Управление внедрением ФГОС НОО в МОУ «Каслинская СОШ №27»
презентация по теме

Свистунова Татьяна Георгиевна

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом России, является переход на новые образовательные стандарты. С 1 сентября 2011 года все первоклассники придут в школы, где начнут действовать и реализовываться стандарты второго поколения. То есть все первоклассники будут учиться «по-новому».

Новый стандарт диктует определенные требования к условиям его внедрения. Это сложный и многоплановый процесс. В период подготовительного этапа в нашей школе была проведена серьезная работа. Нами был разработан План-график работы школы по подготовке к переходу на ФГОС начального общего образования на 2010-2011 учебный год.                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_vystupleniyu_na_konf..doc67.5 КБ
Office presentation icon upravlenie_vnedreniem_fgos.ppt1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Управление внедрением ФГОС НОО в МОУ «Каслинская СОШ №27» 

                                 Т.Г.Свистунова, заместитель директора                                                     по УВР школы I ступени

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом России, является переход на новые образовательные стандарты. С 1 сентября 2011 года все первоклассники придут в школы, где начнут действовать и реализовываться стандарты второго поколения. То есть все первоклассники будут учиться «по-новому».

Новый стандарт диктует определенные требования к условиям его внедрения. Это сложный и многоплановый процесс. В период подготовительного этапа в нашей школе была проведена серьезная работа. Нами был разработан План-график работы школы по подготовке к переходу на ФГОС начального общего образования на 2010-2011 учебный год.                                                                                                                                                            В рамках нормативно-правового обеспечения введения ФГОС НОО сформированы:

- пакет нормативных актов, регламентирующих введение ФГОС НОО в ОУ (приказы федерального, регионального и муниципального уровня);

-  пакет локальных актов, регламентирующих введение в ОУ ФГОС НОО (приказы по ОУ, внесение изменений и дополнений в Устав ОУ, приведение в соответствие с требованиями ФГОС НОО локальных нормативных актов и должностных инструкций работников ОУ).

На основании Приказа по школе «Об обеспечении готовности к реализации ФГОС НОО» были созданы:

- административная группа по подготовке к введению ФГОС  НОО;

-  3 рабочие группы:

I  -  разработка основной образовательной программы начального общего образования;

II - разработка  и внесение изменений в локальную нормативно-правовую базу школы;

III - разработка модели взаимодействия с городскими организациями дополнительного образования детей.

Содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального образования определяет основная образовательная программа (ООП), которую мы разработали на основе нормативных документов и методических материалов. Она направлена на достижение обучающимися результатов ее освоения и включает 9 разделов. ООП реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Разработанный нами учебный план, включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Также разработан План внеурочной деятельности по 5-ти известным направлениям развития личности. Одним из принципов, который положен в основу моделирования внеурочной деятельности нашего ОУ, является направленность содержания, отвечающая образовательным запросам обучающихся (их родителей). Нами выбрана модель и формы организации внеурочной деятельности младших школьников на основе анализа совокупности условий реализации образовательного процесса:

модель дополнительного образования (на основе институциональной (само общеобразовательное учреждение) и муниципальной системы дополнительного образования детей и учреждений культуры – Дом Детского творчества, ДК им.Захарова, Детская Центральная библиотека, Центральная библиотека, Каслинский музей художественного литья, кинотеатр «Россия»);

оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения – программа воспитывающей деятельности для младших школьников «Лукоморье», воспитательные программы классных руководителей и др.).

Приказом по школе утвержден перечень учебников, принадлежащих к системе учебников и к завершенным предметным линиям, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год в соответствии с ФГОС НОО. Это УМК «Школа России» и «Гармония». С ними ознакомлены учителя 1-х классов, родители наших первоклассников. На данный момент все учебные пособия приобретены в полном объеме, они имеют логотип на соответствие ФГОС НОО. Также по нашей заявке подготовлены учебные пособия из серии «Готовимся к мониторингу учебных достижений в новой форме» инновационного центра «РОСТ» г.Челябинска (русский язык, математика, комбинированные работы в начальной школе) для проведения Мониторинга уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся в 2011-2012 уч.году.        

В части организационного обеспечения введения ФГОС НОО  нами был  разработан план методической работы школы.

ЦЕЛЬ методической работы: совершенствование профессиональной компетентности учителя при переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Остановлюсь на некоторых  составляющих:

-изучение нормативных документов и методической литературы по вопросам ФГОС НОО (ШМО, самообразование);

-  курсы повышения квалификации по теме «Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях перехода на стандарты второго поколения» (12 чел.);

- курсовая подготовка руководителей (заместителей руководителей) ОУ к внедрению ФГОС «Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные стандарты общего образования» (2 чел.);

- изучение опыта учителей, работающих по ФГОС с 2010-2011 уч.года (по системе Интернет, в сети творческих учителей, посещение экспериментальных площадок);

- активное участие педагогов в методических семинарах, семинарах-практикумах школьного, районного, областного уровня;

- разработка и представление разделов ООП НОО на ШМО, РМО;

- открытые уроки учителей с внедрением новой структуры поурочного планирования – технологической карты (УУД прописываются на каждом этапе урока);

- мастер-классы учителей, включающие вопросы ФГОС 2 поколения (Дунаева С.А., Приходько Л.П.)

- участие школьников в международном дистанционном интеллектуальном проекте «Эрудит марафон учащихся» (ЭМУ), основанном на компетентностном подходе (заложен в ФГОС второго поколения) – 3-хлетний опыт;

- работа педагогов в дистанционной методической лаборатории «Разработка компетентностно-ориентированных заданий»;

- участие (заочное) во Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы модернизации начального образования в условиях введения ФГОС» и др.

Таким образом, данная работа способствует повышению информационно-методической культуры педагогов, их готовности к работе по ФГОС НОО.

Материально-техническое обеспечение введения ФГОС НОО  предусматривает соответствие помещений и мебели ОУ, предназначенных для урочной и внеурочной деятельности обучающихся, санитарно-гигиеническим нормам образовательного процесса. На данный момент в нашей школе подготовлены кабинеты с учебной и игровой зоной,  рекреации для отдыха и подвижных игр, актовый зал, столовая, медицинский кабинет, ухоженный школьный двор. Кабинеты должны быть оборудованы специальной техникой, но пока АРМы еще не в каждом кабинете начальной школы.

В рамках информационного обеспечения введения ФГОС НОО ведется:

         -  информирование родителей и общественности о введение ФГОС НОО с 2011г.;

         - проведение родительских собраний будущих 1-х классов («Родительский лекторий» в ШБП и т.д.);

- размещение информации о ходе работ по обеспечению готовности к реализации ФГОС НОО на сайте школы разделы «ФГОС», «Родителям будущих первоклассников»)

- изучение мнения родительской общественности по вопросу введения стандартов нового поколения (анкетирование, опрос)

Нельзя не сказать о том промежуточном опыте, который мы имеем, готовясь к переходу на новые стандарты.

1. Успешная 3-хлетняя работа учителя-апробатора ФГОС 2 поколения (реализация внеурочной деятельности) Дунаевой Светланы Александровны – победителя конкурса «Учитель года -2011». На открытых уроках, внеклассных мероприятиях, мастер-классах показала, каким образом можно достичь 3-х уровней результатов и эффектов внеурочной деятельности.

  1. Материалы из опыта работы по апробации ФГОС II поколения:
  1. Публикации в районном методическом сборнике «Эксперимент в начальной школе», 2009г.

1) Л.П.Приходько, учитель начальных классов, руководитель РМО «Эксперимент и инновации в начальной школе» - статья «Образовательные стандарты нового поколения – реалии сегодняшнего дня»;

2) Т.Г.Свистунова, заместитель директора по УВР – статья «Апробация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения»;

3) Дунаева  С.А., учитель начальных классов, апробатор ФГОС II поколения – статья «Экологическое обучение и воспитание младших школьников»

  1. Публикации в методическом сборнике федерального уровня «Актуальные проблемы модернизации начального образования в условиях введения федерального образовательного стандарта» , 2010 г.

1) В.П.Голоднова, учитель начальных классов – статья «Формирование и развитие духовно-нравственного воспитания младших школьников через реализацию программы «Многоцветные кружева Каслей»;

2) Т.Г.Свистунова, учитель начальных классов – статья «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через реализацию программы «Мы вместе»;

3) Л.П.Приходько, учитель начальных классов – статья «Развитие мышления учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»;

4) С.А.Дунаева, учитель начальных классов – статья «Развитие младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности на основе программы экологического образования»

  1. Публикации в методическом сборнике федерального уровня «Введение федерального государственного  образовательного стандарта начальной школы на основе информационных и коммуникационных технологий» , 2011 г.
  1. Т.Г. Свистунова , зам. директора по УВР МОУ «Каслинская СОШ №27» - статья «Апробация федеральных государственных стандартов общего образования» (из опыта работы МОУ «Каслинская СОШ №27»)
  2.  Л.П. Приходько, учитель начальных классов – статья «Комлексные итоговые работы для начальной школы»

Совсем недавно, в августе 2011 года авторская программа учителя нашей школы В.П.Голодновой – победителя номинации «Уникальный опыт» V конкурса профессионального мастерства «Самый классный классный» кафедрой воспитания и дополнительного образования ЧИППКРО отправлена в Москву, в издательство «Просвещение» в качестве раздела учебника. Программа В.П. «Многоцветные кружева родного края» предлагается в качестве конструктора для проектирования программы внеурочной деятельности в ОУ. 

Что же позволяет нам надеяться на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта? Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования, высокий уровень педагогического мастерства наших педагогов, имеющееся ресурсное обеспечение в школе. Все это и много другое позволят создать условия для реализации Основной образовательной программы начального общего образования, прописанные в Федеральных государственных образовательных стандартах, которые в свою очередь выведут на качественно новый результат образования.

                       

начального общего образования

  1. Стандарт направлен на обеспечение: 
  2. Получения качественного начального общего образования
  3. Духовно-нравственное развитие и воспитание
  4. Условий для индивидуального развития обучающихся

Итоговая аттестация учащихся

  1. Контрольные испытания (в форме проверочных и контрольных работ, экзаменов, тестов, защите проектов  и т.д.)
  2. Создание портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности
  3. Портрет выпускника
  4. Такими мы хотим видеть учащихся и выпускников начальной школы. Поэтому основную задачу начальной школы можно сформулировать следующим образом: поддерживать и развивать основные достижения дошкольного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий, формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников. Достижение этой задачи будет способствовать и успешному учению на следующей ступени. Это возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества – групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности.
  5. Цель внеурочной деятельности
  6. Всестороннее развитие личности ребёнка средствами образования

Без дружеского взаимодействия, без тонкого взаимопонимания педагога и родителей, школы и семьи – невозможно счастье ребёнка, жизнь его может лишиться радости, а без этого нет детства.

Новый стандарт диктует требования к условиям его внедрения. Учителя должны пройти определенные курсы повышения квалификации, кабинеты должны быть оборудованы специальной техникой, а информационная образовательная среда учебного заведения открыта для детей и родителей. Сейчас школы оценивают, соответствуют ли они этим условиям. Но в любом случае 1 сентября 2011 года все школы обязаны будут учить первоклассников по-новому.

Что позволяет нам надеяться на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта? Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования, высокий уровень педагогического мастерства, имеющееся ресурсное обеспечение в ОУ. Все это и много другое позволят создать условия для реализации Основной образовательной программы начального общего образования, прописанные в Федеральных государственных образовательных стандартах, которые в свою очередь выведут на качественно новый результат образования. Хотелось бы в очередной раз выразить признательность нашим родителям за понимание и содействие во всех наших проектах и начинаниях!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы творческой группы по внедрению ФГОС

План работы творческой группы на 2011 - 2012 уч. год УМК "Начальная школа 21 века"...

Управление внедрением ФГОС начального общего образования

Управление внедрением ФГОС начального общего образования...

выступление пед.совет Преемственность при переходе из начального общего образования на основную общую ступень в условиях внедрения ФГОС в общеобразовательном процессе по изобразительной деятельности. Современный урок по ФГОС.

Принципиальным отличием нового стандарта является и то, что во главу угла ставится ребенок, и нам педагогам приходится преподавать по-новому: организовывать с детьми работу над проектами, разраба...