Развитие речи "Зима"
план-конспект урока (1 класс) по теме

Невтрилова Наталия Сергеевна.

Урок развитию речи на тему: « Зима».

Цель и задачи:

  1. Учить составлять предложения по картинке.
  2. Развивать связную монологическую речь.
  3. Закреплять знания детей о сезонных изменениях зимой.
  4. Развивать способность самостоятельно придумывать события.
  5. Обогащать словарный запас.
  6. Развивать коммуникативные и речевые навыки.

Предварительная работа:

  1. Наблюдение за играми детей на прогулке.
  2. Знакомство с загадками, пословицами, народными приметами о зиме.
  3. Разучивание стихотворений о зиме.
  4. Рассматривание картин, иллюстраций о зиме.
  5. Ручной труд: по теме.

Материал и оборудование:

  1. Кукольная одежда;
  2. Демонстрационные картинки;
  3. Зеркала по количеству детей;
  4. Конвертики для составления схем предложения;
  5. Снежок для игры;
  6. Разрезанные картинки для составления предложений;
  7. Оценки-снежинки.

Ход занятия

1.      Орг. момент.

2.Новая тема.

Учитель: Ребята, сегодня я хочу Вас порадовать. К нам в гости кто-то пришел. А кто это вы узнаете, отгадав загадку:

Что за нелепый человек
Пробрался в XXI век
Морковка – нос,
В руке метла,
Боится солнца и тепла.

Дети: Снеговик! (заходит снеговик)

Учитель: Здравствуй снеговичок.

Снеговик: Здравствуйте ребята! Утром я видел, как весело вы шли в школу, и решил зайти к вам познакомится.

Учитель: Снеговичок скажи, а какое время года ты любишь?

Снеговик: Зиму.

Учитель: Ребята, а как вы думаете почему снеговик любит зиму?

Дети: (варианты ответов)

Учитель: Снеговичок ребята правильно сказали?

Артикуляционная гимнастика:

Ребята давайте покажем нашему гостю, как весело зимой вы проводите время, а помогут нам зеркала, которые стоят у вас на столе. 

-Давайте представим, что мы шли и на пути нам встретилась ледяная ГОРКА.

-Вы боитесь съехать с горки - вам страшно.ЗАБОРЧИК

-А вот вы скатились с горки и вам весело, радостно. УЛЫБКА

-А теперь вы замерзли. (Съежились)

-А вот вам попали снежком в лицо. Что вы сделали? (Огорчились) ТУБОЧКА

Учитель: Ребята давайте с вами поиграем в игру « Ассоциации», а снеговичок нам поможет, он будет бросать снежок, а вы будете называть зимние слова или слова – ассоциации.

Учитель: Зима, снег, снежная, лед, санки, снежинки, сосульки, снегопад, снежок, холодно.

Словарная работа – снегопад. (На доске картинка и надпись со словарным словом)

Учитель: Кто знает, что такое снегопад?

Дети: Снегопад – это много снега.

Учитель: Давайте составим предложения с этим словом.

Дети: Ответы детей.

Учитель: Сколько слов в предложении, каким по счету находится наше слово? Давайте сделаем схему предложения, выделив наше слово красной полоской.

Учитель: Снеговичок, я знаю, ты приготовил нашим ребятам игру «Мороз».

 

Физкультминутка.

Снеговик:

Разыграйтесь метели,
Гнитесь ниже сосны, ели
Все что есть в моем лесу
Все засыплю, занесу…

Дети:

 Не боимся мы пороши (грозят пальцем)
Любим снег – хлопок в ладоши (хлопают)
Руки в стороны, по швам (выполняют движения)
Хватит снега вам и нам (разводят руками в стороны)
Мы теперь метатели –
Бьем по неприятелю!
Размахнись рукой – бросок! (имитация броска правой рукой)
Прямо в цель летит снежок! (имитация броска левой рукой)

Учитель: Скажи снеговичок, а почему ты надел шапку, шарф и рукавички?

Снеговичок: Потому что на улице холодно.

Учитель: Скажите, какую одежду носят зимой?

Дети: Ответы детей.

Учитель: Мы с вами уточнили, что зимой надо одеваться в теплую зимнюю одежду. Тогда нам и не страшен мороз.

Учитель: Ребята снеговичок о себе позаботился, а кто позаботится о девочки Оли? Давайте поможем ей выбрать одежду, которую носят зимой.

На доске бумажная кукла и одежда. Дети, составляя предложения, предлагают вещи, которые одеваются на куклу.

Учитель: Снеговичок, я знаю, ты приготовил ребятам еще одну игру. (На доску вывешиваются картинки с разным количеством предметов)  Ребята давайте сосчитаем, сколько предметов в каждой колонке.

Игра“Посчитай до пяти” - игра на внимание, развитие речи.

Одна шапка, две шапки, 3 - …, 4 - …, 5 - …

Один шарф, 2 - …, 3 - …, 4 - …, 5 - …

Одна шуба, 2 - … и т.д.

Учитель: Молодцы, ребята. Ой, посмотрите, а почему это наш Снеговик расстроен и плачет!.. Снеговичок что случилось?

Снеговик: Зима подарила мне ледяные картинки, но когда я к вам шел, они разбились.

Учитель:  Не расстраивайся, наши ребята помогут тебе, они соберут картинки и составят к ним предложения.

После каждого ответа снеговичок  дает оценку (оценки в виде снежинок).

Учитель: Снеговичок тебе понравилось у нас на уроке.

Снеговик: Да понравилось я еще к вам прейду, а сейчас мне пора. До свидания ребята.

Прощаются со снеговиком.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ  Больше ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: "Повтори движение" (вариант иг...