Авторская программа учебного курса "Юный сочинец"
методическая разработка

Данный учебный курс можно использовать как педагогам дополнительного образования, так и при ведении внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_yunyy_sochinec.docx68.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества г. Сочи

 АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

 «Юный сочинец»

Срок реализации программы  3 года.

Возраст обучающихся:  7 – 10 лет.

Педагог дополнительного образования:  Белорусова Татьяна Викторовна

Сочи, 2009

Пояснительная записка

Актуальность.

        Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Милый сердцу край, город, его жители, природа, пройдя через сознание, становятся неотъемлемой частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть ещё и свой, дорогой сердцу уголок земли, где он сделал  первые шаги, нашёл первых друзей, получил путёвку в жизнь. Это наша Малая Родина.

        Изучение родного города становится основой для гармоничного и всестороннего развития личности младшего школьника, создаёт тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души; способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.

        Основой экономики города Сочи является туризм. На обслуживание гостей города прямо или косвенно работает большая часть жителей города. Опыт других стран показывает, что эффективность отрасли зависит во многом от уровня подготовки жителей: это элементарные знания о своём городе (интересные места, история, природа).

        Особенно актуальным это становится и потому, что город Сочи стал столицей зимних Олимпийских игр 2014 года.

        Содержание программы «Юный сочинец» отражает комплексно-системный подход к изучению родного города как некой целостности. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы в их равноправном взаимодействии.

        Данная программа составлена с учетом регионального компонента. Она  сочетает в себе курсы истории, краеведения, этнографии, экскурсоведения.

        Программа курса ориентирована на  более глубокое и подробное изучение истории родного города. Постепенно  открывая для себя  неизвестные страницы истории, культивируя  в себе интерес к историческому поиску, учащийся  сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий  и  развития  страны. 

Данная программа интересна учащимся, которые увлекаются историей и видят в ней свое будущее призвание, а также тем, кто мечтает развивать индустрию туризма в одной из жемчужин России. 

Главная идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к изучению родного города, посредством формирования навыков поисковой работы.

        Данная программа ориентирована на детей младших классов, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы.

        Цель программы:

Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город: его традиции, верования, памятники природы, истории, архитектуры, культуры и желающего принять активное участие в его развитии.

Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач:

образовательные:

  1. ознакомить с историей и современной жизнью города Сочи;
  2. сформировать представления о различных сторонах жизни своего города, населения;
  3. разъяснить, какие качества требует туризм от жителей города, и убедить в необходимости сознательного их формирования;
  4. овладеть формами и приемами учебно-исследовательской деятельности;

воспитательные:

  1. формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию;
  2. формирование толерантности и толерантного поведения в условиях многонациональности города;
  3. формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней;
  4. воспитание потребности в здоровом образе жизни;

развивающие:

  1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе;
  2. развитие потребности к самостоятельному изучению истории города через исследовательскую деятельность;
  3. формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.

Программа рассчитана на 3 года обучения учащихся младших классов. Время, отведенное на обучение, составляет 144 часа в год, причем значимую часть составляют практические занятия.

Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин, деловых игр, игр – путешествий, виртуальных экскурсий.

Изучение всех тем программы предполагает организацию экскурсий в природу, разные районы города для изучения исторических, архитектурных и природных памятников, дендропарки, парки культуры и отдыха, морской аквариум и дельфинарий, в музеи (краеведческий, исторический, художественный, «Дерево дружбы»), Центр национальных культур.

Предполагаемые результаты обучения.

         

        Дети, прошедшие обучение по данной программе, получат информацию о своей «малой Родине», географическом положении и климатических условиях, гидрографии, растительном и животном мире, экономике, промышленных предприятиях. Познакомятся с богатой историей местности с древнейших времён до современности, коренных жителях данной местности, их культурой и традициями, получат навыки толерантного поведения в многонациональном городе, познакомятся с городами-побратимами. Узнают основные источники получения информации и научатся работать с ними; научатся вести проектную и исследовательскую деятельность, составлять экскурсионные маршруты и экологические тропы; узнают способы образования топонимов.  Смогут объяснить жителям и гостям курорта о расположении мест для отдыха, смогут показать и рассказать об основных исторических, археологических природных, архитектурных памятниках; познакомятся с путями сообщения в городе. Познакомятся с посёлком Красная Поляна, как современным горнолыжным курортом, его историей и современным развитием, природой, историческими памятниками, основными олимпийскими объектами. Выходы на природу дадут детям элементарные туристские навыки.

        Обучение по данной программе позволит детям сделать осознанный выбор будущей профессии,  привить такие качества, как любовь к Родине через любовь к своему городу, уважение к гостям курорта.

   

        

Учебно-тематический план

Наименование разделов, блоков, тем.

Всего,

час.

Количество часов учебных занятий

Теоретические

Практические

Выездные

(индивиду

альные)

1 год обучения

1.

Малая Родина

2

1

1

2.

Способы получения информации

12

4

2

6

3.

Топонимика

10

3

3

4

4.

Край русских субтропиков

20

7

5

8

5.

Пути сообщения

10

3

1

6

6.

География города

36

6.1.

Географическое положение города

1

1

-

6.2.

Рельеф

1

4

6.3.

Климат

2

2

-

6.4.

Гидрография

6

4

8

6.5.

Пещеры

1

-

5

6.6.

Горные породы

1

-

-

7.

Административно-территориальное устройство Сочи

20

10

2

8

8.

Экономика города

6

1

1

4

9.

Город мира и дружбы

14

9.1.

Многонациональный состав города

2

2

4

9.2.

Города - побратимы

2

-

4

10.

Элементарные туристские навыки

14

2

2

10

Всего

144

47

26

71

II год обучения

1.

Как правильно вести проектную деятельность

5

2

1

2

2.

Нормы и правила поведения в природе

11

2

3

6

3.

Растительный мир

38

3.1.

Колхидский лес. Реликты и эндемики. Красиво цветущие растения. Грибы. Лекарственные растения. Субтропические растения.

12

7

8

3.2.

Парки Сочи

3

-

8

4.

Животный мир

18

6

4

8

5.

Чёрное море

14

6

4

4

6.

Организация природоохранной деятельности

26

6.1.

Основы экологии

2

-

-

6.2.

Кавказский государственный биосферный заповедник

2

-

4

6.3.

Сочинский национальный парк

2

4

4

6.4.

Памятники природы

2

2

4

7.

Листая страницы истории

32

7.1.

Из глубины веков

2

5

6

7.2.

Рождение города

6

-

5

7.3.

Подвиг милосердия

1

2

5

Всего

144

48

32

64

III год обучения

1.

Современное состояние курорта

10

3

1

6

2.

Экономика и промышленность

14

4

2

8

3.

Памятные места города Сочи

45

3.1.

Определение памяти

1

-

3.2.

Археологические памятники

2

2

8

3.3.

Памятники природы

1

1

3

3.4.

Архитектурные памятники

2

2

8

3.5.

Памятники культуры

4

2

4

3.6.

Исторические памятники

1

-

-

3.7.

Памятники и мемориалы

1

3

-

4.

Традиции города

16

4

4

8

5.

Знаменитые люди нашего города

14

4

4

6

6.

Красная Поляна – путь к мечте

31

6.1.

История Красной Поляны

3

1

-

6.2.

Географическое положение и климатические условия

1

-

-

6.3.

Современное состояние Красной Поляны

3

1

-

6.4.

Окрестности и достопримечательности Красной Поляны

5

2

8

6.5.

Флора и фауна Красной Поляны

5

2

-

7.

Сочи - олимпийский

14

3

3

8

Всего

144

47

30

67

Содержание программы.

I год обучения

  1. Малая Родина – 2  часа.

Дать понятие «краеведения», «градоведения». Понятие «малая Родина».

Почему нужно изучать прошлое и настоящее своего родного города (теория 1 час).

        Практическая работа: составление фотовыставки «Моя малая родина» (практика 1 ч.).

  1. Способы получения информации – 12 часов. 

Основные источники информации: периодическая печать (газеты,

журналы); художественная литература (но нужно помнить, что не каждый писатель достоверно отражает действительность); архивные фонды,  фонды музеев, планы и карты, произведения скульптуры, живописи, архитектуры; материалы статистики; устные свидетельства старожилов.

          Исторические источники. Методика сбора и анализа источников.

        Работа с источниками, библиографическими справочниками. Поиск, фиксация, систематизация литературы по краеведческим темам. Оформление библиографических данных по отдельным темам (теория 4 ч.)

          Практическая работа: классификация исторических источников. Определение их подлинности. Посещение библиотеки, музея, архивов различных учреждений. (практика 2 ч.)

        Выход 6 часов.

  1. Топонимика – 10 часов.

Что такое топонимика? Топонимика – «язык земли». Разделы топонимики:

ойконимы (названия населённых пунктов), гидронимы (названия рек), оронимы (названия горных вершин).

