Презентация "Введение ФГОС в начальной школе (первые итоги и размышления)
презентация к уроку (1,2,3,4 класс) по теме

 

Год н В проекте «Наша новая школа» есть такие слова: «От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны…». Эта стратегия государства и заложена она в Федеральных образовательных стандартах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВВЕДЕНИЕ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ( ПЕРВЫЕ ИТОГИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ ) 24 августа 2011 года Прокошева Ольга Владимировна, заместитель директора по УВР, учитель начальных классов КОГОКУ «Лицей естественных наук»

Слайд 2

Государственное общеобразовательное учреждение «Лицей естественных наук города Кирова» Принята на заседании педагогического совета Лицея естественный наук города Кирова Протокол № 1 от «30» августа 2010 г. Утверждаю Директор Лицея естественных наук города Кирова ________ __В.А. Русанова Приказ № 9 «30» августа 2010г.. Основная образовательная программа начального общего образования государственного общеобразовательного учреждения «Лицей естественных наук города Кирова» на период 2010 – 2014 годы Киров 2010

Слайд 3

Целью реализации ООП НОО является создание в лицее образовательного пространства, обеспечивающего формирование системы универсальных учебных действий, готовность к познанию и освоению окружающего мира, личностное развитие и воспитание, укрепление физического и духовного здоровья младших школьников Цель ООП

Слайд 4

самостоятельной познавательной деятельности поиска и анализа информации гражданско-общественной сфере в сфере социально-культурной и профессиональной деятельности в сфере здоровья и здорового образа жизни Ключевые компетенции обучающихся и педагогов в следующих сферах

Слайд 5

. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Сегодня - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, отличающаяся от урочной системы обучения и выбираемая по желанию учеников и их родителей. Виды (игровая, досуговая, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная и др.) и формы внеучебной деятельности (деловая игра, праздник, дебаты, трудовой десант, спортивный турнир и др.) определяются в каждом учреждении самостоятельно, с учетом имеющегося потенциала и ресурсов, с обязательной ориентацией на запрос.

Слайд 6

Модель внеурочная деятельность Деятельность Название Кол-во часов Интеллектуально-познавательная Кружок по развитию творческих способностей 2 Художественно-эстетическая Основы театрального искусства 1 Изостудия «Прикосновение к искусству» 1 Спортивно-оздоровительная Кружок по бальным танцам 2 Кружок «Выбираю здоровый образ жизни» 1 Гражданско-патриотическая Кружок «История семьи – история края» 1 Общественно-полезная деятельность Кружок «Мы – помощники» 1 Проектная деятельность Кружок «Мои проекты» 1 Всего: 10

Слайд 7

Плюсы организации внеурочной деятельности Широкий выбор кружков и студий Бесплатные образовательные услуги Удобное расписание Развитие индивидуальных способностей, кругозора Общение со сверстниками в разных группах, в разных ситуациях ( Например, научно-практическая конференция младших школьников лицея «Планета открытий» ; Интеллектуальный марафон учащихся начальных классов школ Кировского образовательного округа и др.) Высокий педагогический уровень проведения занятий

Слайд 8

Минусы организации внеурочной деятельности Большая нагрузка на ребенка Недостаток оборудования для проведения занятий Есть совпадения в расписании при посещении внеурочных занятий в школе и в учреждениях дополнительного образования Невозможность удовлетворить все запросы детей и их родителей (законных представителей)

Слайд 9

Постепенное увеличение нагрузки Успешная адаптация к школьной деятельности Позитивный настрой на учебу Очень нравятся все учителя Использование игровых приемов Присутствие разнообразных кружков и студий Мониторинг участников образовательного процесса по итогам первого года работы по ФГОС

Слайд 10

Мы с оптимизмом смотрим в будущее «Преподавание – есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно» Л.Н. Толстой



Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(ПЕРВЫЕ ИТОГИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ)

Выступление на городском совещании заместителей директоров.

(24 августа 2011 года)

 Слайд 1

 1. Вступление

     Живем в эпоху нанотехнологий,

И каждый год дает нам новый старт,

То освоение журналов электронных,

А ныне новый наш образовательный стандарт.

2. Основная часть

Год назад начальной школе Лицея естественных наук в числе других государственных общеобразовательных учреждений пришлось столкнуться с проблемой перехода на стандарты второго поколения.

