Главные вкладки

    Пояснительная записка по риторике (4 класс, "Школа 2100")
    методическая разработка (4 класс) по теме

    Мхитарян Анна Карленовна

    Пояснительная записка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл posnitelnaya_zapiska_ritorika_4_kl..docx23.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

    Рабочая программа по риторике составлена на основе программы курса «Детская риторика» в рамках Образовательной системы «Школа 2100» (для четырехлетней начальной школы), автор: Т.А. Ладыженская. –М.: «Баласс»,2010.

    Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

    Учебник  «Детская риторика»  для 4 класса разработан авторским коллективом под руководством Т.А.Ладыженской,  Москва, изд. «Баласс-Ювента», 2009.

    Уровень программы - базовый стандарт.

     Программа составлена для обучающихся разного уровня.

    УМК учителя: учебник «Детская риторика»  для 4 класса разработан авторским коллективом под руководством Т.А.Ладыженской,  Москва, изд. «Баласс-Ювента», 2009. Методические рекомендации для учителя (авт. коллектив доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента,2009. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента,2009.

    УМК обучающегося: учебник «Детская риторика»  для 4 класса (авт. коллектив доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента,2009.

    Характеристика особенностей рабочей программы: составлена на основе авторской

    Цели и задачи курса 

    Цели и задачи курса соответствуют следующим задачам гимназии:

    1.Завершить реализацию программы развития гимназии до 2010 года. Разработать и принять Программу развития на 2010-2014 год.

    2. Совершенствовать программу формирования общеучебных умений учащихся в рамках реализации компетентностного подхода к образованию. Внедрить программу во все направления деятельности учебно-воспитательного процесса и методической теме гимназии: «Выстраивание системы формирования общеучебных умений с учётом возрастных особенностей и предметной специфики, соблюдая принципы преемственности, через использование инновационных технологий»

     Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Достижение этих целей предполагает решение  следующих задач:

    1.Формирование умелой, искусной, эффективной речи.

    2. Ознакомление с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире;

    3. Осознание важности владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

    Ключевые ЗУНы, которые приобретут обучающиеся за учебный
    период
    : 
    Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:
    • взаимодействовать с партнером общения, понимать его мысли, чувства, анализировать свое речевое поведение;
    • правильность речи (с точки зрения норм литературного языка); точность речи (наличие ошибок);
    •особенности речевых жанров.
    Второй тип (У-2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:
    • умение использовать адекватные приемы подготовки и средства общения, позволяющие успешно решать основную речевую задачу;
    • умение создавать ориентированные на адресат и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, газетно-информационные жанры и т.д.

    -оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций

    -высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

    - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

    -читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

    *вести диалог с автором (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

    *отделять новое от известного;

    *выделять главное;

    *составлять план.

    - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

    -учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться

    - отбирать источники информации среди предложенных учителем

    -находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях и др.

    -сравнивать и группировать факты и явления

    - делать выводы на основе обобщения знаний

    -обнаруживать и формулировать учебную проблему вместе с учителем

    -составлять план решения проблемы( задачи) вместе с учителем

    - в диалоге с учителем оценивать выполнение своей работы и работы всех.

    УУД, которые приобретут обучающиеся за учебный период 

    Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

    Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

    объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

    осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

    отличать истинную вежливость от показной;

    адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

    учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

    осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

    анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

    – поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

    Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

    формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

    оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

    анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;

    – осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

    анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

    классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

    реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

    признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

    различать описания разных стилей – делового и художественного;

    продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

    анализировать словарные статьи;

    реализовывать словарные статьи к новым словам;

    осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

    воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

    анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

    слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

    редактировать текст с недочётами.

    Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

    различать общение для контакта и для получения информации;

    учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

    уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

    определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

    называть основные признаки текста, приводить их примеры;

    называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

    продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

    вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

    анализировать типичную структуру рассказа;

    рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

    знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

    продуцировать простые информационные жанры в соответствии с задачами коммуникации;

    объяснять значение фотографии в газетном тексте;

    реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

    Практическая   деятельность: комментированное чтение и диалог с  автором через текст; анализ текста; составление плана; краткий и подробный пересказ текста; написание сочинений; речевые разминки; составление схем и таблиц; выпуск стенгазет.

    Диагностические мероприятия: тематический и итоговый контроль ведётся на основе устных ответов и практической деятельности учащихся на уроках.

    Критерии оценивания различных видов работ: в соответствии с рекомендациями авторов программы по риторике: Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской и др.

    Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты

     Применяемые технологии: формирование типа правильной читательской деятельности, технология проблемно-диалогического  обучения, проектная технология, оценочная и  здоровьесберегающая технология.  Ведущая технология: формирование типа правильной читательской деятельности.  Цель: формирование личностного отношения к прочитанному, создание читательской интерпретации.  Задачи:   научить видеть в тексте автора;  включить творческое воображение учащихся;  научить учащихся вести диалог с автором по ходу  чтения; научить  вдумчивому  ( «медленному») чтению. Ожидаемые результаты  - сформированные  УУД.

    Основные методы работы на уроке.  На уроках риторики имеют место такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако особое место занимают специфические методы и приемы работы, а именно: риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации; риторические задачи; риторические игры.

    Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая и парная работа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    пояснительная записка "Русский язык". 3 класс. "Школа России"

    Данная программа составлена к учебнику Зелениной "Русский язык" ....

    Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс "Школа России"

    В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по окружающему миру для 1 класса по программе "Школа России"....