кружок "Юный корреспондент"
календарно-тематическое планирование (1,2,3,4 класс) по теме

Кашлач Татьяна Юрьевна

Рабочая программа на 4 год.Начальная школа.Кружок "юный корреспрндент" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_korrespondent.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 24

«Рассмотрено»                                  «Согласовано»                                  «Утверждаю»

на заседании МО                              ___________ 2011г                           Директор МОУ НОШ №24

от ___________ 2011 г

.№  протокола ________               Зам.директора по УВР                      ____________________2012 г.

Руководитель МО                         _________________                          Приказ № ________________

_________ С.Н.Смолина                  Т.Ф. Кудрявцева                           ______________Л.В.Галиулина

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Юный корреспондент» (для детей 9- 11 лет)

на 2012-2016 учебный год

Кружок : Юный корреспондент

Учитель:    Кашлач Татьяна Юрьевна

Категория: 1 квалификационная

Образование: высшее

Класс: 3-4

2012 год.,  р.п. Чунский.,   Иркутская область

Пояснительная записка

             Программа кружка юных журналистов  «Юный корреспондентр» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предназначена для  организации познавательной деятельности младших школьников.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

         В  настоящее время разработано достаточное количество образовательных программ, направленных на формирование первичных навыков журналистики, но предназначены они, как правило, для учащихся среднего звена или старших классов. Данная образовательная программа предполагает включение в систему средств массовой коммуникации общества учащихся младших классов, а именно третьеклассников и четвероклассников.

Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях кружка, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы,  направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

Новизна рабочей программы кружка «Юный корреспондентр» состоит в том, что она создаёт условия для продуктивной творческой деятельности младших школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы кружка, используются в практической деятельности: выпуске школьных газет, на уроках русского языка, литературного чтения, риторики.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной  деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие  навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента, имеющим активную  жизненную позицию, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

         Цель программы: создание   пространства для социальных практик младших школьников и приобщение  их к общественно значимым делам 

Задачи программы:

  1. познакомить младших школьников с журналистикой как профессией и областью литературного творчества;
  2. формировать умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
  3. способствовать формированию  коммуникативной компетентности в учебном сотрудничестве, создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
  4. способствовать развитию творческих способностей учащихся;
  5. развивать  психофизиологические способности ребёнка: память, мышление, внимание, творческое воображение;
  6. способствовать освоению ИКТ- средств как одного из основных инструментов учебной деятельности;
  7. формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства.

Настоящая программа   рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей 9- 11 лет.

Программа предусматривает  формирование навыков журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.

Формы проведения занятий:

В ходе реализации программы кружка используются следующие формы организации занятий

- игра;

- проблемная ситуация;

- групповая и парная работа;

- практическая деятельность;

- тренировочные упражнения;

- ситуативные тренинги;

- чтение и обсуждение статей из газет;

- встреча с журналистами;

- обсуждение материалов, написание отзывов и статей;

- выпуск стенных школьных газет;

- подготовка статей для публикации в  газетах.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самоанализу и самооценке, быть ответственным, самостоятельным,  творить и сотрудничать – этому способствуют  активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа, практическая деятельность.

Участие в творческой деятельности предполагает сотрудничество воспитанника с партнерами по группе, именно это рождает инициативу ребенка в учебных действиях. В результате происходит коррекция сложившейся точки зрения – она уточняется и обогащается. На занятии школьники непосредственно взаимодействуют друг с другом, а воспитатель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество, при этом уделяя внимание каждому ребенку.

Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры

Продолжительность занятий – 40 минут.

Контроль за усвоением знаний:

Контроль знаний осуществляется педагогом через постоянное повторение важнейших понятий и правил, выполнение детьми практических и самостоятельных работ. На занятиях учащиеся демонстрируют умения применять полученные знания в конкретной ситуации, действовать творчески. Оценка усвоения знаний учащихся осуществляется также при подготовке материалов и выпуске школьных газет.

Требования к знаниям и умениям:

Программа курса позволяет формировать у учащихся следующие

 познавательные учебные действия

  1. самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;
  1. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;
  2. умение структурировать знания;
  3. умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  4. рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

коммуникативные универсальные учебные действия

  1. планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  2. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  3. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

личностные учебные действия

  1. установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  2.  оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

К концу обучения  учащиеся должны знать:

- основные цели и задачи средств массовой информации;

- иметь представление о профессии журналист;

- основные жанры журналистики;

- особенности основных компьютерных программ

                                     

 

 должны уметь:

- строить устное и письменное сообщение;

- работать в различных жанрах публицистического стиля;

- оценивать события с точки зрения нравственных позиций,

- общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- иметь  навык работы на персональном компьютере;

-презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);

- готовить  и публиковать материалы в прессе        под руководством педагога.

