Рабочая программа 3 класс "Школа России".
рабочая программа (3 класс) по теме

Галимова Ильсияр Габдрафиковна

Это рабочая программа для 3 класса татарской школы ("Школа России").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._progr._3kl._ilsiyar.docx42.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

_____/_______________

Протокол №___ от

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

МОУ «Байрякинская СОШ»

_____/_________________

«Согласовано»

Руководитель МОУ

«Байрякинская СОШ»

______/______________

«___»____________2011г.

«___»____________2011г.

Приказ №_______ от

«___»____________2011г.

Рабочая программа

по предмету русский язык

3 класс

Учитель: Галимова Ильсияр Габдрафиковна

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №____ от

«___»____________2011г.

               

2011-2012 учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК
в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Примерная программа по русскому языку для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается условное распределение учебных часов по крупным разделам курса. Примерная программа служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Общая характеристика учебного предмета

В системе общего основного (в том числе начального) образования в школе с нерусским (родным) языком обучения русский язык занимает особое место. Он является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, приобщения к духовным богатствам русской культуры и литературы.

Обучение русскому языку в начальной школе с родным (нерусским) языком обучения призвано формировать уровень владения, необходимый и достаточный для общения преимущественно в учебной и бытовой сферах с учетом возраста обучающихся, овладения ими механизмом чтения и письма на русском языке.

Основными принципами обучения русскому языку в начальной школе являются принципы, характеризующие всю систему преподавания русского языка в школе – коммуникативность и системность.

Принцип коммуникативности обеспечивает реализацию главной цели обучения языку – формирование умений и навыков речевого общения. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нем.

В соответствии с принципом сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятельность учащихся. Усвоение языковых явлений, фактов, правил рассматривается как обязательное условие достижения свободного владения русским языком.

Важный принцип начального обучения русскому языку – учет родного языка учащихся. Он предполагает, с одной стороны, опору на знания, умения и навыки учащихся, полученные на уроках родного языка, с другой – предупреждение интерференции.

Этот принцип реализован в программе при отборе и описании сведений о системе языка, которые осуществлены на основе учета типологических трудностей русского языка. Эти трудности обусловлены расхождениями в системах родного и русского языков, отсутствием некоторых грамматических категорий в родном языке учащихся, расхождениями в способах выражения тех или иных значений.

В примерной программе реализован культуроведческий подход: обучение обеспечивает приобщение учащихся к культуре русского народа, осознанное понимание ими культуры своего народа.

Основные содержательные линии

Примерная программа представлена следующими содержательными линиями: «Виды речевой деятельности», «Система языка» (практическое усвоение), «Усвоение речевого этикета». Выделение данных содержательных линий носит условный характер и не отражает последовательности их усвоения в учебном процессе. Формирование видов речевой деятельности осуществляется поступательно, из класса в класс на основе практического усвоения системы языка, усвоение системы сопрягается с развитием речи, с практическим овладением строем русского языка.

Содержательная линия «Виды речевой деятельности» определяет те речевые умения и навыки, которые обеспечивают уровень владения языком, позволяющий воспринимать и усваивать учебный материал предмета, а также готовность к общению в ситуациях учебного и повседневного общения. Последовательность подразделов (аудирование, говорение, чтение, письмо) в определенной мере отражает процесс продуктивного овладения русским языком: на базе умений и навыков аудирования (восприятия речи на слух и ее понимания) формируются умения и навыки говорения, на основе умений и навыков устной речи происходит формирование умений и навыков чтения и письма. Особое значение приобретает работа по освоению произношения звуков в русских словах (орфоэпия), что связано с различиями в звуковой системе родного и русского языков.

Следующая содержательная линия – «Система языка» определяет состав осваиваемых грамматических категорий, языковых явлений. В разделе определены частноречевые умения, формируемые в процессе изучения явлений языка.

В специальном разделе программы описывается русский речевой этикет, его нормы.

