Новые подходы к развитию личности в УМК «Начальная школа XXI» (под руководством Н.Ф.Виноградовой)
статья по теме

Зинченко Тамара Геннадиевна

 

Новые подходы к развитию личности

в УМК «Начальная школа XXI»

 (под руководством Н.Ф.Виноградовой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.

Н.П Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой стороны помогут ребёнку овладеть средствами самовыражения. То есть надо использовать в совместной продуктивной деятельности разные техники рисования: традиционную( карандаши, краски) и нетрадиционные техники рисования.

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удовольствием на протяжении целого дня, но все равно не могут отойти от штампов (однообразие), в рисунках используется бедное цветовое решение. В связи с этим, я решила использовать не традиционные методики рисования.

Всё необычное привлекает детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованию, эксперименту.

Дети начинают задавать вопросы педагогу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый или образец!

Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, т.к. педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развития воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Нетрадиционное рисование подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений. Безусловно, при выборе нетрадиционного метода рисования не обходимо учитывать возрастные особенности и уровень развития детей.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить условные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно не только красками, карандашами и фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать клей, поролон, полиэтиленовый пакет, различные штампы и т.п. дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаг, в том числе методом набрызга, техникой монотипия. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцем, кулаком, ребром ладони), получать изображение с помощью подручных средств (ниток, трубочек, крышек) и природного материала (листьев) и т.п.

Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, и снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда нарушать правила использования некоторых материалов (а вот пальчиком да в краску!).

Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования являются одним из способов позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, сенсорное восприятие.

Владея разными навыками и способами изображения, ребенок получает право выбора, что, в свою очередь обеспечивает занятию творческий характер. Важно, что данный вид деятельности позволяет расширить знания детей, полученные на занятиях по умственному воспитанию, нравственному, трудовому воспитанию др.

Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.

Учитывая значимость данного вида работы необходимо организовать условия для самостоятельного творчества: доступность материалов:

  1. В уголке для рисования есть папки с репродукциям художников, предметные и сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам;
  2. Образцы рисунков, выполненные с помощью нетрадиционных техник;
  3. Бумага разного цвета, фактуры и формата, фломастеры, восковые мелки, краски, и инструменты для рисования (разные кисти), различные по толщине нити, печатки и шаблоны, кусочки поролона, зубные щетки, трубочки, вата, салфетки и т.д.
  4. Аудиозаписи с музыкой, которую можно использовать в совместной деятельности с детьми.

Уважаемые коллеги! Это только начало длинного, огромного, трудоемкого пути, который называется воспитание творческой личности. Единственное напутствие – ЛЮБИТЕ, ФАНТАЗИРУЙТЕ, ТВОРИТЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Новые подходы к организации и содержанию начального обучения математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Для успешного обучения и воспитания умственно отсталых школьников необходимо в первые же годы школьного обучения пробудить в них интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность.Именно...

Гуманно-личностная педагогика- процесс формирования и развития личности в начальной школе.

Гуманная педагогика - один из аспектов формирования гармоничной личности с раннего возраста. Материал может быть использован как на МО , так и воспитательной работе....

Комплексный подход к обучению чтению и развитию речи в начальной школе .

Данная  разработка   из  опыта  моей  работы  издана    брошюрой  и  содержит  в себе    методические  рекомендации   для ...

Новые подходы к литературному чтению в начальной школе.

Роль учителя на формированиетуниверсальных учебных действий....

ДОКЛАД « Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика начальной школы»

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мирово...

«Новый подход в системе оценивания в начальной школе по ФГОС»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образоват...