введение фгос в начальной школе
статья по теме

Тертычная Галина Викторовна

В статье кратко описываются причины перехода на стандарты второго покаления. Даётся характеристика стандарта как документа, отражающего политику государства в области образования. Раскрываются три гавные группы требований . Даются некоторые итоги введения фгос в образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_pedsovet_29_marta_13.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Введение ФГОС в начальной школе

Тертычная Г.В.

(выступление на педагогическом совете)

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники,  появлением новых информационных технологий, коренным образом  преобразующих  жизнь  людей. Темпы обновления знаний   сегодня настолько высоки, что на протяжении  жизни  человеку  приходится  неоднократно  переучиваться,  овладевать  новыми профессиями.

На данном этапе важнейшими качествами личности  становятся: инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Поэтому государство ставит задачу развития и воспитания данных качеств у подрастающего поколения.

Стратегия государства в области образования и заложена в Стандартах второго поколения. Стандарт – это инструмент реализации государственной политики в области образования. А ключевым документом, определяющим образовательную политику любого образовательного учреждения,  является Основная Образовательная Программа.

Перед любым образовательным учреждением стоит задача реализации основной образовательной программы (ООП) начального общего образования.

ФГОС – это совокупность требований, необходимых для реализации ООП (основной образовательной программы) НОО (начального общего образования).

Стандарт  включает в себя 3 требования:

- к результатам ООП

- к структуре ООП

- к условиям реализации ООП (кадровым, финансовым, материально-техническим, …).  



Наиболее существенные особенности Стандартов второго поколения – это принципиальная ориентация на образовательный результат. Две другие группы требований (к образовательной программе и условиям реализации) призваны обеспечить возможность достижения образовательных результатов.

Какие же требования устанавливает Стандарт к результатам усвоения ООП   НОО? Помимо обычных требований – предметных – Стандарт устанавливает и новый тип требований – личностных и метапредметных.

Данные требования к результатам усвоения основной образовательной программы  в образовательном Стандарте имеют следующую очерёдность:

  • Личностные результаты – формирование мотивации к обучению, готовность и способность к саморазвитию, личностные качества.
  • Метапредметные результаты – (освоенные учащимися УУД) познавательные, регулятивные, коммуникативные. Они позволяют ученику овладеть навыками решения творческих задач, навыками поиска, анализа, т.е. позволяют овладеть ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
  • Предметные результаты – отражают результаты по конкретным учебным предметам.

Личностные, метапредметные и предметные результаты не противопоставляются друг другу, на их достижение направлена вся учебная и внеурочная деятельность.

Конфуций говорил: «Услышу – забуду, увижу – запомню, сделаю – пойму».

Предлагаю немного поиграть. Выполнить типовые задачи на формирование УУД для учащихся  1-го класса на предмете Литературное чтение; т.е. сделать, попробовать и как следствие – понять.

 выполнение педагогами типовой задачи по формированию УУД  (С.Г.Батырева. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение. 1 класс. Изд-во Просвещение. 2012г)

 



        Второе требование Стандартов – это требование к структуре ООП начального общего образования.

ФГОС является основой для разработки Примерной основной образовательной программы. На основе Примерной основной образовательной программы образовательное учреждение разрабатывает свою Основную Образовательную Программу. ФГОС определяет её структуру.

Согласно Стандартам ООП должна иметь 3 раздела: целевой, содержательный, организационный.

Целевой раздел:

 – цели,

- задачи,

- планируемые результаты ООП,

- система оценки достижений планируемых достижений (вводится критериальное оценивание; листы индивидуальных достижений;  портфолио – как система накопительной оценки учащихся).

В гимназии принято Положение о Портфолио ученика. Учителя 1 – 2-х классов  ведут работу по созданию Портфолио -  накопительной папки,  как на бумажном носители, так и в электронном виде.

Содержательный раздел:

 – программа формирования УУД,

- программы отдельных учебных предметов,

- программа духовно-нравственного развития и воспитания,

- программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни,

- программа коррекционной работы.

Организационный раздел  (рамки организации образовательного процесса, механизмы реализации ООП) :

- учебные планы,

- планы внеурочной деятельности,

- система условий реализации.

 

В августе 2011г была разработана и принята ООП гимназии. На основе этой Программы разрабатывались педагогами рабочие программы по предметам.

Проблемы, с которыми мы столкнулись при разработке основной образовательной программы:

1. Отсутствие опыта у педагогов в самостоятельной разработке таких программ.

2. Напряженные условия труда у разработчиков программы, в первую очередь, связанные с огромными временными затратами.



Третье требование – требование к условиям реализации ООП (кадровым, финансовым, материально-техническим).

Кадровые условия реализации ООП.

Введение ФГОС требует от учителя иного уровня квалификации. Учитель должен быть готов к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде.

