РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.
статья по русскому языку (2 класс)

Статья посвящена видам работы с текстом. Содержатся виды работ, задания, формирующие связную речь у детей с нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация: Статья посвящена  работе с текстом на уроках развития речи учащихся с ОВЗ. В ней описаны виды работ и задания, формирующие связную речь детей с ТНР. Ключевые слова, понятия: работа с текстом, виды работ, задания, ТНР, развитие связной речи.

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Фамилия, имя, отчество авторов: Колынюк Елена Владимировна, Чайкина Марина Михайловна.

Город: Новокузнецк.

Организация: муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 235».

Должность: учитель начальных классов.

e-mail:savkina-e@mail.ru

Речь человека характеризуется связностью и контактностью. Связность - важнейшее условие для коммуникативного общения вне зависимости от вида речи: диалог, монолог или устная и письменная речь.

Речь помогает не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это один из способов познания действительности. Чем лучше усваивается  родной  язык, чем свободнее человек пользуется им, тем легче он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь-залог успешного обучения и развития. Развитие речевой деятельности ребенка-это не самостоятельный процесс, он нуждается в педагогическом руководстве.

При формировании связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены.

Именно, умение связно передавать свои мысли - есть один из главных показателей владения языком. Оно выражается в единстве смыслового содержания, сохранении предмета высказывания, закона построения предложений. Именно, работа с текстом помогает решить проблему связной речи детей с ТНР.

 На уроках развития речи работа с текстом проводится в системе и постоянно. Данный урок значится в учебном плане (это и уроки и внеурочная деятельность). Развитие речи проводятся наряду с уроками русского языка и уроками литературного чтения.

С 1 класса учащиеся нашей школы на уроках развития речи постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных  упражнений начинают осознавать, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить связно и т.д.

Целью уроков по работе с текстом является:  

-обогащение, активизация словаря обучающихся,

-правильное построения предложений,

-формирование умения составлять текст об увиденном, услышанном, на основе смешанных источников,

-связный пересказ прочитанных текстов в устной и письменной речи.

Работу по формированию связной речи в нашей школе мы проводим в цикле уроков:

-изучение понятий текста,

-закрепление признаков изученных понятий,

-уроки чтения учебных текстов,

- уроки развития связной речи.

На занятиях изучения понятий текста мы начинаем с создания проблемной речевой ситуации. Для этого учитель говорит задание, вопросы, побуждает школьников к выражению мыслей, используем следующие виды работ:

1.Определить порядок смысловых частей.

2. Выяснить значение выделенных слов в тексте.

3.Найти слова, соединяющие предложения.

4. Выделить опорные слова в тексте.

При закреплении признаков изученных понятий мы  включаем и используем  следующие виды заданий:

  1. Осмысление выделенных слов.
  2. Восстановить в тексте пропущенные слова - связки.
  3. Восстановить пропущенные предложения.
  4. Найти в тексте лишнее, не подходящее по смыслу.
  5. Устранение лексических повторов.

На уроках чтения учебных текстов нами проводится сначала работа по первоначальному восприятию.

По заголовку и  автору обучающиеся высказывают предположения, о чем они прочитают. Далее по иллюстрациям идет уточнение содержания  и чтение, для уточнения предположений.

Важную часть занимает понимание основного содержания текста. Можно использовать задания:

  1. Анализ средств художественного изображения (метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения)
  2. Сравнение содержания пословиц с высказываниями из текста.
  3. Организуется выборочное чтение.
  4. Сравнение действующих лиц, их высказываний.
  5. Сравнение читаемого с ранее прочитанным.

Уроки развития связной речи.

Среди этих уроков различаются две группы: усвоение отличий пересказа (изложение) и рассказа (сочинение).

