Первые итоги введения ФГОС
статья по теме

В данной публикации я анализирую итоги первых месяцев работы по новым стандартрам в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_dekabrya.docx44.13 КБ
Файл proekt.pptx535.53 КБ

Предварительный просмотр:


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Начиная с конца 80-х годов 20в. постепенно нарастает неудовлетворённость общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиями и ожиданиям. И это было обусловлено устаревшей направленностью системы школьного образования на формирование в основном узкопредметных образовательных результатов и репродуктивным характером образовательного процесса.  Ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения  по отдельным учебным предметам. В связи с этим назрела необходимость создания  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Разработан, апробирован и утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт  второго поколения для начальной школы – принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и  прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими  универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Выдвинуты новые требования к результатам, структуре и условиям образовательного процесса.

         С 1 сентября 2011 года стандарт введен в штатном режиме  во всех образовательных учреждениях, имеющих  государственную аккредитацию и готовых к обеспечению условий исполнения требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС:

  1. разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;
  2. нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое  обеспечение  и т. п.);
  3. приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
  4. определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
  5. разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих  надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;
  6. определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями  дополнительного образования детей);
  7. разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
  8. осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);
  9. обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями  ФГОС.

 В этом учебном все учителя первых классов  РФ  вводят требования ФГОС в практику своей работы. Все мы пытаемся переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов  начального общего образования. Все мы задаем себе множество вопросов, на которые порой не можем найти верных ответов. 

Основные проблемы при переходе к новым образовательным стандартам в начальной школе.

Проблемы при переходе на ФГОС нового поколения которые, выявили   учителя нашей школы, ознакомившись с материалами новых стандартов.:

 Общие:

  1. отсутствие у большинства населения приоритета высших ценностей, позиционируемых во ФГОС второго поколения в качестве ключевых результатов обучения и воспитания, таких, как труд, здоровье и др.;
  2. высокая степень нетерпимости между социальными группами – субкультурами богатых/бедных, русских/мигрантов и др.;
  3. слабая включённость родителей, общественности в управление образовательным процессом;
  4. невладение формами взаимодействия и проектной деятельностью в начальной школе, навыками коллективного планирования;
  5. отсутствие навыков разработки целевых программ, межведомственных программ, подпрограмм в составе образовательной программы.

Управленческие:

  1. невыстроенность сети (взаимодействий) учреждений образования, культуры, спорта;
  2. низкая степень «социокультурной инфраструктуры» (музеи, туристические маршруты,  зоны отдыха);
  3. отсутствие ставок тьюторов, педагогов-организаторов, вожатых,психолога.

Методические:

  1. отсутствие приоритета воспитательной деятельности (в большинстве УМК начальной школы);
  2. низкий процент читающих детей и родителей; отсутствие приоритета русского языка в образовательной программе ОУ;
  3. невладение большинством педагогов навыками формирования у обучающихся регулятивных УУД;
  4. невладение методиками проектной деятельности (социальным проектированием), ориентированными на младших школьников;
  5. отсутствие навыков кооперации в обучении у большинства педагогов (увлечение фронтальными формами работы).

Мы задумались: как нам работать в новых условиях? В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Так предписывают новые стандарты. Что же получается на практике? Учителя согласные с этими утверждениями теоретически, но  на практике испытывают трудности.

 Поэтому, важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС  является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.  

        Для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны высококвалифицированные кадры, прошедшие специальную подготовку.

Необходима организация массового обучения работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с  введением ФГОС.  При этом первоочередное внимание следует уделить обучению педагогов,  руководителей образовательных учреждений. В МОУ «Цыбинская СОШ»  на 1 сентября 2011г. прошли переподготовку учитель 1 класса, заместитель директора школы по УВР, директор школы. Сейчас заканчивают обучение учитель1 класса по теме «использование новой техники», учитель 4 класса. Все обучающиеся отмечают недостаточности обучения новым методикам, наглядности и практики, считают, что курсы опоздали на целый год. Надеемся, что при переходе на новые стандарты  основной  ступени образования курсы повышения квалификации, учебники и методическое сопровождение появятся раньше хотя бы на 1 год.

