АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА ПО ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ АППЛИКАЦИИ "ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа (2 класс) по теме
Кружок геометрической аппликации «Волшебные фигурки»
Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПД.
Кружок «Волшебные фигурки» ориентирован на работу с учащимися от 8 до 10 лет.
Направление деятельности – художественно-эстетическое.
Одним из способов ознакомления с простейшими геометрическими понятиями в игровой форме является аппликация из геометрических фигур. Такое интересное и увлекательное занятие, как геометрическая аппликация, кроме познаний в математике, развивает у ребёнка практические навыки работы с ножницами, клеем и бумагой. А, как известно, развитие моторики детских пальчиков оказывает огромное положительное действие на центр речи. Также аппликация из геометрических фигур помогает разбудить у подрастающей личности художественное и пространственное восприятие мира, учит в сложном видеть составные части, а в крупном - более мелкое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нерехтская специальная (коррекционная) общеобразовательная,
школа – интернат VIII вида Костромской области»
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директора по ВР Директор_________ /Кузьмина Т.В./
_____________/Смирнова С.С./ Приказ №________ от
«___» _____________ 2015 г. «___» _____________ 2015 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
кружка по геометрической аппликации
«Волшебные фигурки»
для учащихся 2 класса
Руководитель: Ионова Т.А.
воспитатель ГПД
г. Нерехта
Список учащихся, посещающих кружок:
1.Воскресенский Артем
2.Ивакин Игорь
3.Истомин Арсений
4.Кириллов Егор
5.Коптева Полина
6.Потеева Александра
7.Россиус Виктория
8.Россиус Марина
9.Савченкова Ольга
10.Саков Никита
11.Сухова Анастасия
12.Хренов Кирилл
Пояснительная записка
Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз,
Сделать что-нибудь плохо уже не захочет.
В. Федоров
Аппликация из геометрических фигур – пожалуй, самый простой вид аппликации, для которого не нужно уметь красиво рисовать и задумываться над формой той или иной детали. Аппликация из геометрических фигур, как следует из названия, выполняется исключительно из вырезанных геометрических фигур – кругов, треугольников, полукругов, прямоугольников, трапеций, квадратов. Все детали вырезаются из цветной бумаги и приклеиваются к основе, которой может служить картон либо плотная бумага.
Аппликация из геометрических фигур может представлять собой абсолютно любые изображения – от животных до машин и домов. Что интересно, маленькие дети, которые уже выучили название основных геометрических фигур, отождествляют с ними многие вещи. Например, если Вы спросите у ребенка, какой формы дом, он наверняка ответит, что прямоугольной, а на вопрос «Какой формы голова обезьяны?», получите ответ «Круг». Исходя из упрощенных форм и создается обычно аппликация из геометрических фигур.
Еще одним плюсом выполнения аппликации из геометрических фигур является простота выполнения. Геометрические фигуры можно не рисовать самостоятельно, а обводить по шаблону, который есть, например, на обычной линейке. Теперь остается только вырезать фигуры и наклеить их на бумагу-основу.
Самой простой аппликацией из геометрических фигур является дом. Для его выполнения нужно немного деталей, и обычно дети представляют себе этот объем довольно хорошо. Дом состоит из квадрата, треугольной крыши, прямоугольников двери и окна, а также из вытянутого прямоугольника – печной трубы. Все это вырезается из бумаги и наклеивается на картон. Вот и все, аппликация готова.
Аппликация из геометрических фигур очень проста, но, тем не менее, интересна и познавательна. С помощью этой техники можно выполнять целые картины, которые будут ничуть не хуже других аппликаций.
Если ребенок маленький, то можно на основе нарисовать будущую аппликацию, чтобы ребенок понял, что у него должно получиться. Кроме того, в процессе выполнения такой аппликации, вы с ребенком закрепляете цвета и формы.
Если раньше детей отводили в первый класс без каких-либо учебных навыков, то сегодня первоклассник уже должен впервые переступать школьный порог с определёнными умениями и знаниями. И начинать готовить малыша к учёбе нужно заранее, пока он ещё является дошкольником. Конечно, замечательно, если занятия с малышами проходят в формах игр и развлечений.