Новый стандарт –инновационное, требующее серьезных осмыслений нововведение. Ведь любая инновация направлена, в первую очередь на изменения с целью получения какого-то нового более качественного результата. По сути дела произошла революция в понимании стандарта. Если раньше стандарт был вобщем-то ориентирован на то, чтобы давать и проверять знания, то сегодня мы имеем дело не только со стандартом знаний, а со стандартом, который задает образ жизни школы. Стандарт – как договор в форме тех или иных норм между школой, семьей, обществом и государством – должен отвечать на следующие четыре вопроса.

  1. Первый. Ради чего учить?

В проекте «Наша новая школа» есть такие слова: «От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны…». Эта стратегия государства и заложена она в Федеральных образовательных стандартах. Итак, социальный заказ получен. Нам же предстояло не только досконально разобраться в научной основе федерального государственного стандарта, изучить все имеющиеся на тот момент немногочисленные практики, но и разработать ключевой документ, определяющий образовательную политику нашего учреждения (Основную образовательную программу начального общего образовании Лицея естественных наук города Кирова).

Слайд 2

Слайд 3

Образовательная программа начальной школы Лицея является долгосрочной (рассчитана на 4 года) и является концептуальным, управленческим и организационно-педагогическим механизмом, создающим в лицее такое образовательное пространство, которое обеспечивает формирование системы универсальных учебных действий, готовность к познанию и освоению окружающего мира, личностное развитие и воспитание, укрепление физического и духовного здоровья младших школьников.

Хочу остановиться на проблемах, с которыми мы столкнулись при разработке основной образовательной программы:

1.Разработка подпрограмм (по формированию УУД, духовно-нравственного развития и воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и другие), являющихся составной частью образовательной программы, осуществлялась рабочими группами на основе Примерной основной образовательной программы. К сожалению, представленные в этой книге программы не связаны между собой, объемны и декларативны. Многие формулировки и положения повторяются из программы в программу. Она не является моделью, которая бы стала действенным помощником для написания образовательным учреждением собственной программы.

2. Отсутствие опыта у педагогов в самостоятельной разработке такой программы.

3. Напряженные условия труда у разработчиков программы, в первую очередь, связанные с огромными временными затратами.

2) Второй вопрос. Чему учить?

Раньше учителя в своей преподавательской деятельности отвечали на очень важный вопрос: что ученики должны знать (запомнить, воспроизвести). Этот, так называемый  «знаниевый» компонент, который обеспечивал и продолжает обеспечивать обязательное освоение учащимися ЗУНов по всем предметам начальной школы и формирование у младших школьников опорной системы знаний, обеспечивающей возможность продолжения образования в основной школе.

Современный образовательный процесс ориентирован на использование младшими школьниками полученных знаниий в нестандартных, неожиданных ситуациях. Вот почему сегодня педагоги ставят новый вопрос: что ученик должен делать, чтобы применять (добывать, оценивать) приобретенные знания. Наличие в программном содержании обучения деятельностного компонента помогает установить баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения.

Набор компетентностей, которые могут пригодиться в жизни, достаточно широк. Перед нами встала необходимость отбора так называемых ключевых компетентностей. Начальная школа берёт ответственность за формирование ключевых компетенций обучающихся и педагогов в следующих сферах:

Слайд 4

  1. самостоятельной познавательной деятельности;
  2. поиска и анализа информации;
  3. гражданско-общественной сфере;
  4.  в сфере социально-культурной и профессиональной деятельности;
  5. в сфере здоровья и здорового образа жизни.

В проекте «Наша новая школа» есть и такие слова: «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научаться изобретать, понимать и осваивать новое…».  Отличительной особенностью стандарта второго поколения является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность».

Слайд 5

В нашем учреждении созданы хорошие условия для организации внеурочных занятий. Начальные классы занимаются в отдельном здании. Уроки проходят в одну смену, поэтому есть возможность использовать кабинеты во второй половине дня. Внеурочная деятельность расширила возможность применения знаний, полученных на уроках, в практической и творческой деятельности детей. Режим работы первоклассников организован так, что после учебных занятий дети обедают и гуляют. Таким образом, происходит смена видов деятельности. Это какой-то мере смягчает вопрос о перегрузке первоклассников. Нами была разработана модель организации внеурочной деятельности учащихся. Мы постарались учесть запросы детей и их родителей, при этом эффективно использовать возможности лицея.

Слайд 6

В таблице представлена модель организации внеурочной деятельности первоклассников:

Деятельность

Внеурочные занятия

Количество

часов на

1-го ученика

Кто проводит занятие

Художественно-эстетическая

1. Кружок «Основы театрального искусства»

2. Изостудия «Прикоснись к искусству»

1час

1 час

Преподаватель театрального искусства

Преподаватель ИЗО

Интеллектуально-познавательная

Кружок «Развитие творческих способностей»

2 часа

Учителя первых классов

Спортивно-оздоровительная

1.Кружок по бальным танцам

2.Кружок «Выбираю здоровый образ жизни»

2 часа

1 час

Преподаватель  бальных танцев

Воспитатели ГПД

Военно-патриотическая

Кружок «История семьи - история края»

1 час

Педагог дополнительного образования

Общественно-полезная деятельность

Кружок «Мы – помощники»

1 час

Воспитатели ГПД

Проектная деятельность

Мои проекты

1 час

Учителя первых классов

Всего:

10 часов

 

Все занятия проводились бесплатно. По отдельным направлениям внеурочной деятельности использовалась программа «Мой разноцветный мир», разработанная кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии КИПК и ПРО Ольгой Геннадьевной Селивановой. Авторские программы преподавателей лицея использовались для проведения занятий по остальным направлениям. Слайд 7 

Не смотря на то, что в лицее достаточно спокойно шел процесс апробации модели внеурочной деятельности мы выявили следующие проблемы:

Слайд 8 

  1. нам понятен вопрос, обозначенный родителями первоклассников: почему нельзя зачесть занятия, которые посещают дети в учреждениях дополнительного образования (музыкальные школы, танцевальные студии, художественные и спортивные школы), вместо занятий по схожим направлениям, предлагаемых школой? Тогда не было бы проблемы большой нагрузки первоклассников (как не крути, 20 часов урочной деятельности да плюс 10 внеурочной получается 30 часов)
  1. с увеличением количества классов, занимающихся внеурочной деятельностью, возникнут сложности, связанные с составлением расписания дополнительных занятий, обеспечением кадровыми, информационными и другими ресурсами.
  2. нет предела в совершенстве материально-технической базы (мы очень бы хотели школьный стадион, современный актовый и спортивный залы и многое другое)
  3. не разработана система мониторинга результативности и эффективности внеурочной деятельности. 

На сегодняшний день отрадно то, что министерство образования дает возможность школе самой решать вопрос о способах организации и содержании внеурочной деятельности

Следующий вопрос. Как учить?

Компетентностно-ориентированный подход к обучению реализуется средствами современных методов обучения, методик и образовательных технологий, отбор которых при переходе на новые стандарты нам нужно было четко определить. Впервые в стандарте прописаны технологии обучения. Это технологии деятельностного вида. Важен и выбор учебников. Предметная лаборатория учителей начальных классов лицея приняла решение работать по учебно-методическому комплекту "Гармония". Учебники комплекта рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и включены в Федеральный перечень учебников. Эффективное применение современных педагогических технологий и  профессиональное мастерство учителей подтверждается результатами интегрированной проверочной работы, проведенной в 1-ых классах в конце учебного года. Высокий и повышенный уровни читательской компетенции показали 92% учащихся; по математике – 89%, по русскому языку – 81%, по окружающему миру – 95%.

Проблемы, с которыми столкнулись:

  1. Содержание существующих учебников и примерных учебных программ во многом пока дублируют содержание Стандарта 2004 года, поэтому учителям приходилось соотносить их содержание с требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, указанных в новых стандартах.
  2. На сегодняшний день недостаточно контрольно-измерительных материалов, предлагаемых авторами УМК, что также создает проблемы при разработке системы оценки результатов как учебной, так и внеучебной работы с детьми.
  1.  И четвертый вопрос. За счет, каких ресурсов учить?

Ресурсы бывают и экономические, и кадровые, и информационные, и многие другие. И стандарт как договор, который сейчас предлагается, охватывает все эти пространства. Важным моментом при разработке образовательной программы I ступени обучения мы считали необходимость учесть особенности и традиции Лицея. В первую очередь, это подход к отбору кадров. В педагогическом коллективе есть все необходимые специалисты: учителя-предметники, психологи, воспитатели ГПД, библиотекарь, педагоги дополнительного образования, инженеры. Специфика кадров определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Большинство педагогов прошли обучение и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ ее хода и результатов.

