Стартовая диагностика первоклассников
материал по теме

В этой работе описана диагностика первоклассников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стартовая диагностика первоклассников – основа планирования индивидуальных образовательных траекторий.

Веселова Е.В., учитель начальных классов МОУ «Волоколамская начальная общеобразовательная школа № 4»

Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей будущих первоклассников традиционно связаны с проблемой готовности. Перед каждым учителем стоит задача настроить процесс обучения на достижения не только предметных, но и метапредметных результатов (УУД). К каждому ребенку, пришедшему в первый класс,  усиливается внимание со стороны педагога на его индивидуальные возможности, уровень стартовой готовности.

Психологическая готовность стала в последние годы основным «стартовым» показателем школьной жизни первоклассника. Но периодически мы сталкиваемся с ситуацией, когда по всем показателям психологической готовности ребенок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, осваивать учебный материал, общаться с другими детьми в учебных ситуациях ему очень трудно. Как показывает практика, одной только психологической готовности недостаточно для определения перспектив обучения конкретного ребенка и класса в целом, поскольку она не представляет оценки целого ряда показателей. Назовем сумму таких показателей «стартовой готовностью».

Приходя в школу, ребенок попадает в специально организованное для него образовательное пространство, состоящее из новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и общения. Но для начала нужно, чтобы ребенок был готов учиться так, как предлагает ему учитель. Учебные ситуации учитель старается выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ребенка, хотя бы на первоначальном уровне. Нужны  определенные стартовые умения. Речь не идет об умении читать или считать. Речь идет о способностях метапредметного характера. Это и есть стартовая готовность. Психологическая и стартовая готовность взаимно дополняют друг друга и дают общее видение перспектив обучения.

наблюдательность

Стартовая готовность – это совокупность умений, которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определенным образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создает для него педагог.стартовая готовность

инструментальный компонент

личностный компонент

мыслительные способности

контрольные умения

коммуникативные умения

Мотивация и ценностное отношение к знаниям

Мною проводилась стартовая диагностика первоклассников на основе методических рекомендаций к рабочей тетради «Школьный старт» под редакцией Т.В. Бегловой, М.Р. Бятянова, А.Г. Теплицкой.  Предлагаемые в этой методике критерии стартовой готовности ребенка вытекают из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и соответствуют запросу образовательной системы Л.В. Занкова. Для развивающего обучения и современных ФГОС базовым является положение Л.С. Выготского о том, что обучение должно осуществляться в зоне ближайшего развития, а не на актуальном, уже достигнутом ребенком уровне.

Цель диагностики

-  получить данные о готовности  первоклассников к обучению,  которые позволят определить индивидуальные траектории  для учащихся и разработать рекомендации для учителя и родителей по поддержке детей в  процессе их адаптации к школьной жизни.

Объектом данного исследования выступает группа детей, поступивших в первый класс общеобразовательных учреждений.

Предметом данного исследования являются особенности адаптации первоклассников к школе – то есть совокупность определенных характеристик их познавательной сферы, индивидуально-личностных особенностей, отражающие их адаптационный потенциал.

Диагностика проводилась в несколько этапов.

  1. Срок проведения диагностики с 26 по 29 сентября в начале 3 урока в течение 7-10 минут (1 день – настройка детей на проведение диагностики и 2 задания, 2,3,4 день – по 5 заданий). Первые 15 заданий направлены на проверку уровня инструментального компонента (Он отражает, в какой мере ребенок оснащен специальными инструментами переработки учебной информации (умения или способности).Эти умения обеспечивают эффективность учебных наблюдений и решение логических задач, учебное сотрудничество и диалог детей, первичный контроль своих действий). 16-17 задание – личностный компонент (характеризуется отношением ребенка к учению)
  2. После проведения диагностики результаты были занесены в следующею таблицу (таблица 1). В которой цветами показан уровень готовности (зеленый – высокий уровень, желтый – средний, красный –низкий). В процентном соотношении это показано на диаграмме.

  1. Диаграмма позволяет провести анализ готовности класса и отдельных детей по двум компонентам одновременно. Такой анализ дает много важной информации для планирования педагогической деятельности. А также для планирования индивидуальных образовательных траекторий. Что такое ИОП?

Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.

Для коррекции  стартовой готовности  детей  со средним уровнем инструментальной и личностной готовности порой хватает стимулов во время проведения урока.

Для повышения личностной готовности школьников используются:

  1. Оценка, словесная похвала;
  2. Запись благодарности в дневник;
  3. Групповая работа;
  4. Назначение консультантом;

  -    Выставка лучших работ.

Помимо поощрения, которое благотворно влияет на личностную готовность, в сводной таблице видно, какой ребенок в какой области отстает. Это позволяет скорректировать образовательный процесс.

К примеру, возьмем ребенка со средней инструментальной и личностной готовностью.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Анастасия К.

1

1

2

2

2

2

1

1

2

1

1

1

2

0

0

18

2

0

2

Из данной таблице видно, что у ребенка на низком уровне находятся способности скрытые под 14 (контрольные умения) и 15(коммуникативные умения) пунктами. Из этого делаем  коррекцию заданий предлагаемых для ребенка, которые способствуют развитию этих способностей.

Октябрь

3 – 7

10 – 14

17 – 21

24 – 28

Промежуточ-

ный итог

14

Анастасия К.

«Соедини буквы

так же,

как на  образце»

«Выполни в в заданном порядке»

«Следуй

инструкции»

«Закрась в вв заданном порядке»

2

1

1

2

Уровень повысился

15

«Послушай рас-

сказ и сделай выводы»

«Будь внима-

телен!»

«Найди вер-

ное реше-

ние ситуа-

ции»

«Помоги, кролику выбрать правиль-

ное решение»

1

2

2

2

Уровень повысился

Следуя результатам этой таблицы, мы видим, что подбирая индивидуальную образовательную траекторию можно скорректировать те пробелы, которые имеются на этот момент у ребенка.

Данная диагностика помогла мне более точно узнать об особенностях этого класса, об особенностях каждого ребенка. В наших силах осуществить «настройку» процесса обучения на конкретных детях, помочь каждому включиться в рабочую ситуацию. Диагностика стартовой готовности – один из инструментов такой настройки.

Список используемой литературы:

1.Школьный старт. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/ Под.ред. М.Р. Битяновой. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. -24с.: ил.

2. Методическая рекомендация к тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/ Под.ред. М.Р. Битяновой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. -24с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стартовая диагностика уровня готовности первоклассников к школе

Методика позволяет учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка....

Стартовая диагностика первоклассника

Целью стартовой диагностики первоклассников является изучение особенностей готовности ребёнка к школьному обучению для последующего учёта при организации и проведении развивающей и коррекционной работ...

Методические рекомендации к проведению стартовой диагностики первоклассников по готовности к обучению

Методические рекомендации к проведению стартовой диагностики первоклассников по готовности к обучению...

Стартовая диагностика первоклассников

Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учителем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают...

Стартовая диагностика первоклассников(материал для раздачи)

Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учителем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают...