Доклад Школа устойчивого развития
статья по теме

Крутько Вера Ивановна

Доклад "Школа устойчивого развития" прочитан на краевых курса повышения квалификации заместителей директоров по УВР в ходе конкурса ораторского искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Крутько Вера Ивановна заместитель директора по УВР в начальных классах Сотниковской средней общеобразовательной школы №4

              Тема моего выступления – школа устойчивого развития.   В  каком направлении нужно  искать пути к школе устойчивого развития?  Об этой проблеме  я задумалась после прочтения  статьи Андрея Русакова.  Затронутый автором вопрос является действительно актуальным. Он всегда волновал человека и в частности педагога, а сегодня стал еще острее, постоянно поднимается на страницах газет и журналов, звучит в теле - и  радиоэфире, обсуждается в интернете.

              Каково обычное восприятие понятия «устойчивое развитие?»  «Устойчивое развитие - это когда сохраняем все как есть, а еще немного развиваемся». В школе это выглядит так: сохраняем как есть «устойчивость традиционной школы» и добавляем новации с компьютерами и прочими «элементами передовых технологий».

Похоже,  именно к этому сводится  сегодняшняя идеология современной российской системы образования.

Постепенно стало понятно, что дело не только в изменении законодательств и промышленных технологий, а в готовности людей к переменам  в жизни.

Было осознано: рецепты перемен каждая страна должна находить сама. Каждый город, поселок, школа, предприятие разрабатывают собственный план действий: нужно изменять жизнь так, чтобы удерживать равновесие во взаимоотношениях с природой и обеспечением человеческих потребностей, между развитием за счет места обитания и «умного развития» самого этого места.

Удалось ли это кому-то осуществить? Во многих странах - в значительной мере. Почти во всем это получилось у скандинавов.        .

Что удалось шведам, финнам, датчанам, норвежцам? - именно «экологическое» пе реосмысление и переустройство индустриального мира.

Заработали пограничные между экономикой-экологией-обществом категории справедливости, взаимоприемлемости, общедоступности, жизнеспособности.

Таким образом, «устойчивое развитие» - это принцип отношения к жизни, основанный на открытии возможностей развития для каждого (причем не столько равных возможностей, сколько вариативных, почти индивидуальных).  «Устойчивое развитие» запускается движением не «вперед», а «вглубь и вширь». При этом резко меняются и структуры производства, и отношения местных сообществ к экономике, образованию, пространству жизни.

Вряд ли продуктивно копировать отдельные организационные моменты скан динавских перемен; куда важнее понять  в каком направлении искать свои пути к ней.

Что значит принцип «устойчивого развития» для школы? - это как минимум означает желание стать школой-домом для всех детей и домом, открытым в окружающую местность, согласующим с ее обстоятельствами свои задачи, замыслы и правила.        

Вот наиболее очевидные черты школы, следующей идеалам «устойчивого развития»:

  1. переосмысление характера школьной жизни с точки зрения «экологии человеческих отношений». То есть нарабатывание опыта общения, сотрудничества, творческой инициативности рассматривается не  как дополнительный эффект обра зования, а становится стерженем личностного развития школьника;
  1. переосмысление акцентов в методах обучения с точки зрения их соответствия местным возможностям, потребностям и ресурсам
  2. переосмысление важного и неважного с точки зрения предполагаемых «ближних» и «дальних» перспектив детей;
  3. все, кто прямо или косвенно связан со школой, могут быть причастны к ее жизни, и эта причастность специально организуется;
  4. восприятие «школьной энергетики» как «душевной энергетики» и политика «энергосбережения»; сохранность здоровья, творческих сил и общего эмоционального благополучия учителей, учеников и их семей

Выбор одного из двух идеалов образования ведет за собой и выбор одного из двух хорошо заметных сегодня в России вариантов «инновационного развития».

Первый путь -  наиболее распространенный:

  1. Инновационные технологии - это или броские «бирюльки» для забавы и отчетов, или форма изящной ликвидации взаимной ответственности, способ замены системы обучения системой проверки знаний.
  2. Управленческие технологии: мобилизация средств для «главных задач» за счёт «второстепенных направлений» (за счет упразднения должностей психологов, социальных педагогов, «слишком затратных» учебных заведений). Главное внимание - оцениванию, рейтингам, селекции, сортировке:

- Качество работы такой школы - это сумма учебных и карьерных достижений наиболее успешных учеников  плюс пристойные учебные достижения большинства.

Второй путь  наиболее перспективный:

  1. Инновационные технологии - средство адаптации учебного содержания к детям, учителям, местным обстоятельствам; средство налаживания взаимодействия детей между собой, детей с учителями, школы с родителями и местной жизнью.
  2. Управленческие технологии - практика экспертных оценок внутренней ситуации и внешних возможностей
  3. Главное внимание тому, чтобы каждый ученик находил свой путь развития и укреплял свои силы.        
  4. Качество работы школы - качество жизни людей в школе и вокруг нее, дальнейшая «умная особость» учебной судьбы каждого выпускника.

Цели «устойчивого развития» требуют использования  методов, которые принято зачислять в  «альтернативные» (отличные от общепринятых).

Впрочем, в сегодняшней России у «альтернативников» слишком шаткая основа для прочного положения.   Быть как все, планировать жизнь по инерции, чутко реагировать на поступающие сверху сигналы - это означает быть гораздо более адаптированным в рамках сложившейся административной системы.        ,

Но если действительно стремиться к «устойчивому развитию» то необходимым станет использование тех «альтернативных» методов, которые на деле обращены к успешному образованию учеников, укрепляют уверенность детей в своих силах и их умение продуктивно действовать, связывают цели развития школы и проекты территориального развития.

Эти методы давно уже не являются секретом. Трудность в другом: как, за счет каких усилий их воспроизвести в том или ином месте в сегодняшних обстоятельствах, на нынешней стадии социального разложения. И ряд образовательных учреждений показывают, что это вполне возможно.

        Например,  устойчивое  развитие  НАУКОГРАДА г. ДУБНА;    

        Школа № 174 Нижний Новгород,      

        МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» города Усть-Илимск        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школа устойчивого развития

Слайд 2

Швеция — лидер и образец «школы устойчивого развития» делегирование большинства полномочий на уровень педагогических и родительских сообществ проектный характер обучения сочетание определенного уравнивания предоставляемых ресурсов с многообразием педагогических решений по их использованию фактическая общедоступность высшего образования

Слайд 4

Международная научная школа "Проектное управление устойчивым инновационным развитием"

Слайд 5

Школа № 174 г. Нижний Новгород

Слайд 6

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» УСТЬ-ИЛИМСКА Инновационная модель экологического образования включает в себя блоки: - экология деятельности (системообразующий) - направлен на реализацию экосиситемного подхода при проектировании индивидуальной и групповой деятельности в окружающей природно-социальной среде; - экология среды; - экология человека (защиты здоровья человека и безопасности жизни); - устойчивое развитие (удовлетворение потребностей людей в настоящем времени с сохранением этой возможности для будущих поколений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"....

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности учащихся начальной школы в различных видах его деятельности»

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности учащихся начальной школы в различных видах его деятельности»...

Доклад на тему: "Развитие толерантности в начальной школе"

Формирование толерантности у учащихся начальных классов...

Выступление на педагогическом совете с докладом "Школа как носитель умственного развития детей".

quot;Школа как носитель умственного развития детей".Выступление на педагогическом совете....