Формирование гражданского самосознания родителей через уроки семейной любви"
методическая разработка по теме

Материал содержит Урок семейной любви "Наполним себя любовью"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование гражданского самосознания родителей через уроки семейной любви.

Цель: познакомить учителей начальных классов с новой формой работы с родителями – Уроками семейной  любви, с их технологией.

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. (слайд 1)

 Одно из ключевых слов этого определения – «любовь».

Мы все любим Родину, а ведь наша страна как никогда нуждается в нашей любви. Любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю, своему дому, своей семье. Как же научить ребёнка любить? Прежде всего, любить самим, проявлять свою любовь. Потому что дети учатся на примерах взрослого. Ребёнок – тот драгоценный сосуд, который ежедневно, ежечасно надо наполнять любовью. Если этого не делать, пустоту заполнят отрицательные эмоции: обида, злость, страх, недоверие…

Мерлин «Быть друзьями со своими детьми»    
«Дети
- это ваши друзья, чьи души пришли в вашу семью, чтобы помочь вам. Они пришли сюда  не только для того, чтобы быть вашей проекцией. В их задачи не входит стать маленькой копией мамы или папы. Они пришли, чтобы взять накопленные знания, которые вы должны предложить им, и что-то сделать с этими знаниями.. Вы их учителя, а они ваши..
Вы должны взять от своих детей столько же знаний, сколько можете дать им. Если бы вы относились к своим детям как к друзьям, ваши отношения
с ними улучшились бы, потому что вы смогли бы сказать: “Иногда я не знаю, как мне вести себя с тобой и не понимаю, чего ты  хочешь. Скажи мне это. Я замотался с другими  проблемами и теперь не знаю, как мне дать почувствовать тебе, что я люблю тебя..”
Общаться с другом намного легче, чем с ребенком, потому что вы убеждены, что, общаясь с ребенком, вы  должны быть для него непререкаемым авторитетом. Никто из вас не совершенен, поэтому выбросьте из головы идею быть для кого-то непререкаемым  авторитетом.
Общайтесь со своими детьми как с друзьями, и вы  избавите семью от угрозы взрыва. И тогда ваша семья выйдет на новый уровень взаимодействия, который называется “великой новой эрой” семьи на планете Земля. Новая эра
- это то время, когда людей существующих вместе, будет объединять любовь и осознание общих целей и идеалов.»

Чтобы научить  любить  детей, сначала надо научить любить их родителей. Поэтому в нашей школе начал свою работу «Клуб родительской любви».         1сентября был зажжён символический «огонь любви». Цель работы клуба – создание условий для духовно-нравственного возрождения семьи, заставить задуматься родителей о том, хорошие ли они родители, достаточно  ли любви они дают своим детям, много ли времени они им уделяют. Народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнёшь», « Что отдашь – то и получишь». Бумеранг нелюбви, брошенный во времени, обязательно вернётся тому, кто его бросил. Поэтому детям надо прожить, прочувствовать родительскую любовь. Этому мы и учим наших родителей на уроках семейной любви, на Днях семьи.

А начали мы работу с писем. Каждому родителю через ребёнка вручаются письма, эпиграфом которых являются слова « Образованные родители – успешные дети».

МОУ «Верх – Рождественская основная общеобразовательная школа»

Баранова Екатерина Михайловна -

учитель начальных классов

 I  квалификационной категории 

Урок семейной любви.

Тема урока: «Наполним себя любовью»

Аудитория : родители учащихся 1-11-хклассов.

Подготовительная работа.

Правило: по кругу высказываются все, можно пропустить только один раз.

- Уважаемые родители, закончите предложение «Я появился в этот мир для....» (Раздать листочки)Листочки собрать и все зачитать.

- Тема сегодняшнего урока «Наполним себя любовью».(слайд 2– тема)

-Человек появляется в этот мир ради любви. И главный закон нашей жизни - это любовь. Многоликая, очень разная, но всем такая нужная - любовь.

Цель урока.  Осознать  значение  любви  в  жизни  человека, постараться ответить на вопрос: зачем человеку любовь?

Ход урока.

1.- Начнем с того, что согласуем по микрогруппам, а потом в группе, что такое  любовь.

Даю вам небольшую информацию из литературных источников, отметьте, выделите определение любви.

Джон Темплнтон. «Всемирные законы жизни».

