рабочая программа кружка "Риторика"
рабочая программа (3 класс) по теме

Титова Светлана Викторовна

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» г.Энгельса Саратовской области

 

 

«Рекомендовано к утверждению»                                                           «Утверждаю»

Протокол заседания                                                                                  Директор МОУ «СОШ № 42»

Методического объединения                                                                   ___________В.П.Гурин

классных руководителей                                                                          «_____» ______ 2010 года

№ ___ от ___________2010 года 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа педагога дополнительного образования детей

«Риторика»

для    3 «б» класса

 

 

Автор: педагог дополнительного образования» Титова Светлана Викторовна

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2010_ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   г.Энгельс – 2010г

 

 

Пояснительная записка

 

 

Программа курса «Детская риторика» (для четырехлетней начальной школы)Т.А. Ладыженской   рекомендована Министерством образования и науки РФ, программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Детская риторика» для 1–4 классов, под ред. Т.А. Ладыженской.

3-й класс – 34 ч

 

            Многолетний опыт работы словесников убеждает, что развитие речи как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка не решает важной задачи – обучения общению.

В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, ориентироваться в конкретной речевой ситуации, строить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить, что и является предметом курса школьной риторики со своим содержанием и логикой построения. Этот курс дополняет курс лингвистики языка (но не заменяет его).

В разработанной программе можно выделить два смысловых блока:

– первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;

– второй – «Речевые жанры», –

       Если основная цель курса риторики – обучать эффективному (результативному) общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где:

большая часть времени выделяется на формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;

 значительное место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);

понятийный аппарат, его отбор и интерпретация также подчинены прагматической установке курса.

 

          Главное внимание уделяется формированию коммуникативных, риторических умений двух типов:

первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);

вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.

     На уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д., однако особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

риторический анализ устных и письменных текстов;

риторические задачи;

риторические игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия реализации программы

 

 

      Программа курса «Детская риторика» (для четырехлетней начальной школы)Т.А. Ладыженская  Рекомендована Министерством образования и науки РФ. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Детская риторика» для 1–4 классов, под ред. Т.А. Ладыженской.

 

3-й класс – 34 ч

Условия реализации программы -  со 2 по 4 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

 

 

Основные риторические умения к концу обучения в 3 классе:

Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение, а именно:

·         его эффективность, соответствие речевой ситуации (учет адресанта, адресата, коммуникативной задачи, содержания высказывания);

·         правильность речи, ее соответствие нормам литературного языка;

·         особенности типов текстов и речевых жанров, соответствие их определенным правилам построения.

Второй тип (У-2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:

·         умение использовать уместные в данной ситуации приемы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую (коммуникативную) задачу;

·         умение создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги (со значением «похвала», «поздравление», выборочный пересказ, сравнительное описание и т.д.).

·          

Умения

Понятийные и инструментальные знания

Общение

У-1.Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.
У-1. Оценивать свое речевое поведение (свою речь) с точки зрения его соответствия речевой задаче.

Речевые (коммуникативные) задачи.

У-1.Анализировать и оценивать свою общительность: я очень общительный, малообщительный, общительный, необщительный человек.
У-2. Продумывать, уточнять и формулировать речевую задачу своего высказывания (в тех случаях, когда это возможно).
У-2. Подчинять свое высказывание речевой задаче (в пределах жанров, обозначенных в программе «Детская риторика». I–III).

Твоя общительность.
Общение – общительный человек.

Речевая деятельность

У-1.Анализировать живую устную речь, определять ее особенности.
У-1. Определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чем отражается ее подготовленность.

Говорение.Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.

У-2.Выступать с устными высказываниями, пользуясь необходимыми приемами подготовки.

Приемы подготовки.

У-1.Осознавать прием слушания, рекомендуемый учителем (запись ключевых слов, составление плана, схемы и т.д.).
У-2. Составлять план услышанного и воспроизводить его.

Слушание.Приемы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д.

У-2.Уместно пользоваться сигналами внимательного слушания.

Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).

У-1.Анализировать роль различных выделений в учебных текстах.

Чтение учебного текста.
Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения.

У-2.Ставить вопросы к выделенным в тексте словам (незнакомым; ключевым; требующим смыслового раскрытия в следующих частях текста и т.д.).
У-2. Составлять план прочитанного текста.

Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как прием чтения.

У-1.Определять нужный способ правки текста (из известных).
У-2. Вносить правку в текст по замечаниям редактора (заменить слово, словосочетания, предложения; изменить последовательность, включить недостающее и т.д.).

