Тематические физкультминутки
методическая разработка по теме

Материал содержит физминутки, которые можно использовать как смена деятельности на уроке, так и закрепление данного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskie_fizminutki_avtosohranennyy.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

2012 г.

Проектную работу выполнила:

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №7

Туголукова Галина Сергеевна

 
Тематические физкультминутки

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что от  здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.

Поэтому учитель обязан охранять и укреплять психическое и нервно-психическое здоровье детей и знать особенности физического воспитания младших школьников в системе коррекционно-развивающего образования.

На уроках русского языка введение физкультминуток имеет большое значение для детей с задержкой психического развития. Физминутки способствуют формированию положительных качеств личности. Дети с ЗПР особенно активны в такие минутки. Они проявляют инициативу и находчивость при выборе форм движения каждое задание нужно понять, осознать правила, запомнить движения и синхронно их выполнять.

Учащиеся с нарушениями в развитии с большими затруднениями усваивают сложные системы понятийных связей и легче - простые.

Фонетико - фонематические нарушения учащихся с преобладанием нарушений познавательной деятельности и эмоционально - волевой сферы затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Поэтому во втором классе звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма.

Для закрепления фонематического восприятия некоторых правил, например: жи- ши, ча-ща, обозначение мягкости и твёрдости согласных на письме, различение гласных и согласных, слова со стечением согласных и т. д.

Для определения позиции звука в слове я предлагаю следующие физкультминутки.

К нам на урок залетел попугай Кеша (показ картинки)

-Он хочет посмотреть, как вы умеете отдыхать. Во время проведения физкультминутки мы узнаем места, где любит бывать Кеша. А сможете вы их определить по наличию в названии этих мест звуков[ К] и [К], то поднимите руки вверх и потянитесь.

Если в слове нет этих звуков, то наклоняйтесь вперёд, опуская руки вниз. Крыша, озеро, лавочка, бассейн, кресло, ручей, рука, дом, печка, дерево, коврик, самолёт, скамейка, забор, подоконник, небо, полка.

2. Сегодня мы пойдём с вами в цирк. Но будьте осторожны. В цирке много животных, которые могут быть опасны.

Если я произнесу название животного, в котором есть звуки [С]и [С] вы прячетесь (приседаете). Если вы услышите любое другое слово, наклоняйтесь вперёд. Лиса, змея, барсук, трава, соболь, енот, крыса, волк, осы, цветы, свинья, крот, собака, деревья.

Для закрепления темы «Предложение» предлагала такую физминутку.

Физкультминутку хочет провести с вами дед из сказки «Репка». Он приготовил для вас наборы слов и предложений. Если вы услышите предложение, вы низко наклоняйтесь вперёд. Если услышите слово или набор слов, поворачивайте голову налево- направо. Кот. Посадил дед репку. Мышка и внучка. Выросла репка большая- пребольшая. Тянет. И т. д.

Для  закрепления знаний о гласных и согласных предложила детям такую физкультминутку.

Звуковички очень рады, что вы им помогли приготовить угощения для праздника. А сейчас они предлагают вам поиграть с ними  в интересную игру, тем самым они и я проверим, сумеете ли вы защитить гласные звуки от Ама, отличить их от согласных.

Как только я назову гласный звук - вы будете прыгать, хлопать в ладоши, приседать - кому что нравится. Если звук согласный - вам необходимо будет замереть.

Для закрепления звука [Э] предложила детям такую физкультминутку.

Физкультминутку для вас придумали Эмма и Эдик. Они подобрали слова, в которых встречается и отсутствует звук [Э]

Если я произнесу слова, в которых есть звук - вы хлопаете. Если я произнесу слово без звука [Э] - вы топаете.

Этаж, дом, Эмма, ель, Эдик, лес, этот, цветы, эскимо, мороженое, экскаватор, утка, экран, школа, Элла, улетели.

Для развития фонематического звука и дифференцирования звуков [Д] – [Т] учитель предлагает учащимся делать наклоны влево, вправо, если они услышат слова со звуками [Д], приседать- если услышат слова, в которых встречается звук [Т].

Диван, топор, дыня, танк, тетрадь, дедушка, одежда, каток, дым, троллейбус, удочка, уточка, дочка, точка, дрова, трава, Тамара, Даша, Дима, тина.

Для закрепления темы «Свистящие и шипящие согласные» использовала Слонёнка.

- Слонёнок приготовил для вас задание. Он приготовил текст, в словах которого встречаются звуки [С], [Ш] .Он просит вас помочь ему разобраться, что к чему.

-Если вы услышите в слове звук [С]- вы прыгаете, если услышите [Ш]- вы топаете. Будьте внимательны! Слонёнку нужно ещё ответить на вопросы к тексту.

У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Даша сама шьёт для Машки подушку. Машка будет спать на подушке.

-Кто у Саши?

-Кто у Даши?

-Что любит Пушок?

-Что любит Машка?

-Где спит Пушок?

-Где спит Машка?

-Что шьёт Даша для Машки?

-На чём будет спать Машка?

Для развития фонематического слуха, внимания при изучении согласной «Ц» использовала такую физкультминутку.

- В своём очередном задании Цветик - Семицветик предлагает показать, как чувствуют цветы при тихой солнечной погоде и в ветреные дни.

В ветреную погоду (когда звучат слова со звуком[Ц] цветочки качаются из стороны в сторону).

В солнечную тихую погоду (когда не звучат слова с этим звуком - цветочки покачивают головами)

Утро, цветок, продавец, земля, оценка, тишина, цель, дождик, цена, улыбка, ножницы, радость, цепь ...

 

В физкультминутках провожу межпредметную связь с уроком О. М.

Расширяю кругозор детей.

При изучении согласной «Ч» с детьми повторяем растения, деревья, которые растут в огороде, в саду.  И к нам на урок приходил Чиполлино.

-Чиполлино очень любит выращивать, ухаживать за деревьями. Он посадил в палисаднике около своего дома несколько деревьев.

-Если в них есть звук [Ч], вы изображаете, как Чиполлино копал ямки для саженцев.

-Если в названиях отсутствует этот звук, вы делаете наклоны в стороны.

Вишня, слива, черёмуха, яблоня, чинара, тополь, черешня, осина, берёза, чернослив, дуб.

При изучении темы «Твёрдые и мягкие согласные» этой физкультминуткой формирую у детей умение определять на слух разницу в звучании твёрдых и мягких согласных.

В гостях добрые волшебники Тим и Том. Они предлагают вам немного отдохнуть. Тим и Том по очереди будут произносить слова. Если вы услышите слово, начинающееся с мягкого согласного звука, - вы хлопаете в ладоши. Если слово начинается с твёрдого – вы приседаете.

Берлога, мыло, нёс, малыш, мёд, молоток, валенок, вилы, киска, кот, Гена, голуби …

Ещё одна физкультминутка. Она вырабатывает внимание, развивает память. Надо не только услышать слово, но и запомнить движения, выполнить правильно.

 Дракон предлагает поиграть в игру и отдохнуть немного.

Если дракон произнесёт слово с мягким согласным в начале – вы правой рукой достаёте носок левой ноги. Если вы услышите слово с твёрдым согласным в начале – вы левой рукой достаёте носок правой ноги.

Люба, лужа, Люся, Нюша, лук, туша, суда, сюда, любим, луг …

Тема урока «Сравнение пар слов типа: угол - уголь»

На этом уроке проводится такая физкультминутка.

Учитель        читает стихотворение чётко и неторопливо, проговаривая каждое слово. Дети, услышав слово с мягким знаком на конце, должны присесть, хлопнув в ладоши над головой, и встать.

Мягкий знак, мягкий знак-

Без него нельзя никак.

Без него не написать:

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест.

Вместо есть напишем ест.

При изучении темы « Обозначение мягкости согласных буквой Ь знак в конце слова»

К вам на карусель просятся посетители.

Давайте определим, кто хочет покататься вместе с вами.

Если в прочитанном мною слове есть Ь знак, то вы встаёте и уступаете своё место гостю.

Если в прочитанном мною слове нет Ь знака, вы качаете головами вправо- влево.

Степашка, Пулька, Хрюша, Карабас- Барабас, Гунька, Мальчик-с пальчик, Пилюлькин, щенок Кутька, Чебурашка, Карлсон и т. д.

Тема урока «Слова с буквой И»

Я буду называть игрушки и игры.

Если в них есть звук [И], то вы изображаете, как вы с ними или в них играете.

Если нет звука [И], то вы делаете наклон вперёд.

Юла, мячик, волейбол, шахматы, погремушки, кукла, теннис, Дед

Мороз, Снегурочки, пирамидка, шашки, футбол,…

Очень интересная физкультминутка при изучении темы « Основное правило переноса слов»

Я буду называть слова, а вы будете приседать столько раз, сколько слогов в слове.

Игра, машина, молоток, сама, рама, телефон, мороз, боты, дед

Для закрепления очень трудной, для этих детей, темы «Слова, отвечающие на вопрос Кто это? Что это?»

