9

2

Растения.  Квиллинг.

Развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;

Изготовление открытки с видом различных растений способом Квиллинг. Виды растений. Части растений. Ядовитые и лекарственные растения.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветная бумага, линейка, ножницы, клей, гербарий.

Руки подняли и показали:

Это деревья в лесу.

Руки нагнули,

Кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В сторону руки,

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут,

Тоже покажем:

Крылья сложим назад.

П «Алые цветы»

Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают. (ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно раскрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания «головкой цветка»), КПГ № 10

2

Овощи.

Развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;

Изготовление панно из семян различных растений, опираясь на опыт. Понятие – овощи. Отличие от других растений. Значение овощей в жизни животных и человека.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, семена, клей, альбом.

Огород

К нам пришёл на огород

Помидор, морковь, горох.

Прибежали огурцы,

Озорные молодцы.

Овощи пустились в путь.

С «О» писать их на забудь!

П «Засолка капусты»

Мы капусту рубим,

Мы капусту трём,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмём. (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз. Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя. Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки. Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.), КПГ № 1

2

Фрукты.

Развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;

Изготовление карточки с изображением разных фруктов, используя технику аппликации из цветного песка. Понятие – фрукты. Отличие от других растений. Значение фруктов в жизни животных и человека.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, цветной песок, клей, альбом.

Урожай большой собрали,

Впрок готовить фрукты стали.

Много нынче всем хлопот –

Варим на зиму …(компот).

П «Апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура! (со словами потешки дети должны, начиная с мизинца, попеременно сгибать все пальцы), КПГ № 2

2

Ягоды.

Развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;

Разукрашивание в разных направлениях. Понятие – ягоды. Отличие от других растений. Значение ягод в жизни животных и человека.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие.

Помоги Зайке сделать сок:

Образец: сок из яблок – яблочный.

Сок из земляники –

Сок из ежевики –

Сок из клюквы –

Сок из брусники –

Сок из черники –

Сок из калины –

Сок из земляники –

Сок из морошки –

Сок из крыжовника – крыжовенный.

Сок из винограда –

Сок из облепихи–

П «Дождик»

Дождик песенку поёт.

Только кто её поймёт?

Не пойму ни я, ни ты,

Но зато поймут цветы,

И зелёная трава,

И весенняя листва.

Лучше всех поймёт зерно,

 Прорастать начнёт оно. (Пальцы постукивают по столу, сначала медленно, затем всё быстрее. Пальцы барабанят быстро – быстро – ливень! Пальцы стучат медленнее и медленнее, останавливаются.), КПГ № 3

2

Натюрморт.

Развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;

Изготовление картины из рваной цветной бумаги с натуры.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветная бумага, клей.

Вежливость.

Танюшу мама в школу провожала.

- Будь вежливой со всеми, - мать сказала.

Ведь только тот, кто добр и вежлив к людям,

Всегда счастливым человеком будет.

А вежливость ничем не заменить, она умеет чудеса творить,

Она умеет боль стирать на лицах.

И с нею лучше с детства подружиться.

П «Скакалочка»

 Я скачу, я верчу

Новую скакалочку.

Захочу, обскачу

Галю и Наталку.

Ну-ка раз, ну-ка два

Посреди дорожки,

Да бегом, с ветерком,

Да на правой ножке. (Обе ладони сжаты в кулак, большие пальцы подняты вверх. Дети должны делать круговые вращения большими пальцами ритмично, с большой амплитудой движения то в одну, то в другую сторону.), КПГ № 4

2

Животные.

Развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;

Изготовление каркаса животного из гибкой проволоки по аналогии. Виды животных. Необходимые условия для жизни животных.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие. Изолированная проволока, ножницы.

Медвежата в чаще жили.

Головой своей кружили.

Вот так – вот так –

Головой своей кружили.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали,

Вот так – вот так –

Дружно дерево качали.

 Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,

Вот так – вот так –

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Вот так – вот так –

Выше лапы поднимали.

П «Сорока - белобока»

Сорока – белобока

На порог скакала,

Гостей созывала,

Кашу варила,

Деток кормила:

Тому дала, - 4 раза

А этому не дала:

Ты дров не рубил,

Воды не носил,

Каши не варил,

Сиди голодный. (при произнесении текста ребёнок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой руки, на словах «Этому дала» сгибает поочерёдно каждый палец руки, кроме мизинца), КПГ № 5

2

Транспорт.  Объёмное моделирование.

Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.

Изготовление машинки из спичечных коробков по образцу с помощью алгоритма. Правила техники безопасности при работе с разными материалами. Виды транспорта. Правила пользования общественным транспортом и поведение на дорогах «Я - пешеход».

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветной картон, шаблон, ножницы, клей, спичечные коробки.

Эй, лошадки, все за мной!

Поспешим на водопой.

Вот холодная вода. Пейте!

Хороша водица!

Постучим копытцем!

Эй, лошадки, все за мной!

Поскакали мы домой

Гоп-гоп! - 2 раза

П «Прогулка»

Пошли пальчики гулять.

А вторые догонять.

Третьи пальчики бегом.

