"Бисерный мир"
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме

Авторская программа по бисероплетению  для начальных классов. Расчитана на 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnaya_programma_bisernyy_mir.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Бисерный мир.

Предисловие:

Еще в далекие первобытные времена человек пытался украсить себя, используя природные материалы. И сейчас мы создаем прекрасные изделия, радующие глаз. Эти изделия из бисера-небольшие глобулы или шарики., используемые в ожерельях и других украшениях. Это шарики округлой формы, чуть приплюснутые со сторон сквозного отверстия, по величине меньше бус. А на уроках бисероплетения мы будем создавать эти изделия, чтобы прикоснуться к прекрасному миру бисера и дарить себе и своим близким небольшие подарки.

Пояснительная записка:

Бисероплетение-один из старинных видов рукоделия. Изделия из бисера были известны еще в Древнем Египте. Оттуда бисероплетение распространилось по всему миру. Многие народы украшали бисером свои национальные костюмы и предметы домашнего обихода. Русский народ-не исключение. «Золотым веком» бисерного рукоделия по праву называют XIX., когда этот вид рукоделия достиг немалого расцвета. В XX в. он был незаслуженно забыт, и лишь в последнее десятилетие началось стремительное возрождение этого искусства.

Появились новые материалы, новые формы работы с бисером,  издано много литературы по бисероплетению, вырос интерес молодежи и подростков к работе с бисером. Но опыт показывает, что овладеть секретами бисерного рукоделия самостоятельно достаточно сложно. Занятия по данной программе призваны помочь детям успешно овладеть этим видом рукоделия.

Занятия привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают школьники, когда сделают изделия и дарят родителям, друзьям.

Курс рассчитан на 2 года. На первом году проводятся занятия по 2 часа два раза в неделю, и 1 день по пол часа .(144 часа), на втором проводятся занятия по 2 раза в неделю, и 1 день по пол часа.

Цель обучения-посредством работы с бисером воспитывать и развивать личность ребенка в коллективной творческой деятельности.

Цели:

  1. раскрыть перед обучаемыми социальную роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
  2. сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить учеников с историей и современными направлениями развития бисерного рукоделия;

-научить детей владеть различными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми при работе с бисером;

-обучить технологии изготовления различных изделий из бисера;

-овладеть различными видами работ с бисером..

Воспитательные:

-воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое до конца;

-воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

-воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Развивающие:

-развивать мелкую моторику рук.

-развивать глазомер.

-развивать образное и логическое мышление.

-развивать художественный вкус.

-развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;

Социальные:

-создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

-помочь ребенку найти друзей по интересам и самореализоваться в творчестве.

-научить детей интересно проводить свой досуг.

Программа способствует:

  1. повышению внутренней мотивации ребенка;
  2. появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;
  3. возникает желание добиться планируемого результата;
  4. приобретается навык самостоятельной работы;
  5. развитию тонких движений пальцев рук;
  6. созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
  7. показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера;

Образовательная двугодичная программа "Бисероплетение" составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с интересами учащихся с учетом современной жизни.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

На занятиях бисероплетения учащиеся получают знания, умения и навыки в данной области, красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой, нитками, иголкой. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения.

На первом году обучения обучаемые получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, плести сказки.

Программа составлена для детей от 6 лет и старше и предлагает несколько изделий на выбор, выполненных в одной технике, но в разной по степени сложности. Это дает ученикам оценить свои силы и сделать свою работу по желанию и возможностям. Выполняя работу каждый ребенок успешно усваивает все виды работы с бисером.. Тем самым реализуется один из видов педагогических принципов-индивидуальный подход к учащемуся.

Еще одна особенность программы-ее обобщенность. В ней представлены все известные формы работы с бисером-бисероплетение, вышивка бисером, создание объемных композиций из бисера на проволочной основе. Это дает возможность раскрыть детям все богатство и красоту бисерного рукоделия, делает работы более разнообразными и интересными. При этом учтены все материальные трудности. В программе запланированы изделия, требующие минимальных затрат.

От простого к сложному, дети учатся сами читать схему изделия, узнавать вид плетения, дальше к концу обучения предполагается принцип преемственности, т.е. усложнение материала для дальнейшего развития навыков работы с бисером.

Работа по данной программе проходит через 2  раздела:

1 раздел: Учебный. Работа по готовым схемам и образцам. Изготовление учебных работ.

2 раздел: Закрепление и выставка. Работа по готовым схемам и образцам более сложных изделий. Учащиеся выполняют сувениры, подарки к праздникам и просто так. Выставляют свои работы на выставке.

Основная задача первого года обучения - познакомить детей с увлекательным видом рукоделия, дать начальные знания предмета, привить интерес к бисероплетению, побудить желание далее совершенствоваться в этом направлении декоративно - прикладного творчества, расширить свой кругозор.

Второй год обучения посвящен закреплению уже полученных знаний, навыков и умений, овладению более сложными приемами бисероплетения. Именно в этот период обучаемые проявляют творческую активность, сочиняют, создают необычные затейливые вещи, участвуют в конкурсах и фестивалях, выставках.

Индивидуальный подход в нашей работе создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. Именно индивидуальный подход в обучении дает раскрыться и утвердиться "трудному подростку", болезненному ребенку, социально незащищенному, замкнутому в себе.

Обучаемым всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.

Немаловажную роль играет совместная деятельность обучаемых и преподавателя в изготовлении дидактического материала к занятиям: готовых образцов изделий, схем, наборов рисунков, папок по отдельным темам, фотоальбомов.

Перед воспитанниками ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения изделий из бисера.

Здесь проявляются творчество, индивидуальность, развивается соревнование между детьми. На занятиях и выставках всегда много разнообразных и ярких изделий, которые притягивают сначала своей неповторимостью, а потом побуждают детей сделать свое изделие.

Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная с диагностики на первых занятиях, заканчивая творческой итоговой работой.

Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях, ведется наблюдение за детьми. Затем обучаемые, получают азы мастерства: воспитывается правильная координация мелких движений, усидчивость, аккуратность, появляется умение работать, особое внимание уделяется технике безопасности.

Далее элементарные упражнения перерастают в более сложные, идет пополнение багажа знаний и умений, все больше подключается творчество детей.

О своей деятельности ребята регулярно отчитываются на выставках после изучения пройденной темы. Лучшие работы участвуют в районных, городских выставках, конкурсах и фестивалях.

По окончании курса "Бисероплетения" детские работы представляются с детальным описанием на итоговом занятии.

Формы проведения занятий разнообразны: вводное, традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний.

Межпредметные связи.

Знания и умения, полученные детьми в кружке, ощутимо дополняют школьный минимум. Работа кружка построена на доверии и общении с учителями - предметниками. Педагог должен владеть умением и писать, и считать, и красиво рисовать, и чертить, а также необходимы знания по истории, литературе, знания о природе и человеке.

Оценка результатов деятельности дополнительного образования: подарки для себя и своих близких, выставки, подарки для 11 класса на выпускной, выставочные работы для праздников

Учебное- материальная база: бисер, бусины, стеклярус, стразы, палетки, блестки, морские ракушки, самодельные бусы, пуговицы, застежки, швензы, крепежные материалы, проволка, ножницы, пеналы (спичечные коробки для бисера), пакетики для бисера, палитры, платочек или небольшое полотенце, стаканчики из под йогурта, нитки капроновые, клей ПВА, лак прозрачный, диски, тонкая проволока, канва для вышивки, калька для перевода рисунка на ткань, леска 0.15-0.17 мм.

Доклад

Термин «компетенция» (в переводе с латинского — соответствие, соразмерность) имеет два значения: круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности. В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено следующее определение: компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

 Эта способность может Известно, что педагогические цели реализуются в деятельности учащихся. Необходимое условие осуществления педагогических целей — взаимосоответствие целей педагогов и целей обучаемых, причём с каждым новым поколением учеников значение этого фактора возрастает, ибо каждое новое поколение школьников становится более самостоятельным, более независимым от взглядов и суждений взрослых.быть реализована и за рамками школьного образования.

Немного юмора.

Открытый урок в первом классе. На задних партах сидят родители.
Учитель спрашивает Изеньку Рабиновича, сколько будет дважды два.
Изенька, не задумываясь, выпаливает:
- Семнадцать!
- Изенька, не торопись, подумай...
- Девять с половиной!
- Изенька, ну давай вместе посчитаем: дважды два - ...
- Минус тридцать пять!
И тут с задней парты раздаются аплодисменты - хлопает папа Рабинович.
- Господин Рабинович, что вы хлопаете? Ваш сын проваливается.
- Да, но как выкручивается!

Может это "компетентностный"подход без ЗУН?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по бисероплетению "Бисерное творчество" для детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Программа курса коррекционных занятий «Бисерное творчество» имеет свое  целью:  на основе создания оптимальных условий  познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойст...

Конспект занятия : Бисерное дерево. Плетение на проволоке.

Занятие разработанно для учащихся 7-9 лет. Занятие способствует развитию мелкой моторики и начальному обучению работы с бисером на проволоке....

Рабочая программа кружка "Бисерное рукоделие"

Рабочая программа кружка  "Бисерное рукоделие" для 4 класса. Рабочая программа направлена на формирование уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского ...

Бисерная улица. Поделка "Юркая ящерица".

Конспект урока технологии....

Бисерная улица. "Юркая ящерица".

Презентация к уроку технологии....

Город мстеров.Бисероплетение. Основные виды бисерного искусства

Внеурочное занятие.Город мастеров.Бисероплетение. Основные виды бисерного искусства....

Учебно-методическая разработка "Бисерная земляника"

Данная разработка предназначена для учеников, занимающихся бисероплетением. С помощью петельчатого способа плетения можно сплести великолепную ягоду - землянику из бисера....