Исследовательская работа "Герои живут рядом"
творческая работа учащихся (3 класс) по теме

 Данный Данная работа исследует героизм земляков города Чистополя. Только лично соприкасаясь с опытом людей, подрастающее поколение сможет услышать о реальных примерах прочности духа и моральной стойкости участников "горячих точек". Такие встречи формируют истинный патриотизм: в душах молодых появляется гордость за дела отцов, дедов, прадедов, искреннее желание быть похожими на них, у школьников формируется активная гражданская позиция.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon issledovatelskaya_rabota_geroi_zhivut_ryadom_2.zip42.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

МКУ «УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО  КОМИТЕТА

ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

МБОУ «ГИМНАЗИЯ №3»

«ГЕРОИ ЖИВУТ РЯДОМ»

Секция: краеведение

Выполнила: ученица 3 «Г» класса,

Назарова В. А.

Научный руководитель:

Яковлева Е. М.,

 учитель начальных классов

   

                                                       Чистополь, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА I

1.1.   Размышления о войне…………………………………………………………...5

1.2.   Подвиг участника Великой Отечественной войны Б.П.Корнева……………………………………………………………………………7

1.3.  Подвиг участника боевых действий в Афганистане

 Р. И. Махмутова………………………………………………………………………9

1.4.  Деятельность Д.В.Юдина, руководителя поискового

отряда «Выстрел»……………………………………………………………………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….15

                                                                 В жизни всегда есть место подвигу…
                                                                                                             М. Горький

 ВВЕДЕНИЕ

Не зря в народе говорят: героями не рождаются, ими становятся. Порой в жизни человека бывают экстремальные ситуации, когда возникает вопрос: жить или не жить. И человек выбирает второе, жертвуя собой ради чего-то большего, светлого. Такой человек становится героем. Только в нашей стране их миллионы. Это участники Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской войн, ликвидаторы  аварии на Чернобыльской АЭС и другие.

За победу наш народ платил жизнями, кровью солдат и офицеров, муками солдатских матерей, сестер и дочерей. О войне написаны тысячи книг и исследований, сняты сотни кинофильмов. Но ни скупые строки учебников, ни талантливая игра актеров не могут передать ту суровую правду войны, которую хранят в памяти ее участники. Не все дожили до наших дней. Но живы, живы герои! Они живут рядом! Мы, дети России, должны гордиться, тем, что живем в самой сильной и непобедимой стране, мы обязаны знать, что однажды, наши прадеды победили и выстояли благодаря силе духа  и вере в победу…

Я считаю, что только лично соприкасаясь с опытом людей, подрастающее поколение сможет услышать о реальных примерах прочности духа и моральной стойкости участников "горячих точек". Такие встречи формируют истинный патриотизм: в душах молодых появляется гордость за дела отцов, дедов, прадедов, искреннее желание быть похожими на них, у школьников формируется активная гражданская позиция.   

Цель, которую я перед собой поставила в исследовании: собрать и изучить материал о героизме земляков.

Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:

- понять причины возникновения войн на Земле;

- провести  интервью  участника Великой Отечественной войны Б.П. Корнева, создать фотоархив;

- провести интервью  участника боевых действий в Афганистане Р.И. Махмутова.

- познакомиться с деятельностью Д.В.Юдина, руководителя поискового отряда «Выстрел»;

-  познакомиться с материалами СМИ, посвященными участникам войн;

-  сделать выводы.

Методы исследования: интервьюирование, фотографирование, изучение семейного архива, материалов СМИ, исторической литературы, ресурсов интернет.

Источники исследования: воспоминания прабабушки Бочковой Александры Григорьевны, участника Великой Отечественной войны Бориса Павловича Корнева, участника боевых действий в Афганистане Рафиса  Ирековича  Махмутова, рассказ о деятельности поискового отряда «Выстрел» Дмитрия Владимировича Юдина.

        

ГЛАВА I

  1.  Размышления о войне

Заглядывая в словарь Даля, я нашла значение слова « солдат», - это  « рядовой воин, служивый кавалер».  Все эти слова связаны с войной. Ещё для меня было приятной неожиданностью, что в словаре после слова          « солдат» следует пояснение - слово « солнце» и « солнышко». Солдатами не рождаются!.. Рождаются на этот свет обычные люди. Рождаются для того, чтобы радоваться солнышку, жить и дарить жизнь своим детям! Рождаются, чтобы созидать, а не разрушать, творить, а не воевать, любить, а не ненавидеть! Как было бы чудесно, если бы все люди думали о том же, если бы они в этой жизни могли довольствоваться малым: тёплым весенним ветром, пробуждающим к цвету воскресающую природу, нежностью близких людей, заразительному и весёлому смеху малыша – соседа, возможностью помогать друг другу, даруя любовь и внимание. Но, к сожалению, не все люди ценят такие простые, но важные вещи. Для некоторых важнее всего жажда всепоглощающей власти денег и исходя из этого, чувство превосходство над всем и всеми. По этой причине, я думаю, начинаются на Земле войны. И тогда человечество встаёт перед выбором: нападать или защищать, давать или отнимать, убивать или ценой собственной жизни дарить жизнь другому человеку. Тогда- то и проявляется в людях истинная сущность – по какому закону они живут, по закону зла, думая только о себе, или по закону добра и мира, думая о ближних, их боли, их нуждах, трудностях...

Для меня название Великая Отечественная Война - это нечто большее, чем глава в учебнике истории. Это воспоминания дедушек-бабушек, это старые фотографии и письма с фронта в семейном архиве, это истории с трагическим или счастливым концом, которые происходили с людьми, тебе близкими. Моя бабушка Бочкова Александра Григорьевна  показала мне  фронтовое письмо нашего прадедушки, бережно хранившегося у родных вот уже 70 лет, написанное им в феврале 1943 года. (Приложение 1)

Беру в руки это письмо… Оно во многих местах уже порвано, бумага пожелтела от времени, написано нечётким почерком, но с какой любовью и заботой пишет прадедушка Григорий своим близким – «незабываемой жене Мане», детям – «неотвязному от меня Ванюше», «простодушной Дусеньке» и «глупцу Пале», «многоуважаемой и милой мне мамаше». Дедушка шлёт им всем «глубокий и любящий привет». Хотя «смерть ходит рядом» с моим дедом, он волнуется за свою семью, не получая от них уже три месяца писем. Мой дедушка Григорий Ефимович очень переживал за своего сына Николая, которого признали на войну в семнадцать лет: «Неужели он погиб в неизвестной несчастной тьме?»  Но моего прадеда тревожит не только жизнь близких ему людей, но и всё, что происходит во всём мире – «ох, не забыть мне ни на минуту всех ужасов, какие творятся с человечеством». Прадедушка очень любил свою жену, мою бабулю Маню. В его сердце теплилась надежда встречи со своей большой семьёй – «быть может буду жив, так скоро вернусь на Родину и блеснёт минута радости, так и крепко я вас всех обойму к своей груди и сладко поцелую, и обратно заживём счастливо, и забудем все невзгоды».

По молитвам своей мамы, мой прапрадед Григорий вернулся благополучно с фронта. Так же здоровыми и невредимыми пришли с войны его родные братья и сын Коля, за которого он очень сильно волновался. Мой дедушка наконец-то зажил долгожданной мирной жизнью, вырастил детей и увидел внуков. Григорий Ефимович был очень хорошим плотником и строил всю свою жизнь дома для односельчан.

Долго мы разговаривали о письме деда с моей бабушкой, о трудной жизни наших предков. Для них, как и для нас с вами, было ценно одно – мир на Земле, здоровая  семья, дети.

1.2.    Подвиг участника Великой Отечественной войны Бориса Павловича Корнева

Более 70 лет назад на нашу Родину напали немецко - фашисткие захватчики. Эта была самая страшная война ХХ века. Все граждане нашей страны встали на защиту своей страны, своего Отечества. Война шла 1418 дней, почти 4 года. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Разорены города, села, выжжены хлебные поля, оборваны мечты и надежды наших людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.

Мы встретились с ветераном этой войны, уроженцем города Чистополя Борисом Павловичем Корневым. Он рассказал нам о своих фронтовых дорогах и о том памятном бое, за который отмечен медалью.(Приложение 2)

        В июне сорок первого семнадцатилетний Борис Корнев ушёл на фронт добровольцем. На пароходе триста новобранцев добрались до Казани. Далее чистопольца отправили в Саратовское военное артиллерийское училище. Проучились несколько месяцев, затем курсантов перевели в Пензу, обучение шло по ускоренной программе. И вот уже младший лейтенант Корнев направляется в распоряжение Московского военного округа, оттуда в Коломну, где шло формирование новой части. Получили оружие, снаряжение и сразу в бой, ведь немцы стояли на подступах к столице.