Цели обучения

В процессе изучения русского языка в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения реализуются следующие цели:

  • развитие речевых способностей учащихся, их готовности к общению на русском языке; развитие монологической и диа-логической речи;
  • освоение элементарных сведений о лексике, фонетике, грам-матике русского языка;
  • овладение умениями слушания, говорения, чтения, письма, необходимыми для общения в семейно-бытовой и учебной сферах;
  • воспитание уважительного отношения и интереса к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, приобщение к культуре и литературе русского народа.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом русский язык в школах с нерусским языком обучения изучается с I по IV класс по 3 часа в неделю (во втором классе – 4 часа). Общее число часов – 439. Из них в примерной программе выделяется резерв времени (10%), который разработчики авторских программ могут использовать по собственному усмотрению.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Изучение русского языка позволяет формировать умения и навыки, которые необходимы для изучения любого учебного предмета. Сюда относятся умения работать с текстами разных видов (осознанно их читать, определять тему, главную мысль, использовать при чтении средства выразительности). К общеучебным относятся умения строить диалогические и монологические высказывания, пересказывать тексты и составлять повествования по заданной теме. Школьники овладевают разными способами поиска и преобразования информации (в том числе с использованием компьютера), учатся работать со словарями и справочной литературой. В программе представлено также содержание, обеспечивающее возможность перехода на русский язык обучения в основной школе, что отражает существующую практику преподавания предметов в национальной школе, когда преподавание в начальной школе идет на родном языке, а в основной – на русском.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(439 час)

Виды речевой деятельности

(80-90 час)

Слушание (аудирование). Восприятие и понимание на слух русской речи. Различение в потоке речи слов, словосочетаний и предложений; понимание на слух значения производных слов, смысла предложений, связных высказываний. Выделение наиболее важных фактов, понимание последовательности действий. Различение интонации предложений.

Говорение. Расширение активного словаря за счет постепенного введения слов разных частей речи. Участие в диалоге (ведение диалога) в ситуациях повседневного и учебного общения. Умение употреблять в качестве реплик-стимулов вопросительные и побудительные предложения; приводить в соответствие состав реплики-ответа с репликой-стимулом; соотносить содержание, интонацию реплик.

Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение монологической речью. Пересказ прочитанного текста. Ответы на вопросы по тексту, постановка вопросов. Составление плана текста. Рассказ о себе, своей семье, друзьях, школе и др. Составление неподготовленных монологических текстов о прочитанном (услышанном), увиденном, из личного опыта (несложное описание, повествование, повествование с элементами рассуждения). Оценка прочитанного. Владение нормами речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (знакомство, приветствие, прощание, приглашение, просьба, извинение).

Чтение. Осознанное, правильное и выразительное чтение целыми словами учебного текста с соблюдением ударения в словах, правильной интонации, смыслового ударения и пауз. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала.

Письмо. Списывание текста. Диктант. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания). Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике; составление поздравлений, писем. Соблюдение основных правил русского правописания.

Система языка (практическое усвоение)

Фонетика. Орфоэпия. Графика

(50-40 час)

Звуки и буквы. Различение звуков и букв. Гласные и согласные. Согласные мягкие и твердые, парные и непарные. Согласные глухие и звонкие, парные и непарные. Различение, правильное произношение и написание согласных мягких и твердых, глухих и звонких.

Гласные звуки. Ударение. Ударные и безударные гласные. Различение их на слух, правильное произношение и правописание.

Слог. Деление слов на слоги.

Соблюдение основных норм произношения звуков, слов, предложений.

Выполнение письменных работ с соблюдением изученных правил правописания (безударные гласные, проверяемые ударением; удвоенные согласные; обозначение мягкости согласных на письме; пунктуация конца предложения и др.).

Преодоление интерферирующего влияния родного языка в произношении звуков, слов и предложений русского языка. Различение и соблюдение правильной интонации.

Русский алфавит. Обозначение звуков речи в русской графике.