А четвёртые пешком,

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал. (пальцы обеих рук сжаты в кулак, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу. Ритмичные движения по столу указательными пальцами. Движение средних пальцев в быстром темпе. Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола. Ритмичное касание поверхности стола обеими мизинцами. Хлопок обеими руками, сжатыми в кулак, по поверхности стола), КПГ № 6

2

Русский фольклор.

Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.

Различать стихи, сказки, пословицы, загадки на слух по явным признакам.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие.

Аккуратность (точность) – вежливость королей.

Азбука наука, а ребятам бука (мука).

Аппетит приходит во время еды.

Беды мучат, да уму учат.

Без копейки рубля не бывает.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Береги платье снову, а честь смолоду.

П «Сороконожки»

Две сороконожки

Бежали по дорожке.

Всё бежали и бежали,

Всё друг дружку догоняли.

Как друг дружечку догнали,

Так друг дружечку обняли.

Так друг дружечку обняли,

Что едва мы их разняли! (руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, затем по плечу другой руки и сцепляются в крепкий замок на затылке. При последних словах игры дети разнимают руки.), КПГ № 7

2

Герои русских сказок.  Маски.

Развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;

Изготавливать  элементарные маски по образцу и самостоятельно. Определять героев русских сказок по памяти, используя отличительные признаки.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветная бумага, белый  картон, шаблон, ножницы, клей.

Поработали мы дружно,

А теперь поспать нам нужно.

Тише, тише! Тишина

В нашу комнату пришла.

Деткам снится сладкий сон,

Нравится ребятам он,

Про зефир, про мармелад,

И про вкусный шоколад,

Про конфеты, про печенье, про торты и про печенье.

Добрый Гена Крокодил

Всех на праздник пригласил.

Он детишек угощает

И на праздник приглашает.

П «Коза и козлёночек»

Идет коз рогатая,

Идет коза бодатая.

К ней козлёночек спешит,

Колокольчиком звенит. (указательный палец и мизинец – вверху, остальные прижаты к ладони, причём согнутый большой палец сверху. Указательный и безымянный пальцы – вверху, остальные прижать к ладони. Пальцы соединены в щепотку, опущены вниз), КПГ № 8

2

Народные приметы.

Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.

Запомнить несколько примет, связанных с погодой.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие.

Выпал беленький снежок.

Соберёмся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех.

Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся,

Снег, снег, белый снег,

Мчимся мы быстрее всех.

Мы из снега ком слепили,

Снег, снег, белый снег,

Мчимся мы быстрее всех.

Дети к вечеру устали,

Все домой повозвращались.

П «Птички»

Птички полетели,

Крыльями махали,

На деревья сели.

Вместе отдыхали. (Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы. Махи ладонями с широко раскрытыми пальцами. Руки вверх, все пальцы широко расставить.  Большой палец согнуть в горизонтальное положение. Сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.),КПГ№ 9

2

Ритм.  Чистоговорки.

Развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;

Научиться ритмично, хором говорить и продолжать чистоговорки, используя рифмы. Составлять чистоговорки по образцу. Продолжать рифмованные фразы.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие.

Ра, ра, ра – начинается игра.

Ро, ро, ро -  купим новое ведро.

Ру, ру, ру – продолжаем мы игру.

Ри, ри, ри – на дереве – снегири.

Ры, ры, ры – у меня – шары.

Ты, ты, ты – купите маме цветы….

П «Зайцы»

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка другой. (указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные выпрямить и соединить. Ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены. Ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены. Указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные выпрямить и соединить.), КПГ № 10

2

Композиция.

Развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;

Изготовление панно из частей различных открыток или картинок, используя композиционное соответствие по представлению. Находить соответствие между предметами и признаками, предметами и действиями.  Познакомить с разными профессиями.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветная бумага, открытки, картинки, ножницы, клей.

Дополни предложение:

У собака в миске всегда лежит…

Ко мне на улице обратился …

Во дворе весело играли…

У духов приятный …

На море начинается…

Добрые дела и чудеса творят…

Меня вылечил… (врач)

Носильщик с трудом несёт…

Наш пёс – большой забияка, …

Кто приносит почту?

Кто играет на скрипке?

Кто дрессирует?

П «В гости»

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому.

Указательный и средний.

Безымянный и последний,

Сам мизинчик – малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя. (выставляют вверх большие пальцы. Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук. Поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы. Кулаки стучат друг о дружку. Ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках.), КПГ № 1

2

Наскальные изображения.

Развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;

Изготовление панно с наскальными рисунками, используя трафарет и технику плоской лепки. История возникновения наскальных рисунков. Виды наскальных рисунков и их значение в жизни древнего человека.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, пластилин, стека, доска для лепки, плотный картон, салфетки.

1-2-3-4

Дело было в древнем мире.

Поднимая тумбы – ноги,

Шёл без тропки, без дороги

Через древние леса

Древний ящер – динозавр.

Шёл, задумавшись, и вдруг

Услыхал какой-то звук.

Поднял мрачные глаза

Прямо к небу динозавр:

Из-под самой тёмной тучи

Тоже ящер, но… летучий

Закричал ему:

- Привет!

– Нет, тебе привета нет!

Кто летает – мне не друг!

Ты ж не бабочка, не жук.

И ужимками своими

Ты моё позоришь имя.

Что за бред – летучий ящер!

Видно, ты не настоящий!

П «Замок»

На двери весит замок.

Кто открыть его бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли! (ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок. Пальцы сплетены в замок, руки тянутся в разные стороны. Движения сцепленными пальцами от себя к себе. Пальцы сцеплены, основания ладони стучат друг о друга. Пальцы расцепляются, ладони в сторону. , КПГ № 2)

2

Моя семья.  Фотоальбом, автопортрет.

Развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;

Изготовление семейного альбома – раскладушки для фотографий или рисунков по образцу, используя шаблон – чертёж. История возникновения фамилии людей. Моё семейное древо.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветная бумага, белый  картон, шаблон, ножницы, клей, фотографии.

Там, где холод, снег, да льды

Жили дружно пингвины,

Пингвиниха – мама, папа

И детишки – пингвинята.

Пингвинята букв не знали,

Не читали, не писали.

Чтобы грамотными стали,

В школу пингвинят отдали.

Пингвинята все учились,

Все старались, не ленились.

А сегодня к вам пришли

И заданье принесли.

Если правильно решите,

В Антарктиду полетите

У пингвинов погостить

И семейство навестить.

П «Это пальчик»

Это пальчик – дедушка,

Это пальчик – бабушка,

Это пальчик – папочка,

Это пальчик – мамочка,

Это пальчик – я! (детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулак, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца) ПКГ№3

2

Фигуры одним росчерком.

Развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

Нарисовать фигуру одним росчерком, не отрывая карандаша от бумаги, не делая никаких лишних штрихов и не проводя дважды не одной линии.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие.

Тихо летят

Паутинные нити.

Солнце горит

 На оконном стекле…

Что-то я делал не так?

Извините:

Жил я впервые

На этой Земле.

Я её только теперь ощущаю.

К ней припадаю,

И ею клянусь,

И по-другому

Прожить обещаю,

Если вернусь…

Но ведь я не вернусь!

П «Дом и ворота»

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем. (пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончиками одноименных пальцев. Большие пальцы обеих рук – вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе; кончики средних соприкасаются. Ладони поворачиваются параллельно друг другу. Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются кончики одноименных пальцев.), КПГ № 4

2

Задачи со спичками.

Развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

Переложите 3 спички так, чтобы получилось 3 квадрата.  

         

             

                                                                                                                                                                                           

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, струженные спички.

Доброе слово.

Слышим повсюду мы снова и снова

Слово «ПОЖАЛУЙСТА», доброе слово.

Слово без крыльев по свету летает,

Взрослым и детям сердца согревает.

КПГ № 5

2

Итоговое занятие.  Творческая работа.

Развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности;

КТД

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветная бумага, белый  картон, шаблон, ножницы, клей, верёвка или плотные нити, цветной песок.

Добрый совет.

Мама быстро выполняла

Все дочуркины «Хочу».

За обедом дочь сказала:

- Больше кушать не хочу.

Посмотрел с улыбкой папа

На оставшийся обед

И своей дочурке малой

Тут же добрый дал совет:

- В мире слов запомни, Вика,

Средь привычных «да» и «нет»

Есть волшебное – «СПАСИБО»,

И оно, как солнца свет.

В нём немало добрых граней,

Чудеса оно творит,

В садик, в школу, на гулянье

Ты его с собой бери.

П «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне.

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и терпение

Дружно дают под землёй корешки. (Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами вместе – врозь. Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижат друг к другу, пальцы развести), КПГ № 6


Актуальность II этапа программы:

 Второй этап.  Преемственность дошкольного и школьного образования.

Цели:

  1. Необходимо выровнять возможности первоклассников.

Задачи:

• выявление и развитие у детей творческих способностей;

• развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

• развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков;

• сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

• обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи;

• психологическая подготовка ребёнка к последующему школьному обучению.

Способ реализации:

  1. Создание атмосферы комфортности, в которой заинтересованность ребенка будет достигаться за счет динамики и смены различных видов деятельности.
  2. Приоритетным в содержании обучения младших школьников будет являться индивидуальный подход, а также личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком.
  3. Занятия будут построены таким образом, чтобы оптимально сочетать занятия в игровой форме и отдых.
  4. Мы ориентированы на то, чтобы ребенок  шел уверенными шагами, с высоко поднятой головой.

План работы II этапа

программы развития мелкой моторики ведущей руки «Варежка»

Сроки проведения – 34 занятия*2=68 часов

Время занятий – 2 урока по 30 минут, один раз в неделю.

Численность группы – 12 -15 человек

Программа – индивидуальная авторская

Программа интегрирована с технологией и ИЗО.

