Организация воспитательно-образовательного процесса первоклассников в условиях реализации ФГОС НОО
статья (1 класс) по теме

Ремейко Татьяна Владимировна

 

С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения обучающегося  с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Организация воспитательно-образовательного процесса первоклассников

в условиях  реализации ФГОС НОО

С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения обучающегося  с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника.

Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определённый тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. Возрастает интерес детей к социальному миру, истории, культуре, религии. Младшие школьники вступают в период более широкого освоения духовных ценностей, осуществляется духовно-нравственное становление и физическое развитие  обучающегося.   Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего процесса  обучения. Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Начальная ступень образования вносит вклад в социально-личностное развитие ребёнка. В процессе обучения формируется достаточно осознанная система представлений об окружающем мире, о социальных и межличностных отношениях, о нравственно-этических нормах. Происходят изменения в самооценке ребёнка. Оставаясь достаточно оптимистической и высокой, она становится всё более объективной и самокритичной.

   Рабочей группой педагогов начальной школы-интерната спортивного профиля разработана «Основная образовательная программа  начального общего образования», которая определяет  содержание  и организацию  образовательного процесса  на ступени начального  общего образования  и направлена   на предоставление   каждому ребенку сферы деятельности, необходимой  для реализации  интеллектуальных и  творческих  способностей, формирования потребности  в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации.

К числу  планируемых результатов  освоения основной образовательной программы отнесены:

  1. личностные результаты обучения;
  2. метапредметные результаты;
  3. предметные результаты.

         Школа-интернат спортивного профиля  ориентирована на обучение, воспитание и развитие  школьника-спортсмена с учетом  индивидуальных  особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания   в ней адаптивной педагогической  системы и максимально благоприятных  условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка.  Обучающиеся 1 класса школы-интерната спортивного профиля работают по программе «Школа России». Учебно-методический комплект создан на достижениях  педагогической науки и практики   с опорой на новые теоретические концепции;  обеспечивает  общие методические подходы к преподаванию  всех предметов в начальной школе; работа по этим учебникам   позволяет обучающимся  адаптироваться в школьном коллективе, сформировать необходимые компетенции  для успешного обучения в основной школе, в полном объеме  учитываются индивидуальные особенности обучающихся.  

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Обучающиеся смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию; научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);  научатся строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также  смогут приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Анализ федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования показывает, успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета.

В 1 классе школы-интерната спортивного профиля г.Ленинска-Кузнецкого  на первых уроках обучения грамоте перед обучающимися  ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно они объясняют  последовательность учебных операций (действий), которые осуществляют  для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука, обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием.            Обучение первоклассников школы-интерната спортивного профиля  основано на процессе  «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление.

На уроках учителем используются  исследовательские  и поисковые  учебные задачи: проблемные ситуации, альтернативные вопросы, задания на моделирование и т. п., способствующие тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса. Это, безусловно, не означает, что снижается руководящая роль педагога, но она скрыта для ученика. Руководство не сводится к предъявлению образца или инструкции, которые нужно запомнить и воспроизводить, а предполагает организацию совместных размышлений, поиска, наблюдений (за объектом природы, языковой единицей, математическим объектом и т. д.) самостоятельных построений алгоритмов и т. п.

Согласно базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Для реализации данного  работы  в школе-интернате   спортивного профиля организована и действует система внеурочной деятельности, которая реализуется через следующие направления: спортивно-оздоровительное («Спортивная гимнастика», «Лечебная физкультура»),  духовно-нравственное («Моя Родина»), общеинтеллектуальное  («Служу Отечеству пером», «Веселый этикет»), общекультурное («Детский музыкальный театр»).

Распределение обучающихся  по направлениям  внеурочной деятельности осуществлялось с учетом пожеланий родителей будущих первоклассников. Проведение родительского собрания,  анкетирование, презентация программ внеурочной деятельности  педагогами способствовало  самоопределению   родителей в выборе кружков, клубов по интересам.  Анализируя результаты анкетирования, следует отметить, что родители первоклассников отдали предпочтение следующим направлениям внеурочной деятельности:

  1. спортивно-оздоровительное – 45 %;
  2. духовно-нравственное – 55 %;
  3. общеинтеллектуальное – 50 %;
  4. общекультурное – 50 %.

Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса  школы-интерната, позволяющая не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.

Первые шаги  в школе-интернате спортивного профиля по переходу на ФГОС НОО сделаны. Идеи нового образовательного Стандарта реализуются педагогическим коллективом  школы грамотно, с разумным творческим подходом. А дальнейшее успешное продвижение зависит не только от учителя, но и, конечно, от желания и старания детей, а также серьезной заинтересованности в сотрудничестве со школой их родителей. 

Список литературы.

  1.  Алейникова И. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов.//Управление школой.-2011.-№10.-С.38-40.
  2. Благинин А.Г. Нормативно-правовое обеспечение введения на региональном уровне.//Вестник образования.- 2011.- №11.-С.21-28.
  3. Буданова О.В.Путеводитель в области начальной школы к новому стандарту.//Завуч начальной школы.-2011.-№4.-С.3-24.
  4. Губанова Е.В., Веревко С.А.Новый стандарт: результаты, инновации, риски.//Народное образование.-2011.-№5.-С.25-31.
  5. Колесникова З.М.Программа реализации ФГОС второго поколения в начальных классах.//Завуч начальной школы. - 2011. - №3. - С.8 -21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно- воспитательного процесса в условиях ФГОС

Доклад со слайд-шоу. "Организация учебно-воспитательного процесса в условиях ФГОС"....

«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС НОО»

  Метод проектов - одно из инновационных направлений в современной практике. Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности. Под проектом понимается...

Курсы повышения квалификации «Классное руководство и организация воспитательной, образовательной, просветительской работы в рамках Года культурного наследия народов России»

Курсы повышения квалификации «Классное руководство и организация воспитательной, образовательной, просветительской работы в рамках Года культурного наследия народов России»...


 

Комментарии

Миронова Ирина Алексеевна

Татьяна Владимировна,скажите пожалуйста, а в течении учебного года обучающиеся могут поменять направление внеурочной деятельности?
Ремейко Татьяна Владимировна

Направления внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся. В течении учебного года ребёнок не может поменять выбранное им направление, только на следующий учебный год.
Миронова Ирина Алексеевна

Большое спасибо.
Миронова Ирина Алексеевна

Большое спасибо.