Рабочие программы, тематическое планирование 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме

Канаева Татьяна Анатольевна

Все рабочие программы и тематическое планирование 3 класс УМК Школа 21 века.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сорская общеобразовательная школа №3 с углубленным

изучением отдельных предметов»

«Согласовано»

Руководитель МО

______________________/

Т. А. Канаева_/_________

ФИО

Протокол № ____ от

«___»___________2011__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП»

________________________/

Е. И. Корешкова/__________

ФИО

«___»____________2011___г.

«Утверждено»

Директор МОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП»

_________________________/

Н. А. Новоселова__________

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________2011___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса  «Окружающий мир» в 3 классе

(базовый уровень)

на 2011 -2012 учебный год

68 часов

2 часа в неделю

                                                   Учитель:

                                                                                      Канаева Татьяна Анатольевна

                                                                      Стаж работы: 31 год

                                                                  Категория: первая

                                                                    Аттестация: 2007 г.

г. Сорск, 2011

Пояснительная записка

 Рабочая учебная программа по учебному курсу «Окружающий мир» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Закона «Об образовании» РФ, пункт «Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), Закон РХ «Об образовании» №53 от 04.10.2004 года, статья 8: «Национально-региональный компонент государственных образовательных стандаотов», Устава МОУ «Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»».

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана для обучающихся 3 Б класса, подготовлена для обеспечения образовательных запросов обучающихся и направлена на их общее развитие по программе «Школа 21 века».

На изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 68 учебных часов в год, в объеме 2 часа в неделю. В кабинете имеется компьютер, принтер, телевизор и DVD.  Класс среднего уровня подготовленности.

В отдельных уроках (согласно тематическому планированию) внедрен национально-региональный компонент. Задания по НРК выбраны из литературы:

     

  1. Лечебные озера Красноярского края. А. С. Кривошеев, А. П. Хасанов. Красноярск.
  2. Моя Хакасия. А. П. Балгазина
  3. Природа Хакасии. Ю. Г. Швецов, Ю. И. Кустов.
  4. Путеводитель Хакасия. Издание второе.
  5. Таежный хоровод. М. В. Капсаргина
  6. Традиционная культура и быт хакасов, В. Я. Бутанаев.
  7. Хакасские народные сказки. Б. И. Балтера, Абакан -1986 г.

Организация учебного процесса: классно-урочная.    Форма итоговой аттестации  обучающихся  – тестовые задания

 Учебно-тематический план

    Итоговых  контрольных работ - 2.

    Экскурсии – 4.

Цели::

  1. развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
  3. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Содержание программы

  Введение ( 1 ч.)

  Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счет лет в истории.

 Земля – наш общий дом .(9 ч.)

   Солнечная система . Солнце- звезда . Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по  Солнечной   системы.

   Изображение Земли.  Глобус – модель Земли . План. Карта ( географическая и историческая) . Масштаб,  условные  обозначения карты. Карта России.Условия жизни на Земле . Солнце- источник тепла и света.

 Вода.  Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойство воды . Источники воды на Земле . Водоемы, их разнообразие  Растения  и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения.

Воздух . Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – это смесь газов. Охрана воздуха.

 Человек изучает Землю. ( 2 ч.)

Наблюдения опыты, эксперименты- методы познания человеком окружающего мира. Изображение  Земли. Глобус – модель Земли . План. Карта (географическая и историческая ). Масштаб, условные обозначения  карты . Карта России.

Расширение кругозора .  Представления людей  древней цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.        

 Бактерии  и    грибы ( 4 ч.)

  Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

  Расширение кругозора. Правила сбора грибов  Предупреждение    отравления  грибам

 Растительный мир Земли ( 8 ч.)

 Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений :   водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные) , цветковые, их общая характеристика

Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений . Продолжительность жизни : однолетние, двулетние, многолетние . Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов  и семян.

Человек  и  растения  ( 2 ч.)

     Культурные  растения  в  жизни  человека. Как  и  почему возникло  земледелие. Влияние  человека  на  расселение  культурных  растений. Хлеб – великое  чудо  Земли.

    Охрана растений.  Красная  книга.

   Расширение кругозора. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения .    Предупреждение отравлений

 Животный мир земли ( 13 ч.)

  Животные – часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек . Разнообразие животных :  одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные ( на примере отдельных групп и представителей). Животные – живые тела ( организмы) . Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. детёнышей.

Расширение кругозора. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих  детёнышей. Как человек одомашнил животных.

 Человек  и  животные  ( 2 ч.)

 Почему  люди  приручали  диких  животных. Заповедники.

 Наша Родина:  от Руси до России. (6 ч.)

     Древняя Русь. Древнерусское  государство. Московская  Русь. Российская  империя. Советская  Россия. СССР.  Российская  Федерация.

 Как  жили наши предки. (8 ч.)

         Из  истории имён. Какими  людьми  были  наши  предки.  Какие  предметы  окружали  русских  людей.   Русская  трапеза. Боги  древних  славян. Народные  праздники. Принятие  христианства  на  Руси.

Как  трудились  наши  предки.  (13 ч.)          

        Как  трудились  крестьянские  дети. Тяжёлый  труд  крепостных. Что  создавалось  трудом  ремесленника. Русские  оружейники. Что  создавалось  трудом  рабочего. О  первых  железных  дорогах . Открытия, которые   совершил человек в  19-20 веках.   

 Рыболовство и охота на Руси и в России. Ремесла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, и России ( кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное  и др. )

 Торговля . Возникновение денег. Развитие техники в России ( на примере авиации , автостроения)  Освоение космоса. Строительство, Первые  славянские  поселения, древние города( Великий Новгород, Москва, Владимир)    

Расширение кругозора.  Орудие труда в разные исторические эпохи. «Женский» и « мужской» труд. Особенности труда людей  родного края. Как дом « вышел»  из-под земли.

 Уроки – обобщения – 3 часа.  Древняя Русь. (повторение материала 2 класса) ; Московская Русь ( основные исторические        события,  произошедшие до провозглашения первого русского царя ) Россия ( основные  исторические события, произошедшие до 1917 года.

  Экскурсии – 4 часа.  В природные сообщества ( с учётом местных условий) , на водный объект с целью изучения   использования воды человеком , её охрана от загрязнения . В краеведческий ( исторический ) , художественный

музеи, на предприятие  ( селькохозяйственное  производство ) , в учреждение быта и культуры.

Практические работы (опыты): – 4 часа . Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи.  Роли света и воды в жизни растений. Состав почвы..

 Практические работы – 2 часа. Работа с картой ( в  соответствии с заданиями в рабочей тетради Работа с живыми     растениями  и гербарными экземплярами.

Урок-зачет: 1 час

Проверочная работа: 3 часа

Контрольная работа: 1 час

Урок – семинар: 2 часа

Урок – игра: 2 часа

Библиотечный урок: 1 час

Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса

К  концу обучения в 3 классе учащиеся должны : называть  ( приводить примеры) :

          - тела живой и неживой природы ;

          -  планеты Солнечной системы ( 2-3 ) ;

          - свойство воздуха, воды ;

           - древние города и их достопримечательности ;

          - имена отдельных руководителей государства, деятелей , просветителей Руси и России ( в соответствии с программой )

          - причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ ;

            различать  (соотносить ) :

         - год, век, арабские и римские цифры;

         - название русского государства и их соответствие исторической эпохе;

         - растения разных групп ( водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) ;

         - животные различных групп ( одноклеточные-многоклеточные, беспозвоночные-позвоночные );

         - приспособления животных к среде обитания;

         - особенности внешнего вида , строения животного в зависимости от среды обитания;

         - понятия « земледелие» , « ремесло» , « торговля» , « деньги»;

          решать задачи в учебных и бытовых ситуациях : 

          - объяснять значение Солнца для жизни на Земле ;

          - объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;

          - характеризовать условия жизни на Земле ; природные зоны России;

          -  характеризовать  основные процессы жизнедеятельности животных ;

          - раскрывать значение растений  и животных в природе и жизни человека ;

         - составлять описательный рассказ о животных ( растениях) по плану учителя и самостоятельно составленному;

         - соблюдать правила поведения в природе ; участвовать в работе в уголке природы , на пришкольном участке;

         -   характеризовать  некоторые важнейшие события в истории российского государства ( объединение славян,

         принятие христианства, крепостное право, возникновение ремёсел, развитие городов) ;

         - рассказывать об особенностях жизни в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

         - работать с географической и исторической картой, глобусом ( в соответствии с заданиями рабочей тетради) ,

         работать с контурной картой  по заданию учителя;

Перечень учебно-методического обеспечения для учителя и учащихся:

  1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: учебник. 3 класс в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  2. Виноградова Н. Ф., Поглазова О. Т. Учимся познавать мир: рабочие тетради к учебнику. – М.: Вентана-Граф, 2008.

