Рабочая программа по внеурочной деятельности.Детская риторика.2 класс ( Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках».)
рабочая программа (2 класс)

Сюмайкина Надежда Анатольевна

Детская риторика

34 часа, 1 час в неделю

Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская

«Детская риторика в рассказах и рисунках», 2 класс

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуального направления) составлена на основе программы авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской , в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования и планируемых результатов начального общего образования.

 

Пояснительная записка

Введение  курса внеурочной деятельности  «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika_2019-2020_syumaykina_n._a._redakt.docx52.42 КБ

Предварительный просмотр:

Детская риторика

34 часа, 1 час в неделю

Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженская

«Детская риторика в рассказах и рисунках», 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуального направления) составлена на основе программы авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской , в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования и планируемых результатов начального общего образования.

 

Пояснительная записка

Введение  курса внеурочной деятельности  «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

В ходе курса предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют следующие задачи:

  • обучение умелой, искусной, эффективной речи;
  • овладение способами  индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности;
  • освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной  компетенций и компетенций личностного саморазвития.

Курс «Риторика» восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие обучающиеся хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе курса лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне; этот предмет способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.

Место учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения программы курса внеурочной деятельности 1 час в неделю (34 часа в год).

 

Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности -  зачетная.

           Формы контроля – тесты, викторины, выставка достижений, проекты, концерты, публичные выступления   ребёнка; участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах; решение риторических задач; сочинение  стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

         Педагогические технологии, используемые учителем: ИКТ, личностно-ориентированная, «мозговой штурм» и др.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

учащиеся научатся:

  • объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
  • отличать истинную вежливость от показной;
  • адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
  • учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

учащиеся научатся

  •  определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • понимать учебную задачу, последовательность действий при её реализации;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • высказывать своё предположение (версию);
  • работать по предложенному плану;
  • совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

учащиеся научатся:

  • наблюдать объекты окружающего мира;
  • отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя;
  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • находить ответы на вопросы,
  • используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • обнаруживать изменения, происходящие с объектами (по результатам наблюдения, опыта), устно описывать объекты наблюдения, соотносить результаты с целью наблюдения.

учащиеся получат возможность научиться:

  • делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • подробно пересказывать небольшие тексты, называя их тему;
  • при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей
  • самостоятельно готовить рабочее место, пользоваться учебными принадлежностями, выполнять советы учителя  по соблюдению основных правил гигиены учебного труда.

Коммуникативные УУД

учащиеся научатся

  • оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • вступать в беседу на уроке и в жизни;
  • слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать несложный текст;
  • проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе;

– выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе;

– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности

  • формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
  • оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
  • анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
  • осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

учащийся получат возможность научиться:

–анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

  • классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
  • реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
  • признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • различать описания разных стилей – делового и художественного;
  • продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
  • анализировать словарные статьи;
  • реализовывать словарные статьи к новым словам;
  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
  • воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
  • анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
  • слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
  • редактировать текст с недочётами.

Работа с информацией

Обучающиеся научатся:

            –        получать из потока большой информации, нужную и важную информацию;

–        осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках;

–        определять возможные источники информации и способов её поиска;

–         рассматривать её с разных точек зрения, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и преобразовывать её, критически оценивать, сопоставлять её с информацией из других источников и жизненным опытом.

Обучающиеся получат возможность научиться:

–        оценивать потребность в дополнительной информации;

–        получать информацию из наблюдений при общении;

–        анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части;

–        наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях.

Совместная деятельность

Обучающиеся научатся:

–         определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

–         в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Обучающиеся получат возможность научиться:

–        учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

–        проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

–        учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

–        понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

–        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

–        брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

–        оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

–        осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • выступать перед публикой и слушать своего оппонента;
  • различать типы текстов, делить текст на части;
  • применять в своей речи новые термины;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
  • анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек и «вредных» слов;
  • поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом;
  • сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
  •  давать оценку невежливому речевому поведению.

