Главные вкладки

    Урок Кубановедения "Казачья хата"
    методическая разработка (2 класс) по теме

    Целью урока является закрепление материала, развитие речи, творческих способностей детей, воспитание интереса к прошлому кубанского казачества.Дети садятся группами по 5 человек. Закрепление изученного материала на предыдущем уроке. Зададния по группам. Новый материал. Устройство и убранство хаты. Итог урока. Проектная деятельность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_hata.doc89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное образовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная  школа  №13

    Муниципального образования Темрюкский район.

    КУБАНОВЕДЕНИЕ.

    1. класс.

    Урок:  «Казачья  хата».

    Учитель  начальных классов

                                                                          МАОУ СОШ  № 13

                                                  Бондаренко Л.А.

    г.Темрюк

    2012 год.

        Тема:  «Казачья  хата».

    Цели:

    1. Закрепить понятия: саманный,  турлучный.
    2. Дать представление о внутреннем  устройстве, убранстве  казачьей  хаты.
    3. Развивать речь  и  мышление  учащихся.
    4. Развивать  творческие способности  детей.
    5. Продолжать обучать детей  работать  в  группах.
    6. Воспитывать  интерес к  прошлому кубанского казачества.

    Оборудование:

    1. Мультимедийное  оборудование,  слайды: «Хутор», «Хата», «Красный  угол», «Печь», «Убранство  хаты», «Утварь».
    2. Раздаточный  материал: кроссворд, карточки-иллюстрации «Саманная хата» и «Турлучная хата», карточки с заданиями.
    3. Материал  для  проектной  деятельности: силуэт  коврика, силуэт  глэчика, силуэт  рамки  для  фотографии, силуэт  рушника, клей, детали из цветной бумаги для узора.
    4. Демонстрационный материал: предметы быта.

    Ход   урока.

    1. Организационный   момент.  Дети сидят группами по 5 человек. Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу.
    2. Закрепление изученного  материала на  предыдущем  уроке.

     1. Учитель:  Чем  дальше  в  будущее  входим,

                           Тем  больше прошлым  дорожим.

                           И  в  старом  красоту  находим,

                          Хоть  новому  принадлежим

      Сегодня  на  уроке мы побываем на казачьем  хуторе.

    Слайд1 «Казачье подворье».

    - Скажите, как называется  жильё  казаков? (Хата) Сегодня мы «побываем» внутри хаты и узнаем как она устроена.

    - Хотели  бы вы поучаствовать в строительстве  хаты?  

    -Строительство  будет необычным: вы должны выполнить задания, используя знания, полученные на прошлом  уроке. Работать вы будете в группе, поэтому  должны помнить, что каждый имеет право на своё мнение, говорите спокойно, тихо, не мешая детям из других  групп, руководитель группы  следит, чтобы все дети в группе принимали участие в работе.

    Задания по  группам:

    1 группа.

    В каждой  строчке  найдите  лишнее  слово, объясните  почему.

    Изба,  квартира, дом,  хата.

    Саманный,  деревянный,  турлучный.

    Глина,  солома, известняк, вода.

    Печка,  костёр, груба,  кабыця.

    1. группа. (у детей карточки-иллюстрации «Строительство  турлучного  дома)

    С помощью иллюстраций определите  последовательность основных этапов строительства турлучного дома. Выберите, кто  расскажет как  строился дом.

       3группа. (у детей карточки-иллюстрации «Строительство  саманного дома)

    С помощью иллюстраций   определите  последовательность основных этапов строительства саманного дома. Выберите, кто  расскажет  как  строился дом.

    4группа.  Разгадайте  кроссворд.

    По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака.

    По вертикали: 4.Этот плетень использовали для строительства  стен дома. 5. Кирпич из глины с примесью соломы.

    КРОССВОРД

    4

    1

    5

    2

    3

             

    т

    г

    р

    у

    б

    а

    р

    л

    с

    у

    а

    к

    а

    м

    ы

    ш

    х

    а

    т

    а

    н

      5группа.

         Разбейте  текст на части, распределив каждую часть между собой. Читая цепочкой, прочитайте выразительно.