Лексика

(35-25 час)

Слово и его значение. Синонимы и антонимы, их различение и употребление. Использование толковых словарей русского языка. Овладение необходимым запасом слов для учебного и бытового общения.

Состав слова

(50-55 час)

Значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Понимание состава слова. Значение суффиксов и приставок. Понимание и употребление в речи производных слов наиболее продуктивных словообразовательных моделей (с суффиксами -тель, -к, -ник, -ок, с приставками по-, при-, у-, вы-, на- и др.), сложных слов

Различение приставок и предлогов.

Анализ слов по составу. Объяснение правил правописания слов на основе изученных законов словообразования.

Морфология

(100-110 час)

Части речи в русском языке.

Имя существительное: значение и употребление в речи. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Различение и правильное их употребление в речи. Род имен существительных. Изменение существительных по числам и падежам. Основные значения падежей. Различение и правильное их употребление в речи.

Имя прилагательное: значение и употребление. Изменение по родам, числам и падежам. Согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Местоимение: значение и употребление. Личные местоимения и их употребление в речи. Вопросительные, притяжательные, указательные местоимения; склонение, употребление в речи, согласование с существительными. Правильное употребление притяжательных местоимений мой, твой, наш, ваш, свой, а также местоименные формы его, ее, их для обозначения принадлежности 3-ему лицу.

Глагол: значение и употребление. Неопределенная форма глагола. Различение и правильное употребление в речи глаголов совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Различение неопределенной и личной форм глагола. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глаголы I и II спряжения (практическое овладение). Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Синтаксис и пунктуация

(85-90 час)

Словосочетание. Предложение. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Предложения восклицательные и невосклицательные. Умение различать, интонировать, употреблять в речи. Знаки препинания при них.

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Предложение с однородными членами, знаки препинания при них.

Сложносочиненные предложения с союзами и, а, но. Сложноподчиненные предложения с союзами что, чтобы. Различение простого и сложного предложений; сложносочиненного и сложноподчиненного предложений; их уместное употребление в речи,. Постановка знаков препинания. Умение интонировать отдельные предложения и предложения в составе связной речи.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • особенности русской графики;
  • значимые части слова;
  • признаки изученных частей речи;
  • типы предложений по цели высказывания и структуре.

уметь

  • понимать на слух русскую речь;
  • различать на слух и правильно произносить звуки, сочетания звуков русского языка, правильно произносить слова, словосочетания и предложения;
  • различать и соблюдать интонацию основных типов предложе-ния;
  • правильно образовывать формы изменяемых частей речи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ведения диалога, построения монологических высказываний в условиях бытового общения;
  • соблюдения основных норм русского произношения звуков, слов, словосочетаний и предложений;
  • обогащения запаса слов, необходимого для учебного и быто-вого общения;
  • соблюдения основных правил орфографии и пунктуации в самостоятельных связных письменных высказываниях;
  • владения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения.


Пояснительная записка.

Данная программа соответствует Образовательному стандарту начального общего образования  области «Язык и литература» и соответствует Базисному  учебному плану общеобразовательных учреждений России и примерной учебной программы- Т.Г.Рамзаева.. Русский язык (1-4).

 Целями обучения русскому языку являются:

  • Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке.
  • Формирование умений и навыков грамотного и безошибочного письма.
  • Развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Программа предполагает изучение родного языка  в единстве с целенаправленным формированием у детей  познавательной самостоятельности: умение  самостоятельно планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами, способности к самооценке и самоконтролю.

Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса как сотрудничества  и творческого учителя и обучающегося, так и обучающихся друг с другом. Это обеспечивает возможность интенсивного обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в их учебную деятельность, а так же для решения таких важных задач, как активное усвоение терминологии, логики рассуждений, доказательства, формирование готовности к самооценке и самоконтролю. Все это влияет на  психические процессы ученика: память, внимание, воображение, мышление и познавательные действия.

Русский язык изучается в 3 классе по 3 часа в неделю, 102 часа в год (34 учебные недели), в том числе на проведение диктантов -  часов, контрольных списываний -   часов, обучающих изложений -   часов.

1 четверть - 27 часов

2 четверть - 21 часов

3 четверть  - 30 часов

4 четверть  - 24 часа.

В программе курса «Русский язык» выделяются три блока:

1. Как устроен наш язык

Цель: ознакомить учащихся с основами лингвистических знаний.

2. Правописание.

Цель: формирование грамотного безошибочного письма.

3. Развитие речи.

Цель: формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей.

Такое структурирование курса позволяет:

- успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления.

- решить практические задачи по формированию грамотного, безошибочного письма и развитию речи.

- сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко знает, что и с какой целью он выполняет.

- избавить учеников от психологической утомляемости.

Одно из важнейших дидактических условий программы – это систематическая проверка и оценка учащихся.

Основными видами письменных работ по русскому языку является: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные), обучающие изложения и сочинения.

Примерное количество слов для словарных диктантов: 3 кл.-10-12 слов

Количество слов для контрольных диктантов к концу года: 3 кл.-55-65 слов

На первых порах обучения важна игровая деятельность. Дидактические игры и упражнения подбираются индивидуально к каждому разделу программы. При изучении данного курса – важное значение имеет индивидуальный подход к учащимся. Целесообразно подбирать задания для каждого ученика в соответствии с его интересами и возможностями.

Тематический блок:

                              Повторение (   ч)

Предложение. Словосочетание. Слово. Части речи. Их употребление в предложении. Звуки речи. Звуки и буквы.

ЗУН: Знать виды предложений по цели высказывания, знаки препинания в конце предложения. Роль предложений в речи. Выделять словосочетания. Делить текст на части. Озаглавливать текст. Самостоятельно составлять текст и 4-6 предложений. Знать все буквы русского алфавита, правильно называть, чем буква отличается от звука. Делить слова на слоги , перенос слов, ставить ударение

                         

Синтаксис и пунктуация (   ч)

Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Логическое ударение. Интонация перечисления.

ЗУН: Знать виды предложения по цели высказывания, интонации.  Главные и второстепенные члены. Уметь ставить логическое ударение .Письмо предложений с однородными членами, выделяя их запятыми, а так же с союзами а, но, и.

                             Состав слова (   ч)

Основа и окончание. Корень. Приставка. Суффикс. Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова. Разбор по составу. Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова. Беглые гласные. Письмо суффиксов  -ик –ек. Писать приставки –по, -под, -об, -от, -про. –до,-на,--за, -над,-с. Разделительные Ь и Ъ знаки. Непроизносимые согласные. Сложные слова.

ЗУН: Уметь выделять группы однокоренных слов, подбирать к данному слову однокоренные. Знать части слова – основа, корень, приставка, суффикс, окончание. Отличать приставки от предлога. Писать приставки –по, -под, -об, -от, -про. –до,-на,--за, -над,-с.  Находить в словах ударные и безударные гласные, подбирать проверочные слова. Различать звонкие и глухие согласные на письме, уметь проверять. Правильно писать слова суффиксами –ик. –ек .Правильно писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками. Знать слова с непроизносимыми согласными. Активно пользоваться терминами и правилами представленные в учебнике.

Части речи.

                           Имя существительное (   ч)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род, число существ. Изменение существ. по  числам и вопросам . Понятие о склонении. Существ. с твердыми и мягкими основами и их окончания в начальной форме.

ЗУН: Иметь понятие об имени существительном, как о части речи. Уметь находить в тексте, определять род и число, определять падеж. Изменять по числам. Различать существительные с твердой и мягкой основой.

                            Имя прилагательное (   ч)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род, число прил. Изменение прилагательных по  числам и вопросам . Понятие о склонении. Прилагательные с твердыми и мягкими основами. Родовые окончания. Употребление в речи.

ЗУН: Иметь понятие об имени прилагательном, как о части речи. Знать лексическое значение. Уметь распознавать род и число , как по существительному, так и по вопросам. Знать родовые окончания прилагательных. Склонять прилагательные. Находить близкие и противоположные прилагательные по смыслу.

                                   Личные местоимения  (  ч)

Общее понятие о личных местоимениях.

ЗУН:  знать ,что такое местоимение. Изменять местоимения по лицам и определять склонение личных местоимений.

                                    Глагол (   ч)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род, число, время  глаголов Понятие о личных окончаниях глаголов. Правописание –не с глаголом. Употребление в речи.

ЗУН: Уметь определять глагол в предложении. Знать основные грамматические признаки. Отличать глаголы неопределенной формы. Устанавливать время, лицо и число глагола. Правописание –не с глаголом. Употреблять в речи. Уметь классифицировать слова по их лексико-грамматическим признакам.

                                       Повторение в конце года (   ч)

Повторить материал пройденный за учебный год. Подвести итоги и контроль ЗУН.

                                     Словарные слова:

Береза, воробей, ворона, восток, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, завод, завтрак, заяц, земляника, капуста, карандаш, картина, картофель, класс, комната, коньки, корова, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, магазин, малина, мебель, медведь, месяц, метро, молоко, молоток, мороз, морковь, Москва, народ, ноябрь, обед, овес, овощи, огород, огурец, одежда, октябрь, орех, осина, пальто, пенал, песок, петух, платок, погода, помидор, понедельник, пшеница, пятница, работа, ракета, растение, ребята, рисунок, родина, русский, сапоги, сахар, север, сентябрь, собака, солома, сорока, союз, стакан, столица, суббота, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, февраль, четверг, яблоко, ягода, язык, январь.

                       3.Требования к уровню подготовки учащихся  к  концу 3 класса.

Обучающиеся должны знать:

  • Главные члены предложения.
  • Имена существительные, прилагательные, глаголы и их основные грамматические признаки
  • Корень, приставку, суффикс, окончание.
  • Чередование согласных и беглые гласные.
  • Разделительный Ъ.
  • Сложные слова.

      Различать и сравнивать:

  • Главные и второстепенные члены.
  • Предложения распространенные и нераспространенные.
  • Однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.
  • Разделительные Ь и Ъ знаки.
  • Приставки и предлоги.
  • Имена сущ-е, прилаг-е, глаголы по их грамматическим признакам.

   Должны уметь:  

  •     Разбирать предложения по членам предложения.
  •    Обозначать на письме интонацию предложений.
  • Разбирать слова по составу( основа, корень,  приставка, суффикс,  окончание)
  • Проверять написание безударных гласных, парных  и непроизносимых согласных в корне.
  • Письмо суффиксов  -ик –ек.
  • Писать слова с двойными согласными.
  • Писать раздельно предлоги со словами.
  • Писать приставки –по, -под,-об, -от, -про. –до,-на,--за, -над,-с.
  • Определять род, число, падеж имен существительных и  прилагательных.
  • Писать не с глаголами.
  • Писать слова с непроверяемыми написаниями.

                                         

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Тема урока

Количество часов

Тип

урока

Элементы содержания

урока

Вид контроля, измери-тели

Планируемые результаты освоения материала

Материал учебника

Дата проведения

Приме-чание

план

факт

1.

Повторение

изученного

во 2 классе.

Основные правила правописания.

1

Комби-ниро-ванный

Фронтальный, индивиду-альный, работа в парах

 Различение произношения и написания слов; нахождение способа проверки написания слов; использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм

2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Школа России" 2 класс

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по программе "Школа России", 2 класс...

Рабочая программа "Школа России" 3 класс

Рабочая программа "Школа России"  с календарно-тематическим планированием по всем предметам, 3 класс...

рабочая программа "Школа России" 4 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с предъявляемыми требованиями на основе авторской программы "Школа России"...

рабочая программа "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру составлена по УМК "Школа России"...

Рабочая программа "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии....

рабочая программа "Школа России"

материал пригодится учителям при составлении календарно- тематического планирования по предметам в 3 классе...

Рабочая программа "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России"...