Источники топонимов, их анализ. Способы образования топонимов.  Знакомство со специализированной литературой   (теория 3 ч.).

        Практическая работа: сбор, классификация топонимов города. История их возникновения - история города. Составление топонимического словаря Сочи. (практика 3 ч.).

        Выход 4 часа.

  1. Край русских субтропиков  – 20 часов.

Почему в Сочи приезжает много гостей. Что их привлекает в нашем городе:  субтропический климат, тёплое Чёрное море, чистые стремительные горные реки, уникальная природа, богатая лечебная база, исторические и архитектурные памятники.

Краткая характеристика каждого из факторов.

Различные виды отдыха: активный (экскурсии, походы, сплав по рекам, в зимний период катание на горных лыжах), пассивный, лечение.          

Размещение отдыхающих: санатории, гостиницы, отели, пансионаты, мотели, частный сектор.

Сочи – крупнейший в России бальнеологический и приморский курорт. Лечебная база.

Гости курорта хотят знать расположение и комфортабельность гостиниц, отелей, пансионатов и домов отдыха, места общественного питания,  достопримечательности, места общественного отдыха, расположение доступных пляжей, где рынок, почта, банки, билетные кассы; как до них добраться. (теория 6 ч.).

Практическое занятие. Создание проблемной ситуации: как «хорошо отдохнуть»? Как влияет на настроение гостей общение с местными жителями (гостеприимство и пренебрежение). Разработка рекламного буклета об отдыхе в Сочи. Проект: «Экскурсионные маршруты города Сочи». (практика 4 ч.).

Герб Сочи. Создан в 1967 году. Отличительные признаки, изображённые на гербе Сочи (теория 1 ч.)

Практическое занятие: выставка творческих работ «Герб моего района», «Герб моей семьи» (практика 1 ч.) 

        Выход 8 часов.

  1. Пути сообщения – 10 часов.

Сочи – средоточие всех транспортных узлов: железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы, грузопассажирский морской порт, аэропорт. Связь с городами края, России и некоторыми зарубежными городами (теория 3 ч.).

Практическое занятие: викторина «По небу, морю и земле» (практ. 1 ч.) 

Выход – 6 часов. 

  1. География  города  – 36 часа.
  1. Географическое положение города. Расположение города Сочи на

карте Краснодарского края. Протяжённость города вдоль брега моря 145 км от посёлка Магри на северо – западе до реки Псоу на юго – востоке и 30 – 60 км до гор Главного Кавказского хребта, где проходит граница  с Адыгеей, Апшеронским и Мостовским районами Краснодарского края. Население города (теория 1 ч.)

Практическое занятие: научиться по карте Краснодарского края находить границы города, викторина по вопросам темы (практика 1 ч.)

  1. Рельеф. Город вытянулся узкой полосой между морем и

Кавказскими горами. Большую часть территории занимают горы. Наиболее высокие вершины Сочи: Агепста – 3256 м, Чугуш – 3238 м, Цындышха – 3139 м, около 10 вершин массива Псеашхо превышают 3000 м (теория 1 ч.).

  1. Климат города. Что такое климат. Климат Сочи – влажный

субтропический. Климатообразующие факторы Сочинского побережья Кавказа. Зима, весна, лето и осень в городе. Температура, влажность, количество осадков в разные времена года (теор.2 ч.)

        Практическое задание: ведение календаря погоды, найти и записать пословицы о временах года и народные приметы, тест «Климат» (практика 2 ч.).

  1. Гидрография Сочи. По территории сочи протекает более 80 рек.

Около 30 из них впадают в Чёрное море. Протяжённость рек, питание, общая минерализация воды. Наиболее крупные реки Сочи: Мзымта, Шахе, Псоу, Сочи, Аше, Псезуапсе. Краткая характеристика рек.

Водопады. Что такое водопад, водоскат и порог. Наиболее распространённые водопады: Агурские, 33 водопада, Змейковские, Ласковый, Безымянный, пасть Дракона, Девичьи слёзы.

Озёра. Горные озёра Кавказа – неповторимое по красоте творение природы. Образование озёр. В Сочинском Причерноморье около 70 озёр. Наиболее известные – Кардывач, Верхний Кардывач, Голубое, Светикель, Хмелевского, Зеркальное.

Гидроминеральные ресурсы: минеральные воды бальнеологического и питьевого профиля, лечебные грязи. (теория 6 ч.).

        Практическое занятие: умение находить на карте реки Сочи, нарисовать схему расположения рек вдоль побережья, викторина по вопросам темы, проект «Водные ресурсы города Сочи» (практика 4 ч.).