Организация образовательного процесса базируется на следующих принципах:

1. Личностно ориентированные принципы:

· Принцип адаптивности;

· Принцип развития;

· Принцип психологической комфортности

2. Культурно ориентировочные принципы:

· Принцип целостности содержания образования;

· Принцип смыслового отношения к миру;

· Принцип систематичности;

3. Деятельностно-ориентированные принципы

· Принцип обучения деятельности;

· Принцип опоры на предшествующее развитие;

Особенностью программы является:

1. развитие основных психологических функций детей (память, мышление, внимание, речь);

2. развитие познавательных навыков, необходимых первокласснику;

3. развитие мелкой моторики ведущей руки;

     4. развитие координации движения и чувства ритма;

     5. эстетическое развитие;

6. развитие коммуникативных навыков;

     Ожидаемые результаты ориентированы на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.


Тематика проведения занятий:

Кол-во часов

тема

Цели и задачи

Умения и навыки

(технология, ИЗО)

Материалы и инструменты

Содержание

речь

моторика

2

Введение.

Выявление и развитие у детей творческих способностей.

Психологическая подготовка ребёнка к последующему обучению. Развитие коммуникативных навыков.

Познакомиться с учителем, сверстниками, письменными принадлежностями, печатным  пособием.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, листы писчей белой бумаги, линейка.

В лесу осиновом

Дрожат осинки,

Срывает ветер

С осин косынки.

Сгибание бумаги. Аппликация из обрывной бумаги. Листопад.

2

Линии.  Оригами. Кораблик.

Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.

Обвести имеющиеся линии. Различать замкнутые и незамкнутые, прямые и другие линии. Изготовление изделия из бумаги способом сгибания с посторонней помощью.

Простой карандаш, печатное пособие, листы писчей белой бумаги, линейка.

По реке плывет кораблик.

Он плывёт издалека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты!

Оригами. Кораблик.

2

Линии.  Оригами. Корзинка.

Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.

Обвести имеющиеся линии. Различать замкнутые и незамкнутые, прямые и другие линии. Изготовление изделия из бумаги способом сгибания с посторонней помощью.

Простой карандаш, печатное пособие, листы писчей белой бумаги, линейка.

Лишь солнце опустит свой ласковый взор

На землю к долинам и рекам,

Как вмиг огласятся, и школа и двор

Ребячьим заливистым смехом.

Оригами. Корзинка.

2

Линии.  Оригами. Кукла.

Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.

Обвести имеющиеся линии. Различать замкнутые и незамкнутые, прямые и другие линии. Изготовление изделия из бумаги способом сгибания с посторонней помощью.

Простой карандаш, печатное пособие, листы писчей белой бумаги, линейка.

Избалована болонка,

Извертелась собаченка.

Сколько шерсти,

Сколько злости

При таком ничтожном росте!

Оригами. Кукла.

2

Линии.  Оригами. Лягушка.

Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.

Обвести имеющиеся линии. Различать замкнутые и незамкнутые, прямые и другие линии. Изготовление изделия из бумаги способом сгибания с посторонней помощью.

Простой карандаш, печатное пособие, листы писчей белой бумаги, линейка.

Удивительный ребёнок!

Только вышел из пелёнок

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (утёнок)

Оригами. Лягушка.

2

Овалы.  Лепка. Скульптура. Фрукты.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Изготовление замкнутых линий в виде различных овалов из мягкого материала – пластилина, используя «колбаски», «шарики».

Простой карандаш, печатное пособие, пластилин, стека, доска для лепки, салфетка.

Сколько запахов у лета!

Сладкий – липового цвета,

Горький – листьев тополиных,

Нежный, еле уловимый –

Запах зреющей малины.

Скульптура. Лепка. Фрукты.

2

Овалы. Плоская  лепка. Овощи.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Изготовление замкнутых линий в виде различных овалов из мягкого материала – пластилина, используя «колбаски», «шарики».

Простой карандаш, печатное пособие, пластилин, стека, доска для лепки, салфетка.

На обеду нас окрошка.

С огурцом, яйцом, картошкой.

На второе и десерт –

Овощной салат, омлет

И ореховый рулет.

Плоская лепка. Овощи.

2

Овалы.  Лепка. Скульптура. Ягоды.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Изготовление замкнутых линий в виде различных овалов из мягкого материала – пластилина, используя «колбаски», «шарики».

Простой карандаш, печатное пособие, пластилин, стека, доска для лепки, салфетка.

Я на розу так похож,

Разве что не так хорош.

Но зато плоды

Всем пригодны для еды. (шиповник)

Лепка. Ягоды.

2

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Различать и выбирать нужную геометрическую фигуру по заданию. Сборка деталей по образцу.

Простой карандаш,  цветные карандаши, печатное пособие, альбом, линейка, цветная бумага, ножницы, клей.

Плыли по небу тучки.

Тучек – четыре штучки:

От первой до третьей – люди,

Четвёртая была – верблюдик.

2

Штриховка.  Направление (вверх, вниз).

Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.

Штрихование фигур в разных направлениях под диктовку и по образцу.

Простой карандаш, печатное пособие.

В поле травы хороши,

А на речке камыши.

Мимо поля, мимо ржи

Шли колючие ежи.

2

Штриховка.  Направление (вправо, влево).

Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.

Штрихование фигур в разных направлениях под диктовку и по образцу.

Простой карандаш, печатное пособие.

Т-Т-Т- стучат колёса трамвая.

Ж-Ж-Ж- заводят мотор автомобиля.

Л-Л-Л- пролетел самолёт.

Шш-шш- шуршит трава под ногами.

Ввв- свистит ветер.

2

Штриховка.  Направление (петли).

Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.

Штрихование фигур в разных направлениях под диктовку и по образцу.

Простой карандаш, печатное пособие.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

2

Штриховка.  Направление (петли).

Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.

Штрихование фигур в разных направлениях под диктовку и по образцу.

Простой карандаш, печатное пособие.

Огорчённая сорока

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой.

2

Форма.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

Обвести фигуру точно по пунктирной линии. Различать предметы и фигуры по форме. Найти соответствие  и закономерность между предметом и его формой. (мяч, солнце – круглые, картина, стол  - прямоугольные).

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие.

Главный наш источник света

Дарит жизнь зимой и летом,

Согревает нас всегда

Солнце – яркая… (звезда)

2

Размер. Шаблон.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

Изготовление аппликации из различных плоских пуговиц по представлению.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, пуговицы, ракушки, камни.

Лежала меж ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонько лежала,

Потом вдруг убежала. (ёж)

2

Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Домашние животные.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

Изготовление различных форм из готовых геометрических фигур.

Виды  простейших геометрических фигур.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветная бумага, шаблон, ножницы, клей.

В дверь вошло животное,

До того голодное:

Съело веник и метлу,

Съело коврик на полу,

Занавески на окне

И картину на стене,

Со стола слизало справку

И опять пошло на травку. (коза)

2

Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Птицы.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

Изготовление различных форм из готовых геометрических фигур.

Виды  простейших геометрических фигур.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветная бумага, шаблон, ножницы, клей.

Её глазава, как фонари,

В ночи охоту начинает,

Увидит утром свет зари –

На ветке сидя, засыпает.

Из перьев крылья, клюв-крючок,

Большая голова.

Кто спит, усевшись на сучёк?

Охотница – сова.

2

Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Насекомые.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

Изготовление различных форм из готовых геометрических фигур.

Виды  простейших геометрических фигур.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветная бумага, шаблон, ножницы, клей.

С ветки на тропинку,

С травинки на былинку

Прыгает пружинка –

Зелёная спинка. (кузнечик)

2

Растения.  Квиллинг.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Изготовление открытки с видом различных растений способом Квиллинг. Виды растений. Части растений. Ядовитые и лекарственные растения.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветная бумага, линейка, ножницы, клей, гербарий.

Острой секирой

Ранена берёза;

По коре серебристой

 Покатились слёзы.

Ты не плачь, берёза,

Бедная, не сетуй:

Рана не смертельна,

Вылечишься к лету.

Квиллинг. Цветы.

2

Звери (обитатели леса).

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Изготовление каркаса животного из гибкой проволоки по аналогии. Виды животных. Необходимые условия для жизни животных.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие. Изолированная проволока, ножницы.

Бегают в лесу и в поле,

Плавают в реке и в море,

Могут прыгать и летать

И друзьями могут стать.

Ну, а в городе большом

Зоопарк – их главный дом. (животные)

2

Русский фольклор.

Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.

Различать стихи, сказки, пословицы, загадки на слух по явным признакам.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие.

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе – на земле

Жил старик в одном селе.

Выпал беленький снежок.

Соберёмся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех.

Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся,

Снег, снег, белый снег,

Куклы вышли лучше всех.

(дети медленно поднимают руки и медленно опускают их, подражая падающему снегу. Шагают медленно, руки согнуты в локтях и сжаты в кулаки, как будто держат палки от лыж. Наклоняются и показывают как лепят куклы.)

2

Русский фольклор.

Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.

Различать стихи, сказки, пословицы, загадки на слух по явным признакам.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие.

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит.

Петушки  распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно пёрышек лишиться.

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

2

Мой город Фотоальбом.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Изготовление альбома – раскладушки для фотографий или рисунков по образцу, используя шаблон – чертёж. История родного города и его героев.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветная бумага, белый  картон, шаблон, ножницы, клей, фотографии.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать…

Мне, друзья, дороже нет на свете,

Этого степного городка,

Где лесной прохладой дышит ветер.

С юга нагоняя облака.

Где в июне мятой пахнут травы

И под звездной крышею ночей

Шепчутся задонские дубравы

О далёкой юности моей.

Говорят не зря в народе нашем,

Что Батайск – «ворота на Кавказ».

Годы шли, и с каждым годом краше,

Цветёт Батайск и радует наш глаз.

2

Мой город Фотоальбом.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Изготовление альбома – раскладушки для фотографий или рисунков по образцу, используя шаблон – чертёж. История родного города и его героев.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветная бумага, белый  картон, шаблон, ножницы, клей, фотографии.

Люблю Отчизну я, но странною любовью!..

Но я люблю – за что, не знаю сам, -

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям…

2

Безопасный  город,  светофор.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Изготовление альбома – раскладушки для фотографий или рисунков по образцу, используя шаблон – чертёж. История родного города и его героев.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветная бумага, белый  картон, шаблон, ножницы, клей.

Где право, где лево.

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево, понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и полы подметал.

«ПОБЕДА!» - раздался ликующий крик.

Где право, где лево, узнал ученик.

2

Фигуры одним росчерком.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

Нарисовать фигуру одним росчерком, не отрывая карандаша от бумаги, не делая никаких лишних штрихов и не проводя дважды не одной линии.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие.

2

Фигуры одним росчерком.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

Нарисовать фигуру одним росчерком, не отрывая карандаша от бумаги, не делая никаких лишних штрихов и не проводя дважды не одной линии.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие.

2

Фигуры одним росчерком.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

Нарисовать фигуру одним росчерком, не отрывая карандаша от бумаги, не делая никаких лишних штрихов и не проводя дважды не одной линии.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие.

2

Фигуры одним росчерком.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи.

Нарисовать фигуру одним росчерком, не отрывая карандаша от бумаги, не делая никаких лишних штрихов и не проводя дважды не одной линии.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие.

2

Задачи со спичками.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

 Из 10 спичек сложены 3 квадрата. Отними 1 спичку и сделай из оставшихся спичек один квадрат и два ромба.

             

                                                                                                                                                                                           

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, струженные спички.

2

Задачи со спичками.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

В фигуре, изображенной на рисунке, уберите 2 спички так, чтобы осталось 2 квадрата.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, струженные спички.

2

Задачи со спичками.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

В фигуре, изображенной на рисунке, убрать 5 спичек так, чтобы осталось 5 треугольников (два решения.)

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, струженные спички.

2

Задачи со спичками.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

  Из 10 спичек составлены 3 квадрата. Одна спичка удаляется, а из остальных 9 спичек требуется составить три равных четырёхугольника.        

 

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, струженные спички.

2

Итоговое занятие.  Творческая работа. Панно.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

КТД

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветная бумага, белый  картон, шаблон, ножницы, клей, верёвка или плотные нити, цветной песок.

Прекрасна земля и весной, и зимой,

Осенней пороюи летом,

Где плещется Дон величавой волной,

Где бездна волшебного света!


Актуальность III этапа программы:

 Второй этап.  Преемственность школьного образования.

Цели:

  1. Корректировать развитие мелкой моторики ведущей руки младших школьников, углубляя понятия и усложняя задания.

Задачи:

• развитие у детей творческих способностей;

• развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

• развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков;

• сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

• обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи;

• психологическая подготовка ребёнка к последующему школьному обучению.

Способ реализации:

  1. Создание атмосферы комфортности, в которой заинтересованность ребенка будет достигаться за счет динамики и смены различных видов деятельности.
  2. Приоритетным в содержании обучения младших школьников будет являться индивидуальный подход, а также личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком.
  3. Занятия будут построены таким образом, чтобы оптимально сочетать занятия в игровой форме и отдых.
  4. Мы ориентированы на то, чтобы ребенок  шел уверенными шагами, с высоко поднятой головой.

План работы III этапа

программы развития мелкой моторики ведущей руки «Варежка»

Сроки проведения – 34 занятия*2=68 часов

Время занятий – 2 урока по 30 минут, один раз в неделю.

Численность группы – 12 -15 человек

Программа – индивидуальная авторская

Программа интегрирована с технологией и ИЗО.

Организация образовательного процесса базируется на следующих принципах:

1. Личностно ориентированные принципы:

· Принцип адаптивности;

· Принцип развития;

· Принцип психологической комфортности

2. Культурно ориентировочные принципы:

· Принцип целостности содержания образования;

· Принцип смыслового отношения к миру;

· Принцип систематичности;

3. Деятельностно-ориентированные принципы

· Принцип обучения деятельности;

· Принцип опоры на предшествующее развитие;

Особенностью программы является:

1. развитие основных психологических функций детей (память, мышление, внимание, речь);

2. развитие познавательных навыков, необходимых первокласснику;

3. развитие мелкой моторики ведущей руки;

     4. развитие координации движения и чувства ритма;

     5. эстетическое развитие;

6. развитие коммуникативных навыков;

     Ожидаемые результаты ориентированы на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, умение работать самостоятельно, преобретение навыков самообслуживания.


Тематика проведения занятий:

Кол-во часов

тема

Цели и задачи

Умения и навыки

(технология, ИЗО)

Материалы и инструменты

Содержание

речь

моторика

2

Введение.

Развитие у детей творческих способностей, мотивации к творческой деятельности.

Психологическая подготовка ребёнка к последующему обучению. Развитие коммуникативных навыков.

План работы, виды материалов и инструментов на это учебный год. Изготовление «Тинграм» по образцу (рыбка).

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, листы писчей белой бумаги, линейка, ножницы, клей, цветная бумага, образцы, шаблоны.

2

Линии.  Оригами. Божья коровка.

Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.

Обвести имеющиеся линии. Различать замкнутые и незамкнутые, прямые и другие линии. Изготовление изделия из бумаги способом сгибания с посторонней помощью.

Простой карандаш, печатное пособие, листы писчей белой бумаги, линейка.

Оригами. Божья коровка.

2

Линии.  Оригами. Сорока - ворона.

Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.

Обвести имеющиеся линии. Различать замкнутые и незамкнутые, прямые и другие линии. Изготовление изделия из бумаги способом сгибания с посторонней помощью.

Простой карандаш, печатное пособие, листы писчей белой бумаги, линейка.

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой…

А уж в воздухе – вешние звоны,

Даже дух занялся у вороны…

Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вот желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки…

Это всё у вороны – игрушки,

И уже так-то ворона довольна,

Что весна и дышать ей привольно!..

Оригами. Сорока - ворона.

2

Линии.  Оригами классическая модель.

Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.

Обвести имеющиеся линии. Различать замкнутые и незамкнутые, прямые и другие линии. Изготовление изделия из бумаги способом сгибания с посторонней помощью.

Простой карандаш, печатное пособие, листы писчей белой бумаги, линейка.

Оригами классическая модель.

2

Линии.  Оригами. Парусник.

Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.

Обвести имеющиеся линии. Различать замкнутые и незамкнутые, прямые и другие линии. Изготовление изделия из бумаги способом сгибания с посторонней помощью.

Простой карандаш, печатное пособие, листы писчей белой бумаги, линейка.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

Оригами. Парусник.

2

Овалы.  Лепка.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Изготовление изделий в виде различных овалов из мягкого материала – пластилина, используя «колбаски», «шарики».

Простой карандаш, печатное пособие, пластилин, стека, доска для лепки, салфетка.

Зеленеют все опушки,

Зеленеет пруд.

А зелёные лягушки

Песенки поют…

Лепка по выбору.

2

Овалы.  Лепка.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Изготовление изделий в виде различных овалов из мягкого материала – пластилина, используя «колбаски», «шарики».

Простой карандаш, печатное пособие, пластилин, стека, доска для лепки, салфетка.

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля…

Лепка по памяти.

2

Овалы.  Лепка.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Изготовление изделий в виде различных овалов из мягкого материала – пластилина, используя «колбаски», «шарики».

Простой карандаш, печатное пособие, пластилин, стека, доска для лепки, салфетка.

Лепка по представлению.

2

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, ромб, пятиугольник, прямоугольник).

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Различать, выбирать и изготавливать нужную геометрическую фигуру по заданию.

Простой карандаш,  цветные карандаши, печатное пособие, альбом, линейка, цветная бумага, ножницы, клей.

2

Бисер. Плетение лепестков цветка.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Подбирать цвет бисера, размер проволоки. Работать

Бисер, проволока, ножницы.

Полем идешь – всё цветы да цветы,

В небо глядишь – с голубой высоты

Солнце смеётся…

Ликует природа!

Всюду приволье, покой и свобода…

Саша сбирала цветы полевые,

В детства любимые, сердцу родные,

Каждую травку соседних полей

Знала по имени…

Бисер. Плетение лепестков цветка.

2

Бисер. Плетение листьев  цветка.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Подбирать цвет бисера, размер проволоки. Работать по схеме, алгоритму.

Бисер, проволока, ножницы.

О степь! Люблю твою равнину,

И чистый воздух, и простор,

Твою безродную пустыню,

Твоих ковров живой узор,

Твои высокие курганы,

И золотистый твой песок,

И перелётный ветерок,

И серебристые туманы…

Бисер. Плетение листьев  цветка.

2

Бисер. Сборка цветка из лепестков, листьев и серединки.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Подбирать цвет бисера, размер проволоки. Работать по схеме, алгоритму.

Бисер, проволока, ножницы.

Бисер. Сборка цветка из лепестков, листьев и серединки.

2

Чеканка. Звезда.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Работать с мягким металлом и деревянными инструментами.

Фольга. Стеки.

Вверху одна

Горит звезда,

Мой ум она

Манит всегда,

Мои мечты

Она влечёт

И с высоты

Меня зовет…

Чеканка. Звезда.

2

Чеканка. Солнце.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Работать с мягким металлом и деревянными инструментами.

Фольга. Стеки.

Солнце жжет; перед грозою

Изменился моря вид:

Засверкал меж бирюзою

Изумруд и малахит…

Чеканка. Солнце.

2

Чеканка. Парусник.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Работать с мягким металлом и деревянными инструментами.

Фольга. Стеки.

Чеканка. Парусник.

2

Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Игрушки для малышей.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

Изготовление различных форм из готовых геометрических фигур.

Виды  простейших геометрических фигур.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветная бумага, шаблон, ножницы, клей.

Там котик усатый

По садику бродит,

А козлик рогатый

За котиком ходит;

И лапочкой котик

Помадит свой ротик;

А козлик седою

Трясёт бородою.

Мозаика. Игрушки для малышей.

2

Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Пейзаж.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

Изготовление различных форм из готовых геометрических фигур.

Виды  простейших геометрических фигур.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветная бумага, шаблон, ножницы, клей.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют…

Мозаика. Пейзаж (по выбору).

2

Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Космос. Ракета.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

Изготовление различных форм из готовых геометрических фигур.

Виды  простейших геометрических фигур.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветная бумага, шаблон, ножницы, клей.

Мозаика. Космос. Ракета.

2

Государственная символика.  Квиллинг. (мягкая пищевая фольга)

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Составление композиции из деталей одного цвета.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветная бумага, линейка, ножницы, клей.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

2

Государственная символика.  Квиллинг. (мягкая пищевая фольга)

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Составление композиции из деталей одного цвета.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие. Изолированная проволока, ножницы, фольга, клей, картон.

Повеяло черёмухой,

Проснулся соловей,

Уж песнью заливается

Он в зелени ветвей.

Учи меня, соловушко,

Искусству твоему!

Пусть песнь твою волшебную

Прочувствую, пойму….

2

Флористика. Панно. Композиция.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности; творческого мышления и пространственного представления.

Составление композиции из различных материалов, используя не более двух видов.

Фисташковые шкорки, рыбные кости, клей ПВА, фанера, кисти, гуашь.

Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей;

Они унылые мечтанья

Живее пробуждают час

Живее сладкого свиданья.

2

Мир казачества. Солёное тесто.

Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей.

Изготовление заготовок для композиции «Казаки Дона», «Игрушки».

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, солёное тесто, клеёнка, доска, стеки.

Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

2

Донской край – моя Отчизна. Солёное тесто.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Изготовление заготовок для композиции «Край родной – край Донской».

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветная бумага, белый  картон, шаблон, ножницы, клей, фотографии, солёное тесто, клеёнка, доска, стеки.

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

2

Православная культура. Текстиль.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Изготовление заготовок для композиции «Русь православная».

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветная бумага, белый  картон, шаблон, ножницы, клей, текстиль (обрезки ткани, нитки для вязания цветные) клеёнка, доска, стеки, фото.

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло:

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

2

Азбука здоровья. Тренировочные упражнения для глаз, спины.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности; укрепление физического и психологического здоровья.

Изготовление по шаблону трафарета для тренировки зрения.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветная бумага, белый  картон, шаблон, ножницы, клей.

2

Фигуры одним росчерком.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

Нарисовать фигуру одним росчерком, не отрывая карандаша от бумаги, не делая никаких лишних штрихов и не проводя дважды не одной линии.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие.

2

Фигуры одним росчерком.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

Нарисовать фигуру одним росчерком, не отрывая карандаша от бумаги, не делая никаких лишних штрихов и не проводя дважды не одной линии.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие.

2

Фигуры одним росчерком.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

Нарисовать фигуру одним росчерком, не отрывая карандаша от бумаги, не делая никаких лишних штрихов и не проводя дважды не одной линии.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие.

2

Фигуры одним росчерком.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи.

Нарисовать фигуру одним росчерком, не отрывая карандаша от бумаги, не делая никаких лишних штрихов и не проводя дважды не одной линии.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие.

2

Задачи со спичками.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

 В фигуре переложите 4 спички так, чтобы получилось 10 квадратов.

             

                                                                                                                                                                                           

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, струженные спички.

2

Задачи со спичками.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

В фигуре переложите 4 спички так, чтобы получилось 3 равных квадрата.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, струженные спички.

2

Задачи со спичками.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

В фигуре переложите 3 спички так, чтобы получилось 3 равных квадрата.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, струженные спички.

2

Задачи со спичками.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

Сохранение и укрепление здоровья ребёнка;

обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи

В фигуре переложите 4 спички так, чтобы получилось 2 равных квадрата.

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, струженные спички.

2

Итоговое занятие.  Творческая работа. Панно.

Развитие в школьниках инициативности и самостоятельности;

КТД

Простой карандаш, цветные карандаши, печатное пособие, альбом, цветная бумага, белый  картон, шаблон, ножницы, клей, верёвка или плотные нити, цветной песок.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющейся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Формирование и развитие речи учащихся с ЗПР в первом классе.

В классы с задержкой психического развития поступают дети с низким уровнем развития высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, пространственной ориентации), с нарушением звуко...

презентация на тему "Ведущий глаз, ведущее ухо, ведущая рука, ведущая нога."

Методика определения у ребёнка ведущих глаза, руки, уха и ноги. Это необходимо для адекватной оценки возможностей ребёнка и выявления скрытых заболеваний....

Программа дополнительного образования православно-театрального кружка «Истоки». Возраст учащихся 6,5-10лет. Период реализации 4 года.

Программа  ориентирована  на  работу  духовно-нравственной  направленности и православную тематику постановок и театрализованных  представлений. Тематическое планирование...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА "ОЧ-УМЕЛЫЕ РУЧКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-5 КЛАССОВ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Кружок «Оч-Умелые ручки»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПД.Кружок «Оч-Умелые ручки» имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитан на детей  8 ...

Рабочая программа по коррекции недостатков устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов, имеющих ФНР, ФФНР и ОНР

Рабочая программа отражает направления деятельности школьного логопеда. Содержит календарно-тематическое планирование  с указанием количества часов....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для 0 класса (дети с ОВЗ)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для 0 класса (дети с ОВЗ)...