Одним из способов ознакомления с простейшими геометрическими понятиями в игровой форме является аппликация из геометрических фигур. Такое интересное и увлекательное занятие, как геометрическая аппликация, кроме познаний в математике, развивает у ребёнка практические навыки работы с ножницами, клеем и бумагой. А, как известно, развитие моторики детских пальчиков оказывает огромное положительное действие на центр речи. Также аппликация из геометрических фигур помогает разбудить у подрастающей личности художественное и пространственное восприятие мира, учит в сложном видеть составные части, а в крупном - более мелкое.
Цель программы:
Расширение знаний об окружающем мире, развитие творческих способностей, воображения, логического мышления, художественного вкуса.
Основные задачи обучения геометрической аппликации следующие:
- Различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб)
- Знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания
- Знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм
- Развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа – на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге
- Составлять изображение предмета из отдельных частей
- Располагать предметы в сюжетной аппликации
- Вырезать фигуры по нарисованному контуру, наклеивать их на основу
Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы)
Информация о программе:
Программа «Волшебные фигурки» реализуется с сентября 2015 года.
Направление деятельности – художественно-эстетическое
Уровень освоения – короткосрочный (1 год)
Возрастной диапазон – 8 - 9 лет
Форма проведения: комбинированное занятие (игровая мотивация + теория + практическая часть)
Режим проведения: 1 раз в неделю (34 занятий в год) по 40 минут
Форма подведения итогов – выставки
Основные принципы программы:
- Доступность обучения
- Заинтересованность учащегося в данном виде деятельности
- Добровольность
- Учет возрастных особенностей
- Посильность выполняемых работ
- Осуществление индивидуального подхода
Основные задачи коррекционной работы:
- Развитие двигательных навыков, мелкой моторики рук
- Коррекция мышления, памяти, речи, зрительного восприятия
Основные методы обучения:
Словесные: беседа, инструкция, описание события
Наглядные: наблюдение, обследование предметов и явлений окружающего мира (зрительно, тактильно, на слух), т.е. организация чувственного опыта учащегося
Практические: организация детской деятельности
Диагностика:
В начале курса обучения проводится диагностическое занятие, направленное на выявление уже имеющихся у детей знаний, умений, навыков. В течение курса обучения проводится также промежуточная и конечная диагностика. Результаты диагностики позволяют скорректировать программу обучения.
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
- основные цвета спектра;
- основные геометрические фигуры;
-технику безопасности при работе с инструментами;
- виды аппликаций (предметная, сюжетная, декоративная);
Дети должны уметь:
- соблюдать технику безопасности;
- выполнять основные приёмы при аппликации из бумаги;
- составлять рисунок по эскизу;
- пользоваться ножницами;
- вырезать фигуры по нарисованному контуру;
- правильно наносить клей на бумагу;
- наклеивать фигуры на бумагу по образцу;
- составлять орнамент из геометрических фигур;
- составлять композицию;
- доводить работу до конца;
Формы подведения итогов реализации программы.
Итогом кружка должна стать выставка работ на родительском собрании, подарки родным к Новому году, 8 Марта и 23 февраля, участие в выставках детского творчества.
Тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводное занятие. ТБ при работе с ножницами «Консервируем огурцы и помидоры» | 1 | 15.09 |
2 | «Варим компот из вишни и сливы» | 1 | 22.09 |
3 | «Ежик и грибы» | 1 | 29.09 |
4 | «Улитка» | 1 | 6.10 |
5 | «Божья коровка» | 1 | 13.10 |
6 | «Неваляшка» | 1 | 20.10 |
7 | «Зайчик» | 1 | 27.10 |
8 | «Лягушка – квакушка» | 1 | 10.11 |
9 | «Мой дом» | 1 | 17.11 |
10 | «Рыбки в аквариуме» | 1 | 24.11 |
11 | «Веселые клоуны» | 1 | 1.12 |
12 | «Праздничные гирлянды» | 1 | 8.12 |
13 | «Елка новогодняя» | 1 | 15.12 |
14 | «Снеговик» | 1 | 22.12 |
15 | «Белка» | 1 | 12.01 |
16 | «Собака» | 1 | 19.01 |
17 | «Поросенок» | 1 | 26.01 |
18 | «Кошка» | 1 | 2.02 |
19 | «Лошадь» | 1 | 9.02 |
20 | «Козлик» | 1 | 16.02 |
21 | «Утенок» | 1 | 23.02 |
22 | «Букет для мамы» | 1 | 1.03 |
23 | «Грузовик» | 1 | 15.03 |
24 | «Ракета» | 1 | 29.03 |
25 | «Корабль» | 1 | 5.04 |
26 | «Самолет» | 1 | 12.04 |
27 | «Паровоз» | 1 | 19.04 |
28 | « Лев » | 1 | 26.04 |
29 | «Черепаха» | 1 | 3.05 |
30 | «Крокодил» | 1 | 10.05 |
31 | Итоговое занятие. Выставка работ учащихся. | 1 | 17.05 |
Содержание программы
№ | Тема занятия | Содержание |
1 | Вводное занятие. ТБ Консервируем огурцы и помидоры | Знакомство с геометрической аппликацией. Просмотр образцов. Организация рабочего места. Правила поведения и требования к воспитанникам. Инструктаж по ТБ. Правила личной гигиены. Начальная диагностика ЗУН. Обследование основных свойств овощей. Вырезание и наклеивание круглых и овальных форм в определенный контур (контур банки) |
2 | Варим компот из вишни и сливы | Обследование основных свойств ягод. Вырезание и наклеивание круглых и овальных форм в определенный контур (контур банки) |
3 | Ежик и грибы | Беседа о грибах (съедобные, несъедобные), рассматривание муляжей и иллюстраций. Вырезание геометрических фигур и составление изображения из частей, наклеивание на основу |
4 | Улитка | Вырезание и наклеивание разных по размеру круглых форм в определенной последовательности, дополняя их характерными деталями (глаза, рот, рожки) |
5 | Божья коровка | Беседа о насекомых. Вырезание и раскладывание геометрических форм на контурную основу, наклеивание |
6 | Неваляшка | Вырезание и наклеивание разных по размеру круглых форм в определенной последовательности, дополняя их характерными деталями (глаза, рот, нос) |
7 | Зайчик | Вырезание и раскладывание геометрических фигур в определенной последовательности на контурную основу, приклеивание, дорисовывание отдельных деталей (глаза, нос, рот, усы) |
8 | Лягушка - квакушка | Вырезание и раскладывание геометрических фигур в определенной последовательности на контурную основу, приклеивание, дорисовывание отдельных деталей (глаза, рот) |
9 | Мой дом | Вырезание и раскладывание геометрических фигур в определенной последовательности на контурную основу, приклеивание. |
10 | Рыбки в аквариуме | Беседа о рыбах. Изготовление коллективной аппликации, используя изученные геометрические формы |
11 | Веселые клоуны | Вырезание и раскладывание геометрических фигур в определенной последовательности на контурную основу, приклеивание, раскрашивание контурной основы |
12 | Праздничные гирлянды | Беседа о Новогоднем празднике. Вырезание и наклеивание круглых, овальных, треугольных и квадратных форм в определенной последовательности и чередованием по цвету. Коллективная аппликация |
13 | Елка новогодняя | Вырезание и наклеивание треугольных форм в определенной последовательности, дополняя их характерными деталями (бусы, гирлянда) |
14 | Снеговик | Вырезание и наклеивание разных по размеру круглых форм в определенной последовательности, дополняя их характерными деталями (глаза, рот, нос) |
15 | Белка | Беседа о диких животных. Вырезание и раскладывание геометрических фигур в определенной последовательности на контурную основу, приклеивание, дорисовывание отдельных деталей (глаза, рот) |
16 | Собака | Беседа о домашних животных. Вырезание и раскладывание геометрических фигур в определенной последовательности на контурную основу, приклеивание, дорисовывание отдельных деталей (глаза, нос, рот) |
17 | Поросенок | Беседа о домашних животных. Вырезание и раскладывание геометрических фигур в определенной последовательности на контурную основу, приклеивание, дорисовывание отдельных деталей (глаза, рот, пятачок, ножки) |
18 | Кошка | Беседа о домашних животных. Вырезание и раскладывание геометрических фигур в определенной последовательности на контурную основу, приклеивание, дорисовывание отдельных деталей (глаза, нос, рот, усы, коготки) |
19 | Лошадка | Беседа о домашних животных. Вырезание и раскладывание геометрических фигур в определенной последовательности на контурную основу, приклеивание, дорисовывание отдельных деталей (глаза, рот, нос, хвост, копыта) |