  1. Пещеры -  природные достопримечательности в окрестностях

города. Возникновение пещер. Сталактиты, сталагмиты и сталагнаты. Доступны для посещения Воронцовская и Ахштырская пещеры (теория 1 ч.).

  1. Горные породы. Образцы почв и минералов (теория 1 ч.).

        Выходы (экскурсии: Мацестинские сероводородные источники, Агурские водопады, Ахштырская пещера) – 17 часов.  

          

  1. Административно-территориальное устройство Сочи  – 20 часов.

4 административных района: Лазаревский, Центральный, Хостинский, Адлерский.

Как добраться из одного района в другой.

Центральный район – исторически сложившийся район, который дал начало городу Сочи. Достопримечательности: парк «Ривьера», железнодорожный вокзал, морской порт, Зимний театр, Художественный музей, памятник «Якорь и пушка».

Лазаревский район – самый протяжённый район города Сочи. Административный центр – посёлок Лазаревское. Включает около 30 населённых пунктов. Достопримечательности: памятники природы, этнографические музеи.

Хостинский район – самый курортный район города, бальнеологическая база. Административны центр – посёлок Хоста. Сердце города – Мацеста. Достопримечательности: парк «Дендрарий», смотровая башня на горе Ахун, Тисо – самшитовая роща, Воронцовская пещера.

Адлерский район. Административный центр – посёлок Адлер. Достопримечательности: парк «Южные культуры», горный посёлок Красная Поляна, минеральные источники, памятники природы (теория 10  ч.).

Практическое занятие: игра-путешествие по стациям «По дорогам родного города». Разработка проекта «Район, в котором я живу» (практика 2 ч.).

Выход – 8 часов.

  1. Экономика города – 6 часов.

Пищевая промышленность: чайная фабрика, рыбзавод, птицефабрика, молочный завод. Туристическая индустрия. Индустрия развлечений. Торговля. Гостиничное хозяйство (теория 1 ч., практика 1 ч.)

Выход – 4 часа.

  1. Город мира и дружбы – 14 часов.
  1. Многонациональный состав города. Национальности Сочи (около

 400.000 человек, более 100 национальностей).

Греческие, армянские, молдавские, эстонские и грузинские поселения. Переселение из центральных областей России. История заселения побережья.

Необходимость добрососедства в нашем городе.

Эта тема требует максимума тактичности от педагогов. Педагогу следует подчеркнуть, что Россия – это не только русские. Каждая нация имеет свою культуру. От разнообразия и взаимообогащения культур народ только выигрывает.

В качестве воспитательного материала рассказать об имевшихся стычках между армянами и греками в Адлерском районе и их причина. Шапсугский сепаратизм 90-х годов. (теория 2 ч.)

 Практическая работа: рассказ «Как мои предки оказались в городе Сочи», проект «Культура народов нашего города».  (практика 2 ч.).

  1. Города – побратимы Сочи. Музей «Дерево Дружбы». «Поляна

Дружбы в парке «Ривьера» (теория 2 ч.) 

Посещение Центра национальных культур в посёлке Лазаревское, музея адыга - шапсуга в ауле Ахинтам.  

Выход 8 часов.

  1.  Элементарные туристские навыки – 14 часов.

Одежда, обувь и простейшие приспособления для пребывания в лесу. Укладка рюкзака.

Пересечение оврагов по бревну. Пересечение реки по камням. Движение по крутому склону. Простейшие укрытие в лесу. Как разжечь костёр. Умение читать карту местности. Условные обозначения. Ориентирование по компасу и местным признакам.

             Сохранение природы посещаемого места.

             Изучаются практически в ходе подготовки и проведение выходов в ближайший лесной массив.

             В качестве воспитательного материала показать, что природа не прощает неразумного вмешательства и вторжение неподготовленных людей. (теория 2 ч.)

             Практические упражнения. Мини соревнования между патрулями. (практика 2 ч.)

        Выход 10 часов.

II год обучения

  1. Как правильно вести проектную деятельность – 5 часов.

Что такое проект. Алгоритм подготовки проекта. Требования к сбору материала. Требования к оформлению и защите результатов деятельности. (теория 2 ч., практика 1 ч.)

Выход – 2 часа

  1. Нормы и правила поведения в природе – 11 часов.

Правила поведения в природе (теория 1 ч.)

Практическая работа: составление памятки «Как правильно вести себя на природе», конкурс на лучший «запрещающий» и «разрешающий» знаки (практика 1 ч.).