Для физкультминутки Машенька приготовила вам слова ,отвечающие на вопрос Кто это? Что это?.Машенька хочет проверить на сколько вы внимательны. Услышав слово, отвечающее на вопрос «что это?» вы приседаете, вытянув руки вперёд перед собой.

Если услышите слово, отвечающее на вопрос «кто это?», встаёте на носочки, руки над головой.

Избушка, журавль, солнце, медведь, ягода, сорока, небо, тетрадь, бабушка, ручка, ворона, котик, тарелка…(игра проводится на выбывание. Ученик, допустивший 3 ошибки, садится. Побеждает самый внимательный.)

На эту же тему проводим физкультминутку с мячом. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Отгадай вопрос». Я буду вам бросать мяч и называть слово. Ученик, поймавший мяч, бросает его мне обратно, называет вопрос к слову-предмету. Будьте внимательны. Кто ошибается три раза – выбывает из игры.

Машина, мяч, человек, дом, мама, крокодил, ручка, тетрадь, котик, мишка, карандаш, Алёна и т. д.

Тема урока «Предметы и имена собственные». Дети должны научиться разграничивать написание предметов и написание имён собственных. На этом уроке я проводила такую физминутку.

Для физкультминутки я подобрала слова: одни обозначают предметы, другие – имена. Если вы услышите слово, обозначающее предмет,- вы делаете наклон вперёд и приседаете. Если вы услышите имя – поднимаетесь на носочки и хлопаете в ладоши над головой.

Руслан, мяч, крокодил, Миша, Таня, лук, карандаш, Алёна, Таня, чашка, диван, Никита, Полина, книга, живот и т. д.

Очень трудно даётся тема «Предметы и действия предметов»

Дети путают предметы (существительные) и действия предметов (глаголы). Очень детям нравится такая физкультминутка на выбывание.

Если услышите слово, обозначающее предмет, - одновременно надо присесть и хлопнуть в ладоши над головой. 

Если услышите слово, обозначающее действие предмета, - вы имитируете это движение.

Машина, летает, поёт, утка, плавает, ходит, мальчик, рисует, пишет, кукушка, воробей, чирикает,…

После таких физкультминуток у детей появляется интерес проверить себя на каком – то тексте по нахождению глаголов.

Те же глаголы. Тема «Группировка действий по признакам их однородности». Я называю одушевлённые предметы и бросаю мяч ученикам. Дети должны вернуть мяч с произнесённым глаголом, следующий ученик– к этому же предмету другой глагол, и так пока глаголы не закончатся.

Ворона – каркает, летит, сидит, прыгает и т. д.

Корова, курица, собака, заяц.

Тема «Согласование слов, обозначающих названия предметов, и слов-действий». Упражнение «Внимательные ручки»

Цель: развитие слухового сосредоточения, быстроты мышления; моторная разрядка.

Я читаю рассказ (стихотворение), делая остановку после каждого слова. (Пауза, которую делает учитель после каждого слова, читая рассказ, напоминает детям о задании. Это помогает им сосредоточиться на познавательной деятельности. Поднимание рук и выполнение хлопков над головой после узнавания слова – действия помогает участвовать в процессе менее успешным детям, у которых при этом тоже закрепляются представления о словах – действиях)

Если услышите слово, отвечающее на вопрос «Что делала?», поднимите обе руки над головой и похлопайте в ладоши.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультминутки на уроках математики

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Арифметический диктант А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Де...

Физкультминутки на уроках окружающего мира

По материалам книги В.И. Ковалько Школа физкультминуток Физкультминутки на уроках окружающего мира...

Физкультминутки на уроках письма, чтения, русского языка

По материалам книги В.И. Ковалько Школа физкультминуток Физкультминутки на уроках письма, чтения, русского языка...

Физкультминутка "Стрекоза" (с музыкальным сопровождением)

Физкультминутку можно использовать на любом уроке. Как для глаз (водить глазами за движением стрекозы), так и двигаться, используя танцевальные движения....

Электронная физкультминутка для глаз

Увидев на одном из открытых уроков такие физминутки для глаз, попробовала сама сделать. Оказалось,очень просто и интересно. Можно несколько таких физминуток использовать на уроке. Начинается она со ще...

Мультимедийная физкультминутка "Обезьянки"

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: www.guru1.ucoz.ru Весёлая, зажигательная и ритмичная песенка, интересный видеоряд из GIF-анимашек поможет оживить урок. Уверена: дети будут просить вас прове...

Физкультминутки

В современной школе всё больше  и больше находят своё применение электронные физкультминутки. Но не у всех есть возможность применять их на уроке. Предлагаю подборку  стихотворных физкультми...