Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС
материал по теме

Педагогический проект. "Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._proekt_1.docx39.77 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

ГОУ  СИПКРО

Зачетная работа по курсам повышения квалификации по ИОЧ  ИБ 2

«Развитие профессиональных компетенций работников образования»

Педагогический проект

Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС

Выполнила учитель начальных классов

Глазова Наталья Анатольевна

Руководитель проекта

Ермолаева Татьяна Ивановна

Город Сызрань

26.09 – 30.09. 2011г.

Актуальность выбранной темы  

 Одна из главных задач обучения языку, условие успешного, речевого развития - обогащение словаря учащихся. На уроках русского языка реализуется сложная система обогащения и активизации новых слов – эта система именуется словарной работой и рассматривается как составная часть системы развития речи учащихся. Все это повышает значение различных видов справочной литературы, культурных источников информации, предназначенных для получения сведений различного характера.

Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, т.к. в них собраны человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке. «Цель издания словарей для учащихся – снабдить их справочной литературой по языку, тем самым повысить уровень их самостоятельной работы, обеспечить доброкачественным языковым материалом». Использование словарей на уроках русского языка является одним из требований стандартов начального общего образования по русскому языку, предъявляемые к уровню подготовки учеников, оканчивающих начальную школу.

Ещё Константин Ушинский говорил о том, что “дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”. Действительно, умение пользоваться словарём имеет большое социальное значение. Это умение даёт учащимся не только в школьные годы, но и в их дальнейшей жизни возможность пополнять свои знания о языке, преодолевать лексические затруднения при общении, чтении книг и периодических изданий, а также при слушании радио и просмотре телепередач.

Проблема  

 К сожалению, многие первоклассники приходят в школу с недостаточным словарным “багажом”.  Дети не умеют составлять предложения, выстраивать предложения в логическую цепочку в тексте, общаются только при помощи употребляемых в просторечии слов и междометий, нередко используя неполные предложения. Наблюдая за ребятами, понимаю, что они часто не знают значение того или иного слова.

На уроках нередко слышу вопрос «А что это такое?». Помочь ребенку овладеть лексикой родного языка призвана работа со словарями. Словари заслуженно называю спутниками цивилизации. Их место среди прочих книг на главном фланге. Словари – сокровища национального языка, наши друзья и помощники. Чем раньше школьник заведет дружбу с ними, научится ими пользоваться, тем шире будет его кругозор, основательнее знания. Долг учителя – помочь ему в этом. Огромную роль в работе по обогащению словарного запаса учащихся играет развитие у них интереса к овладению словом, к пополнению своего личного запаса слов. Отсутствие у детей интереса к незнакомым словам, невнимание к ним является одной из причин, препятствующей обогащению их словарного запаса.

Срок реализации проекта среднесрочный

Участники проекта учащиеся 3 класса

Цель проекта реализовать усовершенствованную модель работы со справочной литературой  на уроках русского языка.

Задачи проекта

- получить знания о путях эффективного  совершенствования словарной работы;

- добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, повысить уровень их речевого развития;

- развить навыки самостоятельной работы со справочной литературой

 Предмет исследования новые  методы и приемы работы со словарями на уроках русского языка с целью развития речи, обогащения словарного запаса школьников.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения

Познавательные

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

• строить сообщения в устной и письменной форме;

важнейшими компонентами которых являются тексты.

Личностные

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности,

включающая социальные, учебнопознавательные и внешние

мотивы;

Регулятивные

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Ожидаемый результат

При условии систематического использования на уроках русского языка словарей разных типов повысится мотивации к изучению учебных предметов, окружающему миру. Использование различных словарей на уроках русского языка позволит получить хорошие результаты грамотного письма и развитой речи учащихся.

Теоретический аспект 

  Любой язык по-своему богат и красив. Но родной язык для каждого человека самый лучший. Виды работы со словарями, позволяют показать детям красоту и богатство русского языка. Используемые мною виды работы помогают учащимся понять

  1. значение слова,
  2. применение,
  3. употребление его в речи,
  4. яркость и образность.

Предлагаемая система работы не требует выделения в курсе русского языка специальных часов, так как она соотноситься с основными разделами программы.

Различаются словари двух типов: энциклопедические и филологические (лингвистические). В первых объясняются реалии (предметы, явления), сообщаются сведения о различных событиях. Это Малая советская энциклопедия, Большая советская энциклопедия, Детская энциклопедия, политический словарь, философский словарь.

Во вторых - объясняются слова, толкуются их значения».

Главный критерий отбора словарей на урок – словарь должен соответствовать возрасту - т.е. это учебные словари, изданные специально для начальной школы.

В начальной школе я знакомлю детей со следующими словарями:

  1. “Словарь русского языка” С. И. Ожегова;
  2. “Орфографический словарик” П. А. Грушникова;
  3. “Словарик синонимов и антонимов” М. Р. Львова;
  4. Фразеологический словарик “Учусь понимать образные выражения” Г. М. Ставской;
  5. Толковый словарь “Что это? Кто это?” в 2-х частях А. А. Бондаренко, И. В. Гурковой;
  6. “Школьный словообразовательный словарь русского языка” А. Н. Тихонова и др.

 Желательно, чтобы словари постоянно находились в классной комнате и дети могли свободно пользоваться ими не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

При работе со словарями важно научить детей поисковому, просмотровому чтению, совершенствовать навык чтения, пользоваться справочным аппаратом словаря, прежде всего указателями слов, алфавитными индексами.

Лексическая сторона, по сравнению с фонетической и грамматической, отличается неисчислимостью своих единиц. Точное число слов, каким располагает русский язык, назвать невозможно, потому что одни слова в нем постоянно создаются, а другие уходят из употребления. В русском языке много профессиональных слов и терминов, используемых в речи лиц, владеющих той или иной профессией, специальностью, и этот пласт лексики русского языка расширяется в связи с появлением новых отраслей народного хозяйства, развитием науки и техники. (4)

С основными лексическими понятиями учащиеся знакомятся уже в 1 классе. Слово рассматривается многосторонне:

  1. с точки зрения употребления,
  2. происхождения,
  3. однозначности или многозначности,
  4. наличия или отсутствия синонимов, антонимов, омонимов.

Такой подход к слову помогает учащимся понять лексическую систему языка, увидеть ее постоянное изменение. Поэтому словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения занимает важное место в общей системе работы по развитию речи и обогащению словарного запаса учащихся.

Для работы с оглавлением словаря необходимы специальные упражнения. Начинать выполнять их можно уже в период обучения грамоте. В этот период ведется серьезная работа над фонетико-графическими умениями и навыками, над осознанием слова как единицы языка и речи. Большую роль в этой работе играет формирование приемов умственной деятельности:

- выделять в изучаемых предметах (в словах, в звуках) свойства (признаки);

- учить выделять в предметах существенные признаки (главные свойства);

- выделять основания для сравнения изучаемых предметов.

Организовывается эта деятельность при работе со схемами, которые позволяют анализировать звукобуквенный состав слова, усваивать графическую систему русского языка. В таком случае упражнения с оглавлением, по работе над поисковым и просмотровым чтением должны носить синтетический систематический характер, помогая решать одновременно круг названных задач.(9)

Уже на начальном этапе обучения важно научить детей хорошо понимать, что представляет собой словарная статья, которая, позволяет решать следующие задачи:

  1.  развитие речевого мышления, наблюдательности, способности действовать “в уме”;
  2.  накопление в памяти школьников “правилосообразных морфемных блоков”;
  3.  формирование важных общеучебных умений и навыков работы с лингвистическими словарями, самоконтроля, просмотрового, поискового и ознакомительного чтения;
  4. развитие интеллекта и развитие интереса к языку.

 Кашкарова Т.Н. из г.Кишинева предлагает свою методику работу по обогащению словарного запаса учащихся.

 Перебрав различные формы словарной работы, она остановилась на ведении учащимися личного тематического словаря. Использование такой книжечки приводит словарную работу в какую-то систему.

 Все слова, данные в рамках, условно разделяет на темы, группы. Так, в 3 классе получаются такие группы: дом и комната, дорога и движение, школа, меры длины и веса, прилагательные, одежда, магазин, профессия, искусство, сад и огород.

Из перечня видно, что существует преемственность, учитываются возрастные особенности учащихся, в связи с чем и меняется тематика словарной работы.

План реализации проекта

Подготовительный этап

Начала исследование с анкетирования. Цель анкетирования – выяснить степень осведомленности учащихся о словарях, наметить пути работы с ними. Анкета была анонимной, поэтому можно рассчитывать на откровенность и искренность. Она включала в себя следующие вопросы:

  1. Что такое словарь?
  2. Умеете ли вы пользоваться словарями?
  3. Когда сами обращаетесь к словаря?
  4. Нужны ли человеку словари?

 Анализируя ответы ребят, я пришла к выводу, что необходимо им дать точное определение понятия «словарь», познакомить их с разнообразными видами словарей, прививать потребность обращаться к этим книгам не только на уроках русского языка, но и в любой другой жизненной ситуации. Обобщая ответы учащихся, я сделала вывод, что они осознают важность словарей для любого человека, но мало кто использует словари в урочной деятельности. Следовательно, моей первостепенной задачей стало привить интерес к книге носящей название СЛОВАРЬ.

 Следующим этапом моей работы явилась самостоятельная работа по вариантам, которую я предложила учащимся.

Целью работы ставила проверить, насколько богат словарный запас учащихся, выявить их грамотность (орфографическую, речевую). Самостоятельная работа включала в себя 3 задания, 1 из них состояли из 2-х частей: теоретической (проверка общей эрудиции) и практической (объяснить значение слова). Оно направлено на проверку знаний учащихся по проблеме моего исследования. Задания для самостоятельной работы представлены ниже.

 Задание 1.

 Как вы думаете, каково значение толкового словаря для человека? Ответ обоснуйте.

Раскройте значение слов (своими словами):

Президент

  Соха

 Задание 2.

 Для чего человеку необходимо пользоваться орфографическим словарем? Каково ваше мнение?

Задание 3

 Перечислите, какие виды словарей вы знаете? Кто их автор?

 Результаты данной самостоятельной работы показали, что словарная работа проводимая в 1-2 классах дала свои результаты. Дети знают виды словарей, их назначение. Но не используют их в урочной и внеурочной деятельности. Так же ребята знакомы не со всеми видами словарей.

Я поставила перед собой задачу научить ребят пользоваться всеми необходимыми в начальной школе видами словарей (толковый, орфографический, орфоэпический и т.д.), во-вторых, по возможности познакомить со всеми имеющимися в школе видами словарей  (посещение школьной библиотеки). Здесь я столкнулась с проблемой малой оснащенности учебной литературой, в частности словарями. Выдать словарь каждому ученику я была не в состоянии, так как едва насчитывалось по 1 книге всего. Но мы с ребятами нашли выход из этой ситуации: работать со словарями коллективно или индивидуально в классе. У некоторых ребят некоторые словари были в наличии

Поисково-исследовательский этап

Для того чтобы учащиеся уже на начальном этапе приступили к овладению словарным запасом родного языка, необходимо развивать потребность обращаться к словарю за справками, создавая на уроках и во внеурочное время ситуации поиска лексического значения слова, а также использовать возникшие спонтанно ситуации анализа незнакомых слов в тексте учебников или дополнительной литературы. В процессе работы учащиеся должны узнать назначение словарей, научиться находить в них нужное слово и уметь работать со словарной статьёй. (5)

Я считаю, что сначала необходимо раскрыть значение слова, его правописание и произношение, так как многие слова неизвестны или непонятны учащимся, они ошибаются в его правописании и произношении. Нужно добиваться, чтобы такие слова (Непонятные и неизвестные) переходили из пассивного в активный запас. А это необходимое условие для развития речи учащихся.

 Для того чтобы работа со словарями как средство развития речи учащихся, была более эффективной, она должна осуществляться, я думаю, не только непосредственно на уроках русского языка, но и дома. Поэтому учащиеся, помимо основного домашнего задания, получали задание поработать с различными видами словарей (толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем строения слов, фразеологическим и другими). Неотъемлемой частью эффективности подобной работы является система уроков, посвященных словарям (эта работа, как любая другая, должна осуществляться систематически).(8)

Мною было организовано внеклассное мероприятие: «Словари – наши добрые помощники» На этом занятии я познакомила учащихся с различными видами словарей, их огромным значением для любого человека, дорожащим своим родным языком, его богатством. Наибольший интерес вызвал у ребят «Толковый словарь живого великорусского языка», в особенности работа над этим словарем его создателя В.И.Даля, который трудился, не жалея сил, до обмороков. Положительным, как мне показалось, было то, что я смогла заинтересовать ребят, настроить их на серьезную работу с этой книгой.

 Как я говорила выше, работа со словарями, должна включаться в каждый урок. Поэтому 5-7 минут в начале каждого урока (исключая контрольные уроки и уроки развития речи) я отводила непосредственно работе со словарями. Ребята пытались объяснить значение слова и фразеологизма, правильное правописание, произношение слов, их строение (образование). Все слова я заранее записывала на доске. Мнение ребят мы сравнивали с правильным вариантом и словаря. Здесь же ребята получали задание на дом: найти в словаре значение слова (толковый словарь), правописание (орфографический), значение любого фразеологизма (фразеологический) и другие. На следующем уроке задание проверялось и давалось новое. Таким образом, у учащихся вырабатывалось умение, а затем и навык работы со словарями. Слова, с которыми школьники работали, выучивались, затем я включала их в словарные диктанты.

 К каждому уроку я предлагала учащимся выполнить индивидуальные задания работы со словарями: подобрать словарный диктант, а на следующем уроке побыть в роли учителя. Такое задание выполнял каждый учащийся класса. Это вид работы вызвал несомненный интерес среди ребят.

 Еще один вид – задания пропедевтического характера – подобрать синонимы, антонимы к слову. На уроках мы с ребятами работали со словами, заключенными в рамках: определяли лексическое значение, определяли трудные орфограммы, составляли словосочетания и предложения с этими словами.(6)

 Например: Аккуратный

 Лексическое значение: 1. Исполнительный, соблюдающий во всем порядок, точность. 2. Тщательный, выполненный старательно и точно.

 Словосочетания: аккуратный ученик, аккуратное исполнение.

 Выполнив эту работу, учащиеся получали задание для работы со словарями синонимов и антонимов.

Например: Аккуратный

 Синонимы: чистоплотный, опрятный.

 Антонимы: неопрятный, неаккуратный, неряшливый.

 В результате учащиеся запоминали новое слово, расширяли свой словарный запас, кругозор. У них не возникало впоследствии затруднений при употреблении слов в разных контекстах.

 На уроках русского языка я использовала также своеобразные лингвистические «разминки», дополнительные и творческие задания, при выполнении которых учащиеся пользовались различными видами словарей.

 Ниже приведено несколько упражнений, позволяющих повысить уровень культурного владения языком.(1)

 1. Прочитайте, поставьте ударение. Проверьте себя по словарю.

 2. В чем разница между данными ниже словами? Составьте с каждым из них словосочетания или предложение.

 Зубы – зубья

 листья – листы

цветы – цвета

 3. Как правильно: «у рыб нет зуб», «у рыбей нет зубей» или «у рыбов нет зубов»?

 4. Объясните значение следующих фразеологизмов (ниже даны слова для справок). При затруднениях используйте фразеологический словарь.

 В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

 Слова для справок: быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

5. “Вставь букву”

Методическое обеспечение приёма: используя словарь, учащиеся вставляют пропущенные буквы в данных словах.

6.“Магазин трудных слов”

Методическое обеспечение приёма: учащиеся делятся на две группы, “продавцов” и “покупателей”, первая группа выбирает из словаря слова на определённую тему (“Овощи”, “Фрукты” и т. д.) и обозначает пропуски в них. Вторая группа детей, получая слова и пользуясь словарём, вставляет нужные буквы.

7.“Галерея фразеологических оборотов”

Методическое обеспечение приёма: учащиеся выполняют рисунки или коллажи, иллюстрируя известные фразеологические обороты, выставляют их в классе и предлагают друг другу угадать фразеологизм. По итогам выставки оформляется альбом фразеологизмов.

8.“Телеграмма”

Методическое обеспечение приёма: учитель просит детей передать телеграмму, но поясняет, что в связи с технологическими сложностями на телеграфе придётся сократить количество слов, не изменяя смысла. Учащимся предлагается текст с фразеологизмами.

9. В качестве итогового занятия по теме учащимся предлагаются различные словарные статьи. Задача детей – определить, из какого словаря взята статья.

Вывод

Проведенная работа пробудила интерес к учебной деятельности, активность ребят на уроках, приучила учащихся обращаться к различного рода словарям при затруднениях.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.(2)

Проводимая из урока в урок работа со словарями, на мой взгляд, не только дала возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении, правописании и происхождении слов, но и позволила употреблять слова в новых контекстах, повысила грамотность.

Список используемых источников.

  1. Начальная школа
  2. www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/mp/01.doc
  3. www.twirpx.com/files/pedagogics/methodics/russian/
  4. festival.1september.ru/articles/subjects/20?page=54
  5. Серенькова Наталья Витальевна, учитель начальных классов «Развитие речи младших школьников»
  6. Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. «Материалы по занимательной грамматике русского языка», Л., 1953.
  7. Грушников П.А. Орфографический словарик: Учебное пособие для учащихся начальной школы. – М.,1994.
  8. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994.
  9. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М., 1991.
  10.  Полякова. Русский язык: Учебник для 3 класса четырёхлетней начальной школы. – М., 2010.
  11.  Измалкова Н.И., Леонтьева Е.Н.

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Знакомство со словарями"  

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема урока: Обобщение сведений о частях речи.