Экологические тропы. Что такое экологическая тропа. Цели создания экологических троп. Разметка и оформление экологических троп. (теория 1 ч.)

Практическое занятие: создание экологических троп. (практика 2 ч.)

Выход 6 часов.

  1. Растительный мир – 38 часов.
  1. Колхидский лес.  Типичные признаки Колхидского леса.

Лесообразующие породы.

        Практическое занятие: викторина «Угадай растение».

Реликты и эндемики. Определение реликта и эндемика.

        Практическое занятие: проект «Реликтовые растения Черноморского побережья Кавказа».

Экзоты. Что такое экзотические растения. Экзотические растения –

 главное украшение нашего города. Фитонцидные растения.

Красивоцветущие кустарники.

        Практическое  занятие: составление мультимедийной презентации «Экзотические растения города Сочи».    

Съедобные растения.

Практическое занятие: составление «Книги рецептов» из дикорастущих

растений.  

Грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

Практическое занятие: составление памяток «Как надо собирать грибы»,

«Что необходимо сделать при отравлении ядовитыми грибами».

Лекарственные растения. Правила сбора лекарственных растений.

Растения, оказывающие кровеостанавливающее, дезинфицирующее, бактерицидное, ранозаживляющее, противовоспалительное, противоожоговое  и другие действия. Использование лекарственных растений в годы Великой Отечественной войны.

Ядовитые и опасные растения.

        Практическое занятие: викторина  «Оказание первой медицинской помощи», составление фотоальбома «Лекарственные растения города Сочи».  

     Субтропические сельскохозяйственные культуры.

        Редкие и исчезающие растения. «Красная книга» Сочи.

        Практическое занятие – составление «Красной книги» растений г. Сочи.

(теория 12 ч.) (практика 7 часов)

  1. Парки Сочи. Дендрологический парк «Дендрарий». Парк культуры и

отдыха «Ривьера». Дендрологический парк «Южные культуры» (теор.3 ч.)

Выход 16 часов.

 

  1. Животный мир – 18 часов.

Обзор животного мира города Сочи. Птицы (перелётные, зимующие,

редкие и охраняемые). Млекопитающие: кавказский зубр, благородный олень, кавказский бурый медведь и т.д.  (теория 6 ч.)

        Практическое занятие: создание книги кроссвордов «Животные г. Сочи».

(практика 4 ч.)

        Выход - 8 часов. 

  1. Чёрное море – 14 часов.

Образование моря. История названия. Рельеф дна. Растительный мир

Чёрного моря. Животный мир Чёрного моря. Экологические проблемы. Легенды Чёрного моря. (теория 6 ч.)

        Практическое занятие: проект «Чёрное море». Викторина с использованием ИКТ по вопросам темы. (практика 4 ч.)

        Выход – 4 часа.    

  1. Организация природоохранной деятельности – 26 часов.
  1. Основы экологии. Что такое экология. Что такое экосистема. Основные

документы по охране природы. Закон об охране природы. Рациональное природоиспользование. Охрана природы. (теория 2 ч.)

  1. Кавказский государственный биосферный заповедник. Определение

 заповедника, заказника и рекреационной зоны. История создания Кавказского государственного заповедника. Назначение заповедника. Границы. (теор. 2 ч.)

  1. Сочинский национальный парк. История создания. Границы: вся

территория города. Отличие национального парка от заповедника. Использование природы для отдыха людей. Лесопарки города.

        Рекреационные территории.

        Экологические проблемы: замусоренность территории. (теория 2 ч.)

        Практические занятия: участие в благоустройстве школьного двора, парка, улиц,  лесных территорий, мест и зон отдыха. Создание мультимедийной презентации «Растительный и животный мир Кавказского государственного биосферного заповедника». (практика 4 ч.)

  1. Памятники природы Сочи. Ущелья: Агурское, Ахцу, Ахштырское,

Свирское и др. Пещеры: Воронцовская, Ахштырская, Навалишенская и др. Водопады: Агурские, Змейкинские, Ореховские, Псыдах, Шапсуг, 33 водопада. Минеральные источники: Чвижепсе, Мацестинские, Краснополянские и др. Дендрологические парки. Отдельные деревья. (теория 2 ч.)   

        Практическое занятие: деловая игра по теме, создание экскурсионного маршрута. (практика 2 ч.) 

Выход 12 часов.  

  1. Листая страницы истории – 32 часа.
  1. Из глубины веков.

Заселение местности с древнейших времён. Стоянки первобытных людей.

