«ППО – как один из способов формирования устной речи и трудовых навыков у школьников с недостатками слуха». Подготовила: Учитель начальных классов
статья (3 класс) по теме

 

Главной целью уроков ППО в школе глухих детей является:

  1. формирование устной речи детей с нарушениями слуха,
  2. формирование трудовых навыков у детей с нарушенным слухом,  реализация которых происходит в единстве на этих уроках, в связи с этим выдвигается следующее основное требование.

Урок ППО должен отвечать требованиям, которые предъявляются к уроку в школе глухих, но имеет свои особенности. Его структура зависит от этапа работы над конкретным изделием, это либо подготовка к работе (составление заявки, плана работы, отбор инструментов и материалов для работы), либо изготовление изделия (непосредственное выполнение работы), либо подведение итогов.

Тема уроков ППО определяется программой и формулируется: по названию изделия, которое будет изготавливаться и по виду деятельности. Например, «Летом в лесу» (аппликация); «Наша школа» (макет). На изготовление одного изделия уходит несколько часов, поэтому тема уроков будет одна и та же, а цель на каждый урок своя, и зависит от этапа, над которым идет работа по изготовлению изделия.

В зависимости от темы и цели урока, зависит и вид деятельности, который будет использован при изготовлении данного объекта.

        Используются следующие виды ППД, это – лепка, аппликация, моделирование, макетирование, работа с тканью и др.

ППО – как предмет у нас появился со 2 класса. И соответственно, первый вид деятельности, который был у нас – это была аппликация «Летом в лесу».

Проводя первые уроки, отметила для себя, что дети не могут оречевить свои действия, не могут даже назвать инструменты, которые используются для аппликации, хотя этот речевой материал изучался до этого детьми на уроках развития речи. Я стала искать пути решения данной проблемы. Изготовила плакат: «Инструменты для аппликации»,который помог, более эффективно, закрепить названия инструментов, помог при составлении заявки.  (Использовала табличку «для работы нужны инструменты…», перечисляли инструменты, называя их с опорой на плакат).

На сегодняшний день дети уже самостоятельно с небольшой моей помощью и с  опорой на плакат могут составить заявку для изготовления аппликации.

Затем по словесной и письменной инструкции дети учились выполнять поручения.  (Возьмите белый картон. Что сделали? Взяли белый картон и т.д.). Учились оречевлять свои действия.

  Работая с аппликацией  два года,  мы научились с помощью линейки делать разметку на листе бумаги, научились пользоваться циркулем при изготовлении макета часов. Научились технике работы с ножницами. (Ножницы держать параллельно столу, вырезать над столом, а не над полом, во время работы поворачивать бумагу, а не ножницы), а так же  учимся все действия оречевлять.

Приобретя небольшие трудовые навыки и небольшой словарь,  в 3 классе мы начали изготавливать более сложные работы. Альбомы,  панораму,  макеты, используя различный бросовый материал (коробки из – под чая, спичек, и т.п.),  природный материал,  бумагу, картон, клей. Учились правильно обворачивать коробки, обклеивать их, оречевляя и закрепляя при этом действия. (я вырезаю, я приклеиваю, я вырезал, я вырезала….)

 ( Мы сделали такие макеты как: «Город», «Село», «Шоссейная дорога», «Железная дорога», панораму  «Школьная спортивная площадка»,  альбомы  «Сад и огород», «Лес и поле»).

С третьего класса в ходе работы уделяю серьезное внимание работе в паре, работе группами (при изготовлении макетов). Я мечтаю, чтобы на уроке ППО использовать метод работы «Маленький учитель». А сейчас я провожу подготовительную работу, применяя для этого плакаты с речевым материалом, и готовлю для этого Самигу.

Так постепенно мы учились выполнять аппликационные работы.

Особую трудность вызывает у детей работа с конструктором. При работе с конструктором учимся овладевать приемами работы с такими инструментами как отвертка и ключ, учимся разными способами соединять детали, учимся правильно соединять крепежную пару (гайка, винт) с помощью отвертки и ключа.

Очень трудно детям работать с мелкими деталями конструктора, но ребята стараются, особенно Самига, Камиль, Катя. Денису и Дамиру  всегда требуется помощь педагога.  Они даже не всегда могут найти во множестве  деталей конструктора, те, которые используются для изготовления изделия. Это говорит о том, что у Дениса и Дамира серьезные нарушения мыслительной деятельности. И им приходится индивидуально предъявлять отдельно каждую операцию, при изготовлении конкретного изделия.

При работе с конструктором приготовила плакат: «Детали конструктора». Который помогает детям при составлении заявки, плана работы над изделием, оречевлять свои действия, при работе по поручениям 

(Возьми ключ и гайку.  Я  взял ключ и гайку.)

