Учебное проектирование в начальной школе
методическая разработка (1 класс) на тему

Морозова Ольга Викторовна

Учебное проектирование – учебно- познавательная, творческая, практическая деятельность учащихся и учителя, имеющая общую цель и направлена на достижение общего результата деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебное проектирование в начальной школе

Учебное проектирование – учебно- познавательная, творческая, практическая деятельность учащихся и учителя, имеющая общую цель и направлена на достижение общего результата деятельности.  

В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Цель учебного проектирования – научить проектированию минимального уровня сложности, формирование основополагающих умений учебного проектирования.

Первый год я работаю над учебными проектами. По каждому проекту мы публично проводим защиту в школе на уроках или на внеклассных мероприятиях.

             Например, в 1 классе в рамках темы по окружающему миру «Моя семья», «Моя малая Родина», «Моя школа. Мой класс.» мы представили учебные проекты.

           Во время работы над проектом «Моя семья» мы столкнулись с проблемой: дети не знают своих предков дальше бабушек – дедушек, а некоторые не знали и их («давно умерли»). Актуальность данной темы не вызвала сомнения. Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы более подробно.

           В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок», «традиции и устои семьи», поэтому я решила восполнить этот пробел в знаниях детей.

Исследование включало в себя несколько этапов:

          1. Был проведен классный час « История возникновения фамилий » Тематика классного часа заинтересовала ребят, всем захотелось узнать, что означает их фамилия и каково ее происхождение. Дети обратились за помощью к родителям. Родители живо откликнулись на их просьбу.

             2.  С целью дальнейшего развития интереса к истории семьи, семейным традициям, а так же с целью сплочения классного коллектива учащихся и родителей решили подготовить семейный праздник « Все о семье».  

              3.   Параллельно детям было предложено нарисовать рисунки.

             4.   Завершающим этапом проектной деятельности являлась презентация проекта, где дети рассказывали о своей семье и её традициях.

Работа над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей. Дети осознали значимость своей работы, расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними, чувство любви и уважения к родителям. Кроме того, дети в классе стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.  

С точки зрения учителя, учебный проект - это хорошее дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы. Конечно, разработка и подготовка таких проектов ставит перед учителем определенные требования: необходимо выбрать социально значимую проблему или выдвинуть гипотезу, определить ее актуальность, выбрать тему исследования, поставить цели и сформулировать задачи, разработать план действий, этапы реализации проекта, создать положительный мотивационный настрой, организовать детей в группы (если проект групповой), определить цели и задачи каждой группы, а по необходимости, определить роль каждого члена группы, поскольку дети все разные, соответственно и способности их различны. Учителю необходимо заранее самому отобрать материалы, чтобы в случаях затруднений дать учащимся на них ссылку, необходимо всегда быть на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, т.е. учитель постоянно в действии – он контролирует, наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником. Таким образом, работа над учебным проектом требует от учителя много сил, времени, терпения.

Зато для учеников учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать свой результат – чего достиг, что сумел, причем, практически САМ.

             Опыт показывает, что проект несет в себе большой учебно – воспитательный эффект: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, отстаивать свою точку зрения, анализировать свою деятельность, вклад каждого в общее дело, находить компромисс, признавать и исправлять свои и чужие ошибки, причем, при защите проекта, они осязают, демонстрируют результат проекта – продукт своей деятельности – воплощение приобретенных знаний и умений. Таким образом, можно сказать, что метод проектов – это тот путь, который показывает, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью. Хотя, конечно, не надо забывать и о чувстве меры: проектное обучение ни коим образом не должно вытеснять классно – урочную систему, становиться некой панацеей, а вот применять его с другими активными методами обучения очень эффективно, с его помощью достигаются такие учебно – воспитательные цели, которые при традиционном обучении будут вырабатываться очень долго.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебное проектирование в начальной школе.

Слайд 2

Что такое учебное проектирование? Учебное проектирование – учебно- познавательная, творческая, практическая деятельность учащихся и учителя, имеющая общую цель и направлена на достижение общего результата деятельности.

Слайд 3

Цель учебного проектирования Научить проектированию минимального уровня сложности, формирование основополагающих умений учебного проектирования.

Слайд 4

Учебный проект для учителя Дидактическое средство развивающего обучения и воспитания, которое позволяет формировать проектную деятельность, выработать и развивать специфические умения и навыки проектирования. 2.Позволяет обучить: - проблематизации и целеполаганию; - самоанализу и рефлексии; - предоставлению результатов деятельности и хода работы; - презентации; - поиску и отбору актуальной информации; - практическому применению знаний.

Слайд 5

Учебный проект для ученика Позволяет: раскрывать творческий потенциал проявлять себя индивидуально и в группе попробовать свои силы, применить знания публично продемонстрировать достигнутый результат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология современного проектирования в начальной школе.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных...

Проектирование универсальных учебных действий в начальной школе

презентация выстепления на методсоветах, конференциях....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Метод проектирования в начальной школе"

Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позвол...

«Проектирование универсальных учебных действий в условиях учебного сотрудничества в начальной школе»

Проектная работа по теме "Проектирование универсальных учебных действий в условиях учебного сотрудничества в начсальной школе"...

«Проектирование универсальных учебных действий в начальной школе»

Выступление на м/о начальных классов о видах универсальных учебных действий в начальной школе....