Общение родителей и детей.
материал на тему

 

  1.  Общие представления об общении.
  2.  Семейное воспитание. (Типы семей в современном обществе. Стили общения в семьях, Авторитет родителей.)
  3. Характерологические особенности и самосознание ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie_roditeley_i_detey.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Общие представления об общении.
  2. Семейное воспитание.

  • Типы семей в современном обществе.
  • Стили общения в семьях.
  • Авторитет родителей.

  1. Характерологические особенности  и самосознание ребёнка.
  2. Заключение.
  3. Список литературы.

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБЩЕНИИ.

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнёра.

В процессе взаимодействия между людьми складываются определённые отношения, влияющие на конечный результат любого из видов человеческой деятельности. Поскольку в процессе общения реализуются различного рода взаимодействия и складываются разнообразные отношения, то его можно представить как субъект - субъективные взаимоотношения, где каждый участник общения активен.

Активность выражается в том, насколько инициативно при общении человек воздействует на партнёра, как попеременно воспринимают друг друга участники общения, и в том, что воспринимает в действиях партнёра противоположная сторона.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

  1. Типы семей в современном обществе.

Семья – это интимная микрогруппа, в основе которой лежат брачные и родственные отношения между мужем и женой, братьями и сёстрами.

В современном обществе типы семей неоднозначны. Условно их можно разделить по следующим признакам:

  1. по количеству детей: многодетная, малодетная, бездетная
  2. по составу: неполная (отсутствует один из родителей), нуклеярная (многопоколенная семья – ребёнок, мать, отец, бабушка, дедушка и т.д.), семья повторного брака (смешенные).
  3. по структуре лидерства: эголетарная (демократическая), традиционная (авторитарная), в последнее время выделяют ещё попустительский тип (либеральный).
  4. по географическому признаку: городская, сельская, отдалённая.
  5. по однородности социального состава в зависимости от нации: социально – гомогенная (одной национальности), гетеро-генная (неоднородная)
  6. по однородности социального статуса: родители из одного социального круга (богатый- богатый, бедный – бедный и т.п.), смешенный социальный статус (богатый – бедный и т.п.)
  7. по семейному стажу: молодая семья, семья среднего супружеского возраста и т.п.
  8. по типу потребительского поведения: семья с физиологическим типом потребления (материальная потребность); семья с интеллектуальным типом потребления; семья с промежуточным типом потребления.
  9. по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, внебрачная семья, дистанционная семья (кто-то из родителей  часто находится в командировках)
  10. по состоянию  психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья.

Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растёт число разводов, неполных семей, растёт число разводов, неполных семей, растёт число обездоленных и неблагополучных семей.

Неблагополучная семья – семья которая неспособна противостоять воздействию дестабилизирующих внутри семейных и вне семейных факторах.

Подробнее остановимся на общение родителей с детьми, которые безупречны в социальном отношении, т.е. полные семьи связанные брачными узами , имеющие средний достаток и занимающиеся воспитанием детей.

Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых дней его жизни – основная обязанность родителей.

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семь обычно происходят первые, решающие для становления и развития и формирования годы жизни человека. Ребёнок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растёт и развивается. Семья во многом определяет круг интересов, потребностей ребёнка, ориентирует на определение ценностей, взглядов. Семья предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

  1. Стили общения в семьях.

Стиль общения  - это индивидуально - типологические особенности взаимодействия между людьми.

В стиле общения находят выражение:

- особенности коммуникативных возможностей человека;

- сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективами;

- психологическая или социальная индивидуальность человека;

- особенности партнёра по общению.

Фундамент стиля общения личности составляет её нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.

Для современной семьи актуальна проблема стиля отношений между членами семьи.

Существует три основных типа семейного воспитания – авторитарный, либеральный и демократический.

Авторитарный стиль в отношениях супругов характеризуется властью родителей (чаще отца). При этом они убеждены, что воспитанием можно выработать у ребёнка привычку беспрекословного подчинения. В семьях такого типа взрослые мало считаются с индивидуальностью ребёнка, с его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными, дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально-положительного и осознанного отношения к правилу, требованию взрослого. В некоторых семьях такого типа у детей слабо проявляется инициатива, самостоятельность, творчество. В подростковом возрасте дети чаще вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.

Либеральный стиль предполагает всепрощенство, терпимость в отношении с детьми. Источником его является чрезмерная родительская любовь. Дети растут изнеженные, безответственными.

При демократическом стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни и деятельности всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья многопоколенная) характеризуется взаимной любовью и уважением, взаимопониманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях демократического типа родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков.  

Если родители видят в своём ребёнке растущую личность, понимают меру ответственности перед ним, то заботу о ребёнке они считают естественным, обычным делом и не видят оснований жаловаться на родительскую судьбу. Общение с ребёнком, побуждение в нём личности – это никогда не приедающаяся радость, источник душевного тепла, без которого ребёнок не может нормально развиваться.

Наиболее распространены следующие стили общения: творчески-продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный,  деловой, позиционный.

3. Авторитет родителей.

Одним из важнейших условий семейного воспитания является авторитет родителей.

Антон Семёнович Макаренко выделяет следующие типы родительского авторитета.

В семьях где захваливают ребёнка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей преобладает попустительский тип общения, так называемый «авторитет любви». Обстановка изнеженности, захваливания, преклонения, уважения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери создаёт в семье эгоиста, который подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.

Другой вид семейного воспитания  - ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители всё разрешают ребёнку. Ребёнок живёт в атмосфере всепрощенства, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети командуют родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, предъявляющего непомерные претензии, требования, малодающего обществу и семье, не признающего запретов.

Авторитет подавления, при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений. В таких семьях часто наказывают ребёнка. Вырастает безвольный, забитый ребёнок или, наоборот, деспот.

Разновидностью ложного авторитета подавления является ложный авторитет педантизма. В такой семье родители, стремясь сохранить дистанцию между собой и ребёнком, разговаривают с ним подчёркнуто сухо, скучно, по любому поводу читают длительные нотации, назидания. Обычно с ребенком в таких семьях не считаются, его мнения не спрашивают. В такой обстановке ребёнок либо подчиняется и выполняет распоряжение взрослых, либо начинает протестовать, капризничать, упрямиться. В результате вырастает безвольный, безынициативный, несамостоятельный человек с неуживчивым характером.

Авторитет чванства, так же является ложным. Родители в такой семье чрезмерно кичатся своими достижениями, подчёркивают их окружающим. В семьях гордятся не тем, что умеют, а тем, что имеют. В этих семьях царит культ денег и связей, перепутаны истинные и ложные ценности. В обстановке постоянного подчёркивания своих преимуществ, выражения пренебрежения к окружающим, не имеющим того, что является для этих семей главным, взрослые формируют у детей психологию потребителя. Дети в таких семьях вырастают хвастунами, белоручками, расчётливыми дельцами и бездельниками.

Другой разновидностью ложного авторитета является авторитет подкупа. Послушание детей, хорошее отношение к себе родители «покупают» у ребёнка с помощью подарков, денег, обещаний. В такой семье растёт ребёнок, который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя. Он из всего постарается извлечь пользу.

Кроме того, встречаются семьи, в которых отсутствует единство требований со стороны взрослых к ребёнку. Ребёнок с раннего возраста учится приспосабливаться. Из такого ребёнка чаще всего вырастает человек без принципов, легко меняющий своё мнение, лживый.

Так же встречаются семьи, в которых отсутствует постоянная линия воспитания. В таких семьях, при обнаружении каких либо проблем в воспитании применяются разовые воздействия, сопровождаются шумом, криком и слезами. Затем, всё продолжается по старому, до следующего события. В таких семьях у детей возможны развитие ранних нервозов. В подростковом возрасте проявляется  распущенность, пренебрежительное отношение к родителям.

При общении с ребёнком родители должны помнить, что требовательное отношение к себе — основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.

Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самим собой.

Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.

Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.

Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.

Духовное общение с детьми — одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком: чтение детских книг, разнообразные совместные занятия и игры, приобщение ребёнка к полезным увлечениям отца или матери (занятия спортом, рукоделием, художественной самодеятельностью, коллекционированием и др.).

Родители не должны отмахиваться от проблем и вопросов детей, они должны помочь ему разобраться в том, что его волнует и что он переживает

Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.

С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение обещанного, необходимо тщательно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить.

Педагогический потенциал семьи разный. Его определяет структура семьи, характер взаимоотношений, уровень культуры родителей, материальные условия, распределение обязанностей между родителями, опыт воспитания детей.

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И САМОСОЗНАНИЕ РЕБЁНКА.

Существенный вклад в развитие проблемы влияния поведения и отношений родителей на поведение ребенка внесла Л. Беньямин. Разработанная ею, и хорошо экспериментально обоснованная модель взаимоотношений «родитель — ребенок» позволяет не только характеризовать поведение каждого из них, но и учитывать наличествующий тип взаимоотношений. Согласно этой модели, связь между поведением родителей и поведением ребенка не однозначна: ребенок может реагировать на одно и то же поведение родителей, по крайней мере, двумя способами. Так, он может отвечать на родительское поведение «дополнительно», т. е. инициативой на предоставление самостоятельности, бегством на преследование, но он может отвечать на родительское поведение и «защитно», — например, в ответ на отвержение ребенок может пытаться вести себя с родителями так, как будто те любят его и внимательны к нему, и тем самым как бы приглашать родителей изменить их поведение по отношению к нему.

Следуя логике этой модели, можно предполагать, что ребенок, вырастая, начинает вести себя по отношению к другим людям так же, как родители вели себя по отношению к нему. В исследовании Л. Беньямин специально рассматривает также вопрос о соотношении самосознания ребенка (как формы саморегуляции) и отношения родителей к ребенку: эта связь раскрывается как интроекция (перенесение внутрь) родительского отношения и способов управления поведением ребенка. Так, например, пристыживание ребенка может трансформироваться в его самосознании в тенденцию к самообвинению, доминирование родителей в отношениях с ним преобразуется в направленность быть хозяином самого себя, жестокое саморуководство.

По способу, т. е. по тому, как происходит «интериоризация» самосознания ребенка, можно выделить несколько типов общения: 1) прямое или косвенное (через поведение) внушение родителями образа или самоотношения; 2) опосредованную детерминацию самоотношения ребенка путем формирования у него стандартов выполнения тех или иных действий, формирования уровня притязаний; 3) контроль за поведением ребенка, в котором ребенок усваивает параметры и способы самоконтроля; 4) косвенное управление формированием самосознания путем вовлечения ребенка в такое поведение, которое может повысить или понизить его самооценку, изменить его образ самого себя.

Анализ жалоб и проблем, с которыми родители обращаются к психологам показывает, что важнейшими чертами, выделяемыми родителями в ребенке и одновременно выступающими объектом их внушающего воздействия, являются: 1) волевые качества ребенка, его способность к самоорганизации и целеустремленность; 2) дисциплинированность, которая в родительской интерпретации часто превращается в послушание, 3) подчинение ребенка родительскому авторитету; 4) интересы, прежде всего к учебе; 5) способности — ум, память.

Образ и самооценка, внушаемые ребенку, могут быть как положительными (ребенку внушается, что он ответствен, добр, умен, способен), так и отрицательными (груб, неумен, неспособен).

Р. Лэнгс, анализируя отношение родителей и детей в таких семьях, ввел понятие «мистификация» — внушение детям того, в чем они нуждаются, кем являются, во что верят. Одна из форм мистификации — приписывание, которое, в свою очередь, подразделяется на приписывание ребенку «слабости» (например, болезненности, неспособности самому искать выход в трудных ситуациях) и «плохости» (низости, аморальности). Другая форма мистификации — инвалидация — принудительное обесценивание точек зрения ребенка, его планов, намерений, интересов.

