Развитие познавательной самостоятельности ученика на уроке и во внеурочное время средствами УМК «Начальная школа XI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
статья по теме

      В статье приведены примеры  работы учителя начальных классов для  развития познавательной самостоятельности ученика на уроке и во внеурочное время средствами УМК «Начальная школа XI века»  под редакцией Н.Ф.Виноградовой, которые влияют на  успехи младшего школьника, его эрудицию, общее развитие, интеллектуальную культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc453.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной самостоятельности ученика на уроке и во

внеурочное время средствами УМК «Начальная школа XI века»                     под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Учитель начальных классов Корниенко Т.Н.

Школьное обучение, безусловно, формирует познавательные интересы и самостоятельность младших школьников, но в школе идет, в основном, развитие тех интересов, которые непосредственно связаны с изучением конкретных учебных предметов. Вместе с тем, успехи младшего школьника, его эрудиция, интеллектуальная культура связаны не только с программными знаниями-умениями, но и с уровнем развития широких познавательных интересов. А это, в свою очередь, предопределено интересом ребенка к самостоятельному чтению. Мои дети часто посещают библиотеки города.

Дети с высоким уровнем готовности к школе требуют особого внимания и отдельных заданий. Важно, чтобы они не заскучали, не потеряли интерес к учению из-за иллюзии легкости, иначе эти ребята могут пропустить тот момент, когда в классе пойдет новый, неизвестный материал.

Прежде всего,  мы должны помнить, что способные дети – это те, которые проявляют интерес к различным видам деятельности, как интеллектуальной, так и творческой. Важно не только поощрять участие детей в деятельности, но и поддерживать их активность, постоянно “подпитывать”, углублять их познавательные интересы.

Вот, например, сочинение моей ученицы Коваленко Вероники, которое появилось на свет после  последней осенней экскурсии, когда мы в один из дней вышли на улицу и “разглядывали” осень, дышали ей:

Прогулка  по осеннему парку

      Погода сегодня пасмурная, но не очень холодно. И нет дождя. Мы идём всем классом в наш парк.

      Вот мы входим в парк и сразу видим все осенние краски. Деревья уже нарядились в красные и жёлтые платья. Лишь сосны и ели  стоят в зелёном уборе. Больше всего мне понравилась ив. Она стояла  в серебристом наряде, похожем на кольчугу.

     Мы ходили по дорожкам и любовались  осенними листьями. Они плавно опускались на землю, покрывались всё вокруг разноцветным ковром. Даже в лужах плавало много осенних листьев. Они похожи на пёстрые кораблики. Нам понравилось слушать шорох листьев под ногами.

    В парке не было слышно весёлой трели птиц. Лишь чириканье воробьёв нарушало тишину.

     Такая красивая осень в нашем парке!

Никифорова Настя так описала свои впечатления:

Прощай, листопад!

        Забегали тучки по небу. Пошёл крапинками золотой дождь.

        Зашуршали листья. Как зайчики запрыгали они по земле. Листья танцевали разными танцами. Дождик прыгал по листьям как непоседа.

        Заиграли лучи солнца. Они резвились и тихо говорили: «Прощай, листопад!»

После зимней экскурсии в лес Марьина Диана написала такое стихотворение:

Зимний лес

Как прекрасен зимний лес!

И как много в нём чудес!

На белой скатерти снегов

Полно загадочных следов!                 

С  ветки на  ветку прыгают белки,  

Серые, пушистые, ушки золотистые.

Тихо сыплет снег с небес,

Засыпает снежный лес.

     

           

Стараюсь побуждать успешных учеников расширять свои знания, предлагаю организовывать познавательную деятельность, вовлекая в нее других учеников класса.

Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. Как развивать интерес детей к судьбе своей “малой Родины”, формировать нравственную позицию к родному краю? Так, например, группа моих учеников в 4 классе, готовясь к классной научно-познавательной конференции учеников, взяли на себя организацию проекта, посвященного родному городу.  Дети собрали материал об улицах города, его памятниках, достопримечательностях, о людях, прославивших наш край. Была  выпущена газета «Достопримечательности г.Белгорода».

Не могу не выразить слова благодарности автору интегрированного курса “Окружающий мир” Н.Ф. Виноградовой, который развивает интерес детей не только к природе, но и родной стране, её истории. Благодаря материалу, который предлагает нам учебник и рабочая тетрадь, я узнала много интересного о своих учениках, об их семьях.

Этот предмет осуществляет подготовку к изучению пяти систематических курсов основной школы (природоведения, биологии, истории, обществоведения, географии), закладывает необходимые предпосылки для изучения физики и химии.