Перед работой над пересказом текста нами проводятся следующие задания по  составлению высказываний:

  1. Из данных предложений составить два высказывания, состоящих из двух-трех предложений.
  2. Из текста выбрать те предложения, которые можно соединить между собой по смыслу.
  3. Составить предложение из слов. Придумать свои два предложения, продолжив высказывание.

Уроки работы над изложением и сочинением объединяет их общая часть, заключающаяся в составлении плана высказывания.

Составление плана обычно начинаем с вопросов, заданий учителя  для определения цели, темы текста. Затем переходим к определению частей в тексте, т.е. к выяснению микротем.

Различие между изложением и сочинением наблюдается в предварительной работе.

Работа перед написанием сочинения начинается задолго до того, как дети будут писать его. Им даются задания по подбору отрывков стихов, сбору иллюстраций, наблюдений, подбору материала по заданной теме. Это направление работы развивает у школьников умение самостоятельно получать  знания.

Работа перед изложением состоит из чтения текста, беседы по содержанию текста.

Работа над изложением:

  1. Работа перед чтением текста.

Например, начало беседы:

-Прочитайте фамилию автора, заголовок, рассказ. Высказывание предположений о содержании рассказа.

Выяснение значений слов.

  1. Чтение самого рассказа.
  2. Работа над первичным восприятием рассказа.
  3. Составление плана рассказа.

Определение темы рассказа, типа текста. Определение микротем, подбор заголовков.

При работе над изложением и сочинением можно использовать еще другие виды заданий:

- сжатие текста высказывания по образцу,

- распространение предложений,

-изменить текст, используя прием замены повторяющихся слов, словами, близкими по смыслу.

На уроках по работе над связной речью педагоги нашей школы используют еще некоторые виды заданий, связанные с редактированием и с исправлением ошибок в тексте:

  1. Замена выделенных слов близкими по смыслу выражениями.
  2. Выяснение правильного порядка слов в высказывании.
  3. Устранение речевых ошибок, допущенных в тексте.

В заключении хотим сказать, что данная работа с текстом развивает у учащихся не только связную речь, но и память, наблюдательность, мышление.

Источники:

  1. А.З. Майская. Методические рекомендации к написанию сочинений //Начальная школа, 2001, № 9, с.40-43.
  2. А.Г.Зикеев. Развитие речи учащихся специальных(Коррекционных)образовательных учреждений. Москва,АСА-ДЕМА,2000.
  3. Т.А.Ладыженская. Система работы по развитию связной устной речи.М.,1975.
  4. С.В.Юртаев. Типы уроков развития речи.//Начальная школа,2005,№ 5,с.48-54
  5. Хотылева Т.Ю., Галактионова О.Г., Ахутина Т.В. Профилактика и преодоление трудностей в обучении на раннем этапе. — М.: В. Секачев, 2014.
  6. Н.А.Песняева. Эффективность развития речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге.//Начальная школа,2005,№5,с.54-63


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ППО – как один из способов формирования устной речи и трудовых навыков у школьников с недостатками слуха». Подготовила: Учитель начальных классов

Главной целью уроков ППО в школе глухих детей является:формирование устной речи детей с нарушениями слуха,формирование трудовых навыков у детей с нарушенным слухом,  реализация которых прои...

Работа над формированием связной речи у детей с использованием инновационных технологий.

В работе говорится о том, что при использовании  схем, моделей  дети хорошо усвоят общий способ составления описательных рассказов....

Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Развитие связной речи у детей с нарушенным слухом в специально организованных условиях обучения и вос­питания (детских садах, дошкольных отделениях при школах, школах-ин...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи на уроках в 1 классе

Среди учащихся школы все чаще встречаются дети, имеющие те или иные отклонения в речевом развитии. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, препятств...

«Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской самостоятельности учащихся».

laquo;Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской самостоятельности учащихся»....

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Аннотация: Статья посвящена  работе с текстом на уроках развития речи учащихся с ОВЗ. В ней описаны виды работ и задания, формирующие связную речь детей с ТНР. Ключевые слова, понятия: работа с т...