 Кроме этого, необходима организация систематического методического сопровождения внедрения ФГОС, чтобы учителя смогли овладеть всеми  компетентностями, которые необходимы для эффективного внедрения новых образовательных стандартов.  

Методическое сопровождение ФГОС начального общего образования в школе ведется в нескольких направлениях:

  1. направление. Мониторинговые исследования

а) подготовка кадров  по ФГОС НОО.

В ходе мониторинга изучались вопросы подготовки руководителей МОУ, заместителей руководителей по ВР, курирующих начальную школу, учителей 1-х классов и учителей 4-х классов к работе по новым образовательным стандартам, реализуемые УМК, наличие предметных программ.

В ходе мониторинга установлено:

№ п/п

Показатели

Всего

Количество  

% 

2.

Руководитель ОУ,

 прошедший курсовую подготовку по ФГОС НОО

1

1

100%

3.

Зам. директора по УВР,

  прошедший курсовую подготовку по ФГОС НОО

1

1

100%

4.

Учителя 1-х классов

 прошедшие курсовую подготовку по ФГОС НОО

1

1

100%

5.

Учителя 4-х классов

прошедшие курсовую подготовку по ФГОС НОО

1

1

100%

6.

Реализуемые УМК:

Школа России

б) психологического сопровождения. Сложность заключается в том, что в нашей школе по штатному расписанию -  психолог не предусмотрен, и хотелось бы, чтобы для таких школ как наша было предусмотрены курсы повышения квалификации по психологии для учителей и руководителей именно по направлению сопровождения ФГОС или сопровождение психологом на уровне муниципального образования. Однако, своими силами мы смогли провести некоторые исследования.

Количество респондентов:

13 учащихся первых классов,

13родителей,

 1 учитель, работающий в 1  классе по внедрению ФГОС.

1) Каких же детей мы приняли в наши школы 1 сентября 2011 года?

 Уровень готовности к обучению на момент 10 сентября 2011 года:

39,2% (5 чел.) - высокий,  45,6%(6 чел.) - средний,  15,2%(2 чел) - низкий.

Уровень школьной мотивации первой четверти:

I – 25% II – 28% III – 33% IV – 6% V – 8%.

Результаты адаптации на 14 октября  2011

Полная адаптация-11чел -84,6%

Частичнася адаптация  1 чел. 7,7%

Из13 учащихся первых классов  1ребенок (7,7%) на данный момент не адаптирован  к школьной жизни. Логопедические проблемы у 3детей -23,1%

.

Вызывают опасения показатели здоровья наших первоклассников. Со 2 и 3 группами здоровья 38,4% детей.

2) Отношение учителей, работающих в первых классах по новым ФГОС

Положительные моменты:

- основополагающие  идеи ФГОС, при условии их доработки и соответствующем материально-техническом оснащении;

- наличие динамической паузы;

- возможности развития во внеурочной деятельности  детей из асоциальных семей и в условиях отсутствия учреждений дополнительного образования;

-  продолжительность урока- 35 минут.

Отрицательные моменты

Учитель, участвующий в опросе, отметил, что негативным показателем является переутомляемость, возбудимость, ухудшение здоровья при такой нагрузке, как у учителя,  так и у ребенка.  В деятельности учителя главным отрицательным моментом называется – увеличение документации.

 Противоречивость ФГОСов  и Санпина вызывает недопонимание режимных моментов у администрации школы (Когда организовывать  динамическую паузу, необходимо ли делать перерыв между урочной и внеурочной деятельностью, если динамическая пауза была после 2 урока, чередование урочной и внеурочной деятельности). Вызывают проблемы вопросы контрольно-оценочной деятельности.

Актуальные проблемы контрольно-оценочной деятельности в момент перехода к ФГОС начального общего образования,отмечаемые администрацией школы после полугодового обучения:

 - изменения, произошедшие в системе начального образования (особенно в целеполагании) не нашли своего отражения в контрольно-оценочной деятельности: объектом контроля и оценки довольно часто продолжают оставаться лишь знания, умения и навыки, не потому что учитель не хочет перестроиться,а потому что ТРУДНО перестроиться;

  1. - результаты, получаемые в ходе контрольно-оценочной деятельности, используются педагогами в большинстве случаев лишь для выставления отметок и не служат основой для проведения дифференцированной работы, направленной на усиления развивающего потенциала обучения, на устранение проблем определенных групп учащихся; недостаточное внимание уделяется оцениванию индивидуального прогресса каждого учащегося, не существует надежных методик, связывающих уровень готовности к обучению и результаты последующих оценочных процедур; (только 1 год работы)
  2.  контрольно-оценочная деятельность по-прежнему остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, при этом без активного участия младших школьников в контрольно-оценочной деятельности говорить об успешном становлении у них учебной деятельности было бы неправомерно, т.к. контроль и оценка являются важнейшими компонентами этой деятельности;

Вывод:

Необходимо четкое согласование целей начального образования и объектов контрольно-оценочной деятельности.

Объекты контроля:

- достижение требований стандарта, при этом в центре внимания должны быть метапредметные и предметные результаты, а при оценке достижения последних  в центре должны быть не только знания как таковые, но и их применение в стандартной и нестандартной ситуации, овладение определенными способами действия;

- овладение компонентами учебной деятельности, в том числе самоконтролем и самооценкой;

- овладение соответствующим возрасту кругом универсальных учебных действий;

  1. индивидуальные творческие достижения учащихся;
  2. продвижение в развитии определенных личностных характеристик, таких как готовность сотрудничать с другими людьми, критическое мышление, принятие ответственности за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими

3) Отношение родителей.

Результаты родительского опроса (опрос проводился анонимно).

84,6% респондентов ответили, что зкакомы со стандартами 2 поколения;частично знакомы-15,3%,не ознакомленных нет .Большинство родителей отмечает,что трудностей у детей не возникло—53,3%,трудности по привыканию к новой обстановке -2 чел.-15,3%,трудности связанные с большой нагрузкой – 15,3%, трудности с изучением предметов- 23,1%.

 

84,6% участвующих в опросе отметили, что их устраивает режим обучения и отдыха ребенка в образовательном учреждении.

Одновременно с этим,  около половины родителей говорят

  1. о том,что их все устраивает во внеурочной деятельности-46,2%;
  1. о том, внеурочная  деятельность должна проводиться по выбору ребенка – 15,3%
  2.  о необходимости сокращения внеурочной деятельности и передачи этих часов на изучение основных предметов – 23,1%
  3. о том, чтобы их дети больше времени проводили на свежем воздухе-7,7%
  4. об улучшении питания детей в школах ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВА.-15,3%

Выдержки из анкет родительского опроса.

  « Все устраивает, спасибо!»

«Больше времени уделить русскому языку и чтению.»

    «Наши школы на 70% не готовы для обеспечения внеурочной деятельности! Нет дополнительного помещения, нет комнат для отдыха и игр!»

   «Дети будут вынуждены отказываться от занятий в танцевальном кружке, так как после школьных внеурочных занятий физически не осиливают его. У них почти 8-ми часовой рабочий день в школе!»
  «У моего ребенка есть еще  и такие важные моменты, как занятия с логопедом. А на это тоже нужно дополнительное время, которого не хватает».

  1. направление . Организация обучения педагогических работников.

Обучить всех учителей начальной школы на курсах повышения квалификации.

3направление. Проведение семинаров по реализации ФГОС.

Сентябрь

ШМО учителей начальных  классов «Начинаем работать по новым стандартам»

Ноябрь

Семинар  «Работаем по ФГОС: проблемы и пути решения. Психологическое сопровождение ФГОС»

Декабрь

 Семинар «Организация работы по новым ФГОС во 2-м классе» .

Январь

 Практический семинар  «Первые результаты работы по новым стандартам. Проблемы и пути решения»

Март

Заседание  ШМО учителей начальных классов «Первые результаты работы по новым стандартам: проблемы, поиски, решения. Внесение изменений в образовательную программу.»

Апрель

Практический семинар «Реализация нового образовательного стандарта в основной школе. Вопросы преемственности.»

Май

Заседание  ШМО учителей начальных классов «Анализ работы  методического объединения  учителей начальных классов за 2011-12 учебный год. Организация работы по новым ФГОС во 2-м классе»

Универсальные учебные действия 

Совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса

(А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и д.р. Как проектировать УУД в начальной школе). Виды универсальных учебных действий:

  1. Личностные действия
  1. Самоопределение
  2. Смыслообразование
  3.  Нравственно-этическая ориентация
  1. Регулятивные действия
  1. Целеполагание
  2. Планирование, прогнозирование
  3. Контороль, коррекция
  4. Оценка
  5. Саморегуляция
  1. Познавательные универсальные действия
  1. Общеучебные универсальные действия
  2. Логические универсальные действия
  3. Постановка и решение проблемы

)Коммуникативные действия

Главная трудность –отслеживание, поэтому мы создали специальные карты.

Общеучебные УУД (на конец 1 класса)

Фамилия

имя

Выделяет

познавательную цель с

помощью

учителя

Осуществляет поиск

информации с

помощью

учителя

Строит

речевое

высказывание

с помощью

учителя в

устной

форме

Умеет

давать

оценку

виду

деятельности на

уроке с

помощью

учителя

Слушает

и

понимает

речь

других

Находит

ответы

на

вопрос

используя свой

жизненный опыт

Умеет

работать по

предложенному учителем

плану

Использует

знаково -

символические действия

Личностные УУД (на конец 1 класса)

Фамилия

имя 

Понимает

предложения и

оценки

учителей

товарищей 

Умеет

оценивать

себя по

критериям,

предложен

ными

взрослыми 

Умеет

уважительно

относиться к

другому

мнению 

Умеет

понима

ть

чувства

других

людей 

Умеет

проявлять

самостоятельн

ость в разных

видах детской

деятельности 

Умеет

делать

самооце

нку 

Умеет

адаптироват

ься к

некоторым

сложным

ситуациям 

Умеет

взаимодейство

ать со

сверстниками 

Коммуникативные УУД (на конец 1 класса)

Фамилия,

имя

Имеет

первоначальные навыки

работы в

паре

Понимает

смысл

простого

текста

Знает,

применяет

первоначальные

способы

поиска

информации

Умеет

задавать

вопросы

Умеет

слушать,

принимать

чужую точку

зрения

Умеет

договариваться

Строит простое

речевое

высказывание

Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.

Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов, Центр воспитания ИТИП РАН).

ФГОС рекомендовано 5 направлений, которые должны быть реализованы обязательно:

Общекультурное

Общеинтеллектуальное

Спортивно- оздоровительное

Духовно- нравственное

Социальное

Могут дополнительно реализовываться и другие направления.

На наш взгляд, объем внеурочной деятельности должен быть связан с индивидуальными особенностями ребенка. В больших школах, где есть параллели этот вопрос можно решить, а в сельской ,если все родители хотят например кружок лепки, а Ваш ребенок не имеет желания этим заниматься, Вам все равно придется согласиться с мнением большинства. Кроме того родители относятся к внеурочной деятельности настороженно и администрации школы приходится, выполняя социальный заказ, очень трудно. Мы,например, чтобы удовлетворить желание родителей о посещении детьми  танцевального кружка  на следующий учебный год, выходим на связь с учреждением дополнительного образования, от которого до нашей школы добираться 40 минут пешком,т.к. своих кадров нет, и пока безуспешно.

Заключение

Стандарты второго поколения - одна из важнейших образовательных тем сегодня. Причём непосредственно внедрять новые ФГОС придётся всем нам. Чтобы работа по внедрению ФГОС прошла более плодотворно, необходимо, на наш взгляд, выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы, чтобы привести её в соответствие с требованиями нового стандарта. Этот механизм должен включать определённую последовательность действий в рамках всей школы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования глазами учителя: трудности и перспективы. Заместитель директора по УВР МОУ « Цыбинская СОШ» Ногач Татьяна Алексеевна

Слайд 2

2 Федеральный государственный образовательный стандарт Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 7 « В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…» Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ новое понимание содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС)

Слайд 3

3 Федеральные государственные образовательные стандарты Требования к результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) интеграция учебной и внеучебной деятельности включена « неаудиторная занятость» условиям кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)

Слайд 4

4 4 4 З А П Р О С Ы И О Ж И Д А Н И Я Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые результаты деятельности системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы О Б Щ И Е Р А М К И Д Л Я С И С Т Е М Ы Н О Р М А Т И В О В Стандарт как совокупность требований

Слайд 5

Портрет выпускника начальной школы - Любознательный, интересующийся, активно познающий мир. - Умеющий учится, способный к организации собственной деятельности. - Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа. - Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение. - Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. - Имеющий представление и выполняющий основы здорового и безопасного образа жизни.

Слайд 6

Портрет будущего выпускника школы – гражданина России Компетентный в гражданско-правовых аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России. Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении. Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни. Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни. Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата. Осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Слайд 7

Проблемы при переходе на ФГОС нового поколения Общие: отсутствие у большинства населения приоритета высших ценностей, позиционируемых во ФГОС второго поколения в качестве ключевых результатов обучения и воспитания, таких, как труд, здоровье и др.; высокая степень нетерпимости между социальными группами – субкультурами богатых/бедных, русских/мигрантов и др.; слабая включённость родителей, общественности в управление образовательным процессом, его организацией при высокой степени информированности; невладение навыками коллективного планирования; отсутствие навыков разработки целевых программ, межведомственных программ, подпрограмм в составе образовательной программы.

Слайд 8

Управленческие: невыстроенность сети (взаимодействий) учреждений образования, культуры, спорта; низкая степень « социокультурной инфраструктуры»(музеи , туристические маршруты, зоны отдыха); отсутствие ставок тьюторов , психолога, педагогов-организаторов, вожатых в большинстве ОУ; отсутствие опыта создания и комплектования сетевых муниципальных групп, создания ставок сетевого психолога ит.д.. Проблемы при переходе на ФГОС нового поколения

Слайд 9

Методические: отсутствие приоритета воспитательной деятельности (в большинстве УМК начальной школы); низкий процент читающих детей и родителей; отсутствие приоритета русского языка в образовательной программе ОУ; невладение большинством педагогов навыками формирования у обучающихся регулятивных УУД; невладение методиками проектной деятельности (социальным проектированием), ориентированными на младших школьников; отсутствие навыков кооперации в обучении у большинства педагогов (увлечение фронтальными формами работы). Проблемы при переходе на ФГОС нового поколения

Слайд 10

Количество респондентов 312 человек

Слайд 14

Анкета для учителя 1.Каково Ваше отношение к новым ФГОС начального образования? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.Что бы Вы изменили в своей работе по реализации новых ФГОС начального образования, если бы у Вас была такая возможность? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.Каково положительное влияние на ученика оказывают изменения, происходящие в учебном процессе? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. С какими трудностями сталкиваются ваши ученики сейчас? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Какие проблемы испытываете Вы, начав работать по новым стандартам (недостаток знаний, отсутствие методического обеспечения, отсутствие материальной базы, проблемы в организации урочной или внеурочной деятельности, проблемы со здоровьем, утомляемость и т.д.)? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Какие методики оценки сформированности УУД на момент окончания 1 класса Вы могли бы предложить? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ! МЫ ПОНИМАЕМ, ЧТО ВАМ СЕЙЧАС НЕ ПРОСТО РАБОТАТЬ!!

Слайд 15

Актуальные проблемы контрольно-оценочной деятельности в момент перехода к ФГОС начального общего образования: - изменения, произошедшие в системе начального образования (особенно в целеполагании ) не нашли своего отражения в контрольно-оценочной деятельности: объектом контроля и оценки довольно часто продолжают оставаться лишь знания, умения и навыки; - результаты, получаемые в ходе контрольно-оценочной деятельности, используются педагогами в большинстве случаев лишь для выставления отметок и не служат основой для проведения дифференцированной работы, направленной на усиления развивающего потенциала обучения, на устранение проблем определенных групп учащихся;

Слайд 16

недостаточное внимание уделяется оцениванию индивидуального прогресса каждого учащегося, не существует надежных методик, связывающих уровень готовности к обучению и результаты последующих оценочных процедур; контрольно-оценочная деятельность по-прежнему остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, при этом без активного участия младших школьников в контрольно-оценочной деятельности говорить об успешном становлении у них учебной деятельности было бы неправомерно, т.к. контроль и оценка являются важнейшими компонентами этой деятельности;