Письменная речь.Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.

Речевой этикет

У-1.Оценить свою вежливость.
У-1. Определять степень вежливости.
У-1. Критически оценивать соответствие вежливых слов добрым делам.

Вежливость.Вежливая речь.
Вежливо-невежливо-грубо.
Добрые слова – добрые дела.

Правильная и хорошая (эффективная) речь

У-1.Определять, когда нарушения норм характеризуют говорящего (пишущего), а также затрудняют общение.

Правильная речь.Нормы – что это такое. Зачем они нужны.
Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления.

У-2.Пользоваться толковым, орфоэпическим и другими словарями.

Нормативные словари.

Текст
Речевые жанры

У-1.Определять тип текста; соотносить разновидность текста с его коммуникативной задачей и сферой употребления.

Разнообразие текстовпо их употреблению в общении.

У-1.Анализировать монолог и диалог с точки зрения речевого поведения коммуникантов.

Диалог и монологкак разновидности текста, их особенности.

Этикетные жанры

У-1.Оценить высказанную похвалу с точки зрения ее правдивости и отобранных средств выражения.
У-2. Выразить похвалу и ответить на нее.

Похвала (комплимент).

У-1.Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации.
У-2. Поздравить с праздником (с успехом, с удачей и т.д.) и ответить на устное поздравление.

Поздравление(устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.

Вторичные речевые жанры

У-1.Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным (способ исключения подробностей и способ обобщенного изложения текста).
У-2. Создавать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.

Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.)
Правила пересказа.

У-1.Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.
У-2. Создавать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведенной выборки частей текста.

Выборочный пересказкак текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.

У-1.Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе.

Цитатав пересказах, ее роль.

У-1.Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги.

Аннотация.Сжатое изложение содержания книги в аннотации.

Типы текстов

У-1.Анализировать известные структуры рассуждений.

Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении.

У-1.Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении, оценивать их уместность.

Правило в доказательстве (объяснении).

У-2.Создавать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами.

Цитатав доказательстве (объяснении).

У-1.Анализировать сравнительные описания, их структуру, средства выражения сходства и различия сравниваемых предметов, понятий.

Сравнительное описаниес задачей различения и сходства.

У-2.Создавать сравнительные описания сходных предметов, понятий.

Правила сравнения.

У-1.Определять способ построения сравнительного высказывания (одновременное сопоставление; последовательное сопоставление).
У-2. Создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание, используя более экономный, удобный способ его построения.

Сравнительное высказывание, два способа его построения.

У-1.Определять сравнительное описание в различных текстах.

Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.

У-2.Продумывать возможное развитие действия, исходя из сравнительного описания персонажей.
У-2. Запись начала рассказа, ключевых слов, концовки (на основе сюжетных рисунков).
У-2. Выступление с рассказом.

Рассказпо сюжетным рисункам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Название разделов и тем

Общее количество учебных часов

34ч

В том числе

теоретических

практических

1        

Общение

6

4

2

2        

Виды общения

 

4

3

1

3        

Речевая деятельность

4

2

2

4        

Чтение

2

1

1

5        

Письменная речь.

2

1

 

6        

Речевой этикет

7

4

3

7        

Текст .Типы текстов

5

4

1

8        

Рассуждение – объяснение.

 

4

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

 

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

Корректировка

1         

Понятие о риторике.

Чему учит риторика.

1

 

 

2         

Речевая ситуация: кто говорит (пишет) – кому (адресат) – что, с какой целью. Твои речевые роли.

1

 

 

3-4

Твоя общительность

Разные речевые ситуации

2

 

 

5

Разные цели (задачи) общения. Твои цели (задачи) общения

1

 

 

6

Учет речевой ситуации для успешного общения.

 

1

 

 

7

Устное и письменное общение. Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение.

1

 

 

8

Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

Общение в быту (обыденное, повседневное). Тон речи.

1

 

 

9

Общение в официальной (деловой) обстановке (класс, музей, кабинет директора школы и т.д.). Уместность употребления несловесных средств.                                                              

1

 

 

10

Говорим – слышим.Говорить – слушать: читать – писать (что общего, чем отличаются).

1

 

 

11

Слушание. Учимся слушать учителя, его объяснения.