Дольмены Западного Кавказа: происхождение, назначение, ритуалы.

Легенды о адыгов и казаков о дольменах.

        Убыхи. Социальный строй убыхского общества. Военная организация убыхов. Переселение убыхов с Черноморского побережья.

        Шапсуги. Религиозные верования у причерноморских адыгов. Священные деревья.

        Кавказская война. (теория 5 ч.)

        Практическое занятие: исследовательская работа «Дольмены Западного Кавказа». (практика 2 ч.)

  1. Рождение города.

        Черноморская береговая линия: форт «Святого духа» (1837), форт Александрия (1838), Головинское укрепление (1839), форт Лазарева (1840).

        Формирование межнационального сообщества Черноморского побережья Кавказа. Традиции народов, заселявших территорию города.

        Становление Сочи – Мацестинского курорта. Дачи видных царских чиновников, министров, членов правительства. Развитие Мацесты. Первый санаторий города – «Кавказская Ривьера».

        Первая реконструкция Сочи – Мацестинского курорта. (теория 6 ч.)

  1. Подвиг милосердия.

        Сочи в годы Великой Отечественной войны. Сочи – город-госпиталь. Подвиг сочинцев в годы Великой Отечественной войны. (теория 1 ч.)

        Практическое занятие: выпуск газеты «Моя семя в годы Великой Отечественной войны». Составление «Книги памяти». (практ. 2 ч.)

        Выход – 16 часов.

        

III год обучения

  1. Современное состояние курорта – 10 часов.

Санаторно – курортное лечение. Целебные богатства недр. Дворцы здоровья. Сердце курорта – Мацеста.

Сочи – туристический центр. Основные туристические маршруты. (теория 3 ч.)

Практическое занятие: создание экскурсионного маршрута. (практ.1ч.)  

        Выход – 6 часов.

  1. Экономика и промышленность – 14 часов.

Что такое экономика. Составляющие экономики. Современное состояние экономики города. Градообразующие предприятия их роль в жизни города и края. (теория 4 ч.)

Практическое занятие: проект «Транспортные узлы города Сочи». (практика 2 ч.)

Выход – 8 часов.  

  1. Памятные места города Сочи – 45 часов.
  1. Определение памяти. Что значит «памятное место». Формы

увековечивания памяти (памятники, монументы, мемориальные доски, подлинные объекты и т.д.). Виды памятников: археологические, исторические, культурные, природные трудовые, документальные. (теория 1 ч.)

        Памятники города.

Археологические памятники. Наука археология. Цели и задачи

археологии. О чём могут рассказать археологам найденные вещи. Памятники археологии города: Ахштырская пещера, Воронцовская пещера, 1 и 2 Хостинские пещеры и т.д. Многослойность. Наскальные рисунки. (теория 2 ч.)

        Практическое занятие: составление карты «Археологические памятники Черноморского побережья Кавказа». (практика 2 ч.)

        Выход – 8 часов.

  1. Памятники природы. (теория 1 ч.)

        Практическое занятие: фоторепортаж «Природные памятники города» (практика 1 ч.)

        Выход – 3 часа.

  1. Архитектурные памятники. Что такое архитектура. Архитектурные

ансамбли. Современная архитектура города. (теория 2 ч.)

Практическое занятие: проект «Город моей мечты» (практика 2 ч.)

Выход – 8 часов.

  1. Памятники культуры. Что такое культура. Культура: массовая,

элитная, народная и т. д. Объекты культуры, их типология. Функции объектов культуры. Значение объектов культуры в жизни человека. Культурные объекты на карте города. (теория 4 ч.)

             Практические занятия: дискуссия «Каков он: человек культурный?», «Как стать культурным?» Проект «Культурные традиции города» (практика 2 ч.)

        Выход – 4 часа.

  1. Исторические памятники. (теория 1 ч.)
  2. Памятники и мемориалы. (теория 1 ч.)

        Практическое занятие: исследовательская работа «Памятники воинам Великой Отечественной войны на территории г. Сочи». (практика 3 ч.)

  1.  Традиции города. – 16 ч.

      Понятие традиции. Какие бывают традиции. Традиции народов, населяющих территорию города. (теория 4 ч.)

      Дискуссия «Нужны ли нам традиции?» исследовательская работа «Традиции моего народа: прошлое и настоящее». Участие в праздниках города. (практика 4 ч.)

        Выход 8 часов.

   

  1. Знаменитые  люди нашего города. – 14 ч.

          Что такое биография? Правила составления биографии и автобиографии. Прославленные земляки  нашего города. Почётные граждане города. (теор.4 ч.) 

          Изучение биографий знаменитых земляков. Знаменитые люди города в истории России. Изучение источников по жизни и деятельности знаменитых земляков (книги, воспоминания, мемуары, газеты и пр.).

      Написание докладов о знаменитых людях нашего города. Составление книги «Знаменитые люди нашего города». (практика 4 ч.)

        Выход 6 часов.

  1. Красная Поляна – путь к мечте – 31 час.
  1. История Красной Поляны. Аул Кбааде (Поляна рода Гумба).

Краснополянские медовеи. Садзы и убыхи. Загадка происхождения. Их обычаи, верования и обряды. Малоизвестные события Кавказской войны.

Как Царская Поляна стала Красной. Переселение греков и эстонцев. Строительство шоссе Адлер - Романовск. Город Романовск и его обитатели.

(теория 3 ч.)   

        Практическое занятие: викторина «Колесо истории». (практика 1 ч.)

  1. Географическое положение и климатические условия. (теория 1 ч.)
  2. Современное состояние Красной Поляны. Экологические проблемы.

Горные маршруты из Красной Поляны. Ачишхо. Аибга. Псеашхо. Красная Поляна – маленькая Швейцария. Различные виды отдыха: парапланы, сноубординг, маунтин-байк, даун-хилл, джиппинг, рафтинг, клякинг.  (теория 3 ч.)

        Практическое занятие: создание фотоальбома. (практика 1 ч.) 

  1. Окрестности и достопримечательности Красной Поляны.

Императорский «Охотничий домик» и Музей природы Кавказа. Музей Таммсааре. Дольмены, крепости и гробницы Красной Поляны. Водопады. Минеральные источники. Озеро Кардывач. Озёра Хмелевского. Зоопарк Красной Поляны. (теория 5 ч.)

        Практическое занятие: игра-путешествие «Тропами Красной Поляны». (практика 2 ч.)

  1. Флора и фауна Красной Поляны. Альпийские и субальпийские луга.

 Предания кавказских старцев о древнейших жителях альпийских холмов. (теория 5 ч.)

        Практическое занятие: игра «Что? Где? Когда?» (практика 2 ч.) 

Выход – 8 часов.

  1. Сочи – олимпийский – 14 часов.

Античные олимпийские игры. От олимпиады к олимпиаде. Как появился олимпийский стадион. Программа соревнований. Знаменитые олимпионики. Олимпийская символика. Талисманы олимпийских игр. Современные олимпийские игры. Принципы, правила и положения олимпийских игр. Традиционные ритуалы Игр. Олимпийские виды спорта.

Сочи – олимпийский. Олимпийские объекты. (теория 3 ч.)

Практические занятия: викторина по вопросам темы, творческий проект «Моя роль в городе будущего». Спортивные соревнования «Малые олимпийские игры». (практика 3ч.)

Выход – 8 часов.

 

Формы контроля.

Название раздела

Формы контроля

I год обучения

Малая Родина.

Фотовыставка

Способы получения информации.

Оформление библиографических данных по отдельным темам.

Топонимика.

Составление топонимического словаря города Сочи.

Край русских субтропиков.

Создание и защита экскурсионных маршрутов,

Пути сообщения.

Викторина «По небу, морю и земле»

География города.

Викторины, тесты, проекты

Административно-территориальное устройство Сочи.

Игра-путешествие по станциям «По дорогам родного города»

Экономика города.

Устный опрос по теме

Город мира и дружбы.

 Рассказ «Мои предки прибыли в Сочи из …»

Элементарные туристские навыки.

Соревнование между патрулями

II год обучения

Как правильно вести исследование.

Деловая игра.

Нормы и правила поведения в природе.

Создание экологической тропы, составление памяток

Растительный мир.

Турнир-викторина "Охраняемые растения Черноморского побережья Кавказа".

«Красная книга» растений г. Сочи

Животный мир.

Составление  кроссвордов «Животные Черноморского побережья Кавказа»

Чёрное море.

Викторина «Чёрное море»

Организация природоохранной деятельности.

Операция "Мой двор - моя забота", деловая игра по теме, создание мультимедийной презентации «Растительный и животный мир Кавказского государственного биосферного заповедника»

Листая страницы истории.

Исследовательская работа «Дольмены западного Кавказа», газета «Моя семья в годы Великой отечественной войны»

III год обучения

Современное состояние курорта.

Тест - конкурс

Экономика и промышленность.

Тестирование. Урок по теории изобретательских задач в форме мозгового штурма.