Содержание учебного курса

Общение. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.

Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).

Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.

Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

Текст. Речевые жанры. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

Типы текстов.

Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.

Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

Невыдуманный рассказ (о себе).

Вторичные тексты.

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.

При проведении занятий по внеурочной деятельности по курсу «Риторика» использую следующие  виды деятельности: игровую, художественно-творческую, познавательную, досугово-развлекательную.

Основные формы организации внеурочной деятельности при изучении данного курса: рассказ, рассказ-объяснение, беседа, самостоятельная работа с иллюстративно-наглядным материалом, игра, практическая работа, обязательные практические занятия: работа с иллюстративно-наглядным материалом (в игровой форме);изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни ситуаций речевого общения.

Тематическое планирование

Наименование раздела

Количество часов

Общение. (1 часть)

18 часов

1. Что такое успешное общениеРечь как средство воздействия на мысли, чувства.

1

2.Чему учит риторика.

3

3. Как мы говорим.

10

4. Вежливая просьба.

3

5. Учусь читать и писать.

1

Текст. (2 часть)

16 часов

1.Тема  и основная мысль.

3

2. Вежливый отказ.

2

3. Типы текстов.

1

4. Рассуждение.

2

5. Описание.

4

6. Невыдуманный рассказ. Повторение и обобщение.

5

Итого

34 часа

Календарно-тематическое планирование.

(по программе – 34 часа, 1 ч в неделю)

 п/п

Наименования разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика  по теме

(на уровне учебных действий)

Даты уроков

Плановые сроки изучения материала

Скорректированные сроки изучения материала

                      1 четверть (40 учебных дней- 8 часов)

                       Что такое успешное общение. Речь как средство воздействия на мысли, чувства (1 час)

1

Проверь себя.

Приводить примеры важности общения в жизни людей. Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения.

06.09.2019

Чему учит риторика (3 часа)

2

Наука риторика.

Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению. Называть адресанта, адресата высказывания. Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия). Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях.

13.09.2019

3

Речевая ситуация.

20.09.2019

4

Адресат – адресант.

27.09.2019

Как мы говорим (10 часов)

5

Свойства устной речи: темп, громкость.

Называть несловесные средства общения. Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях. Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач.

04.10.2019

6

Тон речи. Настроение, чувства и тон говорящего.

11.10.2019

7

Мимика, жесты, поза.

18.10.2019

8

Говорящий взгляд.

25.10.2019

                               2 четверть (39 учебных дней - 8 часов)

9

Мы слушаем – нас слушают.

Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения. Называть словесные и  несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают. Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения. Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях. Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст. Анализировать несловесные средства, используемые говорящим. Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности.

08.11.2019

10

Что такое уметь слушать.

15.11.2019

11

Слушаем и стараемся понять.

22.11.2019

12

Слушаем и выделяем непонятное.

29.11.2019

13

Слушаем, как говорят.

06.12.2019

Вежливая просьба (3 часа)

14

Вежливая просьба.

Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили. Называть речевые формулы вежливой просьбы.   Характеризовать особенности скрытой просьбы.

13.12.2019

15

Скрытая просьба.

20.12.2019

16

Скрытая просьба.

27.12.2019

                      3 четверть (50учебных дней  - 11часов)

Учусь читать и писать (1 час)

17

О чем говорит шрифт? Рисунки, таблицы, схемы.

Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах. Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст.

10.01.2020

Тема  и основная мысль (3 часа)

18

Тема и основная мысль текста.

Определять тему и основную мысль текста. Озаглавливать текст. Выделять опорные слова в тексте. Моделировать текст по записанным ранее опорным словам.

17.01.2020

19

 Опорные слова.

24.01.2020

20

Подробный пересказ. Краткий пересказ.

План текста.

31.01.2020

Вежливый отказ (2 часа)

21

Вежливый отказ.

Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы. Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ. Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ.

07.02.2020

22

Ответы на отказ.

