Учебное проектирование в начальной школе
методическая разработка (1 класс) на тему
Учебное проектирование – учебно- познавательная, творческая, практическая деятельность учащихся и учителя, имеющая общую цель и направлена на достижение общего результата деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnoe_proektirovanie_v_nachalnoy_shkole.doc | 34 КБ |
uchebnoe_proektirovanie_v_nach._shk..ppt | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебное проектирование в начальной школе
Учебное проектирование – учебно- познавательная, творческая, практическая деятельность учащихся и учителя, имеющая общую цель и направлена на достижение общего результата деятельности.
В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Цель учебного проектирования – научить проектированию минимального уровня сложности, формирование основополагающих умений учебного проектирования.
Первый год я работаю над учебными проектами. По каждому проекту мы публично проводим защиту в школе на уроках или на внеклассных мероприятиях.
Например, в 1 классе в рамках темы по окружающему миру «Моя семья», «Моя малая Родина», «Моя школа. Мой класс.» мы представили учебные проекты.
Во время работы над проектом «Моя семья» мы столкнулись с проблемой: дети не знают своих предков дальше бабушек – дедушек, а некоторые не знали и их («давно умерли»). Актуальность данной темы не вызвала сомнения. Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы более подробно.
В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок», «традиции и устои семьи», поэтому я решила восполнить этот пробел в знаниях детей.
Исследование включало в себя несколько этапов:
1. Был проведен классный час « История возникновения фамилий » Тематика классного часа заинтересовала ребят, всем захотелось узнать, что означает их фамилия и каково ее происхождение. Дети обратились за помощью к родителям. Родители живо откликнулись на их просьбу.
2. С целью дальнейшего развития интереса к истории семьи, семейным традициям, а так же с целью сплочения классного коллектива учащихся и родителей решили подготовить семейный праздник « Все о семье».
3. Параллельно детям было предложено нарисовать рисунки.
4. Завершающим этапом проектной деятельности являлась презентация проекта, где дети рассказывали о своей семье и её традициях.
Работа над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей. Дети осознали значимость своей работы, расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними, чувство любви и уважения к родителям. Кроме того, дети в классе стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.
С точки зрения учителя, учебный проект - это хорошее дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы. Конечно, разработка и подготовка таких проектов ставит перед учителем определенные требования: необходимо выбрать социально значимую проблему или выдвинуть гипотезу, определить ее актуальность, выбрать тему исследования, поставить цели и сформулировать задачи, разработать план действий, этапы реализации проекта, создать положительный мотивационный настрой, организовать детей в группы (если проект групповой), определить цели и задачи каждой группы, а по необходимости, определить роль каждого члена группы, поскольку дети все разные, соответственно и способности их различны. Учителю необходимо заранее самому отобрать материалы, чтобы в случаях затруднений дать учащимся на них ссылку, необходимо всегда быть на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, т.е. учитель постоянно в действии – он контролирует, наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником. Таким образом, работа над учебным проектом требует от учителя много сил, времени, терпения.
Зато для учеников учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать свой результат – чего достиг, что сумел, причем, практически САМ.
Опыт показывает, что проект несет в себе большой учебно – воспитательный эффект: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, отстаивать свою точку зрения, анализировать свою деятельность, вклад каждого в общее дело, находить компромисс, признавать и исправлять свои и чужие ошибки, причем, при защите проекта, они осязают, демонстрируют результат проекта – продукт своей деятельности – воплощение приобретенных знаний и умений. Таким образом, можно сказать, что метод проектов – это тот путь, который показывает, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью. Хотя, конечно, не надо забывать и о чувстве меры: проектное обучение ни коим образом не должно вытеснять классно – урочную систему, становиться некой панацеей, а вот применять его с другими активными методами обучения очень эффективно, с его помощью достигаются такие учебно – воспитательные цели, которые при традиционном обучении будут вырабатываться очень долго.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое учебное проектирование? Учебное проектирование – учебно- познавательная, творческая, практическая деятельность учащихся и учителя, имеющая общую цель и направлена на достижение общего результата деятельности.
Цель учебного проектирования Научить проектированию минимального уровня сложности, формирование основополагающих умений учебного проектирования.
Учебный проект для учителя Дидактическое средство развивающего обучения и воспитания, которое позволяет формировать проектную деятельность, выработать и развивать специфические умения и навыки проектирования. 2.Позволяет обучить: - проблематизации и целеполаганию; - самоанализу и рефлексии; - предоставлению результатов деятельности и хода работы; - презентации; - поиску и отбору актуальной информации; - практическому применению знаний.
Учебный проект для ученика Позволяет: раскрывать творческий потенциал проявлять себя индивидуально и в группе попробовать свои силы, применить знания публично продемонстрировать достигнутый результат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология современного проектирования в начальной школе.
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных...
Проектирование универсальных учебных действий в начальной школе
презентация выстепления на методсоветах, конференциях....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Метод проектирования в начальной школе"
Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позвол...
«Проектирование универсальных учебных действий в условиях учебного сотрудничества в начальной школе»
Проектная работа по теме "Проектирование универсальных учебных действий в условиях учебного сотрудничества в начсальной школе"...
«Проектирование универсальных учебных действий в начальной школе»
Выступление на м/о начальных классов о видах универсальных учебных действий в начальной школе....
Проектирование учебного процесса в начальной школе на основе технологии интеллект-карт.
Выступление на пе5дагогическом совете....
Проектирование учебного процесса в начальной школе на основе технологии интеллект-карт.
Выступление на педагогическом совете....