Все это нужно считать важным положительным условием внедрения ФГОС.

Не менее важным условием является материально-техническая база учреждения, финансовое обеспечение, использование современных информационных и коммуникационных технологий. Лицей располагает материальной и информационной базой, способной обеспечить организацию разных видов деятельности обучающихся, как учебной, так и внеурочной. Наличие уютных и безопасных с точки зрения пожарных и  санитарно-гигиеническим требований кабинетов, обучение только в первую смену, что позволяет организовать внеурочную деятельность во второй половине дня. В школе единая информационная сеть, что также позволяет эффективно строить образовательный процесс.

Но и здесь есть немало проблем, которые требуют решения:

  1. катастрофическое старение педагогического коллектива (средний возраст педагогов в начальной школе лицея 49 лет)
  2. развитие информационно-интеллектуальной компетентности педагогов,
  1. поощрение педкадров, в том числе за счет привлечения внебюджетных средств,
  2. дальнейшее совершенствование материально-технической базы,
  3. новые очень жесткие санитарно-гигиенические требования
  4. создание дополнительных условий для укрепления здоровья воспитанников

При переходе на новые стандарты мы столкнулись с необходимостью разработки целого пакета документов: это и локальные акты, и методические материалы и рекомендации к ним по применению.

Приведу в качестве примера только некоторые:

- планируемые результаты, представленные в обобщенной форме;

- они же, но уже в технологической форме по каждому предмету и по годам обучения;

- типовые задачи формирования универсальных учебных действий;

- материалы по видам и формам оценки планируемых результатов;

- материалы по диагностике и мониторингу достижений планируемых результатов;

- рабочие программы по учебным предметам и программы по внеурочной деятельности; и … так далее. Я уже говорила об Основной образовательной программе Лицея, а она, между прочим, объемом в 235 страниц. Одно дело написать программу, но ведь нужно организовать и управление ее реализацией.

Механизм принятия управленческих решений и обеспечения общественного участия и учета интересов и потребностей участников образовательного процесса в Лицее включает в себя 3 составляющих:

- изучение администрацией процесса и результатов реализации образовательной программы по годам: наблюдение, собеседование, посещение уроков и занятий, анализ школьной документации, проведения диагностических и мониторинговых процедур;

- мониторинг удовлетворенности процессом и результатами реализации программы;

- внешняя экспертиза процесса и результатов образовательной программы.

В сумме рациональное и целенаправленное использование этих составляющих позволяет осуществить анализ результатов реализации ООП и принять управленческие решения.

Слайд 9

Был проведен мониторинг участников образовательного процесса. Вот некоторые выдержки: успешно прошла адаптация первоклассников; увеличение нагрузки происходило постепенно; у детей позитивный настрой на учебу, им хочется в школу; интересно проходили внеурочные занятия; очень нравятся все учителя.

Можно оценить деятельность педагогического коллектива по введению стандартов удовлетворительно.

Педагогический коллектив начальной школы принимает на себя ответственность по осмыслению новых образовательных задач, по выработке современной образовательной программы и достойной её реализации и готов к рефлексивной самооценке результативности наших инициатив. Слайд 10

Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Ведь еще Лев Николаевич Толстой сказал такие слова: «Преподавание - есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно».

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация .Реализация ФГОС в начальной школе.

Эта презентация расказывает об основных  целях, задачах , положенных разработчиками в идею создания ФГОС, а так  же об особенностях УМК "Школа России"....

введение фгос в начальной школе

В статье кратко описываются причины перехода на стандарты второго покаления. Даётся характеристика стандарта как документа, отражающего политику государства в области образования. Раскрываются три гав...

Статья по теме: Первые результаты введения ФГОС в начальной школе

Данная статья "Первые результаты введения ФГОС в начальной школе " разработана для выступленя на педагогическом совете по теме: "Переход на ФГОС ООО"...

Презентация "Обновление системы оценки достижения планируемых результатов при введении ФГОС в начальной школе"

Презентация для выступления на педагогическом совете гимназии по теме "Обновление системы оценки достижения планируемых результатов при введении ФГОС в начальной школе"...

Статья "Аналитический отчет по введению ФГОС в начальной школе"

Материал может быть использован в МО начальной школы....

Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе.

Материал к педагогическому совету, который поможет провести изучение личности ребенка....

Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе

Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе...