Учебный материал. ФГОС
план-конспект по теме

Контрольная работа для 1 класса. Итоги.

Урок по математике. 1 класс.

Конвенция о правах ребенка.

Глоссарий ФГОС

Исследовательская деят-ть ФГОС

 Этапы урока. ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа ( 1 класс, 4 ч.)

Вариант 1

1. Запиши по порядку числа от 9 до 17.

2. Вычисли:

10 + 2                          13 – 10                     9 + 8

17 – 7                          19 – 1                       6 + 5

3.      На ёлке 5 красных шаров, а жёлтых на 4 шара больше. Сколько всего шаров на ёлке?

4. Запиши пропущенные знаки действий  +  или  -   так, чтобы стали верными равенство и неравенства:

9          1 > 8    

5          1 =  4

6          1 < 7

Контрольная работа ( 1 класс, 4 ч.)

Вариант 2

1. Запиши по порядку числа от 13 до 7.

2. Вычисли:

18 – 10                        14 – 4                         7 + 4

10 + 6                          1 + 18                        8 + 5

3. В корзине лежат белые грибы и лисички. Белых грибов 9, а лисичек на 5 меньше. Сколько всего грибов в корзине?

4.  Запиши пропущенные знаки действий  +  или  -   так, чтобы стали верными равенство и неравенства:

7        1 < 8

9        1 = 8

5       1 > 4



Предварительный просмотр:

Математика

Тема:Вычитание вида  15- ( ), 16-( ).

Цели:  продолжить работу над запоминанием табличных случаев вычитания,

           формировать умения решать задачи на сложение и вычитание;

           развитие матем. речи,умение комментировать,анализировать;

           воспитывать вним. отношение друг к другу ,взаимопомощь,умение «слышать» и

           «слушать».

Оборудование: рис.Солнышка,карты с числами,названия этапов,рис.Крокодила из сказки Чуковского.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Сообщение цели урока,игровой момент.

2.УСТНЫЙ  СЧЕТ.Актуализация знаний.

Ребята,Солнышко радо встрече с вами и оно посылает на лучиках математические приветики в виде примеров и задач.

ИТАК, 1  ЛУЧИК :        «РЕШИТЕ ЗАДАЧИ»

А)  Под кустами грибы сохли,ну,а в дождь,конечно,мокли.10 жёлтеньких опят,да 2 рыжие лисички-очень милые сестрички.2 груздя и боровик.Вы,ребята,не молчите,Ск-ко всех грибов,скажите?  (15)

Б) Много дел у мамы было,сделать все одной невмочь.Дочка Верочка решила мамочке своей помочь.Чтобы меньше мать устала Вера мыть тарелки стала.3 тарелочки она утром вымыла одна.Пообедавши,опять вымыла их ровно пять.Вечерком же все ,что было,наша Верочка помыла,скажем прямо 8 штук,не минуло ее рук.»Вот бы больше таких Верочек»-мама дочке говорила.Сколько же всего тарелочек Вера за день перемыла? (16)

На доске  числа  15  16  -прокомментируйте числа,назовите наиб. число,наименьшее.

Назовите соседей наим. числа,послед. наибольшего. МОЛОДЦЫ!

Сегодня на уроке мы будем работать с этими числами,вспоминая таблицу «+»  «-«

ИТАК  2 ЛУЧИК:     «ВСПОМНИ И ОБЪЯСНИ».

Вспомните слагаемые этих чисел и напишите . /Задание вып. На доске/

   15          15         16      16

ФИЗМИНУТКА / упр.для глаз,разминка кистей рук./

Проверка.

Т.О. сег. Повторяем вычитание с перех. Через десяток,основываясь на таблице «+».

-А почему необходимо знать таблицу «+»?

  1. НОВАЯ  ТЕМА.

ИТАК  3 ЛУЧИК :  «УЗНАЙ НОВОЕ»

А) Кто уже знает какие примеры на вычитание можно составить?

(По ходу учитель вывешивает карты с примерами на доску)

15-9=6                          16-9=7

15-6=9                          16-7=9

15-8=7                          16-8=8

15-7=8

Объясните,как из 15-9?

Прочитайте по-разному это выражение!

МОЛОДЦЫ!

Б)Что случилось?Вот беда!(Закрываем Солнце-«съел» Крокодил)

Кто-то пасть свою открыл,

Кто-то что-то проглотил.

Потемнело асе вокруг,

Ой,какой кругом тспуг!

-О ком эти строки? В какой сказке это произошло?

Надо спасать Солнышко,а чтобы его спасти,надо выполнить все задания Крокодила!

-Выполним,ребята??

ФИЗМИНУТКА /подвижная/

3.ЗАКРЕПЛЕНИЕ  НОВОГО.

Работа в учебнике,с.78 Крокодил хочет знать,достойные ли мы математики!Как мы владеем счётом и матем.речью.

№1-выборочно,с комментированием.

ИТОГ.

Струсил враг и воротил

То ,что в небе проглотил!!

-Молодцы,ребята,вот наше Солнышко и следующий лучик :

«РЕШИ ЗАДАЧУ»

Физминутка /упр.для глаз,разминка кистей рук./

4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ  ИЗУЧЕННОГО.

С.78 №2

Чтение,анализ,составление кр.записи.на доске,комментирование,решение ,ответ.

5.ИТОГ.

Последний ЛУЧИК: «ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ НА УРОКЕ»

Спасибо всем за урок.Задание на дом.

   



Предварительный просмотр:

Урок «Я – ребенок, я – человек, я - гражданин» 30.10.2009г. в рамках итоговых мероприятий II окружного интернационального фестиваля «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила» может быть проведен по следующим темам: Приложение 4

к приказу № 872

от 19.10.2009

Методические разработки по проведению урока

«Я – ребенок, я – человек, я - гражданин»

  1. Права и обязанности граждан РФ;
  2. Конвенция ООН о правах ребенка;
  3. Международные правовые акты;
  4. Толерантные отношения в обществе;
  5. Гармоничные межличностные отношения в обществе и семье;
  6. Активная гражданская позиция человека и др.

Для проведения урока могут быть использованы предлагаемые материалы.

Конвенция ООН о правах ребенка

 (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, вступила в силу для СССР 15.09.1990 года)

История принятия и основные положения

Современное законодательство в области прав человека начало активно формироваться после окончания Второй мировой войны. Ужасающие зверства, насилия и массовые нарушения самых элементарных прав человека, данных ему от рождения, потребовали особых гарантий, как концептуальных, так и правовых, для разработки международных мер по защите прав человека. Создатели Организации Объединенных Наций сделали решительный акцент в ее Уставе на соблюдении «основополагающих прав человека». В результате в уставе были сформулированы весьма четкие положения по правам человека. Ст.1 Устава утверждает, что уважение к правам человека является основным средством достижения целей Организации Объединенных Наций, а статья 55 и 56 прямо обязывают государства – члены ООН содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод». Это послужило началом новой эры международного законотворчества в этой области. ООН создала «универсальный свод законов» по правам человека, открытый для присоединения всех государств и обеспечивающий гарантии соблюдения прав человека включая экономические, социальные, культурные, политические и гражданские права. Ввела в действие механизмы защиты этих прав и определила систему помощи государствам, стремящимся должным образом обеспечивать соблюдение прав человека, в том числе и прав детей.

Благосостояние детей, защита их прав были настоятельной заботой ООН. Чтобы сконцентрировать внимание на решении проблем, касающихся детей, одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЭФ), который и сегодня остается главным органом, осуществляющим международную помощь детям.

Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты. Однако первым нормативным актом ООН, касающимся только прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. Она подвела благородную моральную базу под охрану прав ребенка. Однако уже тогда было ясно, что она не обеспечивала надлежащих правовых гарантий и поэтому требовала дальнейшего усовершенствования.

Отмечая двадцатую годовщину принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого было проведено множество мероприятий и выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка.

Конвенция о правах ребенка явилась первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека – прав детей. Это дало блестящие результаты. 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. В первый день Конвенцию подписало 61 государство, что дало основание для ее быстрой ратификации. После ратификации Конвенции двадцатью государствами, в том числе и нашей страной, она вступила в силу 2 сентября 1990 года и стала частью международного права для этих государств.

После этого появилась возможность выполнить процедуры, необходимые для создания Комитета по правам ребенка и избрания в него десяти независимых экспертов. Комитет, согласно Конвенции, должен рассматривать доклады государств-участников Конвенции о мерах по выполнению установлений Конвенции. На основании изучения этих докладов каждые пять лет Комитет делает замечания, предложения и рекомендации, адресованные государствам-участникам Конвенции. Невыполнение рекомендаций и замечаний Комитета может повлечь упоминание государства, не выполняющего положений Конвенции, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Комитет каждые два года представляет доклад о своей работе Генеральной Ассамблее ООН, в нем приводятся рекомендации, данные государствам после рассмотрения их докладов по выполнению положений Конвенции о правах ребенка.

Если какое-либо государство не выполнило в должной мере рекомендаций, которые были даны при рассмотрении доклада Комитетом, то Генеральная Ассамблея может принять резолюцию, по которой этому государству трудно будет рассчитывать на моральную и материальную помощь со стороны других государств-участников Конвенции и международных организаций. Что отразится на положении детей в этой стране. Поэтому правительства стран-участниц Конвенции должны со всей серьезностью относиться к выполнению всех положений Конвенции и рекомендаций Комитета, чтобы избежать возможного ухудшения положения нуждающихся в помощи детей в своих странах.

Продолжением международного движения за права детей стала Всемирная встреча на высшем уровне, проходившая
в Нью-Йорке с 29 по 30 сентября 1990 года с участием многих глав государств и правительств, министров, постоянных представителей в ООН и представителей мировой общественности. Эта встреча показала, что международное сообщество преисполнено решимости улучшить участь детей, и обладает всеми возможностями для этого. На этой встрече были приняты «Всемирная декларация обеспечения выживания, защиты и развития детей», а также «План действий по ее осуществлению», которые были в тот же день подписаны 163 главами государств и правительств. Эта акция была рассчитана на обеспечение ратификации Конвенции всеми странами.

Для усиления этого процесса на Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств. Это почти случилось в 1997 году, когда 191 государство стало участником Конвенции о правах ребенка. Только США и Сомали пока не присоединились к Конвенции.

По инициативе Франции, проявленной в 1996 году, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка.

Присоединяясь к Конвенции о правах ребенка, государства берут на себя обязательства пересмотреть свое национальное законодательство с тем, чтобы обеспечить его полное соответствие установлениям Конвенции, а также нести ответственность за несоблюдение всех ее требовании перед международным сообществом. Следует контролировать государственную политику в сфере соблюдения прав ребенка со стороны общественности. Конвенция о правах ребенка по существу является «великой хартией вольности» для детей и «мировой конституцией» прав ребенка – важнейшим документом в серии гарантирующих защиту прав человека. В Конвенции учтены необходимые нормы, касающиеся прав человека, и дано их толкование, принимая во внимание, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения».

Преамбула

Государства-участники настоящей Конвенции,

считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле;

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе;

признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства;

напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь;

убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества;

признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания;

считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности;

принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской Декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей;

принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»;

ссылаясь на положения Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты благополучия детей, особенно при передаче их на воспитание и усыновление на национальном и международном уровнях, минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), и материалы Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов;

признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании;

учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка;

признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах;

согласились о нижеследующем:

Основные положения

Ребенок является субъектом права и все права человека – гражданские, культурные, экономические, политические и социальные – необходимые для его выживания, развития и защиты, взаимозависимы и неделимы.

Конвенция в статье 1 определила, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста», за исключением тех случаев, когда по закону, который применяется к данному ребенку, совершеннолетие наступает раньше.

Важнейший принцип международного права – осуждение дискриминации – включен в Конвенцию и в отношении детей. В статье 2 говорится, что «Государства-участники уважают и обеспечивают права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации. В независимости от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств». Конвенция рекомендует принять все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации в связи со взглядами или убеждениями ребенка, его родителей, законных опекунов или иных членов семьи.

Конвенция (статья 3) настоятельно рекомендует государственным, частным учреждениям в отношении детей руководствоваться принципом наилучшего обеспечения интересов ребенка во всех областях жизнедеятельности. Этот принцип относится к решениям судов, административных и законодательных органов, государственных и частных учреждений. Его осуществление считается одной из важнейших задач Конвенции.

Государства-участники обязуются обеспечить такую защиту и заботу, которые необходимы для благополучия ребенка, принимая во внимание и уважая права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону (статья 5).

Статья 6 Конвенции признает, что каждый ребенок, как и любое человеческое существо, имеет неотъемлемое право на жизнь. И поэтому каждое государство-участник Конвенции обязано принять конкретные меры в целях создания условий обеспечения в максимально возможной степени выживания и здорового физического, умственного, духовного, нравственного, психологического и социального развития ребенка для подготовки его к самостоятельной жизни в обществе.

Конвенция знаменательна тем, что впервые проложила путь к признанию права ребенка на уважение его взглядов и права свободного выражения этих взглядов по всем затрагивающим его вопросам. В семейной и школьной жизни; при отправлении правосудия; при помещении в учреждения по уходу за ним и во время нахождения в них; при предоставлении убежища и т. д.

Конвенция признала право ребенка иметь и выражать свое мнение, право получать и передавать информацию в различных формах, не порочащих репутацию других лиц и не наносящих ущерб государственной безопасности, здоровью или нравственности населения, а также право ребенка на свободу мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и мирных собраний. В ней рекомендуется уделять должное внимание этим правам «в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка» (статьи 12, 13, 14, 15).

Особое внимание в Конвенции уделяется гражданским правам и свободам, включающим право ребенка иметь имя и гражданство с момента рождения (статья 7) и сохранять индивидуальность, включая гражданство, имя и семейные связи (статья 8). Ребенок имеет право на защиту личной и семейной жизни, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту от посягательств на честь и репутацию (статья 16).

Ребенок не может подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным и унижающим достоинство видам обращения и наказания (статья 37а). Конвенция предусматривает также, что ни смертная казнь, ни пожизненное заключение не могут назначаться за преступления, которые совершены лицами моложе 18 лет (статья 37а).

Большое внимание Конвенция уделяет семейному окружению ребенка и альтернативному уходу за ним, предусматривая право родителей руководить ребенком (статья 5) и ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка (статья 18, п.п.1-2). Внимание уделяется случаям разлучения ребенка с родителями и воссоединения семей (статья 9 и 10), незаконному перемещению и невозвращению детей из-за границы (статья 11), проблемам по восстановлению содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка (статья 27, п.4).

Особо оговариваются случаи, когда ребенок, лишенный временно или постоянно семейного окружения, или в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь со стороны государства (статья 20), проблемы усыновления (статья 21).

В Конвенции широко представлен материал по социальной защите детей. Подчеркивается необходимость периодической оценки условий, связанных с попечением о ребенке (статья 25), пресечения грубого обращения и отсутствия заботы о ребенке, защиты его от всех форм физического и психологического насилия (статья 19). Государства-участники обязуются принять все меры для физического и психологического восстановления ребенка, являющегося жертвой любых видов пренебрежения, эксплуатации, пыток и других жестоких, бесчеловечных, унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов (статья 39).

Особое место в Конвенции занимают статьи, касающиеся медицинского обслуживания и повышения жизненного уровня детей с целью обеспечения их выживания и здорового развития (статья 6. п.2). Проблемам охраны здоровья и услуг в области здравоохранения посвящена статья 24. Социальному обеспечению, службам и учреждениям по уходу за детьми статьи 26 и 18 п.3. Проблемам детей, неполноценных в умственном или физическом отношении статья 23. Конвенция признает право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития и ответственность семьи и государств-участников за обеспечение этого уровня (статья 27).

Должное внимание в Конвенции уделяется вопросам образования, включая профессиональную подготовку и ориентацию, с целью ликвидации невежества и неграмотности во всем мире (статья 28).

Конвенция признает за ребенком право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, а также заниматься искусством и участвовать в культурной и творческой жизни (статья 31).

В Конвенции можно выделить особые меры защиты детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях. Для детей-беженцев это решение проблем получения статуса беженца и надлежащей защиты, вытекающей из норм международного гуманитарного права (статья 22). Для детей в вооруженных конфликтах это вопросы физического и психологического восстановления (статьи 38,39). Для детей в системе отправления правосудия по делам несовершеннолетних и детей, лишенных свободы, включая любую форму задержания, тюремного заключения или помещения в исправительное учреждение, это содействие их реинтеграции и выполнению ими полезной роли в обществе (статьи 37 и 40).

Конвенция рассматривает ситуации, в которых могут оказаться дети, подвергшиеся экономической эксплуатации, т.е. дети, выполняющие работу опасную для их здоровья, физического, умственного, духовного, морального и социального развития (статья 32). В этой же статье устанавливается возрастной ценз для принятия ребенка на работу, продолжительность рабочего дня и др.

Конвенция рекомендует необходимые меры защиты детей от незаконного употребления наркотических средств (статья 33) и от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (статья 34), а также от их похищения, торговли ими в любых целях и в любой форме (статья 35). При реализации этой статьи необходима координация с положениями других статей Конвенции, например, по усыновлению, трудовой и сексуальной эксплуатации и т. д.

Конвенция утверждает, что ребенку, проживающему в государстве, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, не может быть отказано в праве пользоваться своей культурой, религией, обрядами и родным языком (статья 30).

Отличительная особенность Конвенции заключается в том, что она закрепляет только самые насущные права ребенка. Это как бы самый низкий стандарт в области прав ребенка, тот минимум прав, которые должен иметь каждый ребенок. Законы государств-участников могут и должны в большей степени способствовать осуществлению прав ребенка (статья 41).

II часть Конвенции посвящена учреждению Комитета по правам ребенка с соответствующими функциями, а также программе его деятельности (статьи с 42 по 45).

Поскольку Конвенция предусматривает энергичное распространение информации о соблюдении прав ребенка, государства-участники в своих отчетах Комитету по правам ребенка должны сообщать о принятых или планируемых мерах по пропаганде принципов и положений Конвенции, как для взрослых, так и для детей. Доводить содержание своих докладов об осуществлении положений Конвенции до сведения широкой общественности в своих странах.

Государства-участники должны стремиться расширять права своих детей, принимая дополнительные законы, развивающие и распространяющие идеи Конвенции. Это тем более важно, что не все международно-правовые документы известны даже служащим правоохранительных органов.

Поэтому крайне важно, чтобы национальное законодательство, включая кодексы, административные акты, должностные инструкции, было пересмотрено на предмет соответствия его положениям Конвенции и другим международным актам, упомянутым в ней и имеющим отношение к детям.

Пока же во многих странах, в том числе и в РФ национальное законодательство, долженствующее охранять интересы детей, не выполняется надлежащим образом, в том числе и потому, что лица, призванные исполнять законы, и дети, интересы которых охраняет эти законы, не знают элементарных конвенционных норм, касающихся прав детей.

Поэтому так важно широко информировать как взрослых, так и детей во всех странах о принципах и положениях Конвенции. Не случайно ООН объявила десятилетие (с1995 по 2004 год) десятилетием преподавания прав человека. Естественно, это относится и к правам ребенка.

***

Конвенция о правах ребенка, устанавливающая международные нормы защиты прав детей, является на данном этапе уникальной по полноте охвата проблем детства. Ее исключительность подтверждается не только беспрецедентной скоростью, с которой она получила признание, так как ратифицирована большим числом государств, чем любой другой международный документ о правах человека, но и высокой степенью международного сотрудничества и координации действий по ее осуществлению.

Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2003. – № 3 (196)

О тематике бесед по Конвенции о правах ребенка с учащимися начальной школы

Определяя тему беседы с учащимися начальной школы, важно исходить из задач правового просвещения, образования и воспитания, которые рекомендуется решать в первые годы учебы ребят:

  1. знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка;
  2. понимание важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни (игре, общении, моделировании бытовых ситуаций и т.д.);
  3. приобретение первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений со взрослыми, старшими;
  4. знание и использование конкретных правил и норм: наиболее важные права ребенка; правила, обеспечивающие безопасность человека (в частности – правила дорожного движения); этические правила и нормы (например, правила поведения в общественных местах, в образовательном учреждении, транспорте); правила, регулирующие жизнедеятельность конкретного образовательного учреждения;
  5. получение первичного опыта разработки собственных правил (например, общения в классе, дежурства по классу и т.д.).

1 класс

- «Правила вокруг нас». Зачем нужны правила? Правила в игре. Моделирование и обсуждение игры без правил. Справедливость. Правила, которые важно знать. Конвенция о правах ребенка – документ, который тебя защищает.

- «Наш класс». Конвенция о правах ребенка о праве на имя. Права учащихся в нашем классе. Ответственность. Дежурство по классу. Разработка правил поведения в классе.

- «Я и мои друзья». Дружба. Все мы – разные. Конвенция о правах ребенка о защите права на индивидуальность. Толерантность. Памятка «Как не ссориться с друзьями». Встреча со школьным психологом.

2 класс

- «Наша школа». Конвенция о правах ребенка о праве на образование. Знакомство со школой и ее внутренним распорядком. Устав школы – основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Встреча с руководителями образовательного учреждения.

- «Дом, в котором я живу». Право на выбор места жительства. Конвенция о правах ребенка о праве на неприкосновенность жилища. Защита прав ребенка на жилище в российском законодательстве. Ответственность семьи за создание условий для развития ребенка. Распределение обязанностей по дому. Домашние праздники.

- «Я и моя семья». Конвенция о правах ребенка о праве детей на семейную жизнь. Права членов семьи. Ответственность родителей. Защищенность. Право ребенка на защиту от жестокого обращения. Памятка «За помощью обращаться…» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации). Встреча с юристом (работником органов опеки и попечительства или др. организаций).

3 класс

- «Идем в гости». Конвенция о правах ребенка о праве на семейные связи. Мои родственники. Некоторые правила этикета. Договариваемся о встрече. Подарки и сувениры. Правила поведения в гостях.

- «На экскурсии». Конвенция о правах ребенка о праве на отдых и досуг. Как организовать свой досуг? Культурно-исторические места нашего города. Встреча с экскурсоводом. Правила поведения на экскурсии.

4 класс

- «Я – гражданин России». Конвенция о правах ребенка о праве на гражданство. Что значит быть гражданином? Наша Родина – Российская Федерация. Правила жизни в стране – законы. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России.

- «Защита прав ребенка». Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка об основных правах ребенка. Защита прав ребенка в школе. Составление памятки «Кто может меня защитить?». Встреча с юристом (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратура и т.д.).

Декларация принципов толерантности

Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года

Преамбула

Государства — члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября – 16 ноября 1995 года, памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: «Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны... вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности ... и в этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи», напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества», напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убеждений и на свободное выражение их» (статья 19) и что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26), принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:

– Международный пакт о гражданских и политических правах,

– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,

– Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации,

– Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него,

– Конвенцию о правах ребенка,

– Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области,

– Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,

– Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания,

– Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений,

– Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам,

– Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма,

– Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека,

– Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене,

– Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках,

– Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования,

памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира,

учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии с резолюцией 27 C/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами-членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности, испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития, обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости, принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов толерантности, преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов толерантности в наших обществах, поскольку толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов, мы заявляем следующее:

Статья 1 — Понятие толерантности

1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2 Толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3 Толерантность — это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4 Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Статья 2 — Государственный уровень

2.1 На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

2.2 Для того чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

2.3 В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.

2.4 Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга» (статья 1.2).

Статья 3 — Социальные аспекты

3.1 Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

3.2 Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

3.3 В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.

3.4 В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.

Статья 4 — Воспитание

4.1 Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

4.2 Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

4.3 Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

4.4 Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделять особое внимание вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Статья 5 — Готовность к действию

Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.

Статья 6 — Международный день, посвященный толерантности

В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.

Декларация провозглашена и подписана 16 ноября 1995 года. В том же году перевод Декларации на русский язык с английского «Declaration of principles on tolerancе» был зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости».

Национальный состав Москвы на октябрь 2002 года, по данным Всероссийской переписи населения

По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. (на сегодняшний день последней переписи в Российской Федерации), в Москве на октябрь 2002 года насчитывалось 10382754 чел. По национальному и конфессиональному разнообразию ее жителей Москва входит в число крупнейших городов мира, значительно опережая европейские мегаполисы.

Национальность

Численность
(чел. в 2002 г.)

% от общего

Русские

8 808 009

84,83%

Лица, не указавшие национальность

417 126

4,02%

Украинцы

253 644

2,44%

Татары

166 083

1,60%

Армяне

124 425

1,20%

Азербайджанцы

95 563

0,92%

Евреи

79 359

0,76%

Белорусы

59 353

0,57%

Грузины

54 387

0,52%

Молдаване

36 570

0,35%

Таджики

35 385

0,34%

Узбеки

24 312

0,23%

Мордва

23 387

0,23%

Чуваши

16 011

0,15%

Вьетнамцы

15 616

0,15%

Чеченцы

14 465

0,14%

Китайцы

12 801

0,12%

Осетины

10 561

0,10%

Лица других национальностей

9 796

0,09%

Корейцы

8 630

0,08%

Казахи

7 997

0,08%

Пуштуны

5 993

0,06%

Башкиры

5 941

0,06%

Немцы

5 271

0,05%

Аварцы

4 950

0,05%

Иностранные граждане в составе жителей Москвы

Из 10383 тыс. жителей Москвы 9658 тыс. – граждане России, причем 10 тыс. имеют двойное гражданство. 338 тыс. человек – иностранцы.

Гражданство: Украины у 92 тыс. чел.;

Азербайджана – 49 тыс.;

Армении – 29 тыс.;

Молдовы – 29 тыс.;

Таджикистана – 15 тыс.;

Узбекистана – 15. тыс.

О культуре мира

«Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира»

(из Устава ЮНЕСКО)

Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Культ насилия формировался в сознании человека тысячелетиями. Он взрастил в нас агрессивную реакцию на восприятие превратностей судьбы, без которых жизнь невозможна, и которые подчас могут служить источником развития и прогресса. 

Давайте задумаемся! Общее число погибших в годы только первой и второй мировых войн составляет 65 млн. человек.

Прозвучавшая из уст Генерального Директора ЮНЕСКО г-на Федерико Майора впервые на Международном конгрессе в Ямоссукро (Кот Д`Ивуар) в 1989 году идея «Культуры Мира» («Culture of Peace»), означает на русском языке искусство, умение, культуру жить в мире.

Культура мира – культура разрешения конфликта, направленная на переход от логики силы и страха к этике ненасилия, к логике разума и взаимного уважения.

Цель культуры мира – не устранение конфликтов, (без которых невозможно развитие и контакты вообще), а построение такого мира, в котором бы их урегулирование осуществлялось на основе системы ценностей, характеризующихся подходами, основанными на 8 принципах:

1. Уважении прав, достоинства и жизни каждого человека – уважении всех прав и прав всех людей.

2. Ненасилии, имея в виду отказ от любого насилия, разрешение конфликтов путем убеждения и взаимопонимания.

3. Щедрости души: умении жить вместе без отчуждения и несправедливости.

4. «Слушать чтобы слышать» – на свободном обмене информацией, чтобы каждый мог учиться, узнавать новое и делиться своим мнением.

5. Сохранении планеты – уверенности, что прогресс и развитие служат благу каждого человека и поддержанию природного равновесия.

6. Толерантности: осознании того, что все люди разные, и каждый способен внести свой вклад в общее дело, обогащая его.

7. Равноправии мужчин и женщин: гарантии равных шансов на участие в созидании общества.

8. Демократии, когда каждый имеет свой голос при принятии коллективных решений.

Говорить о переходе к культуре мира возможно только при условии комплексного соблюдения всех принципов. Только вместе они образуют ту среду, в которой может произрасти то лучшее, что мы называем культурой жить в мире и гармонии.

В каждой стране данный проект будет реализовываться по-своему, через независимые саморазвивающиеся национальные программы, разработанные в свою очередь на основе национальной концепции, определяющей свои приоритеты, и содержать соответствующие им акции.

10.11.98г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период 2001-2010 гг. Международным Десятилетием за культуру мира и ненасилия в интересах детей планеты.

Материалы взяты с сайта: http://peace.unesco.ru/concept.htm

Миграция: аргументы «за» и «против», высказываемые жителями Москвы

В настоящее время в столице по официальным данным удельный вес граждан не русской национальности уже превышает 15% и, судя по прогнозам, будет и дальше расти. Процессы, происходящие в Москве, имеют прямое сходство с этническими процессами в крупных мегаполисах Европы, в которых некоренные национальности приобретают все больший удельный вес (например, в Лондоне – это 20% населения, в Париже – 28%) и где все более болезненно проявляется невосприятие мигрантами традиционных европейских норм общественной и культурной жизни.

В последние 15 лет существенно изменилась мотивация миграции в Москву. Если раньше она была обусловлена стремлением выйти за рамки своего региона, своей национальной культуры, получить престижное образование, то в последнее время миграция приобрела практически вынужденный характер и стимулируется поисками средств к существованию.

В обществе проявляются различные точки зрения по вопросу миграции.

Согласно данным Московской городской миграционной программы на 2005-2007 годы в экономике города в 2004 году официально было занято 145,4 тысячи иностранных работников. Масштабные изменения в национальном составе населения, на рынке труда неизбежно влекут за собой рост напряженности в сфере межнациональных отношений. Социологические исследования, проводимые в столице, свидетельствуют о том, что 47% москвичей негативно воспринимают присутствие в Москве представителей определенных этнических групп, 29% (в основном молодежь) поддерживают шовинистические лозунги, 84% считают, что межнациональные отношения в Москве в той или иной мере напряженные, а более 35% непосредственно сталкивались с ситуациями, охарактеризованными ими как противоречия на межнациональной почве.

Высказываются различные аргументы «за» и «против» миграции. В обобщенном виде они могут быть сформулированы таким образом.

Аргументы «за» миграцию:

  1.  Приезжают успешные люди, желающие учиться, совершенствоваться, овладевать новым и приносить новое, прогрессивное.
  2.  В Москве уже длительное время наблюдается падение рождаемости, а поток мигрантов в значительной степени решает проблему.

Справка: В Москве стала резко сокращаться рождаемость в середине в 60-х XX в. После этого наблюдалось два всплеска рождаемости (в 1981 г. и в 1987-88 гг.). Но в 90-е гг. рождаемость опять сократилась.

Потрясения последних двух десятков лет сильно сказались на продолжительности жизни.

К счастью, как реакция населения на возвращение к стабильности, реализацию национальных проектов социальной направленности наблюдается рост рождпемости в Росс, в т.ч. и в Москве.

Но миграционный прирост, таким образом, не единственный, но все еще мощный источником роста населения столицы. Из числа прибывших на постоянное место жительства, преобладают люди трудоспособного возраста (около 75%), что оказывает позитивное воздействие на возрастную структуру населения города.

По данным столичного Комитета межрегиональных связей за последние 10 лет число родившихся детей у вновь прибывших выросло почти в 5 раз. И их доля среди родившихся в Москве увеличилось до 13,5% .

И это хорошо, говорят нам, потому что общее количество младенцев за последние два года  увеличилось по сравнению с 1998 г. на треть и будет расти, учитывая недавно установленные материальные стимулы. К тому же всплеск рождаемости позволит хотя бы в Москве остановить естественную убыль населения.

  1.  Мигранты работают там, где не хотят работать москвичи.

Справка: Более 40 процентов от общего числа легальных мигрантов занимают рабочие места в торговле и общественном питании, 27 - на транспорте, 14 - в строительстве. Конечно, избыточное присутствие на рынке труда дешевой, неквалифицированной рабочей силы замедляет структурную перестройку и техническое перевооружение некоторых отраслей экономики. Но вот другой факт: в 2005 году, по данным службы занятости, в Москве в сфере обслуживания, на транспорте и в строительстве вакантными оставались более 200 тысяч рабочих мест.

В Москве насчитывается 118 профессий, где заняты приезжие. Они чистят улицы и подъезды, строят дома, дороги. Работают сиделками в муниципальных больницах, грузчиками на рынках… Они метут, строят, кладут асфальт. Все эти профессии не популярны у москвичей.

Аргументы «против» миграции:

  1.  Среди мигрантов больше тех, кто не нашел себя на своей родине.

Эти люди готовы в большей степени не учиться, а учить других, даже, если это противоречит традициям нового для них мегаполиса. Многие, кто едет к нам – это люди без образования, без профессии, часто без знания русского языка. И в силу этих же причин они в большинстве своем не могут, а часто и не желают приспособиться к нашим обычаям, культуре, образу жизни.

  1.  С приездом мигрантов  ухудшается социально-экономическая ситуация в городе, не способном своей инфраструктурой обеспечить быстрый рост населения.
  2.  Миграция масштабная, а регулируется слабо, а это приводит, кроме прочего, к большим финансовым потерям для города, России.

Справка: Общая численность граждан, зарегистрированных по месту пребывания в Москве, в 2005 г. составила 1 млн. 137 тыс. чел., что на 14% больше по сравнению с 2004 г. За период между переписями населения (1989 г. и 2002 г.) возросла численность: китайцев в 35 раз, вьетнамцев – в 14 раз, таджиков – в 12 раз, чеченцев – в 7 раз, ингушей – в 6, молдован – в 5, азербайджанцев – около 5, армян и грузин – в 2,8, арабов – в 2,7, корейцев – в 2,3 раза (речь идет о постоянном населении без учета временных трудовых мигрантов). На этом фоне сократилась численность народов стран Балтии, евреев, поляков, чехов и др. То есть в столице происходят не только этнические, но и этнокультурные подвижки.

В Московском регионе находится от 800 тысяч до полутора миллионов нелегальных мигрантов. Московские дельцы, использующие гастарбайтеров «вчерную», зарабатывают на этом около 80 млрд. руб. в год.

Из 3 млн. мигрантов в Москве (до 1 млн. чел. – из стран дальнего зарубежья, прежде всего Китая, Вьетнама, Турции и до 2 млн. чел – из стран ближнего зарубежья), но на законных основаниях трудятся лишь меньшая часть из них (надо заметить, что иммиграционная политика России увеличивает эту долю). Незарегистрированные мигранты  отправляют много денег на родину, не уплачивая налогов, пользуясь тем, что может давать инфраструктура города. Денежные переводы мигрантов, работающих в России, составляют 20% ВВП Грузии, 30% ВВП Молдавии и два бюджета Таджикистана.  Кроме того, по оценке правоохранительных органов, в Москве проживает около полумиллиона азербайджанцев, а на налогом учете стоит очень немного из них. Граждан Китая насчитывается примерно 100 тыс. чел, налоги платят порядка 200. По данным Федеральной миграционной службы ежемесячные убытки от нелегалов оставляют много млрд. руб в год.

  1.  Растет преступность, которая «не имеет национальности», но совершается мигрантами. Национальные криминальные сообщества нередко используют своих соотечественников для сбыта наркотиков, приобщают к этой заразе московскую молодежь.
  2.  Часть этнических сообществ, в массовом порядке переселяясь в столицу, вступает в жесткое противостояние с коренными жителями города во всех сферах общественной жизни, что в свою очередь приводит к нарастанию напряженности и межэтническим конфликтам. Это касается представителей народов, которые имеют серьезные отличия в менталитете и образе жизни от коренного населения города (дагестанцы, ингуши, чеченцы).
  3.  Рынки захвачены приезжими, которые монопольно диктуют цены и «выдавливают» местных производителей и продавцов.

Выше названы аргументы тех, кто поддерживает миграцию и тех, кто выступает против нее или за ее ограничение. Данные материалы рекомендуется использовать при организации на занятии дискуссии по данным вопросам, помогая школьникам выразить свою позицию, подвергая критике аргументы, которые они не приемлят.

О среднесрочной городской целевой программе «Москва многонациональная: формирования гражданской солидарности, культуры мира и согласия» на 2005-2007 гг.

(логическим продолжением и развитием программы стала программа «Москва – столица многонациональной России» на 2008-2010 гг.)

В рамках политики развития межнациональных отношений, поддержания межнационального согласия в Москве, в 2005 г. разработана среднесрочная городская целевая программа «Москва многонациональная: формирования гражданской солидарности, культуры мира и согласия» на 2005-2007 гг. Задачами программы являются:

- создании е целостной системы регулирования национальных процессов в столичном мегаполисе;

- формирование и развитие общемосковского информационного пространства для распространения идей духовной и культурной общности российского народа, российского патриотизма, межнационального согласия;

- воспитания уважения к истории, культуре народов России наряду с воспитанием уважения к мировым культурным ценностям;

- выработка и реализация мер раннего предупреждения межнациональной напряженности и связанных с ней проявлений экстремизма;

- последовательная работа с мигрантами, ведение аналитического мониторинга в целях разработки социально-ориентированных проектов, направленных на оптимизацию миграционных потоков, интеграцию мигрантов в московский социум, воспитание культуры межнационального общения у всего населения, поддержание в Москве мира и гражданского согласия;

- профилактика экстремизма на религиозной почве.

Особенностью данной программы является усиление роли территориальных органов городской администрации в работе с различными национальными группами москвичей мигрантами; вовлечение в практическую работу по поддержанию межнационального согласия в столице действующих в городе национальных общественных организаций национально-культурных автономий; ориентация мероприятий программы на конкретные целевые аудитории конкретных москвичей, т.е. тех, кто отмечает рост межнациональной напряженности, недовольных притоком мигрантов, молодежь, в среде которой национальная нетерпимость проявляется наиболее резко, и недавних мигрантов, которым трудно адаптироваться в условиях столичного мегаполиса.

Важно, что московская программа гармонизации межнациональных отношений созвучна и вполне корреспондируется  с подготовленной в 2005 г. Министерством регионального развития РФ «Концепции федеральной целевой программы «Этнокультурное развитие регионов России (2006-2008 гг.)», фундаментальным положениям которой является формирование у граждан различной этнической и конфессиональной принадлежности, общероссийской идентичности, создание условий для формирования  в России общности «единая российская нация».

 О школах с этнокультурным компонентом

Москва исторически была многонациональным городом и наличие в ней национальных школ не новшество сегодняшнего дня. Еще в 1936 году в Москве имелось 11 нерусских школ (5 татарских, средняя немецкая, неполные средние – еврейская, мордовская, латышская, английская и польская), из которых 8 были самостоятельными, 3 – отделениями при русских школах (польская и две начальные татарские школы). Кроме того, имелось 9 отдельных классов при русских школах: ассирийские, цыганские, татарские.

С распадом СССР численность населения столицы значительно увеличилась вследствие большого притока мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, которые приехали из конфликтных регионов Кавказа и Закавказья, а также из республик, раннее входивших с состав СССР: Украины, Молдавии, Азербайджана, Грузии, Белоруссии, Таджикистана, Узбекистана. С появлением большого числа мигрантов в Москве появилась проблема адаптации и обучения их детей. Сегодня в образовательных учреждениях Москвы обучается около 25 тысяч детей мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья.

На основании ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» они пользуются в России правом на получение образования наравне с гражданами РФ. Департамент образования Москвы исходит из того, что все дети должны учиться в школе вне зависимости от национальности или социального статуса родителей.

Но, к сожалению, большинство из детей мигрантов слабо владеют русским языком, а многие не владеют им вообще. У них отсутствуют также достаточные для социализации знания об основах российского законодательства, культуры и истории, традиций и норм поведения в быту, т.е. они не интегрированы в российское и московское общество.

В целях решения проблемы в Москве в 152 образовательных учреждениях всех округов открыто 243 группы по изучению русского языка как иностранного, в которых обучается около 3000 учащихся.

В Москве работают школы с этнокультурным компонентом.

Во всех таких школах преподавание ведется на русском языке. Национальному компоненту отводится четверть учебных часов базисного плана, учителям разрешается использовать учебники из Литвы, Армении, Грузии… Первая школа, открытая в постсоветский период, была русско-корейской; в ней не просто учат говорить по-корейски, но и знакомят с корейской культурой и традициями. А половина учащихся – русские. Затем столичный Департамент образования помог открыться частной еврейской школе. Третьей была русско-армянская, затем была открыта русско-грузинская школа N 223, в которой учатся более 600 детей 15 национальностей, из них 38 процентов грузинских детей из всех районов Москвы.

Сегодня в Москве десятки школ с этнокультурным компонентом. Количество их, видимо, будет расти в ответ на рост потребностей населения столицы.

Религиозные организации, зарегистрированные в Москве

По данным столичной мэрии, в Москве официально зарегистрировано более 900 религиозных организаций, свыше 40 различных конфессий и более 150 религиозно-общественных и культурно-религиозных организаций, сообщает агентство «Благовест-инфо».

Самым крупным религиозным объединением в столице является МП (Московская Патриархия) которая имеет 320 приходов и подворий.

По другим религиозным организациям статистика такова: старообрядцы — 11 приходов и 6 храмов; мусульмане — 25 общин и 6 мечетей; иудеи — 15 общин и 5 синагог; буддисты — 16 общин, 3 культовых помещения; католики — 12 приходов, 2 храма; лютеране — 7 приходов, 3 храма; другие протестантские деноминации — около 250 общин, 30 молитвенных домов; прочие религиозные направления — около 200 общин.

Словарь терминов

Апартеид (африкаанс. Apartheid – раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации, выражающаяся в резком ограничении вплоть до лишения политических, социально-экономических и гражданских прав по расовым признакам. 

Геноцид (гр. Genos – род + лат. Caedere – убивать) – уничтожение определенных групп людей по этническим, а также по расовым или конфессиональным (религиозным) признакам.

Гуманизм (от лат. Humanus – человеческий, человечный). Понятие Г. появляется в нач. XIX в. для обозначения течения общественной мысли, возникшего в эпоху Возрождения. Это новый способ мышления, связанный с изменением взгляда на место человека в мире. 

Депортация (лат. Deportation – букв. вывоз) – принудительное перемещение лица за пределы государства.

Идентификация  и идентичность социальная – процесс и результат  самоотождествления  индивида с каким-либо человеком, группой, образцом.

Иммиграция (от лат. immigrans (immigrantis) – вселяющийся – въезд в страну на временное или постоянное  проживание граждан др. государств (иммигрантов).

Интернационализм (лат. inter – между + natio – народ) – идеологическое понятие, возникшее и получившее развитие в социалистическом и коммунистическом движении, особенно в марксизме. 

Ксенофобия. Боязнь иностранцев и представителей других культур вообще, неприязнь к ним; убежденность в том, что «чужие» могут нанести обществу (человеку) вред.

Мальтузианство – направление общественной мысли, объясняющее все социальные проблемы перенаселенностью планеты.

Маргинальность (от  лат. Margo – край) – «пограничность», промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества.

Национализм – идеология, общественная психология  и политика, ставящая интересы нации превыше других, политических, социальных и экономических интересов. Н. рассматривается как негативная противоположность интернационализма и извращенная форма патриотизма. 

Национальная гордость – эмоционально окрашенное отношение людей к вкладу своей нации, своего народа в социальный прогресс.

Патриотизм (древнегреч. patriotes - земляк, соотечественник) – гражданское чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней и стремление к его исполнению.

Расизм – идеология и психология, в основе которых лежит идея о неравенстве человеческих рас.

Свобода – деятельность,  не обусловленная  внешними по отношению к субъекту деятельности причинами.

Сегрегация – становление принудительных ограничений для людей определенной группы по признаку расы, религии или пола, как правило с ущербом для этой группы. (Сегрегация включает апартеид).

Экстремизм (фр.extremisme, от лат. extremus – крайний) – приверженность к крайним взглядам и мерам. Э. в политике означает стремление решать проблемы, достигать поставленных целей с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора.

Этнос (древнегреч. Ethnos – народ, племя, стадо, группа людей или животных) – наиболее употребительные следующие определения:

 устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры, а так же сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, фиксированным в самоназвании (Ю.В. Бромлей);

 биологическая система, феномен биосферы, в котором группа людей характеризуется общим стереотипом поведения, обусловленным процессами энергетического обмена в биосфере (Л.Н. Гумилев);

 социальная общность, которой присущи специфические культурные модели, обусловливающие характер активности человека в мире, и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержание уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течении  длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений (С.В. Лурье).

Этноцид – уничтожение людей по национальному признаку. В данном случае под Э. понимается и уничтожение этнокультуры (т. е. культуры какого-то народа).

Рекомендуемые сайты Интернета

  1. http://peace.unesco.ru/concept.htm - ЮНЕСКО
  2. http://www. ombudsman.gov.ru – Уполномоченный по правам человека РФ.
  3. http://www.un.org/russian   – Организация Объединенных Наций.
  4. http://www.hro.org – портал «Права человека в России».
  5. http://amnestu.org.ru/rus/index-rus  – «Международная амнистия» в РФ.
  6. http://yhrm.hrworld.ru  –  Молодежное правозащитное движение.
  7. http://www.sakharov-center.ru/index.htm  – Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени А.Д. Сахарова.
  8. http://school-sector.relarn.ru/prava  – Программа «Права и дети в Интернете»
  9. http://www.ycentre.org  – Молодежный центр прав человека (Москва)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературному чтению 1 класс ФГОС

календарно-тематическое планирование по литературному чтению...

Учебный материал. ФГОС

Контрольная работа для 1 класса. Итоги.Урок по математике. 1 класс.Конвенция о правах ребенка.Глоссарий ФГОСИсследовательская деят-ть ФГОС Этапы урока. ФГОС...

Учебный материал. ФГОС

Контрольная работа для 1 класса. Итоги.Урок по математике. 1 класс.Конвенция о правах ребенка.Глоссарий ФГОСИсследовательская деят-ть ФГОС Этапы урока. ФГОС...

Тематическое планирование учебного материала для 1 класса по программе "Школа России" по ФГОС

Тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, ИЗО, окружающему миру, технологии для 1 класса по программе "Школа России" по ФГОС....

Методический материал «Дополнительные задания для учащихся, испытывающих трудности в освоении учебного материала по русскому языку»

Методический материал в помощь учащимся, испытывающим трудности в освоении учебного материала по русскому языку ...

Нормы оценок учебного материала в соответствии с ФГОС

Нормы оцениванок в начальной школе...