    Отрывок  из  стихотворения  кубанского  поэта  Карпенко  «Бабы  Моти сказ про  реку  Челбас».

    Строить  дом  в  степи –

    Тяжкий  крест нести.

    От  натуги  кровавились  очи:

    То  камыш  коси,

    То  саман  меси,

    То  формуй  да  расставь  его  к  ночи.

    Леса  нет  вокруг,

    Всё  поля  да  луг.

    В  дело  шла  солома  и глина,

    И  сухой  камыш

    Для  шатровых  крыш,

    И  для  мазки  навоз  лошадиный.

    В  доброй  хате той

    Всей  семье  покой.

    Круглый  год  благодать в  ней  витает.

    В  стужу  здесь  тепло,

    В  ясный  день  светло,

    А  уж  летом  прохлада  какая!

    1. Ответы  учащихся.  Оценивание  ответов.

    Слайд 2  «Хата».

    1. Новый  материал.  Устройство  и  убранство хаты.

    Учитель: Хата построена, можно  заглянуть и во внутрь.

    Слайд 3  «Хата».

     Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница».

    Слайд 4 «Красный угол».

     «Божница»  состояла  из  одной  или  нескольких  икон, украшенных  цветами, вышитыми  рушниками. Под «божницей» стоял  длинный  стол с лавками, за которым  собиралась вся семья казака. Вспомните, какая посуда ставилась на стол?

    -Царицей в доме считалась печь(груба).

    Слайд 5  «Печь».

     Как вы думаете почему?

    - Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой.

    -В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавы, скрыни(сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели  шкафы «горки»( «угольники»).

    Слайды 6,7 «Убранство хаты».

    -Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавах- самотканые коврики (половыци), окна украшали вышитыми занавесками.

    Я приготовила  для  вас  сюрприз.Сюрприз – отгадки на мои загадки:

    Говорит дорожка:

    Два вышитых конца:

    «Вытираю я, стараюсь,

    Всё намокло, всё измялось-

    Нет сухого уголка.»   (рушник)

    Гладит всё, чего касается,

    А дотронешься – кусается. (утюг)

    (Учитель показывает детям рушник, утюги)

    Слайды 8 -12 «Предметы быта».

    1. Итог  урока.  Проектная  деятельность.

    Учитель: Дети, вы  хотели  бы  принять  участие  в  убранстве казачьей  хаты? Каждая группа  украсит аппликацией свой предмет, используя готовые детали узора. Детали  разного цвета. Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

    Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

    Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

    Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

    Дети по группам выполняют задания:

    1 группа.

    Украсьте коврик полосочками. Каждый выбирает свой цвет.

    Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

    Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

    Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

    Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

    2 группа.

    Украсьте глэчик  узором. Каждый выбирает свой цвет.

    Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

    Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

    Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

    Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

    3 группа.

    Украсьте рамочку для фотографии. Каждый выбирает свой цвет.

    Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

    Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

    Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

    Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

    4 группа.

    Украсьте рушник узором(растительный узор). Каждый выбирает свой цвет.

    Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

    Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

    Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

    Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

    5 группа.

    Украсьте рушник узором (геометрический узор). Каждый выбирает свой цвет.

    Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

    Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

    Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

    Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

    Выставляются  работы  детей.

    1. Домашнее задание: выполнить задание в тетради на стр.45 – по возможности принести предмет или его фотографию для выставки в классе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок Кубановедения во 2 классе по теме: "Казачья хата"

    Увлекательный урок кубановедения во 2 классе по теме "Казачья хата" в ходе которого ребята знакомятся с убранством хаты казака. Можно использовать мультимедиа презентацию или предметы старины....

    Урок кубановедения во 2 классе по теме:"Кубанская хата" с презентацией

    Разработка урока кубановедения  во 2 классе с презентацией...

    конспект урока по кубановедению "Казачья хата"

    конспект урока по кубановедению "Казачья хата" 2 класс...

    Конспект урока "Казачья хата" 2 класс

    Конспект урока "Казачья хата" 2 класс...

    Урок кубановедения "Казачья хата"

    Урок кубановедения "Казачья хата"....

    Презентация к уроку кубановедения "Хата казака" 3 класс

    Презентация может быть использована на уроках кубановедения....