     


Учебно-тематический план:

п/п

Темы уроков, в том числе с использованием НРК

Тип урока

ИКТ

Примечание

Дата проведения

По плану

Факт

1

Введение. Как работать с учебником.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

Земля - наш общий дом. Р. К.

2-3

Где и когда ты живёшь. Р. К.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

Урок с МП

4

Какие бывают природные тела и природные явления. Искусственные тела.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

5-6

Солнце – огненный шар.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал. Урок с МП

7-8

Земля- шар. Р. К.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал. Урок с МП

9

Значение Солнца для жизни на Земле.

Урок-тестирование

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

10-11

Вода - условие жизни на Земле.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал. Урок с МП

12-13

Воздушная оболочка земли.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал. Урок с МП

Человек изучает землю

14-15

Человек познаёт мир. Р. К.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

16-17

Как изображают землю.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

Бактерии и грибы.

18-19

Бактерии.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал. Урок с МП

20

Грибы.

Урок-зачет Проверочная работа

Учебник, тетрадь, дидактический материал. Урок с МП

Растительный мир земли.

21

Растения встречаются повсюду. Р. К.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

22

Если бы на Земле не было растений.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

23

Растения прекрасные, но опасные. Р. К.

Урок семинар

Учебник, тетрадь, дидактический материал. Урок с МП

24-25

Разнообразие растений на Земле.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

26

Растения – живые существа (организмы)

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал. Урок с МП

Человек и растения.

27

Культурные растения в жизни человека. Р. К.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

28

Красная книга России, Хакасии.

 Р. К.

Урок - экзамен

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

Животный мир Земли.

29

Какова роль животных в природе.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал. Видеоурок.

30-31

Разнообразие животных. Р. К.

Урок-игра «Поле чудес»

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

32-33

Животные – живые существа (организмы).

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

34

Беспозвоночные животные.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

35-36

Позвоночные животные. Р. К.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал. Урок с МП

37

Что такое природное сообщество.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

Человек и животные.

38-39

Почему люди приручали диких животных. Р. К.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

40-41

О заповедниках. Р. К.

Библиотечный урок

Проверочная работа

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

Наша Родина: от Руси до России.

42-43

Древняя Русь.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал. Урок с МП

44-45

Древнерусское государство.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

46-47

Московская Русь.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал. Урок с МП

48-49

Российская империя.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

50-51

Советская Россия. СССР. Российская Федерация.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал. Урок с МП

Как жили наши предки.

52-53

Из истории имён.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

54-55

Какими людьми были наши предки? Р. К.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

56

Какие предметы окружали русских людей?

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал

57

Русская трапеза.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

58-60

Боги древних славян.

Комбинированный.

Проверочная работа

Учебник, тетрадь, дидактический материал. Урок с МП

61-62

Принятие христианства на Руси. Р. К.

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал. Урок с МП

Как трудились наши предки.

63-64

Что создавалось трудом крестьянина?

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

65

Что создавалось трудом ремесленника?

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал. Урок с МП

66

Что создавалось трудом рабочего?

Комбинированный.

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

67-68

Открытия, которые совершил человек в 19-20 веках.

Комбинированный.

Контрольная работа

Учебник, тетрадь, дидактический материал.

                       


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы + тематическое планирование по программе Школа России по ФГОС

Рабочие программы + тематическое планирование по программе Школа России  по ФГОС    составитель Зайцева И.М....

Рабочие программы+тематическое планирование 2 класс"Школа России"

Рабочие программы и тематическое планирование по литературному чтению,русскому языку, математике,окружающему миру,изо и технологии для 2 класса "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочие программы+тематическое планирование 4 класс ФГОС Школа России.

Рабочие программы и тематическое планирование ФГОС 4 класс УМК "Школа России"(литературное чтение,русский язык,математика,окружающий мир,технология,ИЗО)....

Рабочие программы +/ тематическое планирование 3 класс система Л.В.Занкова

Рабочие программы разработаны в соответствии с требованием ФГОС...

Рабочие программы +/ тематическое планирование 3 класс система Л.В.Занкова

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.7 ст.12, Типовым  положением об общеобразовательном учреждени...

Рабочие программы +/ тематическое планирование 3 класс система Л.В.Занкова

Рабочая программа по математике. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.7 ст.12, Типовым  положением...

Рабочие программы +/ тематическое планирование 3 класс система Л.В.Занкова

Рабочая программа по математике. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.7 ст.12, Типовым  положением...