Психолого - педагогическая характеристика. Структура
материал по теме

Данная структура написания характеристики поможет педагогам при ее составлении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algoritm_sostavleniya_pp_harakter.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм составления психолого-педагогической характеристики

                                (с лекций учебы в ГПУ г. Нижнего Новгорода)

Раздел

Критерии и конкретные примеры формулировок

С какого времени обучается в данном учреждении, обос нованность выбора данной формы образовательного маршрута

ФИО обучается в данном классе  (по программе) с …периода (в случае перевода в систему СКК).

Успешность овладения программным материалом с указанием внешних причин в случае успеваемости или неуспеваемости (из-за нару шений поведения, частых пропусков, соматической ослабленности, ограниченно го/ фрагментарного запаса представлений, знаний об окружающем; нарушений… и т.д.)

Программный материал усваивает полностью, без каких-либо затруднений, о чем свидетельствует принадлежность к хорошистам…)

Программный материал усваивает частично (указать, по каким предметам наблюдается неусвоение)

Программный материал усваивает с трудом вследствие…

Программный материал усваивает удовлетворительно, несмотря на потенциальные возможности учиться лучше…

Указать наличие попыток со стороны специалистов рекомендовать иную форму образовательного маршрута (неоднократно вставал вопрос о возможности усвоения данной программы в целом, было рекомендовано обучение по программе … вида, однако…указать причину, по которой учащийся продолжает обучаться в данном классе)

Особенности учебно-позна вательной деятельности

Насколько осознает и принимает учебную задачу (осознает и полностью принимает, осознает, но не всегда принимает – в зависимости от настроения, соматического здоровья, понимает не полностью/частично, только с.. помощью);

Способность ее удержать (доводит начатое до конца, стремится частично, теряет цель, соскальзывает на …предыдущее задание на отвлеченную тему, характерны личные привнесения, не удерживает – требуется постоянная помощь, многократная обучающая помощь; постоянная организующая помощь);

Построение плана ее решения (может самостоятельно спланировать и организовать свою деятельность, деятельность других; при планировании испытывает затруднения – уточнить какие, при планировании нуждается в помощи – указать какой вид помощи, планирование не осуществляет…);

Какими методами, средствами и путем пользуется в процессе практического решения учебных задач (стремиться идти по пути наименьшего сопротивления – отказывается в случае затруднений, подменяет более легкой задачей, старается избежать…, стремится переложить решение на другого…, для достижения желаемого результата использует любые доступные средства, вплоть до …; при решении учебных задач использует рациональные способы, способен/ не способен к выбору из предложенных…)

Стратегии решения проблем (при возникновении затруднений активно идет на контакт с педагогом, продуктивно пользуясь его помощью, помощь не всегда эффективна – указать когда и почему, помощь малоэффективна, не эффективна, при возникновении затруднений старается самостоятельно найти решение, не обращаясь за помощью, не принимая ее…);

Особенности контрольно-оценочных действий и критичностьотношения к ситуации (указывается доминирующий вид контроля - пошаговый/планирующий/итоговый и степень его сформированности – сформирован, частично, сформирован не достаточно, не сформирован, отсутствует, присутствует эпизодически (расшифровка примерами), самостоятельности – отношение к результату деятельности – указать особенности реагирования на различный результат, умение находить и исправлять ошибки, если есть периодичность повторения ошибок в случае исправления, степень адекватности поведенческих реакций с приведением конкретных примеров)

Расшифровка особенностей овладения учебными знаниями, умениями, навыками

Указать, какие затруднения испытывает, по каким видам учебной деятельности:

При восприятии учебного материала…при письме по слуху…, при списывании пользуется приемами…, понимание смысла прочитанного, арифметических задач, счетные операции, вычислительные, измерительные умения…

Степень осмысленности материала (не осознает, осознает частично – указать конкретно, знания поверхностны, неустойчивы), способность к переносу в иные условия (самостоятельно переносит в новые условия, действует по аналогии, испытывает затруднения при …) и применению на практике (самостоятельно, с помощью – какой вид помощи)

Особенности познаватель ных процессов (выше перечисленные особенности обусловлены …)

Познавательные процессы можно охарактеризовать следующим образом:

Общая характеристика внимания (степень произвольности, объем, устойчивость, распределяемость, переключаемость – наибольшие затруднения испытывает при …). При необходимости указываются средства привлечения и поддержания внимания;

Работоспособность (низкая, средняя, неустойчивая, высокая)   и утомляемость (быстрая, указать объем заданий, выполняемых за урок);

Характеристика особенностей восприятия (объем, активность, полнота, скорость, сформированность сенсорных эталонов, особенности пространственной ориентировки, доминирующей модальности для переработки информации);

Особенности мнестической деятельности с указанием доминирующего типа памяти (механическая, наглядно-образная, ассоциативная, словесно-логическая, кратковременная или долговременная, модальность) и характера процесса запоминания (продуктивный, непродуктивный), какой мнестический процесс доминирует (забывания, устойчивость);

Особенности мыслительной деятельности (преобладающий тип мышления, активность, инактивность, степень развития процессов…, умения устанавливать причинно-следственные связи, особенности формирования и оперирования понятиями);

Речевая деятельность  

Особенности ЭВС и личностные особенности

Характеристика эмоциональной сферы (степень проявления эмоций, богатство или бедность проявлений, яркость, раздражительность, наличие агрессивных, дисфорических расстройств, эйфории, акцентуаций, уравновешенность или лабильность с указанием доминирующего настроения и в чем выражается, наличие аффектов – причин, клинической картины с приведением конкретных примеров);

Уровень и особенности самооценки;

При наличии поведенческих реакции отметить их характер и степень частоты, адекватности проявлений, социальный характер (асоциальность, преднамеренность, спонтанность, без видимых причин, как ответная реакция на замечания, на результат, на проблемную ситуацию, на раздражитель…).

Особенности волевой регуляции психической деятельности (способен к волевым усилиям, не способен к волевым усилиям, ведомый, критичный к поступкам, наличие контроля за своими поступками, способы преодоления трудности);

Черты характера, и каким образом они влияют на учебную деятельность, основные нравственные качества, система интересов, склонностей, их устойчивость… с приведением конкретных примеров

Роль «ученика»

Степень усвоенности и принятия: усвоена полностью и принимается, знает, но не принимает, сформирована частично, знает, но не всегда принимает, не сформирована

Учебная мотивация:  сформирована, на сформирована, частично, преобладание мотивов (игровых, учебных, профессиональных, асоциальных, личных, витальных потребностей, по типу здесь и сейчас, руководствуется сиюминутными желаниями), наличие и  стойкость, активность степень внешнего проявления.

Соблюдение требований к учащемуся, выполнение своих обязанностей во время уроков, во внеурочное время (соблюдение режимных моментов, подчинение дисциплинарным требованиям).

Особенности общения и пре бывания в условиях коллек тива

Коммуникативные навыки (особенности установления контактов со знакомыми, незнакомыми, социально значимыми и поддержания, удержания этих контактов), глубина контактов (поверхностная, мотив установления, зависимость от личных целей, потребностей);

Отношения со сверстниками и позиция в детском коллективе: ровные степень конфликтности (наличие конфликтности, агрессивности, комформизма), социальная позиция в коллективе сверстников (лидер, антилидер, аутсайдер, предпочитает одиночество, занимает обособленное положение), указать стремление к выполнению социальных ролей (в чем выражается стремление к лидерству, его отсутствие, довольствуется второстепенными ролями исполнитель, какими средствами для достижения пользуется). Возрастные предпочтения (предпочитает играть с детьми более младшего возраста – почему, предпочитает более старших детей, сверстников – указать стиль общения с ними). При наличии указать демонстративность, яркость поведенческих реакций, психопатоподобные проявления, аффективные вспышки и их частоту.

Отношения со взрослыми (характер, соблюдение дистанции, соскальзывание на роль друга, ответные реакции на замечания, обращения, характер контактов, наличие навязчивости в общении).

Выводы о возможности и целесообразности  нахождения в коллективе, социальный прогноз

Рекомендации по организации коррекционно-образовательного маршрута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика класса(ШАБЛОН)

Шаблон для психолого-педагогической характеристики класса...

Психолого- педагогическая характеристика уч-ся 1 класса

Работая над составлением воспитательного плана, каждый год приходится писать психолого-педагогическую характеристику класса. Предлагаю примерный вариант характеристики....

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника

Статья, раскрывающая основные характеристики младшего школьного возраста....

Психолого-педагогическая характеристика второклассников

Психолого-педагогическая характеристика второклассников...

Пример психолого-педагогической характеристики класса

В данном варианте отражены основополагающие моменты, на которых строится краткая характеристика класса....

психолого-педагогическая характеристика

Образец психолого-педагогической характеристики класса....

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Данная характеристика поможет классному руководителю дать оценку уровня развития коллектива класса, сильные и слабые стороны класса, задачи, которые  можно  поставить по совершен...