Мои публикации
проект


Предварительный просмотр:

Образовательный консорциум  «Среднерусский университет»

Московский областной гуманитарный институт при поддержке Московского областного отделения

Ассоциации юристов России

Подольского городского отделения Общенационального правозащитного союза «Человек и Закон» Российской академии юридических наук

Центра профессиональной подготовки главного управления Министерства внутренних дел России по Московской области

Круглый стол

 «Инновации и информационные технологии в образовании»

Вера Викторовна Савельева, Светлана Борисовна Светлолобова,

учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 7 с углублённым изучением отдельных предметов»

Исследовательская работа с одаренными детьми в начальной школе

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь пре творить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поис ка в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что такое одаренность? Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Условно можно выделить три категории одаренных детей: дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного разви тия при прочих равных условиях, дети с признаками специальной умственной одаренности - в опре деленной области науки; учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в уче нии, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада.

Выделяются два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

Инструментальный аспект поведения одаренности ребенка может быть описан следующими признаками:

-сформированность качественного своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной  системой саморегуляции;

-особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей;

-своеобразный тип обучаемости. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

-повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия;

- ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность, каким-либо предметом, погруженность в то или  иное дело;

-предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

Методы выявления одаренных детей: психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников  дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае не в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является «одаренным» либо «неодаренным»; психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей.

В ходе обучении одаренных детей применяются четыре основных подхода к разработке содержания индивидуально-учебных программ: углубление, ускорение, обогащение, проблематизация.

Исследовательская деятельность учащихся является одним из приоритетов современного образования. Поэтому важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности учащимся сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

Организуя исследовательскую деятельность, учитель становится не только носителем готовых знаний, но и организатором познавательной  деятельности учащихся; помогает выдвигать и обсуждать предположения, принимать решения; поощряет инициативу каждого ребёнка, помогает ему самостоятельно продвигаться к цели. Спецификой исследовательской работы в начальной школе является систематическая, направляющая, стимулирующая, корректирующая роль учителя; привлечение родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Учитель должен уметь видеть и помогать отбирать наиболее интересные и практически значимые темы. Что же такое исследование?

Исследование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод  изучения чего-либо.

Выбор темы – весьма трудный и ответственный этап исследования.

Следующий этап исследования: формулирование гипотезы, цели, задач, а также способов и методов ведения исследования. Поставив цель и определив задачи, необходимо отобрать способы и методы ведения дальнейшего исследования.

        Метод – способ достижения цели исследования, его решающая роль в успехе той или иной исследовательской работы очевидна. Основные методы исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервьюирование, анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, определения понятий.

       На  этапе планирования исследования работы необходимо составить план, который представляет собой более подробное изложение вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал.

      Исследовательская деятельность в начальных классах может быть реализована не только через индивидуальный проект, но и  через групповой. Это позволяет развивать коммуникативные умения детей. Для этого детям необходимо распределить  роли:

-исследователь – его основная задача – отыскивать всё новое, необычное и таинственное, разгадывать найденные загадки, он отвечает за этап сбора информации;

-творец – создаёт новые произведения, придумывает, сочиняет, оформляет;

-помощник – помогает налаживать коммуникации, оказывает поддержку другим участникам проекта, отвечает за благоприятную атмосферу в проектной группе;

-организатор – следит за этапами выполнения работ, а также ведёт запись работы;

-докладчик -  готовит вместе с другими участниками доклад о работе; отвечает за этап презентации.

 Начиная работу по исследовательской деятельности, необходимо учить детей составлять план письменного текста (простой и сложный).

Ребёнок должен учиться грамотно осуществлять библиографическое описание.

    Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Существует несколько основных форм представления результатов научной работы: статья, тезисы, доклад, сообщение, реферат, текст научного сочинения, отчёт. 

 Защита результатов исследования представляет очень важный этап и к нему нужно тщательно подготовиться. Следует помнить, что обычно на всё выступление отводится 5-7 минут. Ни о теме, ни о том, что прочитано, говорить не следует. Защита не должна сводиться к пересказу всего содержания работы.

Итогом исследовательской работы младших школьников является подготовка  к защите и сама защита. Собранные материалы могут быть представлены в виде макета, выполненного из разных материалов с описанием действия представляемого им объекта. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей.

Подготовка исследования к защите должна превратиться для детей в интересную многодневную игру. В ходе неё сразу заметно, как дети становятся серьёзными и важными, увлечённо, ответственно, с нескрываемым интересом проводят эксперименты, делают чертежи, схемы, рисунки.

Прежде чем выбрать форму представления результатов, следует определить, сколько времени потребуется на подготовку. Учитывая, что возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ.

Защита должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (учителей, родителей). В ходе защиты ребёнок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Главным результатом использования исследовательских заданий в начальной школе является развитие самого ученика за счет приобретения опыта исследовательской деятельности, за счет открытия, осмысления, обобщения новых знаний.

