Главные вкладки

    «Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО».
    статья по русскому языку (1 класс) на тему

    Примеры ипользованиятехнологии проблемного обучения на уроках русского языка в 1-4 класах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл доклад по методике преподавания 20.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ЛИЦЕЙ № 9»

    Электровозная ул., 12, Воронеж, Воронежская область, Россия, 394044

    телефон (4732) 244-24-88, факс (4732) 244-24-77, e-mail: liceum9@inbox.ru

    ОКПО/ОГРН 70708077/1033600123237, ИНН/КПП 3661027078/366101001

    Выступление на семинаре

    по проблеме

    «Требование ФГОС НОО к разработке программы

    формирования универсальных учебных действий».

    Тема: «Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе

    в связи с реализацией ФГОС НОО».

                                Подготовила

                                                         учитель начальных классов

                                                              Бобровская Елена Николаевна

                  ВКК

    Воронеж 2018.

    Тема: Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО
    Цель: показать эффективность технологии проблемного   обучения.

                  Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание. 
               Для включения обучающихся в активную деятельность я использую приемы создания проблемной ситуации на уроке.
    Знания учащимися приобретаются путём самостоятельного решения проблемных вопросов. Познавательная деятельность школьников должна сочетаться с готовыми предметными знаниями.

                 Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.

                  К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие. Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением или с удивлением. На своих уроках  особенно активно я использую эти проблемные ситуации.

    Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением»

    2 класс «Безударная гласная в корне слова»

     Я предлагаю послушать историю, которая  произошла с  друзьями – Димой и Колей.

    «Дима написал своему другу Коле записку

    «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

    Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

    - Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт.

    Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

    - Почему так получилось?

    С м…чом – мяч – с мячом

    (Дети высказывают свои предположения. Возникает вопрос, как проверить безударную гласную в корне?)

    4  класс. «Склонение имён существительных»

                    В предложении “Старая женщина волновалась о сестре и дочери” предлагается найти имена существительные (сестре, дочери), затем определить род и падеж, (Ж. р., П. п.), выделить окончания. Выделив окончания, дети испытывают удивление, возникает проблемная ситуация: Существительные одного рода и падежа, а окончания у них разные.

    Возникает вопрос: Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Далее дети высказывают свои предположения, что у существительных одного рода могут быть разные падежные окончания, значит, необходимы ещё какие-то знания об имени существительном, делают обобщения и выводы, предлагают различные варианты решения проблемы).

    4 класс «Глаголы-исключения»

                   Даю задание в определении спряжения глаголов... (Обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило.)

                  А теперь определите спряжение глаголов "смотреть" и "стелить". (Смотреть - глагол первого спряжения, стелить - глагол второго спряжения.) Давайте проверим. Проспрягаем глаголы на доске. Что вы замечаете?

    (Смотреть - глагол второго спряжения, а стелить - первого.) 
    Итак, что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) 
    (Глаголы-исключения)

    Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением»

    1 класс. «Алфавит»

                   Ученикам, у которых уже сформировано умение располагать слова по алфавиту, предложила  практическое задание.

                  Практическое задание: Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом): морковь, капуста, ежевика, горох, малина (появляются предметные картинки). Детям предлагаю написать слова в алфавитном порядке.

    - Напишите слова в алфавитном порядке. Создана проблемная ситуация: как определить порядок слов, начинающихся на одинаковую букву: морковь или малина.

    2 класс «Правописание парных согласных в конце слова».

               Ученикам предлагается посмотреть на две картинки с изображением пруда и прута (часть ветки дерева). Попробуйте записать эти слова. Сравнивают по произношению – прут, а как записали? ( У детей разные варианты записи, выясняем кто прав), а чтобы проверить, ставим в сильную позицию. Проблема обозначается знаковой проблемой – д или т?

          3 класс «Разделительный твёрдый и мягкий знаки» 
                 Предлагаю детям распределить слова в 2 столбика: с разделительным 
    ъ и ь знаком. (шаг 1) учитель диктует слова, дети повторяют правило о месторасположении этих знаков. (шаг 2) Диктует слово от...утюжить.

                  Ребята сталкиваются с затруднением. Вспоминаем правило, что ъ разделительный знак пишется между приставкой и корнем. Почему же в этом слове не ставится ъ? (ребята соображают, что ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук). Не выполнено ещё одно условие –  ъ пишется только перед гласными буквами е, ё, ю, я.

    Проблемные вопросы по русскому языку:

               Являются ли родственными (однокоренными) слова:

    • Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?
    • Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?
    • Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?
    • Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.

                  При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.

                  Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях,   систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»

    практические приемы использования технологии проблемного обучения...

    "Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"

    "Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    В статье рассматриваются некоторые методы активного обучения и способы их применения в начальной школе на уроках английского языка. Ключевые слова: активные методы обучения, мотивация, творческая зада...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕА-АЛИЗАЦИИ ФГОС

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕААЛИЗАЦИИ ФГОС...

    Программа педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ «Эффективность использования технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе»

    Изучено использование технологии развивающего обучения в современном образовании на уроках русского языка в начальной школе. Выявлена эффективность использования технологии развивающего обучения как с...

    «Использование технологии разноуровневого обучения на уроках английского языка в начальной школе в условиях ФГОС».

    Разноуровневое обучение предполагает исходную позицию: всех всегда всему одинаково научить. Любое дифференцированное обучение предполагает задания одного вида, но разной степени трудности. Реальн...