Специфика его содержания способствует развитию таких интеллектуальных способностей, без которых невозможно успешное самостоятельное обучение (осознание связей и зависимостей в окружающем мире; практическое овладение пространственными и временными понятиями; понимание целостности окружающего мира и др.) Главное достоинство этого курса состоит в том, что он берет на себя функции интеграции природоведческих и социальных знаний и формирования целостного взгляда на природу. С этой целью отобраны наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания, которые обеспечивают формирование системы его взаимодействия с окружающим миром.

Большинство заданий – на размышление, поиск, небольшое самостоятельное исследование школьника. Например, в соответствии с программой в третьем классе мы изучали две темы, формирующие обществоведческие и исторические представления: “Человек в разные исторические времена” и “Труд людей в разные исторические времена”.

Изучение первой темы позволило детям представить те изменения, которые происходили с самим человеком (его внешний вид, характер, быт, отношения к явлениям окружающей жизни и др.) от древности до наших дней. Вторая тема связана с развитием трудовой деятельности людей (дети узнают, как возникли и развивались земледелие, промышленность, как строились города и появлялись разные профессии). Изучение этих тем заканчивается уроками обобщения (“Древняя Русь”, “Московская Русь”, “Россия”).

Их значение велико, т.к. эти уроки обобщают полученные детьми знания по конкретной эпохе. Вопросы и задания помогают школьникам вспомнить и воссоздать все, что относится к данному историческому времени.

Вот только несколько вопросов, которые помогают оживить уже известную информацию, ориентироваться в историческом времени:

  1. Как выглядел человек в Древней Руси?
  2. Расскажи, во что верили жители Древней Руси.
  3. Как изменилась вера славян в Х веке?
  4. Представь, что ты житель Древней Руси (Московского государства, России).

Расскажи о себе: как тебя зовут, где ты живешь, каков твой дом, кем можешь работать ты … Дети подбирали картинки с иллюстрациями одежды жителей Древней Руси

             

Приведу примеры работ из урока - обобщения по теме “Славяне”:

Киреев Дмитрий (писал работу от лица жителя Древней Руси):

“ Мы, славяне, были всегда бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоду, мы сносили голод и всякую нужду. Мы удивляли многие народы своей неутомимостью и быстротой. Наши мужчины мало пеклись о своей наружности. Мы считаем, что главной красотой мужчин является крепость тела, сила в руках и легкость в движениях. Наш народ всегда был воинственным, но несмотря на это, оставался добродушным и гостеприимным.”

Есть также вопросы и задания, которые побуждают ученика творчески подойти к решению учебной задачи. После таких уроков в моем классе появлялись творческие работы, объединенные в журналы: “ Мое имя”, “Журнал мод”, “Моя семья в Древней Руси”.

После работы над репродукцией картины В.И.Сурикова “Взятие снежного городка”, которая помогает учащимся определить настроение, переданное художником: радость, веселье, удаль людей, празднующих Масленицу, невозможно не провести праздник Масленицы в классе. Этот праздник планируется провести в 3 четверти.

Мои учащиеся проявляют огромный интерес к урокам "Окружающего мира", поскольку средства обучения по данному курсу позволяют организовать самостоятельную познавательную деятельность школьников, создавая основу для развития их мышления, воображения, творчества и общей культуры.

Мои дети любят играть, ходить на экскурсии. Ребята свободно излагают свои мысли, чувства, не стесняются высказать личное мнение.

Наступил последний год обучения моих учеников в начальной школе. И, конечно, как и любой учитель, я задаю себе вопрос: “Чему я их научила, какими они стали и как будут использовать знания и умения в дальнейшем обучении?” Самое главное, что могу сказать о своих воспитанниках: им нравится учиться, они задумываются над тем, что им рассказывают на уроках, задают массу вопросов, спорят друг с другом! Они дружны между собой, внимательны друг к другу, открыты, у них есть ответственность за себя и за свою учебу.

Разве может это не радовать?! И это результат моей работы, отношения к своим ученикам и, бесспорно, результат работы по учебно-методическому комплекту “Начальная школа ХХI века”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 1 классе программа «Начальная школа 21 века» (под редакцией Н.Ф.Виноградовой)

Конспект урока разработан по теме "Правописание сочетаний чу-щу". Данный материал может быть использован в 1 классе по любой программе....

развитие познавательной активности учеников на уроках и во внеурочное время

Какое значение имеют познавательные потребности для успешности обучения младшего школьника?                 ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРОГРАММА «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ»

развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии...

Конспект урока УМК "Начальная школа ХХ1 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой. 3 класс. Окружающий мир (автор учебника Н.Ф.Виноградова) . Тема: "Болото-пресный водоём"

Проведённый урок по теме "Болото - пресный водоём" был направлен на "добывание" новых знаний. Освоение новых знаний построены на решении проблемных ситуаций. Методы и формы работы были ориентированы н...

Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...

Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе

В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. В современной школе и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы школьники не тол...