Поскольку с помощью слова «любовь» часто очень произ вольно описывают различные чувства по отношению к другим людям, можно запутаться и перестать понимать, что же по-нас тоящему означает любовь. Сегодня общество склонно опреде лять любовь как романтическое отношение к человеку проти воположного пола. Однако возможно рассматривать любовь в гораздо более широком смысле: как основополагающее чувст во доброжелательности к другим, заботу об их здоровье и бла госостоянии, желание им одного только добра. Это включает наших родителей, братьев и сестер, друзей и вообще всех!

Любовь в той или иной форме - это идеал и мечта каждого живущего, ибо наши души были сотворены Любовью Творца, и в выражении Любви лежит наше предназначение. Мы чувствуем себя состоявшимися, если находимся в состоянии любви, а без нее мы опустошены. Любовь становится целью нашего бытия с момента нашего появления из небесного лона. Хотя о любви написано бесконечное количество слов, но одно из них и даже все они вместе не могут целиком охватить сущность любви.

Иногда, когда мы думаем о ком-то, мы на самом деле любим то, что этот другой способен нам дать. Это может быть проявлением «условной» любви. Любовь в ее наивысшем проявлении ничего не требует взамен. Она существует ради себя самой. Ее не тревожит, на что или на кого она направлена, не волнует взаимность. Как солнце, она льет свою природную радость. Любовь - это духовное чувство, которое видит хорошее везде и во всех. Она утверждает, что все хорошо, и, отказываясь замечать дурное, заставляет хорошее казаться самым главным, и в самой любви и во всем остальном. Любовь не обращает внимания на недостатки, вымышленные или реальные. Любовь считается великим примирителем и целителем.

(микрогруппы озвучивают свой выбор)

Дети  - наше зеркало, порой кривое и злое. И какую же смелость надо иметь, чтобы внимательно посмотреть на своё отражение – узнать себя  в добром и не очень добром поступке своего ребёнка: то, как он говорит, как он разгуливает по дому, ест за столом – это вы. Что же они думают о любви? (слайды 3, 4)

Любовь – это когда у папы и мамы есть сын.

Любовь – это когда мама любит тебя больше жаркого лета, больше холодной зимы, корон и тронов, больше работы, больше еды и больше дня рождения и больше жизни.

Любовь – это когда ласково говоришь мамочке: «Я люблю тебя крепко!»

Любовь – это когда надо жениться. Кто-нибудь захочет жениться – и сразу любовь. В любви мужчина главный. Мужчина полюбит – и сразу начинает помогать женщине. А женщина полюбит – и сразу начинает готовить мужчине обед.

Любовь – это вечные ссоры.

Любовь – это радость.

Любовь – это когда люди целуются.

Любовь – это человек не спит и не ест, а думает только об одном ( об одной).

2.- Нарисуйте словесный портрет (в микрогруппе, затем  группы проговоривают):

  1. человека, который любит;
  2. человека, который чувствует себя любимым;
  3. человека, из жизни которого ушла любовь. (слайд 5)

к родителям

3. Вопрос по кругу: к кому и к чему существует любовь в
этом мире? (Все высказываются) (Слайд 6 «Солнце любви»)
к мужчине

к работе

к ребёнку

к природе

к музыке

к театру

любовь

к коллегам

к соседям

к Родине

к красивым вещам

К вкусной пище

к деньгам

к себе

Любовь многолика. Есть любовь мужчины к женщине, а есть любовь матери к ребёнку и ребёнка к матери. Задумаемся, что мы любим? Мы любим свою работу, своё дело, мы любим музыку, природу, театр, родных, коллег, соседей… Мы все любим Родину.  Есть другая любовь – это любовь к деньгам, к красивым вещам, вкусной пище. Есть ещё одна любовь – это любовь к себе.

4.        Работа в микрогруппах:

-Как вы понимаете выражение: «... и в любви лежит наше предназначение»? (Высказывают)

5.        Даю небольшую информацию:

-Многие философы мира сходятся в одном, а именно: есть четыре важных в жизни человека вопроса:

  1. Зачем надо жить?
  2. За что можно умереть?
  3. Из чего состоит душа?
  4. В чем смысл существования человека?
  5.  А ответ один - любовь! (слайд 7)
  6. Мы приходим на Землю, чтобы любить. Рождаемся для любви, живём в чарах, поисках, страданиях, муках горестях, или в счастье любви; оставляем любовь в своих детях, деяниях, чувствах, мыслях, словах… И…Уходим.
  7. Величайшая  потребность человека  состоит в том, чтобы быть любимым.  Даже самый злой, самый жестокий человек руководствуется этой потребностью.

- В одной из раннехристианских рукописей мы чита ем чудесное наставление: (слайд 8)

«И не может устоять то, что не основано на любви.

Ибо одна только любовь не умаляется, но сияет своим собственным светом.

Прекращает раздоры, смягчает жар ненависти, восстанавливает мир и сводит вместе разлученных.

Искупает зло, помогает всем, не вредя никому.

И кто призовет ее к себе на помощь, не убоится зла, Но найдет защиту и обретет вечный покой».

В отношениях между людьми мы порой забываем о том, что истинная любовь дарится щедро, без всяких условий. Любовь - это наш личный «зеленый свет», а ее отсутствие - определенный сигнал «Стоп!». Любовь реальна. Она действует! Любовь - нежное чувство, но в то же время она, несомненно, является вашим самым мощным оружием. Любовь вооружит вас терпением, чтобы справиться с любой ситуацией.

6. Работа в микрогруппах: - Что значит строить свою жизнь по закону любви? (после обсуждения группы высказываются)

Из золотого фонда.

В. Невчерович "Терапия души".

10 идеальных: никогда, никому, никого.

НИКОГДА:

  1. Не спорь.
  2. Не повышай голоса.
  3. Не унывай.
  4. Не отчаивайся.
  5. Не переедай и не упивайся вином.
  6. Не лги.
  7. Не гневайся.

8.        Не требуй воздаяний и благодарностей за добро.

9.        Не отвергай и не принимай ничего слишком категорич но.

10.Не превозносись.

НИКОМУ:

1. Не завидуй.

  1. Не льсти.
  2. Не мсти.
  3. Не груби.
  4. Не обещай того, что не можешь сделать.
  5. Не хвались.
  6. Не будь в тягость (если это возможно).
  7. Не помни зла.
  8. Не отвечай злом на зло, но добром.
  9. Не желай того, чего не желаешь себе.

  НИКОГО:

  1. Не обижай.
  2. Не презирай.
  3. Не гнушайся.
  4. Не раздражай.
  5. Не высмеивай.
  6. Не осуждай.
  7. Не считай хуже себя (но наоборот).
  8. Не оставляй без должного внимания.
  9. Не злословь.

10. Не возводи из смертных в своего кумира.

---Так зачем человеку любовь? (По кругу высказываются) (слайд 9)

Любовь нам даётся, чтобы преобразовать себя, изжить свой эгоизм, научиться жертвовать собой и понимать другого человека.

Любовь поможет пережить то, чего не изменить.

Всякий раз, как мы прикусываем язык, вместо того, чтобы ответить резкостью, проявляем терпимость к недостаткам другого, выказываем немного больше любви и доброты, тем самым мы способствуем тому, чтобы в мире накопилось немного больше того, что приносит умиротворение.

Результат. Наш урок подошел к концу. Вспомните, какую цель мы ставили. У нас была возможность ответить на этот вопрос?

Рефлексия. Закончи фразу по кругу (или на листочках, если аудитория не очень доверчивая друг к другу)

«Любовь для человека – это…»  

                           



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданского самосознания младших школьников в процессе обучения в современной школе.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребёнка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – сверстникам и взрос...

Урок семейной любви "Благодарю тебя"

Жинь наша идёт быстро. Задумайтесь, часто ли вы говорите слова благодарности своим близким....

Урок семейной любви. Тема "Введение в уроки семейной любви"

Урок семейной любви предназначен для учащихся начальной школы.Цель: знакомство с уроками семейной любви.Задачи: прививать детям вечные ценности                д...

Урок семейной любви. Тема "Введение в уроки семейной любви"

Урок семейной любви предназначен для учащихся начальной школы.Цель: знакомство с уроками семейной любви.Задачи: прививать детям вечные ценности                д...

«Формирование гражданского самосознания средствами духовно – нравственных ценностей».

В данной статье рассказывается о духовно- нравственных ценностях, о гражданском самосознании младших школьников и его формировании....

Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника. Воспитание любви к родному краю

Из опыта работы учителя по формированию гражданско-патриотических качеств у младших школьников...

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Развитие деятельностно-практического подхода в формировании гражданского самосознания воспитанников санаторной школы»

Обобщение опыта работы по теме самообразования:  «Развитие деятельностно-практического подхода в формировании гражданского самосознания воспитанников санаторной школы»...