АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА "ОЧ-УМЕЛЫЕ РУЧКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-5 КЛАССОВ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа по теме

Ионова Татьяна Александровна

Кружок «Оч-Умелые ручки»

Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПД.

Кружок «Оч-Умелые ручки» имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитан на детей  8 – 12 лет, то есть на 2-5 классы, предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Главной целью занятий кружка является развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, терпеливости, взаимопонимания, взаимовыручки.

Неотъемлемой частью кружка являются ручной труд, в процессе которого дети создают красивые и полезные поделки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нерехтская специальная (коррекционная) общеобразовательная,

школа – интернат VIII вида Костромской области»

Согласовано                                                                             Утверждаю        

Заместитель директора по ВР                                          Директор_________ /Кузьмина Т.В./

_____________/Смирнова С.С./                                        Приказ №________ от

«___» _____________ 2015 г.                                            «___» _____________ 2015 г.  

                                                                                     

                                                                                           

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 кружка «Оч-Умелые ручки»

для учащихся 2-5 классов

        Руководитель: Ионова Т.А.

                                                                                                                       воспитатель ГПД

г. Нерехта

Список учащихся, посещающих кружок:

1. Жданова Алена 5 класс

2. Ивакин Игорь 2 класс

3. Ивакин Николай 4 класс

4. Ивакина Виктория 5 класс

5. Кириллов Егор 2 класс

6. Пукаленко Виктор 3 класс

7. Савченкова Ольга 2 класс

8. Сухова Анастасия 2 класс

9. Фефилина Валентина 5 класс

Пояснительная записка

Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление,  практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.

Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое  и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.  Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью – это  самые распространенные виды декоративно – прикладного  искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно - прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая  состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру; позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов учащихся. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет  имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет  потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества. Программа рассчитана на обучение детей 8- 12 лет. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей

Программа кружка «Оч-Умелые ручки» рассчитана на детей  8 – 12 лет, то есть на 2-5 классы. Практические занятия составляют большую часть программы.

Цель программы:

  •  всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
  • создание условий для самореализации ученика в творчестве;
  • формирование практических трудовых навыков;
  • развитие индивидуальных творческих способностей.

Задачи программы:

Обучающие:

  • расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;
  • обучение приемам работы с инструментами;
  • обучение умению планирования своей работы;
  • обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
  • обучение приемам работы с различными материалами;
  • обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
  • развитие образного мышления и воображения, глазомера;  
  • развитие памяти, внимания, мышления, сенсорики, мелкой моторики рук;
  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;
  • обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к результатам труда;
  • воспитание трудолюбия, аккуратности, бережливости, усидчивости, целеустремлённости, терпения;
  • воспитание культуры общения, доброго отношения к товарищам, умения работать в коллективе;
  • развитие активности и самостоятельности;

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

Рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая,        индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты.

Ожидаемые результаты:

Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий. Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества, как на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков, оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение  своих умений и навыков.

Учебно – тематический план   кружка «Оч-Умелые ручки»

Раздел

Темы

Общее

кол-во

часов

В том числе

Дата проведения

Теоретич. часы

Практич.

часы

Раздел 1. Введение

1

Вводное занятие

Беседа. Знакомство с работой кружка.

ТБ при работе с инструментами

1

-

1

16.09

Раздел 2.Тематическое изготовление поделок

1

«В чудесном лесу»

Работа с природным материалом. Экскурсия на природу с целью сбора природного материала.

а) Аппликация из листьев

б) Поделки из шишек, семян деревьев, веток, пластилина

в) Рисунки на камнях

4

1

3

23.09

30.09

7.10

14.10

2

«Спичечные  мотивы»

Аппликация из спичек

Поделки из спичечных коробков

3

0,5

2,5

21.10

28.10

11.11

 3

«Бумажный город»

 

 a) Плоскостные композиции из бумаги. Объемная аппликация;

б) узоры из бумажных лент (квилинг);

в) бумажная мозаика;

г) оригами

8

2

6

18.11;25.11

2.12; 9.12

16.12;23.12

13.01;20.01

4

«Ниточная страна»

 

а) Виды ниток:

(хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические);

б) аппликация из нитяной крошки;

в) ниткопись (изонить)

6

1

3

2

1

0,5

0,5

-

5

0,5

2,5

2

27.01

3.02

10.02

17.02

24.02

2.03

9.03

5

«Остров ненужных вещей»

 

 Беседа.

а) карандашница;

б) соты с пчелами;

в) цветы

3

0.5

2,5

16.03

30.03

6.04

6

«Лебединое озеро»

 

Знакомство с новым материалом для детского творчества - яичной скорлупой.

 2

0,5

1,5 

13.04

20.04

7

«Лоскутной город»

 Аппликация из ткани (фетр)

2

0,5

1,5

27.04

4.05

8

«Кофейные фантазии»

Аппликация из кофейных зерен

2

0,5

1,5

11.05

18.05 

 ИТОГО:

   31

      6.5

    24.5

 

Содержание программы

Раздел 1. Введение (1 час)

Тема 1 . Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности (1 час)

Содержание: -формирование  навыков правильного поведения и безопасной работы на занятиях кружка;

-организация рабочего места;

- знакомство с правилами поведения и требования к воспитанникам;

- проведение инструктажа по ТБ,

- знакомство с правилами личной гигиены.

Раздел 2.Тематическое изготовление поделок (30 часов)

Тема 1 . «В чудесном лесу» (4 часа)

Работа с природным материалом. Экскурсия на природу с целью сбора природного материала.

а) Аппликация из листьев

б) Поделки из шишек, семян деревьев, веток, пластилина

в) Рисунки на камнях

Тема 2 . «Спичечные  мотивы» (3 часа)

Аппликация из спичек

Поделки из спичечных коробков

Тема 3 . «Бумажный город» (8 часов)

Виды работ из бумаги и картона.

Свойства бумаги (легко режется, мнется, хорошо склеивается)

 a) Плоскостные композиции из бумаги. Объемная аппликация;

б) узоры из бумажных лент (квилинг);

в) бумажная мозаика;

г) оригами

Тема 4 . «Ниточная страна» (6 часов)

 а) Виды ниток:

(хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические);

б) аппликация из нитяной крошки;

в) ниткопись (изонить).

Тема 5 . «Остров ненужных вещей» (3 часа)

Беседа о бросовом материале и его применении для изготовления поделок

а) карандашница;

б) соты с пчелами;

в) цветы

Тема 6 . «Лебединое озеро» (2часа)

Знакомство с новым материалом для детского творчества - яичной скорлупой. Изготовление панно, декорированное яичной скорлупой.

Тема 7 . «Лоскутной город» (2 часа)

Аппликация из ткани (фетр)

Тема 8 . «Кофейные фантазии» (2 часа)

Аппликация из кофейных зерен

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами
  • название и назначение материалов – бумага, ткань, солёное тесто, бисер …
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
  • правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
  • способы обработки различных материалов предусмотренных программой.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • бережно относиться к инструментам и материалам;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • самостоятельно изготовлять изделия по образцу  (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
  • экономно и рационально расходовать материалы;
  • контролировать правильность выполнения работы.

Методическое обеспечение программы:

  • Разработки игр, бесед, конкурсов, экскурсий;
  • дидактические материалы;
  • шаблоны открыток, декоративных элементов, копилка образцов;
  • презентации;
  • интернет ресурсы.

Литература для учителя.

1.  Н. В. кочеткова Мастерим игрушки сами»: образовательная программа и конспекты занятий – Волгоград: Учитель, 2010.

2. Н. А. Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — М.,1992.

3. Ю.Б.Гомозова .Калейдоскоп чудесных ремесел.М., 2005

4. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002

5. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999

6. Н.В.Дубровская. Аппликация из гофрированной бумаги. М., 2009

7. М Левина.365 веселых уроков труда. М., 2001

Литература для учащихся.

 1. Н. А.Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — Москва, 1992.

 2. А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.

 3. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002

 4. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999

 5. Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Хоровое пение»

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  «Хоровое пение»Автор:  Е.В. Жарова музыкально-хоровая школа «Радость»...

Аннотация к учебно-воспитательной рабочей программе группы продлённого дня для учащихся 1-4 классов на 2015-2016 учебный год.

Аннотация к учебно-воспитательной рабочей программегруппы продлённого дня для учащихся 1-4 классовна 2015-2016учебный год. Паспорт программы 1.1Наименование программыПрограмма Деятельности г...

План работы со слабоуспевающими учащимися в начальных классах на 2015- 2016 учебный год

Цель: принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся....

План работы по охране и укреплению здоровья учащихся в начальных классах на 2015- 2016 учебный год.

Цель: создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья школьников....

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ АППЛИКАЦИИ "ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Кружок геометрической аппликации «Волшебные фигурки»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПД.Кружок «Волшебные фигурки» ориентирован на работу с учащимися от 8 до 10 л...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАДУГА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 - 4 КЛАССОВ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Кружок «Радуга» ориентирована на работу с учащимися от 7 до 12 лет, направлена на духовно-нравственное развитие личности, представляет собой разработанный курс художественно-эстетического ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЫРЕЗАНКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 - 4 КЛАССОВ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Кружок «Вырезанка»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПДНаправление деятельности: «Декоративно-прикладное искусство»Кружок «Вырезанка» предназначен для р...