Цели и задачи урока: уточнить представления учащихся о частях речи; развивать навыки связной устной и письменной речи учащихся, внимательность, умение делать выводы и обобщения; воспитывать доброжелательность, аккуратность, толерантность.

Оборудование урока: детское периодическое издание “Классный журнал”, №3(358), 2011, ксерокопии некоторых страниц журнала, этимологический словарь, толковые словари русского языка, листки для работы в группах, цветные карандаши для фонетического разбора.

План урока.

Организация деятельности учащихся, объявление темы, целей урока.

Минутка чистописания: Пп (запись слогов с буквой, фонетический анализ, обозначение цветными карандашами гласных звуков, мягких и твёрдых согласных). Выполняется с комментированием.

Работа над словами из словаря учебника: пальто, памятник, пенал, песок, платок. Определение части речи, к которой относятся слова, вопросы к ним, запись слов, обозначение ударения, орфограмм, фонетический анализ звука “п”, разбор слов по составу.

Работа над этимологией слова “платок”. Поиск слова в толковом и зтимологическом словарях. ( “Плат” – полотно, кусок ткани.). Беседа о видах платков (носовых, головных, шейных и др.), необходимости их использования.

Подбор учащимися однокоренных слов: платок, платочек, платочный. Работа выполняется с комментированием. Запись слов, разбор по составу, определение частей речи, составление предложений с одним из слов, запись наиболее удачных предложений, определение частей речи.

Работа с учебником: с. 145, упр. 386. Выполнение упражнения: Что такое имя существительное, прилагательное, глагол? Что обозначает каждая из этих

частей речи, на какой вопрос отвечает? Как отличить одну часть речи от другой? Докажи на примерах.

Как изменяется имя существительное, прилагательное, глагол? Докажи. Какая часть речи членом предложения не бывает?

Работа с детским журналом (ксерокопия страницы у каждого ученика):

История вещи.

Носовой платок

Многие века нос жил на человеческом лице совсем без друга. Некому было его утешить в тяжёлые дни ужасного насморка…. Впервые друг появился у китайского носа. Во II веке нашей эры китайцы придумали маленький бумажный платочек для носа. На нём даже писали стихи! На Руси платочки вышивали золотыми и серебряными нитями, жемчугом, украшали кружевами. Но о том, чтобы такой франт подружился с носом, не могло быть и речи. Такие платки использовали как украшения и у нас, и в Европе. Расшитый красавец платочек прятался от носа за поясом и в рукаве. В XVIII веке многие увлеклись нюханьем табака. Тут уж носу стало совсем невмоготу. Ему на помощь поспешил простой носовой платок. Сначала он был овальным, потом треугольным…. Но французский король Людовик XVI издал указ делать квадратные носовые платки.

Чтение текста, поиск непонятных слов, работа над словами с использованием толковых словарей русского языка, работа над словарным запасом и выразительными средствами языка. – Как автор называет платок? С чем (кем) сравнивает?

Работа в группах. Оглашение правил работы в группах, ограниченное время работы, доброжелательное, отношение к партнёрам, уважительное отношение к их мнению, выбор представителя для представления результата работы, выставление одинаковых оценок либо всей группе, либо в зависимости от решения группы (по выбору детей). Задача: составление для первоклассников памятки пользования платком, представление работ

Итог работы, оценка работ.

Памятка, представленная группой учащихся 3-го класса.

Платок – это твоя личная вещь. Никому не давай свой носовой платок.

Платок должен быть всегда чистым. Им можно вытереть яблоко или свою чашку.

Можешь взять бумажные платки, которые продаются в аптеке или магазине. Такие платки надо потом выкидывать

Методический приём. Рефлексия. “Незаконченный тезис”: “На этом уроке я узнал (-а), вспомнил (-а), что…”.

Домашнее задание (дифференцированное): 1 уровень – выписать прилагательные из текста журнала, 2 уровень – составить связный текст, используя эти прилагательные.

Оценка знаний, умений, навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

Данная статья содержит теоретические и практические исследования, касающиеся названной тематики....

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Освоение словарного сост...

«Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО».

Примеры ипользованиятехнологии проблемного обучения на уроках русского языка в 1-4 класах....

"Система работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС НОО"

                                          Аннотация к методической разработке...

Методическая разработка: " Методика формирования умений работать с литературой на уроках "Русского языка" 2 класс (составлен в соответствии с требованиями ФГОС).

Особенность урока: наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых  ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения. А так же рациональная организация работы ...

Приемы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

Это мастер-класс по работе со словарными словами на уроках русского языка....

Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка в начальной школе.

Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к...