Литература:

1.Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5

2.Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.

3.Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.

4.Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.

5.Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001 С.5-29



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Савельева В.В., Светлолобова С.Б. учителя начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Серпухова


          В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. ФГОС второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

          Таким образом, метод проекта предполагает: связь обучения с жизнью, развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе, развитие умения адаптироваться к действительности, умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности. Метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знаний, рационально подходить к процессу познания, т.е. учит учиться.        

          Слово «проект» стало модным, а «проектная деятельность» в школе иногда становится просто данью моде, выливаясь подчас в формальные мероприятия.

           Между тем проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и давно назревшей. В ней содержится огромный потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности.

           В чём заключается истинная сущность проектной деятельности применительно к учебному предмету «Технология»?

           Проект – мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого действия.

           Проектная деятельность на уроках технологии ведётся в сфере художественно-конструкторской деятельности.

С целью более наглядной демонстрации сущности проектной деятельности можно предложить модель, которая получила название «чёрного ящика» («проблемного ящика»).

?

          Условия (требования)                Результат                 При «непроектном» подходе человек действует или по памяти, повторяя хорошо заученные, известные способы работы, или путём проб и ошибок, без предварительного обдумывания тех связей, которые существуют между требованием и результатом задачи.

       При проектном подходе, напротив, прежде всего продумывается принцип устройства, взаимосвязи и взаимодействия его частей. В соответствии с этим определяется, каковы должны быть их форма, сочетание, расположение, какие способы работы лучше применить, какие из возможных способов будут самыми удобными и экономными.

         Проектная деятельность носит поисковый характер. Она основывается на исследовательской работе, существенными чертами которой являются: выдвижение гипотез и некоторые предварительные ответы на поставленную проблему. Гипотезы затем проверяются практическим путём. Исследование, проводимое в процессе разработки проекта, в любом случае, является одной из форм познавательной деятельности.

          Проектная деятельность школьников имеет дидактический смысл. Она предназначена не для внесения изменений в реальную жизнь, а для изучения деятельности человека, для формирования у учащихся соответствующих способов  деятельности (познавательной и творческой).

          Решение школьных (дидактических) проектных задач не нацелено на получение объективно новых результатов, открытия учащихся не имеют объективной ценности, это «открытия для себя».

         Проект на уроке технологии – это всегда решение  конструкторской задачи.

         «Ядром» проектной деятельности является  именно стадия мысленного решения поставленной задачи. В учебном проекте можно выделить три этапа: подготовительный, исполнительский (практический), итоговый.

         Первый является главным: именно на нём происходит формирование проектного замысла, возникают идеи, гипотезы, мысленные представления о будущем предмете. Исполнительский этап – это  материализация мысленных представлений в вещественном виде, проверка гипотезы. Итоговый этап – анализ,  проверка и оценка выполненной работы относительно соответствия её поставленным требованиям.

          Необходимо помнить, что учебные проекты должны строиться с учётом возрастных закономерностей развития младших школьников и принципов развивающего обучения.

          Существуют несколько видов учебных проектов по технологии в начальной школе: задачи на доконструирование, переконструирование изделия и собственно конструирование.

         Задания, связанные с доконструированием изделия, обычно бывают двух типов: доведение до конца начатой кем-то работы, внесение конструктивных дополнений в готовое изделие. Задания на доконструирование готовых изделий носят рационализаторский характер.

        Проектные задачи по переконструированию изделий связаны с необходимостью внесения в устройство или внешний вид изделий некоторых конструктивных или декоративных изменений, для того чтобы изменить принцип его действия или преобразить внешний вид в соответствии с новыми условиями. В заданиях подобного рода может потребоваться изменение  формы, размеров, количества деталей в изделии, способов их соединения и др.

          Собственно конструирование предполагает от ученика полной самостоятельности при разработке изделия. Это самый сложный вид конструкторских заданий.

        Вид учебных проектов, выполняемых в рамках учебного предмета «Технология», могут быть выделены не только по характеру познавательной и поисковой деятельности, но и по содержанию работы учащихся. В соответствии  с этим проекты можно разделить на  два вида: технические, художественные.

        В технических заданиях главное внимание направляется на разработку устройства изделия, а в художественных – на поиск выразительного образа.

       При защите проекта у детей совершенствуются мышление и речь. Создаётся ситуация, благоприятная для формирования коммуникативных навыков: ученики высказывают друг другу своё мнение, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением  внимательного отношения к идеям и творчеству других.

        Благодаря работе над проектами у детей формируются следующие УУД: рефлексивные (умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение ставить вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?); поисковые (исследовательские умения).

       Проектная деятельность вошла в уроки технологии как естественная часть современного решения проблемы развивающего обучения. Её появление  в общеобразовательной школе – требование времени. Задача педагогов заключается в том, чтобы принять и реализовать это требование, полноценно использовать общеобразовательные и развивающие возможности учебных проектов.

Литература

1.  Конышева Н. М.  Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов.- «Ассоциация XXI век», 2006.

2. Материалы виртуального  университета  повышения квалификации работников  образования

3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

4. Методическая газета «Начальная школа»  2009-2010 г.

5. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

6. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.

7. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

8. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004

9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.

        


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «ЗА ГОД ДО ШКОЛЫ»

(Авторы-составители:  Савельева В.В.,  Светлолобова С.Б.)

Исследования показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация,  педагоги отмечают низкий уровень произвольности внимания и памяти,  неразвитость словесно-логического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствие ориентировки на способ действия, низкий уровень развития самоконтроля. У многих детей отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие.

Сокращается количество детей, посещающих дошкольное учреждение. Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в школу приходят дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным.

Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка  -  мышлению, восприятию, вниманию, памяти.         Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в школьную жизнь, стал успешным учеником,  необходимо создать определённые педагогические условия ещё до поступления в школу.

        Проводя исследования психологической готовности, учёные, с одной стороны, определяют требования школы, предъявляемые ребенку, а с другой, исследуют новообразования и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста.

Так, например, Л. И. Божович отмечает: «...беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности,  -  он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой,  делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков».

Учителей волнуют вопросы, как обучать без принуждения, как развивать у детей  устойчивый интерес к знаниям и потребность к самостоятельному поиску, как сделать учение радостным. Основные характерологические черты личности  ребёнка складываются до 5 - 8 летнего возраста. Именно в этот период игровая деятельность помогает так организовать учебный процесс, что дает возможность раскрыть силы растущего человека, сформировать ядро личности. Все, что осваивает человек в этом возрасте, остается на всю жизнь.

Программа «За год до школы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта   дошкольного образования, на основании приказа    Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 года № 1155.  Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности дошкольника, ориентирована на приобретение дошкольниками общеинтеллектуальных универсальных действий.

Данная программа является актуальной, так как   дает возможность подготовить детей к школе с целью их успешного овладения школьной программой для дальнейшей самореализации и формирования личности ребёнка.

При подготовке к школе программа «За год до школы» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе инварианта. Ее цель - подготовить дошкольника к любой системе школьного образования

Цель: подготовка ребенка к школьной жизни (успешная адаптация), новой ведущей деятельности, успешному усвоению программы начальной школы; разностороннее развитие ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Задачи:

  1. формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться, развитие устойчивого внимания, наблюдательности, организованности;
  2. развитие внимания,  памяти,  наглядно-образного и логического мышления,  зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве;
  3. развитие связной, правильной речи, фонематического слуха;
  4. овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте;
  5. развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать взрослого и товарища, действовать совместно с другими);
  6. развитие волевой готовности ребенка.

Данная программа включат в себя три направления: речевое развитие, развитие математических способностей, работа по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев.

 Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
 Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

Содержание, предложенное  в рабочей тетради «За год до школы», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного  возраста и составляет основу для использования личностно- ориентированных и         развивающих         технологий.

На занятиях решается комплекс задач образовательных областей, что обеспечивает разностороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Реализация программы способствует социально-коммуникативному развитию детей:  успешному взаимодействию ребенка со взрослым и сверстниками, становлению самостоятельности, целенаправленности и регулирования собственных действий.

Выполнение заданий в тетради способствует формированию у ребенка предпосылок учебной деятельности:

- решения интеллектуальных задач, соответствующих возрасту;

- применения усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем);

- планирования своих действий, направленных на достижение конкретной цели;

- овладения умением понимать учебную задачу, самостоятельно решать ее, осуществлять самоконтроль и самооценку выполненной работы, руководствуясь пояснениями взрослого.

Список литературы

1. Алферов А. Д. Психология развития школьников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 384 с.

2.  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2012. - 400 с.

3.  Вишневецкая Т.Ю., Макарова А.Ю., Молоткова Т.Н. Изучение факторов риска развития отклонений в состоянии здоровья детей 6-летнего возраста, посещающих детские образовательные учреждения г. Люберцы Московской области // Здоровье населения и среда обитания: Информ. бюллетень. - 2010. - № 1. - С.4-7.

4. Войнов В.Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья // Начальная школа До и После. - 2012. - № 2. - С. 12-14.

5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Смысл, 2012. - 224 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Уведомление о публикации материала...

Свидетельство о публикации

Данное свидетелство подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет-педсовета....

свидетельство о публикации

Данное свидетельтво подтверждает размещение доклада "Не должность, но призвание" на конкурсе 11-го Всероссийского интернет - педсовета....

Публикации

Публикации разных лет...

Свидетельства о публикациях в сети Интернет

Электронные свидетельства о публикациях материалов в сети интернет...