1

 

 

12

Сигналы (словесные и несловесные) внимательного слушателя.Приемы слушания: составление плана. Запись ключевых (опорных) слов.Приемы слушания: составление опорного конспекта

1

 

 

13

Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для говорящих (для собеседников).Основной тон, смысловое ударение.Неподготовленная и подготовленная устная речь.

1

 

 

14

Ознакомительное чтение (мы знакомимся с книгой, журналом, газетой).

Некоторые приемы ознакомительного чтения.Изучающее чтение (учимся читать учебный текст).

 

1

 

 

15

Постановка  вопроса к заголовку, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).Приемы чтения: постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана.            Приемы чтения: составление опорного конспекта (как при слушании).

 

1

 

 

16

Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения (о чем нам говорит шрифт).                                                               Способ правки пересказа и других текстов, вычеркивание ненужного (лишнего).

1

 

 

17

Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, включение недостающего.          Использование приемов взаиморедактирования.

 

1

 

 

18

Вежливая речь (словесная вежливость). Способы выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения.

1

 

 

19

Вежливые (этикетные) слова (словосочетания). Тон вежливой речи.

1

 

 

20

Обращение к знакомым и незнакомым людям

1

 

 

21

. Способы выражения просьбы. Вежливый отказ (в просьбе).

1

 

 

22

Вежливо – невежливо – грубо. Одобрение, похвала (комплимент).

1

 

 

23

Приглашение, поздравление (устное и письменное). Способы выражения.

1

 

 

24

Вежливая оценка. Вежливое возражение. Утешение, сочувствие. Способы выражения

1

 

 

25

Что такое текст

1

 

 

26

Тема и заголовок текста. Разные заголовки.

1

 

 

27-28

Ключевые (опорные) слова. Красная строка для выделения смысловых частей текста.            Тематическое единство как признак текста.

 

2

 

 

29

 

 

 

Основная мысль текста.

Основные структурно-смысловые части в разных текстах.

1

 

 

30

Рассуждение – доказательство.

Примеры в рассуждении.

 

1

 

 

31

Цитата в рассуждении.       Факты (научные, житейские, конкретные, обобщенные) в рассуждении.

 

1

 

 

32

Описание в объявлении.

 

1

 

 

33

Описание-загадка.   Сравнительное описание с задачей обобщения.

 

1

 

 

34

Рассказ, сказочная история по сюжетной картинке, по началу.                                            

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение                                                                     

              Т.А. Ладыженская  Программа «Детская риторика» для 1–4 классов

             Т.А. Ладыженская  Методическое пособие

 

 

 

 

 

                                     

1.     Список источника информации для ученика

 

учебник «Детская риторика» для 1–4 классов, под ред. Т.А. Ладыженской.

 

                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx13.59 КБ

Предварительный просмотр:

                             Тест  по русскому языку  3 класс

Фамилия, имя, класс учащегося

___________________________________________________

  1. Найди пару слов, в котором все звуки одинаковые. Отметь свой ответ √.

жар-шар

шторм-штурм

мял- мал      

пруд-прут

__________________________________________________________

2) Выбери правильное утверждение и отметь его √.

Слово может состоять из приставки и окончания.        

Слово может состоять из приставки, корня и окончания.        

Слово может состоять из приставки суффикса.        

3) Образуй от данных слов имена существительные с помощью приставки и суффикса.

 Окно –

 Берёза –

 Вода –

  Ухо –

4) Подбери слова близкие по значению.

Печалиться –

Заболел –

Трепещет –

Громадный –

Занимательный –

5) Разбери по составу .

  Цветной, покраска, рассада, водопад.

6) Составь сложные слова.

7 лет –

2 горба –

5 знаков –

11 классов –

16 килограммов

7) Объясни смысл выражения.

Взять себя в руки –

Пропустить мимо ушей –

Повесить нос –

Морочить голову –

В час по чайной ложке –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Риторика"

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные з...

Рабочая программа "Риторика 3 кл"

Рабочая программа "Школа 2100" "Риторика 3 кл"...

рабочая программа риторика 1-4 классы

рабочая программа риторика 1-4 классы...

рабочая программа " Риторика" 3 класс

разработка рабочей программы  по курсу внеурочной деятельности  " Речевой этикет" 3 класс ( Ладыженская Т.М.)...

Рабочая программа "Риторика"

Рабочая программа по элективному курсу "Риторика"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности.Детская риторика.2 класс ( Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках».)

Детская риторика34 часа, 1 час в неделюТ.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская«Детская риторика в рассказах и рисунках», 2 класс Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуа...