Управление внедрением ФГОС НОО в МОУ «Каслинская СОШ №27»
презентация по теме
Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом России, является переход на новые образовательные стандарты. С 1 сентября 2011 года все первоклассники придут в школы, где начнут действовать и реализовываться стандарты второго поколения. То есть все первоклассники будут учиться «по-новому».
Новый стандарт диктует определенные требования к условиям его внедрения. Это сложный и многоплановый процесс. В период подготовительного этапа в нашей школе была проведена серьезная работа. Нами был разработан План-график работы школы по подготовке к переходу на ФГОС начального общего образования на 2010-2011 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_vystupleniyu_na_konf..doc | 67.5 КБ |
upravlenie_vnedreniem_fgos.ppt | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Управление внедрением ФГОС НОО в МОУ «Каслинская СОШ №27»
Т.Г.Свистунова, заместитель директора по УВР школы I ступени
Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом России, является переход на новые образовательные стандарты. С 1 сентября 2011 года все первоклассники придут в школы, где начнут действовать и реализовываться стандарты второго поколения. То есть все первоклассники будут учиться «по-новому».
Новый стандарт диктует определенные требования к условиям его внедрения. Это сложный и многоплановый процесс. В период подготовительного этапа в нашей школе была проведена серьезная работа. Нами был разработан План-график работы школы по подготовке к переходу на ФГОС начального общего образования на 2010-2011 учебный год. В рамках нормативно-правового обеспечения введения ФГОС НОО сформированы:
- пакет нормативных актов, регламентирующих введение ФГОС НОО в ОУ (приказы федерального, регионального и муниципального уровня);
- пакет локальных актов, регламентирующих введение в ОУ ФГОС НОО (приказы по ОУ, внесение изменений и дополнений в Устав ОУ, приведение в соответствие с требованиями ФГОС НОО локальных нормативных актов и должностных инструкций работников ОУ).
На основании Приказа по школе «Об обеспечении готовности к реализации ФГОС НОО» были созданы:
- административная группа по подготовке к введению ФГОС НОО;
- 3 рабочие группы:
I - разработка основной образовательной программы начального общего образования;
II - разработка и внесение изменений в локальную нормативно-правовую базу школы;
III - разработка модели взаимодействия с городскими организациями дополнительного образования детей.
Содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального образования определяет основная образовательная программа (ООП), которую мы разработали на основе нормативных документов и методических материалов. Она направлена на достижение обучающимися результатов ее освоения и включает 9 разделов. ООП реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Разработанный нами учебный план, включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Также разработан План внеурочной деятельности по 5-ти известным направлениям развития личности. Одним из принципов, который положен в основу моделирования внеурочной деятельности нашего ОУ, является направленность содержания, отвечающая образовательным запросам обучающихся (их родителей). Нами выбрана модель и формы организации внеурочной деятельности младших школьников на основе анализа совокупности условий реализации образовательного процесса:
модель дополнительного образования (на основе институциональной (само общеобразовательное учреждение) и муниципальной системы дополнительного образования детей и учреждений культуры – Дом Детского творчества, ДК им.Захарова, Детская Центральная библиотека, Центральная библиотека, Каслинский музей художественного литья, кинотеатр «Россия»);
оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения – программа воспитывающей деятельности для младших школьников «Лукоморье», воспитательные программы классных руководителей и др.).
Приказом по школе утвержден перечень учебников, принадлежащих к системе учебников и к завершенным предметным линиям, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год в соответствии с ФГОС НОО. Это УМК «Школа России» и «Гармония». С ними ознакомлены учителя 1-х классов, родители наших первоклассников. На данный момент все учебные пособия приобретены в полном объеме, они имеют логотип на соответствие ФГОС НОО. Также по нашей заявке подготовлены учебные пособия из серии «Готовимся к мониторингу учебных достижений в новой форме» инновационного центра «РОСТ» г.Челябинска (русский язык, математика, комбинированные работы в начальной школе) для проведения Мониторинга уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся в 2011-2012 уч.году.
В части организационного обеспечения введения ФГОС НОО нами был разработан план методической работы школы.
