Классный час "Треугольное письмо"
классный час (1 класс) по теме

Цель:

* Формирование  у школьников патриотической позиции.

* Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

* Через стихи и песни дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле.

Задача: 

* рассказать о роли писем в годы Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.rar16.62 КБ
Файл treugolnoe_pismo.rar663.73 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  «Солдатский треугольник»

Цель:

* Формирование  у школьников патриотической позиции.

* Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

* Через стихи и песни дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле.

Задача:  

* рассказать о роли писем в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование:  презентация выполненная в « Майкр Софт Повер Пойнт», видеоролик «Треугольный конверт», листы формата А4, загадки, мультимедийное оборудование.

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя:

Для того чтобы узнать и  определить  тему нашего классного часа я попрошу вас отгадать загадки и тогда вы легко сможете вывести тему нашего урока.

Без крыльев, а летит,

Без языка, а говорит.     (письмо)

Очень к вам хотело,

Ехало, летело, по морю плыло,

Наконец… пришло.        (письмо)

Так какая же тема нашего классного часа? О чём пойдёт речь?

Слайд 2

( о письме)

Верно, но не о простом письме. А о солдатском письме . Сейчас мы отправляем письма по компьютеру или в прямоугольных  конвертах, а раньше, в годы Великой Отечественной войны, письма имели треугольную форму.

Слайд 3

Солдатский треугольник-письмо без марки и конверта, отправленное солдатом с фронта или солдату на фронт.

Письма-треугольники.

Солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым  образом, чтобы получился треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты, тоже треугольной формы. Это было не только из-за нехватки конвертов, но и из-за того, что военной цензуре было намного легче развернуть «треугольник». ( Цензура – общее название контроля власти за содержанием и распространением  информации, в некоторых случаях также частной   переписки, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых вредными или нежелательными).

Слайд 4

- А знаете ли вы, что в городе Волгограде  стоит памятник солдатскому треугольнику?

Слайд 5

 Послушайте предысторию его возникновения:

«Моя черноглазая Мила. Посылаю тебе василёк. Представь себе: идёт бой, кругом воронки, и здесь же растёт цветок. Вдруг очередной взрыв, и василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки… Мила, папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком»- пишет своей дочери защитник Сталинграда (ныне Волгограда) майор Петраков.

И именно это письмо, которое вы сейчас видите, в форме треугольника,  как один из элементов запечатлено на мемориальном комплексе «Солдатское поле».

Слайд 6

Так же одним из элементов «Солдатского поля» является скульптура тоненькой девочки с цветком в руке, устремляющейся к братской могиле, как олицетворение спасённого поколения. Рядом с девочкой – треугольник письма Дмитрия Петракова, с подлинным текстом на нём. Строки этого письма до сих пор обжигают  душу болью и мужеством тех, кто приходит к мемориалу «Солдатское поле».

Ученик 1.

Я читаю письмо от солдата, что был моим дедом…

Треугольник истлевший, истёртый давно по краям…

Я не помню его: дед погиб, не дожив до Победы.

Но у бабушки в старой коробке письмо нашла я.

Ученик 2.

«Здравствуй, милая Оля. Во первых  строках сообщаю,

Что я жив и здоров, и пока что не ранен в бою.

Передай моим сёстрам, что часто я их  вспоминаю.

И мечтаю увидеть дочурку, малышку мою.

Ох, как трудно живётся всем вам без меня… Понимаю…

Ты с ребёнком (в такое-то время!) осталась одна.

Скоро в бой. А вернусь ли живым  я оттуда – не знаю…

Что поделаешь: надо понять: это, Оля, война.»

Ученик 3

Тёмно серый листок. А на нём – бледно-синие строчки.

Подчерк ровный и чёткий. Ничто не пророчит беду…

Не увидел (ни разу!) мой дед своей маленькой дочки.

Он в мученьях скончался от ран в сорок третьем году.

Ученик 4

Но сквозь годы, сквозь вечность, сквозь слёзы письмо я читаю

И родное лицо. Воскресая, встаёт предо мной.

Здравствуй. Дед. Я твой голос далёкий в тиши различаю…

Ты погиб на войне. Но в письме для меня ты – живой.

Учитель:  Таких, как майор Петраков, погибло в годы Великой Отечественной войны более 22 миллионов человек. Давайте почтим память павших в годы войны минутой молчания.

Слайд 7

 Минута молчания (метроном)

Учитель:

А теперь давайте и мы с вами, внуки и правнуки ветеранов войны, попробуем сделать такой же треугольник. Но как изготовить этот треугольник мы с вами увидим и узнаем от самого Ветерана  Великой Отечественной войны. Внимание на экран.

Демонстрация видеоролика «Треугольный конверт»

(мастер класс по изготовлению солдатского треугольника)

Дети готовят самостоятельно конверты.

-Конверт готов, теперь подпишем его для наших ветеранов в канун Дня победы и вручим им эти конверты на Центральной площади 9 Мая.

(Дети подписывают письма(Ветеранам и победителям в Великой Отечественной войне от благодарного поколения) и текст поздравления внутри:

Слайд 8

В день радостный, светлый-

В День вашей Победы-

Уйдут пусть из жизни

Болезни и беды!!!

Итог занятия:

-Что нового узнали на сегодняшнем классном часе? (ответы детей)

-Какой памятник поставлен на «Солдатском поле» в городе Волгограде?

Рефлексия

- Если вам было интересно и понравилось занятие, закрасьте звезду в красный цвет, а если не совсем всё понравилось то в жёлтый.

Слайд 9

Спасибо вам и всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Классный час "Письма из прошлого"

Почему человек без прошлого не имеет будущего? На этот вопрос ребята в течение занятия ищут ответ. Классный час направлен на воспитание патриотизма, уважение к памяти сражавшихся за нашу страну....

Классный час "Письмо моей маме"

Методическая разработка классного часа, посвященного Дню Матери "Письмо моей маме" 4 класс. В данной разработке подобраны стихотворения, пословицы о маме....

Классный час "Письмо неизвестному солдату"

   3 декабря 2014 года мы впервые отмечали День  Неизвестного солдата.  В рамках празднования этого события  в школе были проведены различные мероприятия. В нашем ...

Классный час "Письма с фронта"

Открытый классный час, посвященный Дню Победы...

Классный час "Письма войны"

Классный час,посвященный Дню Победы "Письма войны"...

Классный час "Письмо мой маме"

Внеклассное мероприятие  с выражением  признательности и любови к самому близкому человеку, к маме....