Негативные высказывания родителей о своих детях, по крайней мере частично, могут иметь под собой реальную «почву» в поведении или чертах характера ребенка, однако, транслированные в его самосознание в виде «называния вещей своими именами» родительских «приговоров», эти родительские мнения и оценки начинают определять самосознание ребенка изнутри. Ребенок либо соглашается с этим мнением (сознательно или неосознанно), либо начинает против него борьбу.

Явные, вербальные, внушающие воздействия иногда противоречат косвенным воздействиям. Например, родитель может утверждать, что ребенок ему дорог и он его ценит, но своим поведением демонстрировать обратное. В таком случае возникает ситуация, названная «двойной связью», имеющая отрицательные следствия для формирования самосознания ребенка.

Родители и другие взрослые могут воздействовать на формирование «Я-образа» и самоуважение ребенка, не только внушая ему свой собственный образ ребенка и свое отношение к нему, но и «вооружая» ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий, частными и более общими целями, к которым стоит стремиться, идеалами и эталонами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовывать. Если эти цели, планы, стандарты и оценки реалистичны, то, достигая цели, реализуя планы, удовлетворяя стандартам, ребенок или подросток, так же как впоследствии и взрослый, повышает самоуважение и формирует позитивный «Я-образ», если же планы и цели нереалистичны, стандарты и требования завышены, т. е. то и другое превышает возможности и силы субъекта, то неуспех приводит к потере веры в себя, потере самоуважения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Задача образовательных учреждений помочь родителям разобраться в особенностях воспитания детей с учётом их возрастных особенностей, научить пользоваться преимуществами семейного воспитания, как социального института формирования личности.

Преимущества семейного воспитания:

  1. эмоциональный характер семейного воспитания.
  2. учёт индивидуальных особенностей ребёнка и половое воспитание.
  3. естественный характер семейного воспитания.
  4. постоянство воспитания в семье. Длительный характер воздействия.
  5. многоплановое общение в семье (члены семьи имеют разную профессию, разный возраст, интересы и т.п)

Важно знать, что через общение с родителями и другими людьми, через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных действий – происходит социализация личности, формируется и развивается её субъективность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Морева Н.А. «Тренинг педагогического общения»

                                                             М. «Просвящение» 2003 г.

  1. Подласый И.П. «Педагогика» книга 1,2

                                                              М. «Просвящение» 2003 г.

  1. Сластенин В.А., Каширин В.П. «Психология и педагогика»

                                                              М. «ACADEMIA» 2004 г.

  1. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. «Отцы и дети в меняющемся мире»

                                                              М. «Просвящение» 1991 г.

  1. Под ред. Виноградовой Н.Ф. «Воспитателю о работе с семьёй»  

                                                             М.«Просвящение» 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Общение родителей и детей"

Это родительское собрание поможет уителю расширить знания родительского коллектива об общении. Познакомит родителей со стилями общения. Раскроет значение невербального общения. Поможет стимулировать п...

Родительское собрание на тему "Общение родителей и детей"

Расширить знания родительского коллектива об общении. Познакомить со стилями общения. Раскрыть значение невербального общения. Стимулировать полноценное общение родителей и детей....

Родительское собрание «Общение родителей и детей»

Родительское собрание для начальных классов....

Общение родителей и детей как условие успеха воспитания

Правила общения,умение слушать и слышать детей,...

Час общения родителей и детей «Впусти доброту в свое сердце»

Цель: Развитие представления обучающихся о добре и зле.Задачи: 1) воспитание стремления совершать добрые дела;2) ориентация детей на доброе общение;3) развитие самооценки4) создание комфортных условий...

Общение родителей и детей-подростков. Обсуждение и рекомендации.

Если вы испытываете чувство озабоченности или беспокойство к своему ребенку-подростку, то значит пришло время изменить что-то в вашей собственной жизни, взглянуть на нее другими глазами....

Родительское собрание «Стили общения родителей и детей»

Познакомить родителей со стилями общения. Стимулировать полноценное общение родителей и детей....