ЦЕЛЬ методической работы: совершенствование профессиональной компетентности учителя при переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Остановлюсь на некоторых составляющих:
-изучение нормативных документов и методической литературы по вопросам ФГОС НОО (ШМО, самообразование);
- курсы повышения квалификации по теме «Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях перехода на стандарты второго поколения» (12 чел.);
- курсовая подготовка руководителей (заместителей руководителей) ОУ к внедрению ФГОС «Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные стандарты общего образования» (2 чел.);
- изучение опыта учителей, работающих по ФГОС с 2010-2011 уч.года (по системе Интернет, в сети творческих учителей, посещение экспериментальных площадок);
- активное участие педагогов в методических семинарах, семинарах-практикумах школьного, районного, областного уровня;
- разработка и представление разделов ООП НОО на ШМО, РМО;
- открытые уроки учителей с внедрением новой структуры поурочного планирования – технологической карты (УУД прописываются на каждом этапе урока);
- мастер-классы учителей, включающие вопросы ФГОС 2 поколения (Дунаева С.А., Приходько Л.П.)
- участие школьников в международном дистанционном интеллектуальном проекте «Эрудит марафон учащихся» (ЭМУ), основанном на компетентностном подходе (заложен в ФГОС второго поколения) – 3-хлетний опыт;
- работа педагогов в дистанционной методической лаборатории «Разработка компетентностно-ориентированных заданий»;
- участие (заочное) во Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы модернизации начального образования в условиях введения ФГОС» и др.
Таким образом, данная работа способствует повышению информационно-методической культуры педагогов, их готовности к работе по ФГОС НОО.
Материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО предусматривает соответствие помещений и мебели ОУ, предназначенных для урочной и внеурочной деятельности обучающихся, санитарно-гигиеническим нормам образовательного процесса. На данный момент в нашей школе подготовлены кабинеты с учебной и игровой зоной, рекреации для отдыха и подвижных игр, актовый зал, столовая, медицинский кабинет, ухоженный школьный двор. Кабинеты должны быть оборудованы специальной техникой, но пока АРМы еще не в каждом кабинете начальной школы.
В рамках информационного обеспечения введения ФГОС НОО ведется:
- информирование родителей и общественности о введение ФГОС НОО с 2011г.;
- проведение родительских собраний будущих 1-х классов («Родительский лекторий» в ШБП и т.д.);
- размещение информации о ходе работ по обеспечению готовности к реализации ФГОС НОО на сайте школы разделы «ФГОС», «Родителям будущих первоклассников»)
- изучение мнения родительской общественности по вопросу введения стандартов нового поколения (анкетирование, опрос)
Нельзя не сказать о том промежуточном опыте, который мы имеем, готовясь к переходу на новые стандарты.
1. Успешная 3-хлетняя работа учителя-апробатора ФГОС 2 поколения (реализация внеурочной деятельности) Дунаевой Светланы Александровны – победителя конкурса «Учитель года -2011». На открытых уроках, внеклассных мероприятиях, мастер-классах показала, каким образом можно достичь 3-х уровней результатов и эффектов внеурочной деятельности.
- Материалы из опыта работы по апробации ФГОС II поколения:
- Публикации в районном методическом сборнике «Эксперимент в начальной школе», 2009г.
1) Л.П.Приходько, учитель начальных классов, руководитель РМО «Эксперимент и инновации в начальной школе» - статья «Образовательные стандарты нового поколения – реалии сегодняшнего дня»;
2) Т.Г.Свистунова, заместитель директора по УВР – статья «Апробация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения»;
3) Дунаева С.А., учитель начальных классов, апробатор ФГОС II поколения – статья «Экологическое обучение и воспитание младших школьников»
- Публикации в методическом сборнике федерального уровня «Актуальные проблемы модернизации начального образования в условиях введения федерального образовательного стандарта» , 2010 г.
1) В.П.Голоднова, учитель начальных классов – статья «Формирование и развитие духовно-нравственного воспитания младших школьников через реализацию программы «Многоцветные кружева Каслей»;
2) Т.Г.Свистунова, учитель начальных классов – статья «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через реализацию программы «Мы вместе»;
3) Л.П.Приходько, учитель начальных классов – статья «Развитие мышления учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»;
4) С.А.Дунаева, учитель начальных классов – статья «Развитие младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности на основе программы экологического образования»
- Публикации в методическом сборнике федерального уровня «Введение федерального государственного образовательного стандарта начальной школы на основе информационных и коммуникационных технологий» , 2011 г.
- Т.Г. Свистунова , зам. директора по УВР МОУ «Каслинская СОШ №27» - статья «Апробация федеральных государственных стандартов общего образования» (из опыта работы МОУ «Каслинская СОШ №27»)
- Л.П. Приходько, учитель начальных классов – статья «Комлексные итоговые работы для начальной школы»
Совсем недавно, в августе 2011 года авторская программа учителя нашей школы В.П.Голодновой – победителя номинации «Уникальный опыт» V конкурса профессионального мастерства «Самый классный классный» кафедрой воспитания и дополнительного образования ЧИППКРО отправлена в Москву, в издательство «Просвещение» в качестве раздела учебника. Программа В.П. «Многоцветные кружева родного края» предлагается в качестве конструктора для проектирования программы внеурочной деятельности в ОУ.
Что же позволяет нам надеяться на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта? Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования, высокий уровень педагогического мастерства наших педагогов, имеющееся ресурсное обеспечение в школе. Все это и много другое позволят создать условия для реализации Основной образовательной программы начального общего образования, прописанные в Федеральных государственных образовательных стандартах, которые в свою очередь выведут на качественно новый результат образования.
начального общего образования
- Стандарт направлен на обеспечение:
- Получения качественного начального общего образования
- Духовно-нравственное развитие и воспитание
- Условий для индивидуального развития обучающихся
Итоговая аттестация учащихся
- Контрольные испытания (в форме проверочных и контрольных работ, экзаменов, тестов, защите проектов и т.д.)
- Создание портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности
- Портрет выпускника
- Такими мы хотим видеть учащихся и выпускников начальной школы. Поэтому основную задачу начальной школы можно сформулировать следующим образом: поддерживать и развивать основные достижения дошкольного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников. Достижение этой задачи будет способствовать и успешному учению на следующей ступени. Это возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества – групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности.
- Цель внеурочной деятельности
- Всестороннее развитие личности ребёнка средствами образования
Без дружеского взаимодействия, без тонкого взаимопонимания педагога и родителей, школы и семьи – невозможно счастье ребёнка, жизнь его может лишиться радости, а без этого нет детства.
Новый стандарт диктует требования к условиям его внедрения. Учителя должны пройти определенные курсы повышения квалификации, кабинеты должны быть оборудованы специальной техникой, а информационная образовательная среда учебного заведения открыта для детей и родителей. Сейчас школы оценивают, соответствуют ли они этим условиям. Но в любом случае 1 сентября 2011 года все школы обязаны будут учить первоклассников по-новому.
Что позволяет нам надеяться на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта? Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования, высокий уровень педагогического мастерства, имеющееся ресурсное обеспечение в ОУ. Все это и много другое позволят создать условия для реализации Основной образовательной программы начального общего образования, прописанные в Федеральных государственных образовательных стандартах, которые в свою очередь выведут на качественно новый результат образования. Хотелось бы в очередной раз выразить признательность нашим родителям за понимание и содействие во всех наших проектах и начинаниях!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы творческой группы по внедрению ФГОС
План работы творческой группы на 2011 - 2012 уч. год УМК "Начальная школа 21 века"...
Управление внедрением ФГОС начального общего образования
Управление внедрением ФГОС начального общего образования...
Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС. Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения.
Выступление на ШМО учителей начальных классов...
Обобщение опыта "Управление внедрением ИКТ в учебный процесс начальной школы"
Выступление + презентация...
План мероприятий, направленных на реализацию ФГОС НОО и подготовку к внедрению ФГОС ООО в 2013 – 2014 учебном году в МАОУ «Ныробская СОШ»
Реализация ФГОС НОО и подготовка к внедрению ФГОС ООО...
выступление пед.совет Преемственность при переходе из начального общего образования на основную общую ступень в условиях внедрения ФГОС в общеобразовательном процессе по изобразительной деятельности.Современный урок по ФГОС.
Принципиальным отличием нового стандарта является и то, что во главу угла ставится ребенок, и нам педагогам приходится преподавать по-новому: организовывать с детьми работу над проектами, разраба...