14.02.2020

Типы текстов (1 час)

23

Типы текстов.

Различать повествование, описание, рассуждение, объяснять, чем они отличаются.

21.02.2020

Рассуждение (2 часа)

24

Примеры и правила в рассуждении.

Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать. Называть части рассуждения. Вводить в рассуждение убеждающие примеры. Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон. Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью.

28.02.2020

25

Точные и неточные объяснения.

06.03.2020

                                Понятие об описании (4 часа)

26

Понятие об описании. Признаки предмета.

Определять тему, основную мысль описания. Описывать хорошо знакомый предмет, животное.

13.03.2020

27

Описание в объявлении.

20.03.1920

                           4 четверть (36 учебных - 7 часов)

28

Загадки-описания. Сочини загадку.

Определять тему, основную мысль описания. Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли. Определять в тексте его описательный фрагмент. Сочинять загадку, в основе которой лежит описание.

03.04.2020

29

Музыкальная страница.

10.04.2020

          Невыдуманный рассказ (5 часов)

30

Невыдуманный рассказ

Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком. Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика. Реализовывать рассказ о случае из своей жизни

17.04.2020

31

Части рассказа.

24.04.2020

32

Составление рассказа.

08.05.2020

33

Составление рассказа.

15.05.2020

34

Конкурс рассказов собственного сочинения. Подведение итогов.

22.05.2020

Итого:  34 часа

Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Книгопечатная продукция

Для учителя:

  • Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И.Детская риторика. Методические рекомендации для учителя. 2 класс. Издательство: ЮвентаБаласс, 2014
  • Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для  учителя. – М. :Баласс; Ювента. 2014
  • Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. :Баласс; Ювента. 2015
  • Обучение общению: методика школьной риторики. Учебное пособие для педагогов, студентов вузов, преподавателей и слушателей системы повышения квалификации/Ладыженская Т.А. ЛадыженскаяН.В., КурцеваН.И., Махновская Н.И.,БунееваЕ.В., НовожиловаФ.А., Ладыженская Т.М. –М.; Баласс, 2013

Для учеников:

  • Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И.  Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебник-тетрадь для 1 класса. В 2-х частях. Издательство: ЮвентаБаласс, 2016

Экранно-звуковые пособия

  • видеофильмы;
  • видеоролики;
  • слайды;
  • презентации;

Технические средства

  • мульти-медийная аппаратура;
  • компьютер.

            Интернет ресурсы

http://school.yandex.ru-Каталог детских ресурсов «Интернет для детей»

http://shkola.lv – Портал бесплатного образования

http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов

http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов

http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы

http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания кафедры учителей начальных классов

от  28.08.2019г. №1

Руководитель кафедры

учителей начальных классов

_____________ Миронычева И.П.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

__________Л.С. Балаян.

29.08.2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности. "Детская вокальная группа".

Программа внеурочной деятельности по формированию эмоционально эстетического восприятия окружающего мира студии «Детская вокальная группа» разработана в соответствии с требованиями Федерального ...

Программа внеурочной деятельности «Детская риторика»

Данная программа адресована учителям, работающим по программе "Школа "100"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Детская риторика в рассказах и картинках" Т. А. Ладыженская. 1 класс. Школа 2100.

Рабочая программа по риторике составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начальног...

Программа внеурочной деятельности "Детская риторика"

         Нашим детям предстоит жить в сложном противоречивом мире. С одной стороны это мир новейших достижений техники, мир открытых границ и больших возможностей для р...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Детский фитнес"

Программа «Детский фитнес» для обучающихся рассчитана на 4 года обучения  (270 часов).  Программа предполагает проведение занятий со школьниками 2 часа в неделю.  Продолжительность заня...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ детской общественной организации «Добро»

В ходе реализации программы « Добро» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.Первы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности детского объединения «Бумагопластика».

Цель программы :  развитие мелкой моторики у обучающихся с интеллектуальным нарушением посредством техники бумагопластики.Задачи программы:Обучающие: знакомить с основными понятиями и базовыми фо...