Калинин, Торжок, Ржев, Смоленская область, по этим местам пролегал путь Корнева. Навсегда остались в памяти боевые действия на Смоленщине. Враг сосредоточил в этом районе большое количество техники и живой силы, основательно укрепился на занимаемых позициях. После очередного отражения наступления немцев на наших позициях в действующих осталась только одна противотанковая пушка, которая должна была прикрывать пехоту. Артиллерия противника вела ураганный огонь из шестиствольных миномётов, была задействована и авиация. Наши бойцы выдержали шквал огня. На следующий день пушку вновь вывели на передовые позиции и поставили на прямую наводку по укреплениям немцев. Взрывной волной заклинило затвор, младший лейтенант сумел выправить положение и открыл огонь. Появились танки, под их прикрытием в атаку пошла пехота. Младший лейтенант Корнев потерял счёт времени, бой казался нескончаемым. Но вот немцы дрогнули, стали отступать. «Этому пушкарю, наверное, дадут большую награду, ведь он один остановил наступление немецкой армии»,- эту фразу вспоминает  Б.  Корнев, расслышал  сквозь грохот боя от поднявшихся в атаку солдат. За тот бой наш земляк отмечен медалью.

Потом был мучительно долгий выход из окружения, получивший ранение в обе руки, без еды пробирался к своим. Медсанбат, и снова на передовую, теперь уже в составе 969 артиллерийской бригады 582 миномётного полка Второго Белорусского фронта. Войну закончил в Германии, был на Эльбе, видел союзников. Награждён орденом Отечественной войны второй степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», медалью Жукова и другими.

«После демобилизации вернулся в Чистополь, поступил на часовой завод слесарем, закончил школу мастеров, машиностроительный техникум. Работал конструктором, начальником конструкторского бюро, заместителем начальника отдела новой техники. Имеет медаль «Лучший конструктор часовой промышленности», является лауреатом второго Всесоюзного фестиваля народного творчества,  дружит с песней, поёт в хоре ветеранов часового завода. В 2007 году представлял наш муниципальный район на встрече с Президентом РТ Минтимером Шаймиевым» («Чистопольские известия»,Чистополь,2008, с.7)

  1.  Подвиг участника боевых действий в Афганистане Рафиса Ирековича Махмутова

Но и мирное время немало опасностей и бед подстерегают нашу страну. На встрече с Рафисом Ирековичем Махмутовым я узнала об Афганской войне, которая продолжалась более 9 лет. В кровопролитных схватках с душманами погибли почти 15 тысяч советских солдат и офицеров. Из них  263- жители Татарстана. А чистопольская земля потеряла шестерых своих сынов(Приложение 3).

Рафис Ирекович Махмутов, воин – интернационалист,  вернулся с той войны инвалидом. Они  проходил специальные учения в Туркестанском военном округе (кстати, из 300 человек, которых готовили к службе в Афганистане, остались в живых впоследствии лишь 80 ребят). Рафис Ирекович участвовал в 35 военных операциях в провинции Панджшер. Первый орден Красной Звезды получил за мужество, проявленное во время освобождения советских военнопленных из пещеры в Долине смерти. Шестеро молодых солдат и два офицера тогда захватили в плен 60 моджахедов. Это была неравная схватка. След от удара штыка душмана, оставшийся на груди чистопольца, напоминает об этом до сих пор. Рана оказалась всего в двух сантиметрах от сердца, он чудом остался жив. А смерть кружила рядом: страшные ранения получали сослуживцы, число погибших росло. От досады за собственное бессилие, боли утрат сердце солдата рвалось на части. Мысль о прощании навечно с теми, с кем только вчера был вместе, делился последним, терзала душу. Человеку отзывчивому, чуткому, открытому, знающему цену армейскому братству, вдвойне тяжелее это переносить.

В одном из боёв смертельно ранило его сослуживца из Одессы Игоря Заричанского. Пробраться к нему под постоянной стрельбой не было возможности. Рафис Ирекович не мог допустить, чтобы тело друга осталось на территории врага на осквернение. На рассвете, рискуя собственной жизнью, он отправился на место сражения. 14 километров нёс погибшего, обгоревшего до неузнаваемости солдата до своей части, чтобы мать и сестра с почестями могли проводить в последний путь сына и брата.

«Это лишь самое малое, что я мог сделать для друга. А потерял его я навсегда», - с грустью в глазах говорит Рафис Махмутов.

Второй орден Красной Звезды он получил за взятие ущелья в Малом Панджшере, где были разбиты силы Ахмедшаха - Масуда. При выполнении задания в дозоре машина подорвалась на фугасе, жизнь Рафиса находилась на волоске. Но он выжил всем смертям назло! Конечно, и процесс реабилитации протянулся долгие четыре года.

Каждое воспоминание бывшему афганцу даётся неимоверно трудно, и лишний раз не хочется бередить его душевные, незаживающие раны.

«Сейчас он возглавляет общественную организацию «Патриот», занимаются установкой памятников, посещают могилы погибших солдат, осуществляют уход за ними. Память об этих воинах не будет предана забвению» («Чистопольские известия», Чистополь,2009, с.1)

  1. Деятельность Дмитрия Владимировича Юдина, руководителя поискового отряда «Выстрел»

Но мне кажется, что подвиг – это и простая преданность любимому делу. К такому выводу я пришла, познакомившись  с деятельностью Юдина Дмитрия Владимировича, руководителя Чистопольского поискового отряда «Выстрел», который существует в городе Чистополе с 1995 года.

«Целью поисковой работы является достойное захоронение останков, установление и увековечение имен погибших солдат, большинство из которых являются пропавшими без вести. Важная задача поисковиков – установление имен и сведений о погибших по медальонам и личным вещам (котелкам, ложкам, подсумкам и т.д.)»,-        объяснял Дмитрий Владимирович при встрече. Это движение всероссийского масштаба.

А какое воспитательное значение имеет поисковая работа для  молодежи! Из его рассказа я поняла, что участниками поисковых экспедиций являются, как правило, школьники. Во время поиска  ребятам приходится преодолевать трудности походной жизни, совершать многокилометровые марши, строить переправы, ночевать в палатках, работать с утра до вечера. Поиск – тяжелый труд, по несколько дней зачастую, без видимого результата.
Во время экспедиции молодежь непосредственно соприкасается с военной историей. Перед поисковиками открывается правда той войны, количество потерь и цена Победы, которую пришлось заплатить нашему народу.

Дмитрий Владимирович рассказал, с помощью чего ищут останки солдат: «Останки  павших воинов ищут многими способами. Визуальным осмотром местности, на которой проходили боевые действия, посредством проверки исторических данных, полученных от местных жителей или из архивов, методами военной археологии»(Приложение 4)

С. С. Котилевский в своей книге «Теория и практика поисковых работ» пишет: «Для успешной работы в период полевых работ поисковику необходимы навыки владения щупом, как основным инструментом в поиске. Щуп - это металлический прут,  диаметром 6-8 мм, и длинной 60-70 см. С  его помощью, прощупывается почва для поиска и обследования воинских захоронений.

 Поскольку каждый солдат  непременно имел при себе какие-либо металлические предметы, то хорошим помощником поисковика стал металлоискатель.   После археологической проверки сигнала, начинается тщательная обработка территории, на которой он был зафиксирован. Вместе с останками и личными вещами погибших солдат на поверхность иногда поднимается и оружие - неразорвавшиеся гранаты и мины, снаряды и бомбы, которые до сих пор могут угрожать людям. Но для того и проводится поиск, чтобы не только найти останки погибших солдат, но и обезвредить опасное наследие  Второй Мировой войны» (Казань, «Отечество»2009, 32-36).

Что движет людьми, которые приезжают на места былых боев за тысячи километров, чтобы целыми днями копаться в холодной земле, болотистой местности, иногда по колено в ледяной воде,  поднимать останки погибших воинов?! Разве это не подвиг?! Поняв важность и сложность поисковой работы, я преклоняюсь перед людьми, которые бескорыстно, невзирая ни на что, щупом и лопатой возвращают народу из мрака вечности имена героев…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эпилог

В апреле 1986 года в страшную и таинственную зону под названием Чернобыль были брошены огромные материальные и людские ресурсы, чтобы спасти всю страну. Каковы последствия той аварии? Хочется взглянуть в глаза землякам, жертвовавшим жизнями, здоровьем при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, услышать их боль…Работа будет продолжена.

Выводы

Проведя данное исследование, мы пришли к выводу, что героизм наших земляков достоин восхищения. Мы напрямую соприкоснулись со страницами истории нашей страны. В боевых действиях на Смоленщине  в годы Великой Отечественной войны Борис Павлович Корнев один остановил наступление немецкой армии. В беспощадной войне на далекой чужбине наш земляк Махмутов Рафис Ирекович проявил мужество во время освобождения советских военнопленных из пещеры в Долине смерти, при взятии ущелья в Малом Панджшере. Подвиг – это и простая преданность любимому делу. Дмитрий Владимирович Юдин выполняет благородную миссию - восстанавливает имена героев, положивших жизни во благо Родины. Люди чуткие, отзывчивые пропагандируют занятия спортом, здоровый образ жизни. Жизнь героев – яркий пример для подражания. В жизни всегда есть место подвигу!

Благодаря таким встречам, я думаю, память о героях-земляках останется в сердцах ребят на долгие годы. Во время встреч я видела интерес в глазах детей, их искренний восторг от общения с героями.

В наше сложное время, когда мы теряемся и путаемся в пестроте политических течений и противоречивых мнений, в этом мире непостоянства есть островок твёрдой земли, который всегда остаётся неизменным – это чувство Родины. С родного дома, двора, со знакомой с детства улицы, с таких замечательных людей, живущих в нашем городе, начинается настоящее полноводное чувство – чувство Родины. Я поняла, что российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество. 

О Родине – России

У меня есть Родина – Россия.

Это счастье – это жизнь моя,

Это моя будущая сила,

Это – моя дружная семья.

Это – шелк лазоревого неба

И лесов немерянная  ширь.

Это – поле золотого хлеба

И народ мой – добрый Богатырь.

Только – только ты встаёшь на ножки,

Ты в начале долгого пути,

Ты пойдёшь сначала по дорожке,

По Дороге будешь ты идти.

                 ( В. Николаева )

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Котилевский С.С.  «Теория и практика поисковых работ», Казань,       «Отечество», 2009
  2. «Чистопольские известия», Чистополь, №16, 2009
  3. «Чистопольские известия», Чистополь, №21,2008
  4. Классный час по патриотическому воспитанию «Я гражданин России», Классные часы, Москва, 2011
  5. В.Николаева «О Родине-России»

Источники

  1. Воспоминания прабабушки Бочковой Александры Григорьевны
  2. Воспоминания участника Великой Отечественной войны Бориса Павловича Корнева
  3. Воспоминания участника боевых действий в Афганистане Рафиса Ирековича Махмутова
  4.  Интервью Дмитрия Владимировича Юдина о деятельности поискового отряда «Выстрел»

Интернет-ресурсы

  1. http://www.pobediteli.ru/
  2. http://velikvoy.narod.ru/
  3. http://ru.wikipedia.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские работы учеников 1 класса "Какие комнатные растения живут у нас дома?"

Данная работа имеет исследовательскую и практическую направленность.В настоящее время многих из нас окружают комнатные растения, с которыми человек знаком около 5 тыс. лет. Но мало кто знает, что поми...

Исследовательский проект «Удивительное рядом».

   Планета земля - это удивительный мир, который полон загадок природы, удивительных, интересных мест и явлений. Когда мы путешествуем по нашему удивительному миру, нам становится ясн...

Социально-значимый проект "Ветераны живут рядом"

С каждым годом всё меньше остаётся ветеранов ВОВ. Необходимо успеть дать возможность школьникам пообщаться с её живыми участниками. только деятельное личное участие в жизни этих людей может эффективно...

Внеклассное мероприятие "Герои живут рядом"

Внеклассное мероприятие "Герои живут рядом"...

Исследовательская работа "Дышите свободно- рядом лишайник!"

В работе описано исследование чистоты воздуха в окрестностях юго- западного микрорайона города Саранска, которое проводилось на основе изучения наличия лишайников на деревьях...

Презентация исследовательской работы "Дышите свободно- рядом лишайник!"

Исследовательская работа по выявлению степени загрязнения воздуха в окрестностях юго-западного микрорайона г. Саранска методом изучения видового состава лишайников...

Какие насекомые живут рядом с нами

Презентация к занятиям внеурочной деятельности Крымоведениеhttps://yadi.sk/i/t2TE981FAlhPMw...