Ребята учатся собирать модели по готовому образцу или по рисунку (практика показывает, что  по рисунку это сделать гораздо сложнее).  Поэтому всегда  дома делаю образец сама, а потом вместе с детьми это делаем на уроке. Во 2 классе при изготовлении весов Денис, Альберт и Никита вместо конструктора, работу сделали из кнопок. (Мы делали скамейку, самолет, весы, трактор – жатку, семафор).

Так мы учимся работать с конструктором.

При работе с кнопками (2 класс «Цветы») учились не просто работать с мелкими деталями, но и закрепляли названия цвета, количество, число кнопок определенного цвета.  Закрепляли различные названия цветковых растений, их строение (стебель, листья, цветок, сердцевина). Т.е.  здесь шла связь с другими предметами (математика, природоведение, развитие речи).

Когда мы изготавливали макеты «Город»,  «Железная дорога» и др., приходилось делать много мелких деталей (животных и людей). Для этого использовала такой вид деятельности, как лепка.

Для лепки учились называть и использовать такое оборудование как пластилин, дощечка, тряпочка, чашка с водой, стек, ножик для резки, салфетка (с опорой на плакат).  Учились технике работы с пластилином. Смачивали руки в воде, отделяли стеком кусочек пластилина, необходимый для работы и размягчали его, т.е. всегда обращаю внимание на правила работы с пластилином. Лепить старались на дощечке. После работы руки вытирали салфеткой или тряпочкой, а затем мыли с  мылом. Учились работать пальцами рук  (указательным и средним), уплотняя, выравнивая, намазывая, пластилин, при этом старались оречевить все действия.

При лепке фигурок животных учимся определять и закреплять основные части тела и форму (уши, нос).  При лепке фигурок человека обращаю внимание на основные части тела человека. Голова шаровидная, туловище напоминает овал  и т.д.

Так  мы всему с детьми учимся.

Когда изготавливаем то или иное изделие, всегда уделяю большое внимание ТБ при работе с ножницами, с иголкой, с клеем, с пластилином, с мелкими деталями конструктора, кнопок и другими материалами.

Всегда использую физминутки электронные и обычные.

Когда идет работа по изготовлению изделия, то  методика и программа требует придерживаться основных этапов работы при изготовлении изделия:

Подготовительный (составление заявки, плана работы, отбор инструментов)

Изготовление (выполнение работы)

Отчет (отчет о проделанной работе)

Но практика показывает, что изготовление и отчет нельзя делить на разные этапы. Лучше эти этапы объединить, и работая над конкретным пунктом плана, сразу сделать отчет о проделанной работе, а затем переходить к следующему пункту и т.д.

Работая второй год, для себя отмечаю, что накапливается опыт работы по  предметно – практическому обучению (довольно сложному и значительному предмету для детей с нарушениями слуха).

Совершенствую методические приемы работы, стараюсь использовать информационные технологии и четко понимаю,

  • что именно в процессе предметной деятельности (трудовом процессе) создаются ситуации, которые заставляют детей что–то спросить,  что–то сказать, сообщить о выполненной работе, обратиться к товарищу или учителю с просьбой, т.е. возникают естественные ситуации и потребность в оречевлении своих действий;
  • что данные уроки действительно способствуют развитию речевой активности глухих и слабослышащих детей.
  • Поэтому ППО является одним из способов формирования устной речи и трудовых навыков у школьников с нарушениями слуха.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проекты в начальной школе как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Инструментом метода проектов является собственно учебный проект, так как обучение происходит собственно в процессе осуществления учебного проекта.  В основе каждого учебного проекта лежит некая п...

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Аннотация: Статья посвящена  работе с текстом на уроках развития речи учащихся с ОВЗ. В ней описаны виды работ и задания, формирующие связную речь детей с ТНР. Ключевые слова, понятия: работа с т...

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Статья посвящена видам работы с текстом. Содержатся виды работ, задания, формирующие связную речь у детей с нарушениями речи....

Алгоритмизация как один из способов формирования орфографических навыков у младших школьников

Алгоритмизация как один из способов формирования орфографических навыков у младших школьников...

«Облако слов» как один из способов формирования устной речи в начальной школе»

Презентация включает в себя определение понятия "Облака слов", это генератор, который можно использовать на уроках английского языка...


 

Комментарии

В шкле глухих детей проводится специальный коррекционный урок ППО (предметно - практическое обучение). Это урок предусмотрен программой специальных коррекционных общеобразоательных учреждений 1 вида. На этих уроках дели занимается различной предметно - практической деятельностью и оречевляют все свои действия. Токам образом на этих уроках формируются у глухих детей трудовые навыки, житейские понятия, речевой материал.

доклад на педсовете специальной, (коррекционной) школы - интерната 1,2 вида города Бугульмы РТ.