Адаптационные игры в условиях детской областной клинической больницы
статья по теме

В статье предложены игры, используемые мной для адаптации детей в детской областной клинической больнице.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИОННЫЕ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ

В течение нескольких лет работаем педагогами в детской областной клинической больнице (ДОКБ). Пришли к выводу, что традиционная форма организации образовательного процесса в школе совершенно не вписывается в режим работы учреждения здравоохранения и не подходит для больного ребенка. Мы ищем специфические подходы к обучению и воспитанию детей, длительное время находящихся в замкнутом пространстве больницы. Трудностей предостаточно: пациенты имеют различные заболевания (плохо видящие, плохо слышащие, временно прикованные к постели или со строгим постельным режимом и т.д.), на момент урока их самочувствие может меняться. Различны и сроки пребывания детей в стационаре, разнообразны образовательные учреждения, в которых они ранее обучались (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов и т.д.).

При поступлении на лечение в больницу у ребенка возникает стрессовая ситуация. Это связано с оторванностью ребенка от привычных условий, близких людей, с новыми отношениями между детьми, переживаниями перед операцией или после нее, и др.

У каждого ребенка свой индивидуальный период адаптации к новым условиям. Детей, по степени адаптированности в условиях больницы, можно условно разделить на две группы.

Первая группа детей адаптируется в течение первых дней. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя и медицинского персонала. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с взрослыми, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям учителя и медицинского персонала затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя и медицинских работников или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы.

Немаловажную роль в адаптационном периоде в условиях больницы выполняет учитель.

Одной из целей его работы - создание условий для адаптации ребёнка к новой ситуации.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

- обеспечение психологического комфорта;

- сохранение душевного и эмоционального благополучия ребёнка;

- сплочение, установление взаимопонимания между детьми.

Большую роль в решении поставленных задач выполняют адаптационные игры. Приведем примеры используемых нами игр.

Игра “Здравствуйте”

Каждый участник должен за определенное время (1мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. При этом участник обязательно называет свое имя. После выполнения задания проводится обсуждение: кто как себя чувствовал во время работы?

Игра “Автопортрет”

Задание: нарисовать «автопортрет». После окончания этой работы, ребятам предлагается представить рисунки и рассказать о своём характере, используя памятку.

Памятка «Черты характера»

Азартный, Аккуратный, Активный, Благородный, Благосклонный, Быстрый, Вежливый, Веселый, Внимательный, Волевой, Гениальный, Гибкий, Голосистый, Гордый, Деликатный, Деловой, Дерзкий, Добродушный, Доброжелательный, Егоза, Жалостливый, Железный характер, Заботливый, Звонкоголосый, Изящный, Интересный, Искренний, Капризуля, Красивый, Ласковый, Ловкий, Любопытный, Милый, Молодец, Мужественный, Надежный, Напористый, Настойчивый, Необычный, Новый, Опрятный, Отважный, Отзывчивый, Открытый, Отчаянный, Порядочный, Правдивый, Преданный, Работящий, Радостный, Разумный, Робкий, Самостоятельный, Самый-самый, Сердечный, Стойкий, Счастливый, Талантливый, Терпеливый, Трудолюбивый, Уважительный, Удачливый, Умный, Упорный, Фантазер, Физически сильный, Храбрый, Хранитель тайн, Человеколюбивый, Чудесный, Чуткий, Шаловливый, Щедрый, Эмоциональный, Юркий

Игра “Угадай-ка”

Группа разделена на команды. Каждая команда тянет листочек с заданием. Нужно изобразить с помощью мимики, пантомимы, микросценки и пр. один из предметов, но без названия (контрольная работа, дневник в конце учебного года, классный журнал, шпаргалку, учебник). Получив листочек, команда готовится и представляет свой предмет, а другие пытаются его отгадать.

Игра “Добрые слова”

Ведущий. И дети, и взрослые любят слушать что-нибудь приятное в свой адрес. Я предлагаю вам в связи с этим поиграть в игру, где вы сможете сказать друг другу много приятных и добрых слов. Встаньте все в один большой круг. (Ведущий просит одного из играющих надеть темные очки, сказав, что они волшебные.) Посмотри на своего соседа справа, а он или она пусть посмотрится в твои очки и произнесет следующие слова: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?»

«Очки» (то есть человек в очках) от их имени должен сказать что-нибудь доброе и приятное. Очки передаются тому, кто в них смотрелся, а его сосед произносит заклинание.

Игра “Калейдоскоп”

Игра проходит в быстром темпе.

Ведущий говорит группе: «Я собираюсь озадачить вас множеством маленьких вопросов и заданий. Как только вы найдете ответ, тут же начинайте искать других участников, нашедших тот же ответ. Встаньте рядом с ними, обменяйтесь несколькими фразами. Наверное, вы найдёте много общего».

Примерные вопросы:

Назови своё любимое животное.

Какого цвета у вас глаза?

От кого ты легче принимаешь помощь: от классного руководителя, от родителей, от одноклассников или от психолога, а может, ты предпочитаешь справляться со своими проблемами сам?

Под каким знаком зодиака ты родился?

Что для тебя более важно: учеба или взаимоотношения?

Кто у тебя есть из родственников – брат, сестра, брат и сестра, я один?

Игра “Продолжи предложение”.

Ведущий: «Я буду кидать Вам мячик, поймав его, Вы продолжаете начатое мною предложение, давайте попробуем».

Для меня друг – это тот кто…

Дружить это значит…

Мой друг должен обладать следующими качествами…

Игра “Аплодисменты по кругу”

Ведущий. Представьте, что чувствует артист после концерта, слушая гром аплодисментов. Быть может, он воспринимает их всей душой и испытывает очень приятное волнение.

Вы замечательные ребята, и каждый заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы становитесь в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты.

Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются ...»

При использовании рассмотренных нами адаптационных игр у  учащихся формируются чувства и эмоции, совместно переживаемые детьми, которые способствуют их сближению, объединению, адаптации к новой ситуации. Открываясь навстречу другим, дети начинают лучше понимать самих себя, при этом каждый, участвующий в игре может проявить свои личностные качества в активной форме. Всё это способствует формированию благоприятной психологической атмосферы в коллективе, повышению эффективности учебно - воспитательной  деятельности в детской областной клинической больнице (ДОКБ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"

Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....

ДОКЛАД «Развитие речевого общения у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома – интерната».

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ    ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИХ ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТАТема данного выступления актуальна в педагогической теории и практики, так как наблюдается...

Технология здоровьесбережения в условиях детского дома

краткое описание применяемой технологии...

Агрессивное поведение подростков в условиях детского дома.

Данная работа предназначена для использования в работе психологами....

Педагогическое сопровождение первоклассников в адаптационный период в условиях реализации ФГОС

Федеральные государственные стандарты определяют задачу сохранения и укрепления здоровья детей как одну из приоритетных.От того, насколько благоприятно пройдет у ребенка период вступления в школьную ж...

Юные инспекторы движения школы № 27 города Благовещенска посетили в детской областной больнице школьников.

ЮИДовцы встретились не только с ребятами, пострадавшими в ДТП, но пригласили всех  пациентов детского отделения. Юные инспекторы и сотрудники ГИБДД провели занятие по правилам безопасного поведен...

Видеоцикл о забытых народных играх «Гуляй-Играй». Подвижные народные детские игры. Фольклор.

Список игр: 1. Заря 2. Кошки-Мышки 3. Столбики-Мигалки 4. Бабка, распутай 5. Челнок 6.Жмурки 7. Золотые ворота 8. Корзинки 9. Плету сито 10. СтёклышкиВсем известно, что любимые подвижные народные игры...