Памятные места города Сочи.

Дискуссия, фоторепортаж «Памятные места города  Сочи», проект «Город моей мечты», исследовательская работа «Книга памяти»

Традиции города.

Дискуссия «нужны ли нам традиции?», исследовательская работа «Традиции моего народа: прошлое и настоящее»

Знаменитые люди нашего города.

Доклады

Красная Поляна – путь к мечте.

Викторина «Колесо истории», создание фотоальбома, игра-путешествие «Тропами Красной Поляны», игра «Что? Где? Когда?»

Сочи – олимпийский.

Спортивные соревнования между патрулями, проект «Моё место в городе будущего»

Методические рекомендации

Данная программа рассчитана на детей 7 – 10 лет. В этом возрасте идёт активный процесс формирования знаний, оценок, чувств, переживаний, развития творческих способностей и интересов.

Программа органично вливается в школьный курс «Окружающий мир» и «Кубановедение», так как они предусматривают изучение своего города, его природы.

        Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего города, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов обучения:

  1. словесные: объяснение, рассказ, чтение научно-популярной и художественной литературы, исторических источников;
  2. наглядные: использование на занятиях мультимедийных презентаций, видеофильмов;
  3. практические: игры-путешествия, деловые игры, проектная и исследовательская деятельность, соревнования; природоохранная работа;
  4. коммуникативно-развивающие: выполнение творческих коллективных работ, участие в конференциях, конкурсах.  

Учитывая возрастные особенности детей, программа строится от простого к более сложному, от «ближнего окружения к дальнему». Материал следует давать в доступной для детей форме, используя наглядные средства. Закрепление материала проводится в игровой форме. В ходе обучения необходимо использовать индивидуальные и групповые формы работы.

   

Список литературы:

  1. Артюхов С.А. История Большого Сочи 1837 – 1918 гг. – Сочи, 2008.
  2. Ворошилов В.И. Топонимы Российского Черноморья (история и этнография в географических названиях). – Майкоп: ООО «Качество», 2005.
  3. Ворошилов В.И. История убыхов (Очерки по истории и этнографии Большого Сочи с древнейших времён до середины XIX века). – Майкоп: ОАО «Афиша», 2006.
  4. Гордон К.А. Старый Сочи конца XIX – начала XX веков: Литературно-художественное издание / - 2-е издание, исправленное и дополненное – С.: ЗАО «Дория», 2005.  
  5. Воронов Ю.Н. Древности Сочи и его окрестностей. – Краснодарское книжное издательство, 1979.
  6. Ермаков Б.А., Леонов В.А. Сочи – курорт. – Краснодар: Кн. изд-во, 1987
  7. Ёлшин-Ашапский А.Н.  Сказания о горах Кавказских. – Майкоп: ОАО «Афиша», 2006  
  8. Иванченко А.Ю. Волконский дольмен. Интуитивные способы познания. – Владикавказ: ООО НПКП «МАВР», 2006.
  9. Костиников В.Н. Хрестоматия по истории Сочи. Издание 2-е. исправленное и дополненное. – Майкоп: ОАО «Полиграфиздат «Адыгея», 2006.
  10. Ксенофонтов В.Л., Костиников В.Н. Сочинский краевед. Избранное,  часть 1 – Сочи, 2004.
  11. Музей истории города-курорта Сочи. Сочи: страницы прошлого и настоящего. Иллюстрированный сборник статей. – Сочи, 2003.
  12.  Николин С. Путешествия по сказочному краю. – Красная Поляна – Путь к мечте. Ростов – на – Дону. – Донской издательский дом, 2005.
  13. Сизов Н.Г. Сочи. Справочник-путеводитель. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.
  14.  Старостина И.Л. Курортный роман. – М.: Издательский дом «Парад», 2004.
  15.  Сочиведение /Выпуск 1/ Учебно-методические материалы к курсу «Кубановедение»/ Составитель: Гоголадзе С.Г., 2004.
  16.  Цхомария Б.Д. Красная Поляна: историко – краеведческое издание – Сочи, 2008.
  17.  Минаева В.М. Экологическое воспитание в начальных классах. – Минск: Народная Асвета, 1987.

     16.  Г. С. Усыкин. Игры и соревнования юных туристов. – М., 1996.

     17. С. А. Шмаков. Игры шутки – игры минутки. – М.: «Новая школа», 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование учебного курса по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК «Школа России»

рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК "Школа России"...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» 3 класс на основе авторской программы М.И. Моро, С.И. Волкова образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовательному...