методические материалы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках
материал по теме

В работе представлена классификация здоровьесберегающих технологий.  Даны методические рекомендации по применению  здоровьесберегающих технологий на занятиях и во внеурочное время. Подобран комплекс упражнений для снятия мышечного напряжения, релаксации.. Представлен анализ урока с позиции здоровьесбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.rekomen..doc159 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ

             Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.

Необходимость применения здоровьесберегающих технологий на каждом уроке продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей. Поэтому, одна из приоритетных задач образования  сегодня - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.

Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на несколько групп:

  1. Медико – гигиенические ( медицинские осмотры, вакцинация, специализированные мед. кабинеты, ЛФК…)
  2. Физкультурно – оздоровительные ( закаливание, массаж, физические тренировки силы, выносливости, гибкости;)
  3. Экологические ( гармоничные взаимоотношения с природой : озеленение,

живые уголки, природоохранные  мероприятия…)

  1. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности
  2. Здоровьесберегающие образовательные технологии

    использование психолого-педагогических приемов и методов для решения задач сохранения и укрепления здоровья   учащихся).

  1. Организационно – педагогические 

( определяющие структуру УП, способствующую предотвращению перегрузок, гиподинамии и других дезадаптивных состояний)

  1. Психолого-педагогические ( психологический климат на уроке, в коллективе, стиль преподавания…)
  2. Учебно-воспитательные ( мотивация  к соблюдению норм ЗОЖ, просвещение

детей и родителей…)

  1. Социально адаптирующие и личностно развивающие

( повышение ресурсов психологической адаптации личности: программы социальной и семейной педагогики)

  1. Лечебно-оздоровительные (лечебная педагогика и лечебная физкультура)

В первую очередь, работая над сохранением здоровья учеников, необходимо создать такие условия для проведения занятий, которые отвечали нормам СанПиНа, Это мебель, соответствующая росту ребенка, цветовая гамма стен, освещенность, воздушно-тепловой режим и т.д. Огромную роль играет озеленение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых – растения.

Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках. С этой целью используются методы эмоциональной раскачки, релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию.

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является похвала ученика. Это может быть ласковое слово, улыбка, мимика и т.д.

Важно во время уроков использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся. Развитие коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижение психоэмоционального напряжения достигается использованием наглядности, занимательных упражнений, домашних заданий творческого характера, игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков. Дети включаются в творческий процесс, поиск решений, служащих их развитию и снижению наступления утомления. Использование компьютерных технологий также позволяет повысить заинтересованность учащихся, улучшить качество восприятия материала.

Образовательные эффекты с целью создания эмоционального комфорта в классе:

• принятие каждого ребёнка таким, каким он есть;

• уважение мнения каждого ученика;

• ошибка на уроке – это находка для учителя;

• создание ситуации успеха;

• повышение самооценки учащегося;

• оценка продвижения каждого ученика относительно самого себя;

• создание на уроке атмосферы непринуждённости, взаимодоверия;

• обеспечение благоприятной среды для общения;

• построение работы с детьми на взаимном доверии;

• получение удовлетворения от напряжённой умственной работы;

• обсуждение возникающих проблем;

• умение слушать и слышать друг друга;

• проявление уважения и интереса к мнению товарищей;

• забота о чувствах одноклассников;

• приобретение коммуникативных навыков.

            Важной основой здоровьесберегающих технологий является – индивидуальный и дифференцированный подход, который на уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объём задания.

Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и в обществе в целом, - гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. В связи с этим в структуру урока необходимо активно внедрять физкультминутки, динамические паузы на воздухе, следить за правильностью осанки учеников. Движения должны быть разнообразными, предпочтение надо отдавать упражнениям для утомленных групп мышц, подбор упражнений необходимо вести в зависимости от особенностей урока.

            Главная задача каждого учителя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и сформировать у ученика стремление укреплять свое здоровье. Для достижения этого на уроке необходимо использовать учебный материал валеологического содержания. Это могут быть разнообразные тексты (на уроках русского языка, литературы, окружающего мира), задачи ( на уроках математики и информатики), работа с картинами ( на уроках изо) и т.д. (Приложение 2)

Для недопущения перегрузок, большое внимание следует уделять строгому нормированию домашних заданий.

От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления.

Чтобы проанализировать эффективность проведения урока с позиции здоровьесбережения была  разработана соответствующая схема.(Приложение 1)

Список литературы

  1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» // Ю. К. Бабанский  1982г
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. // В.И. Ковалько  М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  3. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. // В. С. Кукушин - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  4. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере грузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008 (Педагогическая мастерская).
  5. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009
  6. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. // В. А. Орехова – М.: КНОРУС, 2006.  Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. // Н. К. Смирнов – М.: АПК и ПРО, 2002.
  7. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. // Е. В. Советова –Ростов н/Дону: Феникс, 2007.
  8. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». // Г.И. Щукина М., Просвещение.
  9.          Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М.: 1984
  10. Голоцевич С.П. «Интеграция темы ЗОЖ на уроках русского языка в начальной школе».

Приложение 1

Анализ урока с позиции здоровьесбережения:

0

1

2

Соблюдение норм СанПина в учебном кабинете

Число  видов учебной деятельности.

Средняя продолжительность видов деятельности.

Своевременное и эффективное проведение физминуток и других оздоровительных моментов.

Соблюдение норм двигательной активности детей.

Психологический климат на уроке.

Наличие в содержательной части материалов, направленных на воспитание             потребности ЗОЖ

Момент наступления утомляемости.

ИТОГО

18-16 баллов     Высокий уровень

15-13 баллов      Хороший уровень

10-12 баллов      Удовлетворительный уровень

Приложение 2

Диктант( 2 класс)

Спорт.

Мальчики любят спорт. Ване нравится кататься на коньках. Вова занимается стрельбой из лука. Девочки тоже любят спорт. Оля и Нина ходят на фигурное катание. Занятия спортом укрепляют здоровье.

Грамматическое задание

1) Раздели слова для переноса:

Стрельба, коньки, здоровье.

2) Напиши слово с противоположным значением:

Здоровье - …………

3 класс

Чай с клюквой.

Кислая и очень полезная для здоровья ягода-клюква. Клюква растёт на болотах. Собирают её поздней осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда она пролежит всю зиму под снегом.

Весеннюю клюкву парят в горшочках и пьют с ней чай. Этот напиток очень хорош в жаркие дни и необходим больному человеку. Клюкву считают лекарством от всех болезней.

Грамматическое задание

1) Замени словосочетанием Прил.+ Сущ.

Чай с клюквой - ……………………….

Ягода осенью - ………………………..

Человек после болезни - ……………………..

2) Разбери слова по составу.

Здоровье, здоровый, выздоровление.

3) Закончи предложение:

Солнце, воздух и вода - …………………………………..

4-й класс

Дары лета.

Лето - щедрая пора! В лесах созревают ягоды. На опушках и полянках зажигаются алые огоньки земляники. В ароматных ягодах много полезного витамина С. Из сушеных листьев и плодов готовят чаи и отвары.

В хвойных лесах созревает черника. Это ягодка чудодейственная! В ней множество витаминов. Ягоды черники останавливают кровь, улучшают зрение. Малина тоже целебная ягода. О ней народ сложил сказки, стихи, песни, загадки.

Красное лето- лучшее время для укрепления здоровья.

Грамматическое задание

1) Выпиши предложение с однородными членами.

2) Подбери синоним к слову щедрая (пора) - ………………………..

3) Подчеркни лишнее слово:

Черника, голубика, смородина, земляника.

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Задачи для I класса.
1. Уставом средней общеобразовательной школы установлены следующие сроки школьных каникул: осенние, продолжительностью 5 дней; зимние – на 7 дней больше, чем осенние; весенние – на 4 дня короче зимних. Сколько дней длятся зимние и весенние каникулы? Какое значение для здоровья детей имеют школьные каникулы? Как правильно следует организовывать их?

2. Купальный сезон в летнее время открывается при температуре воды + 20° С, а заканчивается, когда температура воды снижается на 6˚С относительно первоначальной. При какой температуре воды завершается купальный сезон? Почему в конце лета можно купаться при более низкой температуре воды? Какие способы закаливания вы можете назвать? Какое значение для организма имеет закаливание?

3. Саша и Надя купили одинаковые порции мороженого. Саша съел свое мороженное за 4 минуты, а Надя за 5 минут. Кто съел мороженое быстрее и на сколько? Почему, облизывая мороженое кончиком языка, оно кажется особенно сладким? (На кончике языка содержится больше всего рецепторов, воспринимающих сладкий вкус.)

4. Рисовая каша переваривается в желудке 2 часа. Вареная говядина переваривается на 2 часа больше рисовой каши, а жареная свинина переваривается на 6 часов больше говядины. Сколько часов должен работать желудок, чтобы переварить жареную свинину? Какие из этих продуктов предпочтительно употреблять на ужин и почему?
Задачи для II класса.
1. В улыбке участвуют 18 лицевых мышц, а для гримасы неудовольствия приходится напрягать на 25 мышц больше. Какое количество мышц мы используем для выражения своего плохого настроения? Какое значение имеет смех для человека?

2. Рассмотрите таблицу. Сравните свой рост и массу тела со средними показателями роста и массы тела детей младшего школьного возраста.
Возраст (годы) 
Рост (см) 
  Масса (кг) 
 6
 114
 21
 7
 120
 23
 8
 127
 26
 9
 131
 28
 10
 137
 31
3. Когда Нине было 9 лет, она весила 28 кг, а в 12 лет она стала весить 36 кг. На сколько изменился вес Нины? Почему изменяется масса тела с возрастом? Как здоровье человека зависит от его веса?

4. В течение суток сердце сокращается 8 часов, а отдыхает в 2 раза больше. Сколько часов отдыхает сердце в течение суток? Какую работу выполняет сердце? Назовите факторы, неблагоприятные для работы сердца?

Задачи для III класса.

5. Окружающая среда полна звуков. Децибел – единица, выражающая степень давления. Сила звука нормального разговора составляет 60 децибел. Сила звука мотоцикла на 40 децибел больше силы звука разговора, а громкая музыка в 2 раза больше силы нормального разговора. Определите силу звука мотоцикла и силу звука громкой музыки. Оцените степень воздействия шума на ваш организм, если известно, что сила звука в 120 децибел вызывает болевые ощущения, а 180 децибел – смертельный уровень. Как влияет шум на человека?

6. Чтобы получить пятерку по физкультуре, мальчики V класса должны пробежать 60 метров за 10 секунд, а III секунд. С какой скоростью нужно пробежать дистанцию мальчикам IIIкласса? Почему легкую атлетику называют королевой спорта?

7. Скорость движения крови по капиллярам (мелким сосудам крови) в 50 раз меньше скорости течения крови по аорте (самый крупный кровеносный сосуд). С какой скоростью течет кровь по капиллярам, если известно. Что по аорте кровь течет со скоростью 50 см/с? Как должна измениться скорость движения крови по артериям, капиллярам и венам после физической работы?
Задачи для IV класса.
1. Петя и Маша начали есть кашу одновременно. У обоих было по 300 грамм каши. Через 15 минут Петя съел всю кашу, а Маша съела ²∕³ порции. Сколько граммов каши осталось съесть Маше? Какое значение имеют каши для растущего организма?

2. Частота сердечных сокращений у спортсменов составляет 60 ударов в минуту, а у людей, не занимающихся спортом, - 72 удара в минуту. Сколько сокращений производит сердечная мышца спортсмена за 1 час? Сколько сокращений за 1 час производит сердечная мышца человека, не занимающегося спортом? Какое значение для сердечной мышцы имеют физические упражнения и здоровый образ жизни?

3. Сердце выполняет только ¹∕³ работы по прокачиванию крови по кровеносным сосудам человека, а остальную часть работы выполняют скелетные мышцы. Какую часть работы выполняют скелетные мышцы, осуществляя движение крови по сосудам? Какое значение в этом процессе имеют занятия физическими упражнениями и активный образ жизни?

4. Для нормальной жизнедеятельности в организм человека постоянно должны поступать белки, жиры и углеводы. Зная массу своего тела, определи, сколько белков и жиров содержится в твоем организме. Известно, что на долю жиров приходится 11% веса тела, а белков – в 5 раз больше. Какое значение имеют белки, жиры и углеводы для человека?
5. Человек за 70 лет жизни ( в среднем) выпивает 10000 литров молока, а воды – 50000 литров. Во сколько раз и на сколько больше литров воды, чем молока, выпивает человек? Какое значение имеет вода для организма человека?

6. В кишечнике человека живут более 400 видов полезных бактерий. Они вырабатывают витамины, помогают усваивать пищу, в определенной мере защищают кишечник от вторжения вредных микроорганизмов. При употреблении лекарственных препаратов количество полезных бактерий сокращается в 4 раза. Какое количество полезных бактерий уничтожает человек, принимающий лекарства? Какие эффективные способы лечения гриппа известны?

7 В сутки через легкие человека проходит около 10000 литров воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают легкие за 1 неделю, 1 месяц, 1 год? Что мы называем «зелеными легкими» Земли?

8. Ученые считают, что суточная норма калорийности на человека составляет 2600 ккал. Сколько ккал должен получать человек на завтрак, обед и ужин, если известно, что завтрак составляет 25%, обед -59, полдник – 15, а ужин – 10% суточной нормы.

9.Ваня и Маша начали есть кашу одновременно. У обоих было по 400 г каши. Через 15 минут Ваня съел всю кашу, а Маша 1/ 2 порции.. Сколько граммов каши осталось съесть Маше? Чем полезна каша для организма?

10.  Когда Нине было 9 лет, она весила 29 кг, а в 12 лет она стала весить 38 кг. На сколько кг изменился вес Нины? Как  вес влияет на здоровье человека?

11.Человек за 70 лет жизни выпивает 10000 литров молока, а воды 50000 литров.  Во сколько раз и на сколько больше литров воды чем молока выпивает человек? Какое значение имеет вода для организма человека?

12. в сутки через легкие человека проходит 10000л воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают легкие за неделю? За месяц? За год? Что мы называем «зелеными легкими» Земли?

13. В течение суток сердце сокращается 8 часов, а отдыхает в 2 раза больше. Сколько часов отдыхает сердце в течение суток? Назовите факторы, неблагоприятные для работы сердца.

14. В кишечнике человека живет более 400 видов бактерий. Они помогают усваивать пищу, защищают кишечник от вредных микроорганизмов. При употреблении лекарств количество полезных бактерий сокращается в 4 раза. Какое количество полезных бактерий уничтожает человек, принимая лекарства?

Приложение 3

Коррегирующая гимнастика для глаз:

Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения):

Моргайте на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец!»:

Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

«Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии):

Вытянуть руку вперёд, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6-8 раз.

«Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения):

Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения):

Двигаете глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз):

Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4—5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 — 5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 —  4, потом перенести взор вдаль на счет 1 —  6. Повторить 4—5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3 — 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 —  6. Повторить 1 — 2 раза.

Комплекс упражнений для улучшения зрения

  1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
  2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
  3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
  5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
  6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".
  7. Частое моргание глазами.
  8. Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.

Для профилактики близорукости полезны следующие упражнения (исходное положение сидя, каждое повторяется 5-6 раз):

  1. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.
  2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.
  3. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.
  4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
  5. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).

Продолжительность однократной тренировки 3-5 минут.

Снять усталость глаз помогут следующие упражнения:

  1. Смотрите вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30 см. от глаз, смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. Повторить 10-12 раз.
  2. Перемещайте карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10-12 раз.
  3. Прикрепите на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3-5 мм. Переводите взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10-12 раз.
  4. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами "восьмерку" в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
  5. Поставьте большой палец руки на расстоянии 20-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10-12 раз.
  6. Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отводите руку вправо, следите взглядом за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
  7. Не поворачивая головы, переведите взгляд в левый нижний угол, затем - в правый верхний. Потом в правый нижний, а затем - в левый верхний. Повторить 5-7 раз, потом - в обратном порядке.

При усталости глаз рекомендуется комплекс несложных упражнений. Они могут также служить профилактикой ухудшения зрения.

- Лечь, расслабиться, 2 пальца положить на глаза. Погладить глаза.

- Сидя или стоя посмотреть вдаль, потом на ближний предмет. Закрыть глаза, расслабиться.

- Моргать 30—60 раз с усилием. Расслабиться.

- Сидя в удобной позе, зафиксировать взгляд на кончике носа. Расслабиться. Повторить упражнение несколько раз до усталости.

- Попытаться зафиксировать взгляд на «третьем глазе» — точке между бровями. Расслабиться. Повторить упражнение несколько раз.

- Скосить глаза к правому плечу, зафиксировать на нем взгляд, потом к левому, расслабиться.

- Следить взглядом за указательным пальцем левой руки, двигающимся от кончика носа горизонтально полу. То же самое — с пальцем правой руки.

- Сосредоточить взгляд на кончике указательного пальца левой руки, который двигается на расстоянии около 10 см от носа в левую сторону. Потом повторить упражнение с правой рукой.

- На таком же расстоянии указательным пальцем левой руки описать круг вниз (при этом сделать вдох). Потом указательным пальцем правой руки описать круг вверх (выдох). При этом следить за ними взглядом.

- То же самое упражнение повторить на расстоянии вытянутой руки.

- Смотреть на стену — движение глаз по диагонали: правый верхний угол, потом левый нижний угол и наоборот. Повторить 10 раз.

- На стене глазами описывать круги: 10 раз в одну сторону, 10 раз — в другую.

- Вращать закрытыми глазами 10 раз в одну сторону и 10 раз — в другую.

- Фиксировать взгляд на свече в течение 1 мин. Довести постепенно это время до 3 мин.

- Поставить свечу в таз с водой и смотреть на отражение огня в воде. Взгляд должен падать на воду под углом 300.

- Фиксировать взгляд на восходящем и заходящем солнце до 10 мин.

- Смотреть на отражение восходящего и заходящего солнца в воде, когда оно находится под углом 450.

Комплекс упражнений физкультурных минуток :

ФМ для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение (и.n.) — сидя на стуле, 1—2 — отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3—4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4—6 раз. Темп медленный.

2. И.n. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.n., 3 — поворот головы налево, 4 — и. п.,. Повторить 6—8 раз. Темп медленный.

3. И.n. — стоя или сидя, руки на поясе, 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 — и.n.,3—4 — то же правой рукой. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы):

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь):

«Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.n. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх, 2 — переменить положение рук. Повторить 3 — 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед.

Темп средний.

2. И.n. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе, 1—2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 — 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6—8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.n. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6—8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. И.n. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо, 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

5. И.n. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — 3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 — 6 - то же в другую сторону, 7—8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

6. И.n. — стойка ноги врозь. 1—2 наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 — 4 - и. п.,5—8 — то же в другую сторону. Повторить 6—8 раз. Темп средний.

Комплекс упражнений для младших школьников на уроках с элементами письма

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

И.n. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.n., 3 — поворот головы налево, 4 — и.n., 5 — плавно наклонить голову назад, 6 — и.n., 7 — голову наклонить вперед. Повторить 4 — 6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

И.n. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6—8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища

И.n. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо, 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

Упражнения для мобилизации внимания

И.n. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс, 2 — левую руку на пояс, 3 — правую руку на плечо, 4 — левую руку на плечо, 5 — правую руку вверх, 6 — левую руку вверх, 7—8 — хлопки руками над головой, 9 — опустить левую руку на плечо, 10 — правую руку на плечо, 11 — левую руку на пояс, 12 — правую руку на пояс, 13—14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4 — 6 раз. Темп — 1 раз медленный, 2 — 3 раза — средний, 4—5 — быстрый, 6 -, медленный.

1. Стойка «Руки — вверх, ноги — на ширине плеч».

2. Стойка «Крест». Руки — в стороны, ноги — на ширине плеч.

3. Стойка «Звезда». Руки вверх, в стороны. Ноги — широко расставлены.

4. Присед «Поза наездника». Ладони соединены в замок. Ступни — полностью на полу. Спина выпрямлена.

5. Полуприсед. Руки соединены в районе солнечного сплетения.

6. Прогиб назад. Руки поддерживают поясницу.

7. Наклон вперёд. Ноги прямые. Шея расслаблена.

8. Наклон «Уголок». Опора — крестец. Руки параллельны ногам.

Психофизическая тренировка младших школьников (релаксация)

Психофизическая тренировка является разновидностью психотерапии и аутотренинга. Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видов дыхательных упражнений в целях повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья.

Психофизическая тренировка — это метод самовоздействия на организм. Произвольное расслабление мышц (релаксация) основано на способности человека мысленно при помощи образного представления отключать мышцы от импульсов, идущих от двигательных центров головного мозга. Под воздействием релаксации появляется приятное ощущение истомы, легкости.

Напряженье улетело...

и расслаблено все тело,

и расслаблено все тело...

Будто мы лежим на травке...

на зеленой мягкой травке...

Греет солнышко сейчас...

Руки теплые у нас...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Губы чуть приоткрываются.

все чудесно расслабляется...

Нам понятно, что такое

Состояние покоя!

Правильное общее расслабление мышц связано с ощущением отдыха. Кратковременный отдых в таком положении, сочетаемый с правильным дыханием, восстанавливает силы и работоспособность.

Игра «Подари тепло другу»

Содержание: ученики за партами поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Учитель говорит: «Дети, посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели... Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше...»

Упражнение 1. Метод имитации (подражание) — «поза дремлющего кучера». Находясь в этой позе:

1. Сидя на краю стула вблизи стола, ноги полусогнуты и раздвинуты в стороны на полшага, руки (с переплетенными пальцами) свисают между ногами, туловище и голова наклонены вперед, следует закрыть глаза, дышать неглубоко и почувствовать расслабление мышц вдоль позвоночника. Продолжительность позы определяется общим состоянием организма. Упражнение сопровождается словесным самовнушением: «Я отдохнул, я спокоен».

2. Сидя на краю стула с согнутыми ногами (расстояние между стопами в полшага), представить, что мышцы ног расслаблены. Затем руками подталкиваем колени внутрь. Если колени, коснувшись, легко отскакивают в стороны, это значит, что вы научились сознательно расслаблять мышцы ног. Смену напряжения и расслабления мышц выполняют ритмично в удобном темпе. Дышать следует неглубоко.

3. В парах, стоя лицом к партнеру, следует образно представить, что мышцы рук расслаблены. Затем партнер, держа их за кисти, раскачивает руки ученика в стороны 4 — 6 раз и сразу отпускает их. Если руки упали как плети, то это говорит о том, что мышцы рук произвольно расслаблены.

Упражнение 2 — «тянуть канат». Представьте, что над вами, на высоте вытянутых рук, висит канат. Поднялись на носки — вдох, на выдохе вы как бы захватываете руками «канат» и тянете вниз с усилием, сгибая руки и чуть приседая (2—3 раза). 

Упражнение 3 — «поза фараона». Сидя на краю стула, согнуть ноги в коленях, скрестив стопы так, чтобы было удобно опереться на пальцы ног. Руки разведены в стороны ладонями вверх, пальцы сжаты в кулак.

После вдоха и задержки дыхания на несколько секунд одновременно и мгновенно сильно прижимать пальцы ног к полу, сжимая пальцы в кулак. Вытягивая шею и опуская подбородок, пристально смотрим вперед в одну точку. 

Упражнение 4 — сочетание образного представления с движением. Сидя на краю стула со скрещенными ногами с опорой на пальцы, непринужденно выпрямить позвоночник, немного втянуть подбородок, руки положить на бедра ладонями вверх.

1. Два раза подышать гармонично полным типом дыхания.

2. Четыре раза подышать следующим образом: во время гармонично полного вдоха произносить мысленно «а- о-ум» (делать вдох как бы в три приема), во время удлиненного выдоха (с закрытыми глазами) почувствовать расслабление мышц тела (опускается грудь, голова, расслабляются мышцы лица, ног).

3. Пройтись по комнате на 3 — 4 дыхательных цикла (один цикл — вдох и выдох), сохраняя хорошую осанку.

4. Сесть в той же позе. Вдохнуть, мысленно произнося «а-о-ум». Задержать дыхание на 1 — 2 с и в это время образно представить себя бодрым и здоровым, а на удлиненном выдохе почувствовать расслабление мышц и после выдоха мысленно произнести: «Я бодр, творчески настроен, активен». Задание повторить 6 — 8 раз. Затем энергично встать. 

Упражнение 5. «Волшебные свойства улыбки». каждый день утром перед зеркалом нужно вспомнить что-либо приятное, что поможет придать лицу приветливое выражение. 

Упражнение 6. Можно воздействовать на поток мыслей и эмоций, видоизменяя напряжение мышц всего тела с помощью ритмических движений под хорошую эстрадную музыку. 

Упражнение 7. Угнетенное состояние легко снимается, а плохое настроение повышается от тихого (про себя) насвистывания мелодии «с настроением».

Упражнения для отдыха

Все умеют танцевать,

прыгать, бегать. рисовать.

но не все пока умеют

расслабляться, отдыхать.

есть у нас игра такая-

очень легкая, простая,

замедляется движение.

исчезает напряжение...

и становится понятно-

расслабление приятно!

Во время урока  использовать музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно – перспективные. Произведения Бетховена стимулируют интеллектуальную деятельность, поддерживают вдохновение. Музыка П.И.Чайковского расслабляет и успокаивает. Музыка Баха дарит чувство покоя, возвышает

Игра – цветные сны.

           В положении сидя после напряженной работы . учащиеся закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову. Учитель называет цвета, а учащиеся стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем – то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце).

           Выборочно учитель подходит к детям, касается их плеча и опрашивает о том, что они увидели. Затем учитель называет другой цвет.  Длительность цикла – 15-20 сек, общая продолжительность – 1 мин.

       Желтый – стимулирует умственную деятельность;

      зеленый – умиротворяет, успокаивает;

      голубой –  снижает кровяное давление, успокаивает;

      синий – располагает к серьезности, строгости в поведении;

      фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;

      черный в небольшой дозе – сосредотачивает внимание.

Упражнения на расслабление помогают нам отдохнуть, успокоиться, сосредоточиться, чтобы с новыми силами и светлой головой снова приступить к занятиям.

Гимнастика маленьких волшебников (Чунаха И. В.) 

«Массаж живота» (скульптор замешивает глину).

Поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком. Цель — улучшить работу кишечника. С левой стороны пальчиками нажимаем более глубоко, проверяем «готовность глины» (воздействие на сигмовидную кишку). 

«Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги согнуты «по- турецки». Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная» (воспитываем бережное отношение к своему телу, учим любить себя), 

«Заводим машину». Выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки». Ставим пальчики на середину грудины, от вилочковой железы вниз 8 точек, и вращательными движениями по часовой стрелке заводим машину со звуком: «Ж —  Ж - Ж». Затем то же против часовой стрелки. Воздействуем на точку между грудными отделами со звуком: «ПИ» (сигнал, что машина завелась). 

«Лебединая шея». Поза та же. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею, похлопываем по подбородку, любуемся длинной, красивой шеей лебедя. 

«Чебурашка». Поза та же. Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины, лепим ушки внутри по бороздкам (воздействуем на точки кишечника, выходящие на ушные раковины). Растираем за ушами, «промазываем глину», чтобы ушки не отклеились. 

«Массаж головы». Поза сидя на коврике, ноги расставлены на ширине плеч. Прорабатываем активные точки на голове сильным нажатием пальцев (моем голову). Как «граблями», ведем к середине головы, затем расчесываем пальчиками волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку. 

«Лепим красивое лицо». Поза сидя на коврике, ноги «по-турецки». Поглаживаем лоб, щеки, крылья носа, чтобы кожа была упругой. Надавливаем пальцами активные точки переносицы, середину бровей, разглаживаем брови, глаза, похлопываем по щекам, подергиваем нос.

Игра «Буратино». Поза сидя на коврике. Лепим красивый нос для Буратино. Буратино «рисует» носом солнышко, морковку, домик. При этом у детей появляется радостное ощущение от медленных и плавных движений шеи. Упражнение дает терапевтический эффект для шейного отдела позвоночника. 

«Массаж рук». «Моем» кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ноготочкам другой. 

«Стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Создается ощущение легкости и радости внутри организма. Поза сидя на ковре, ноги согнуты «по-турецки», в руке небольшая мочалочка. Трем «рукой-мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимаем на мышцы плеча, предплечья; «смываем водой мыло» — ведем одной рукой вдоль второй руки вверх и затем ладошкой вниз, стряхиваем «воду». При этом происходит возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук. 

«Массаж стопы». Подтягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем пальцы. Подушечками пальцев сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, похлопываем по пяткам ребром ладони, стопой делаем вращательные движения, вытягиваем вперед пальцы, затем пятку, Поглаживание, пощипывание, сильное растирание голени и бедра (воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах). 

«Надеваем чулок», затем снимаем его и сбрасываем, встряхивая руки.

Игра «Покачай малышку». Сидя, прижимаем к груди стопу ноги, укачиваем «малышку», касаемся лбом колена и стопы ноги. Поднимаем «малышку» выше головы, делаем вращательные движения вокруг лица. Это упражнение развивает гибкость суставов ног, дает чувство радости от гармоничного движения ног. 

«Качалочка». Лежа на спине, подтянуть за колени ноги к животу. Раскачиваться вдоль позвоночника, затем с бока на бок (боковая качалочка). Происходит улучшение работы позвоночных дисков, выведение шлаков из организма.

«Велосипед». Лежа на спине, «крутим» педали велосипеда со звуковым сопровождением (ж-ж-ж). Упражнение улучшает кровообращение в ногах, восстанавливает работу кишечника.

Упражнения на укрепление осанки

Упражнение «Стульчик»:

Встаньте спиной к стене, медленно приседая, образуйте «стульчик». Стопы      вместе, голени и бедра образуют прямой угол. Спина, голова, таз прижаты к стене, руки вытянуты вперед, ладонями вниз. Постарайтесь быть крепким, надежным «стулом».

«Дерево»:

Сели за парту. Ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделали спокойный вдох и выдох. Плавно подняли руки вверх, ладонями друг к другу. Потянулись всем телом. Внимание – на позвоночник. Дыхание спокойное. Представьте себя деревом. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм , как дерево наливается силой, бодростью, здоровьем. Удержите позу 15 -20 секунд. Затем руки плавно опустите и расслабьтесь. Это упражнение можно выполнять и в положении стоя.

«Божественная поза»

Заведите руки за спину, соедините их ладонями вместе. Затем выверните ладони пальцами вверх по направлению к спине и расположите кисти как можно выше, так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти приподнимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Вы чувствуете, как ваша спина становится ровной, мышцы крепкими, руки гибкими. Вам дышится легко и свободно. Грудная клетка раскрылась, сердце работает равномерно. Удерживайте позу 20-30 секунд, затем медленно вернитесь в исходное положение. Погладьте свои запястья.

«Лебедь»:

Упражнение можно выполнять и стоя, и сидя. Сели, касаясь спиной спинки стула. Руки опущены. Отвели плечи назад , соединили лопатки. Пальцы собрали в замок, руки выпрямили и медленно поднимаем вверх, не наклоняя туловище и голову. Когда почувствуете тепло между лопатками, руки медленно опустите. Удерживайте позу в меру своих сил – от 3 до 10 секунд.

«Перекрест»:

Встаньте или сядьте прямо. Правую руку поднимите вверх, ладонью внутрь. Левая рука опущена вниз. Позвоночник не смещается. Правую руку опустите за спину , ладонью к позвоночнику, так, чтобы средний палец его коснулся. Левая рука развернута тыльной стороной к спине, тянется к правой руке. Постарайтесь сцепить пальцы в замок. Голову держите ровно , не опускайте: локоть , поднятый вверх, прижмите к голове. Удерживайте это положение 10-15 секунд. После отдыха поменяйте положение рук. Если не получается захват, можно использовать веревку, полотенце.

«Скручивание»:

Сядьте на стул боком. Ноги вместе , бедра прижаты к спинке. Правой рукой держимся за правую сторону спинки стула, а левой –за левую. Медленно на выдохе скручивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказались против спинки стула . Оставайтесь в этом положении 5-10 секунд. Внимание на позвоночник. Выполните то же самое . но в другую сторону, поменяв исходное положение на стуле.

Позу скручивания можно выполнять и стоя около стены. Руки согните в локтях, предплечьями вверх. Ладони на уровне глаз. Следите за ладонями и спокойно поворачивайтесь к стене, скручивая верхнюю часть туловища. Стопы вместе, ладони прижаты к стене. Оставайтесь в таком положении 3-5 секунд. Затем медленно возвращайтесь в исходное положение. Выполните скручивание в другую сторону. Повторите 3-5 раз.

“Сенсорный крест”. 

Он укрепляет мышцы спины (профилактика нарушения осанки), снимает гиподинамику. “Сенсорный крест” висит посередине доски или с краю на такой высоте, чтобы дети, подойдя к “кресту” не просто достали карточку, а потянулись за ней (позвоночник распрямляется, снимается напряжение с плечевого пояса

Не нужно забывать и о дыхании.

Урок  начинать с успокаивающего дыхания, во время контрольной или самостоятельной работы использовать мобилизующее дыхание.

  1. Использовать упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата и разных органов:

- эффект вибрации для укрепления и профилактики заболеваний внутренних органов. Звуки произносятся на одном дыхании, каждый звук повторяется 3 раза:
[ и ] – мозг, функция почек
[ э ] – железа внутренней секреции
[ а ] – глотка, гортань, щитовидная железа
[ о ] – средняя часть груди
[ ои ] – сердце
- после ритмичного дыхания (дышать через нос), рот плотно закрыть. Повторять с ритмичными интервалами согласные звуки Б, В, Н, Т, Ж, Ш, Ф – воздух как бы выталкивается через нос.

Пение полезно для здоровья (особенно если проблемы с лёгкими или частые бронхиты).

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести

«технологию раскрепощенного развития детей» В.Ф.Базарного.

Отличительные особенности этой технологии, особое внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:  

  1. Учебные занятия проходят в смене динамических поз, для чего используется специальная мебель  с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – сидит за конторкой. На первых уроках с использованием конторок ученики первого класса могут выстоять за ними не более 5 мин7ут за урок. Затем это время увеличивается до половины урока, а к концу учебного года дети активно меняют позы тела в ходе урока.

  1. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры « Бегущие огоньки ». Занимают все эти упражнения не более 3-4 минут урока и проводятся на материале учебного предмета.

  1.  С целью зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный « Экологический букварь », расположенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это дает возможность бескнижного обучения, снижая нагрузку на зрение.

  1.  Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные « сенсорные кресты », карточки с заданиями  и возможными вариантами ответов.

  1. В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующее утонченное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз-рука».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование ги...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки

В данной статье открываются вопросы связанные с ипользование здоровьесберегательных технологий на уроках музыки. Рассматриваются направления музыкотерапии, вокалотерапии, логоритмики и другие....

Мастер - класс. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках "Здоровья" в начальной школе.

Мы познакомим вас с  нашим опытом работы по формированию здоровьесберегающего пространства и применением  здоровьесберегающих технологий на уроках « Здоровья» в начальной школе....

Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"

Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...

Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"

Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...

Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий учителем в учебно-воспитательном процессе.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...

Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на ИКТ-уроках

В данном материале даны методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на ИКТ-уроках. Попыткой оздоровить учащихся, облегчить их пребывание в стенах школы явилось введение в на...