Из 14 членов кафедры начальных классов 12 педагогов успешно прошли курсовую подготовку по вопросу введения Стандартов второго поколения в начальной школе;  11 педагогов повысили свою квалификацию по теме применения ИКТ на уроках в начальной школе.

Материально-технические условия реализации ООП.

Отмечу информационное оснащение образовательного процесса. С введением ФГОС в гимназию поступило учебно-лабораторное оборудование (4 комплекта).

Учителя Саенко Н.С., Олейниченко С.Н., Мишина Ю.О., Линейцева Т.В. прошли специальное обучение применению в образовательном процессе учебно-лабораторного оборудования.

Педагоги активно включились в работу по применению учебно-лабораторного оборудования в собственной практике и трансляции своего опыта работы на уровне гимназии и на уровне района .

- августовская педагогическая конференция (2012г.) «Модернизация образования. Эффективность применения технологий и современного учебного оборудования» - Мишина Ю.О., представляла нашу гимназию – трансляция опыта работы с оборудованием;

- районный  семинар  руководителей образовательных учреждений Раменского муниципального района  "Использование информационно-образовательных ресурсов  и современного оборудования в образовательном процессе  (в связи с введением ФГОС НОО)"  (декабрь 2011г.). Учителя 2-х классов (Саенко Н.С., Олейниченко С.Н., Мишина Ю.О., Линейцева Т.В. ) транслировали опыт работы с учебно-лабораторным оборудованием;

- районный семинар учителей начальных классов " Информационно-образовательная среда  как условие реализации ФГОС НОО" (октябрь 2012г.)

- Дни открытых дверей для родителей

- семинар-практикум  учителей кафедры начального образования МОУ Удельнинская гимназия  «Инновационные средства обучения" (май 2012г.)

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП

На своих уроках учителя реализуют на практике УМК «Начальная школа 21 века».

Образовательное учреждение обеспечено учебниками по всем учебным предметам ООП.

ОУ имеет доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам.



Результат реализации всех требований – комфортная развивающая образовательная среда.

Созданные условия должны обеспечить возможности:

- достигнуть планируемые результаты освоения ООП.

Появляется возможность  выявления и развития способностей учащихся через систему клубов, кружков, секций. На это направлена программа по внеурочной деятельности , которая является неотъемлемой частью образовательного процесса. Программа по внеурочной деятельности разрабатывается и утверждается образовательным учреждением. В нашем образовательном учреждении была утверждена следующая модель организации внеурочной деятельности.

Направления внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Спортивно-оздоровительное

Кружок «Подвижные игры»

Духовно-нравственное

Кружок «Родное Подмосковье»

Клуб «Сказкотерапия»

Общекультурное

Студия хоровая «Звонкие голоса»

Студия оркестровая «Народные инструменты»

Студия танцевальная «Дежавю»

Общеинтеллектуальное

Клуб «Юный интеллектуал»

Кружок «Учусь создавать проект»

Кружок «Слово на ладошке»

Социальное

Спецкурс «Этика – азбука добра»

И ещё важно отметить, что методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход.

Это подразумевает использование на уроках современных образовательных технологий деятельностного типа: технологии деятельностного подхода, дифференцированного способа обучения, групповых технологий, информационно-коммуникационных  технологий, организации проектной деятельности.



Конечно, успешность реализации ФГОС второго поколения во многом зависит от педагога. Учителю, работающему по ФГОС, необходимо менять методы работы с классом и с каждым учащимся в отдельности, изменить свой подход к учебно-воспитательной деятельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику школы.

Желаю, чтобы вы приняли и нашли себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном Стандартами второго поколения.

Давайте с оптимизмом смотреть в будущее. Ведь еще Лев Николаевич    Толстой сказал такие слова: «Преподавание - есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно».

Я думаю, что оптимизма прибавиться после просмотра творческого проекта учащихся 1-б класса  «Про букву Я» (руководитель проекта Вардазарян Н.Р.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Введение ФГОС в начальной школе (первые итоги и размышления)

Год н В проекте «Наша новая школа» есть такие слова: «От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный пу...

Статья по теме: Первые результаты введения ФГОС в начальной школе

Данная статья "Первые результаты введения ФГОС в начальной школе " разработана для выступленя на педагогическом совете по теме: "Переход на ФГОС ООО"...

Презентация "Обновление системы оценки достижения планируемых результатов при введении ФГОС в начальной школе"

Презентация для выступления на педагогическом совете гимназии по теме "Обновление системы оценки достижения планируемых результатов при введении ФГОС в начальной школе"...

Статья "Аналитический отчет по введению ФГОС в начальной школе"

Материал может быть использован в МО начальной школы....

Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе.

Материал к педагогическому совету, который поможет провести изучение личности ребенка....

Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе

Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе...

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме: "ФГОС в начальной школе. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"

В презентации содержаться материал по теме:"Требования к современному уроку  в условиях введения ФГОС  нового поколения"...