Слайд 17

Необходимо четкое согласование целей начального образования и объектов контрольно-оценочной деятельности Объекты контроля: - достижение требований стандарта, при этом в центре внимания должны быть метапредметные и предметные результаты, а при оценке достижения последних в центре должны быть не только знания как таковые, но и их применение в стандартной и нестандартной ситуации, овладение определенными способами действия; - овладение компонентами учебной деятельности, в том числе самоконтролем и самооценкой; - овладение соответствующим возрасту кругом универсальных учебных действий; индивидуальные творческие достижения учащихся; продвижение в развитии определенных личностных характеристик, таких как готовность сотрудничать с другими людьми, критическое мышление, принятие ответственности за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими

Слайд 18

ОБУЧЕНИЕ Принятие решений Анализ и интерпретация Сбор данных Согласование целей Контрольно-оценочный цикл Одним из принципиальных положений УМК «Начальная школа XXI века» является цикличность функционирования системы контроля и оценки учебных достижений

Слайд 19

Усиление диагностического компонента системы: педагогическая диагностика как обязательный элемент системы контроль диагностика коррекционно-развивающая работа оценка

Слайд 20

Универсальные учебные действия Совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса (А.Г. Асмолов , Г.В. Бурменская , И.А. Володарская и д.р. Как проектировать УУД в начальной школе).

Слайд 21

Уважаемые товарищи родители! Просим Вас ответить на вопросы, которые помогут нам в организации учебно-воспитательной деятельности ваших детей. Знакомы ли Вы с теми изменениями, которые предполагают ФГОС начального общего образования? _________________________________________________________________ Какие трудности возникли у Вашего ребенка с началом обучения в первом классе? ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Устраивает ли Вас режим обучения и отдыха Вашего ребенка в школе? _________________________________________________________________ Что бы Вы хотели изменить в организации урочной и внеурочной деятельности Вашего ребенка? ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Спасибо!

Слайд 23

Количество респондентов 143 человека

Слайд 24

Виды универсальных учебных действий: Личностные действия Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация Регулятивные действия Целеполагание Планирование, прогнозирование Контороль , коррекция Оценка Саморегуляция Познавательные универсальные действия Общеучебные универсальные действия Логические универсальные действия Постановка и решение проблемы Коммуникативные действия

Слайд 25

Общеучебные УУД (на конец 1 класса) Фамилия имя Выделяет познавательную цель с помощью учителя Осуществляет поиск информации с помощью учителя Строит речевое высказывание с помощью учителя в устной форме Умеет давать оценку виду деятельности на уроке с помощью учителя Слушает и понимает речь других Находит ответы на вопрос используя свой жизненный опыт Умеет работать по предложенному учителем плану Использует знаково - символические действия

Слайд 26

Личностные УУД (на конец 1 класса) Фамилия имя Понимает предложения и оценки учителей товарищей Умеет оценивать себя по критериям, предложен ными взрослыми Умеет уважительно относиться к другому мнению Умеет понима ть чувства других людей Умеет проявлять самостоятельн ость в разных видах детской деятельности Умеет делать самооце нку Умеет адаптироват ься к некоторым сложным ситуациям Умеет взаимодейство ать со сверстниками

Слайд 27

Коммуникативные УУД (на конец 1 класса) Фамилия имя Имеет первоначальные навыки работы в паре Понимает смысл простого текста Знает применяет первоначальные способы поиска информации Умеет задавать вопросы Умеет слушать, принимать чужую точку зрения Умеет договариваться Строит простое речевое высказывание

Слайд 28

Внеурочная деятельность Понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов, Центр воспитания ИТИП РАН). Это интегративное понятие, которое определяет комплекс различных занятий обучающихся воспитывающей направленности, отличных от урочных форм обучения, осуществляемых на базе школы и за её пределами участниками образовательного процесса в рамках вариативной части базисного учебного плана. (Положение о внеурочной деятельности в школе.)

Слайд 29

Направления внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное художественно-эстетическое научно-познавательное военно-патриотическое общественно-полезная деятельность проектная деятельность

Слайд 30

Думала: главное – формировать, Делать ваять лепить. Думала: верный маршрут показать, Править, лечить, учить. Думала: рваться, бороться, рубить, Мчаться, коль сила несет, А оказалось – всего лишь любить. Только любить – вот и все! С.Белова



 

Комментарии

Спасибо за Ваш титанический труд! Все чаще встречаюсь с тем, что подобные наработки стараются продать, а Вы щедро дарите коллегам!Спасибо!