20 | Козлик | Беседа о домашних животных. Вырезание и раскладывание геометрических фигур в определенной последовательности на контурную основу, приклеивание, дорисовывание отдельных деталей (глаза, рот, нос, хвост, копыта) |
21 | Утенок | Вырезание и раскладывание геометрических фигур в определенной последовательности на контурную основу, приклеивание, дорисовывание отдельных деталей (глаза, перья) |
22 | Букет для мамы | Беседа о мамах, о подарке для мамы. Вырезание и составление букета из геометрических фигур, наклеивание на картонную основу |
23 | Грузовик | Беседа о видах транспортный средств передвижения. Вырезание и раскладывание геометрических форм на контурную основу, наклеивание |
24 | Ракета | Беседа о видах транспортный средств передвижения. Вырезание и раскладывание геометрических форм на контурную основу, наклеивание |
25 | Корабль | Беседа о видах транспортный средств передвижения. Вырезание и раскладывание геометрических форм на контурную основу, наклеивание |
26 | Самолет | Беседа о видах транспортный средств передвижения. Раскладывание геометрических форм на контурную основу, наклеивание |
27 | Паровоз | Беседа о видах транспортный средств передвижения. Вырезание и раскладывание геометрических форм на контурную основу, наклеивание |
28 | Лев | Беседа о животных. Вырезание геометрических фигур, раскладывание на контурную основу, наклеивание, дорисовывание мелких деталей (глаза, нос, усы, когти, хвост) |
29 | Черепаха | Беседа о земноводных. Вырезание и раскладывание геометрических форм на контурную основу, наклеивание, дорисовывание отдельных деталей (глаза, хвост) |
30 | Крокодил | Беседа о животных. Самостоятельное изготовление поделки, используя изученные геометрические формы |
31 | Итоговое занятие. Выставка работ учащихся. | Выставка детских работ по результатам учебного года. Диагностика ЗУН |
Методическое обеспечение программы:
- Разработки игр, бесед, конкурсов, экскурсий;
- дидактические материалы;
- шаблоны открыток, декоративных элементов, копилка образцов;
- презентации
Литература:
Соловьева Е.В. Геометрическая аппликация – Москва, Просвещение 2010
Петрова И.В. Объемная аппликация – 2007
Румянцева Е.Л. Аппликация – Мир книги 2010
Малышева А.Н. Аппликация в детском саду – Ярославль, Академия Холдинг 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/20/picture-23325-1526823377.jpg)
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Хоровое пение»
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Хоровое пение»Автор: Е.В. Жарова музыкально-хоровая школа «Радость»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/13/picture-848176-1479033594.jpg)
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КРУЖКА «ЧАС ИГРЫ»
Дополнительная образовательная программа «Час игры» имеет спортивную направленность и рассчитана на детей 7 лет. Срок обучения 1 год. Один час в неделю, в год 33 часа. Приём детей осуществляетс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-961184-1509882421.jpg)
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАДУГА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 - 4 КЛАССОВ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Кружок «Радуга» ориентирована на работу с учащимися от 7 до 12 лет, направлена на духовно-нравственное развитие личности, представляет собой разработанный курс художественно-эстетического ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-961184-1509882421.jpg)
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА "ОЧ-УМЕЛЫЕ РУЧКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-5 КЛАССОВ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Кружок «Оч-Умелые ручки»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПД.Кружок «Оч-Умелые ручки» имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитан на детей 8 ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-961184-1509882421.jpg)
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЫРЕЗАНКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 - 4 КЛАССОВ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Кружок «Вырезанка»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПДНаправление деятельности: «Декоративно-прикладное искусство»Кружок «Вырезанка» предназначен для р...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/19/picture-1039162-1526743109.jpg)
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования кружка «Аппликашка»
Адаптированная образовательная программа дополнительного образованиякружка «Аппликашка»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/19/picture-1039162-1526743109.jpg)
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования кружка «Город мастеров»
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования кружка «Город мастеров»...