Результатом деятельности школьников в рамках программы кружка «Юный корреспондентр » станет выпуск школьной газеты  с использованием  ИКТ-технологий «Юный корреспондент», публикация работы  в интернете на «Сайте Кашлач Татьяны Юрьевны» .

 

Учебно – тематический план  на 2012-2016 год

(1час в неделю. 140 часов на 4 года)

Календарно - тематическое планирование  занятий кружка на 2012-2013г

Название темы

Кол-во

часов

Основные понятия. Формы работы

Дата

прове

дения

Вводное занятие. История российской газеты

1

План работы кружка. Первая российская газета «Ведомости» при Петре I. Влияние газеты на общественное мнение

Сентябрь

Профессия - журналист

1

Формирование представлений о профессии журналиста. Встреча с журналистом Лужковой М.И. Кто такой юный журналист?

Сентябрь

Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе

1

Факт – основной материал для работы журналиста.Экскурсия в типографию, в редакцию.

Сентябрь

Жанр журналистики — заметка

1

Разновидности материалов жанра- заметка информационного характера, заметка — благодарность, заметка — просьба, обращение.

Интервью  с учителями, к дню учителя  

Сентябрь

Практическая работа «Заметка о сегодняшнем дне»

1

Заметка информационного характера

Октябрь

Жанр журналистики — репортаж

1

Репортаж — представление о событии через восприятие журналиста

Октябрь

Практическая работа «Репортаж с урока»

1

Написание репортажа с любимого урока

Октябрь

Жанр журналистики — статья

1

Статьи аналитические, проблемные, обличительные

Октябрь

Практическая работа «Написание статьи»

1

Написание статьи о проблемах нашего класса

Октябрь

Жанр журналистики — интервью

1

Вид интервью - диалог

Ноябрь

Практическая работа «Интервью с учителем»

1

Работа над интервью

Ноябрь

Жанры журналистики - фельетон

1

Острая злободневная критика

Ноябрь

Практическая работа «Распознавание различных жанров журналистика»

1

Жанры журналистики — заметка, статья, репортаж, интервью

Декабрь

Оформление газеты. Разные виды шрифтов

1

Знакомство с разными видами шрифтов

Декабрь

Работа на ПК. Программа   MS WORD

2

Особенности программы MS WORD. Выбор шрифтов, оформление заголовка

Декабрь

Практическая работа  «Текст, заголовок»

1

Упражнение в написании современным шрифтом

Январь

Иллюстрированное оформление газеты. Жанр журналистики - фоторепортаж

1

Роль фотографии в газете. Что такое «пейзаж», «композиция», «портрет»

Январь

Практическая работа «Фотографирование объектов»

1

Пейзаж, композиция, портрет

Январь

Практическая работа «Фоторепортаж»

2

Работа над фоторепортажем

Февраль

Работа на ПК. Программа    

MS POWER POINT.

2

Особенности работы в программе  MS POWER POINT.

Февраль

Практическая работа «Презентация к 8 марта »

1

Работа над составлением презентации

Март

Работа на ПК. Программа    

 MS PUBLISHER

2

Особенности работы в программе MS PUBLISHER

Март

Практическая работа «Праздничная открытка к 1 апреля »

1

Работа над оформлением праздничной открытки  в программе MS PUBLISHER

Март

Практическая работа  «Афиша для школьного спектакля»

2

Работа над выпуском газеты

Апрель

Практическая работа «Выпуск праздничной  газеты ко Дню Победы»

2

Работа над выпуском газеты

Апрель

Практическая работа «Выпуск газеты к выпускному балу»

3

Работа над выпуском газеты О

формляем ленту новостей.

Май

Календарно - тематическое планирование  занятий кружка на 2013-2014г

Название темы

Кол. ч

Организация работы кружка. Вводное занятие. Обсуждение названия газеты, рубрик и тем.

1

Введение. Журналистика-профессия и призвание. Из истории российской журналистики. «Десять заповедей журналистики».

1

Газетная журналистика. «Как делать газету?». Участие в культурно-массовых школьных мероприятиях.

1

Жанры газетной журналистики. Подготовка материалов. Оформление газетной статьи.

1

Фотосессия. «Новость, её сущность и качество». Совместное обсуждение школьных событий. Подготовка материала к выпуску газеты.

1

Интервью и интервьюирование. Деловая игра «Мое первое интервью». Анализ образцов интервью, взятых из газет и журналов. Интервью-зарисовка.

1

Подготовка репортажа. Подбор материалов. Анкетирование.

1

Литературное редактирование материалов массовой информации. Практикум по литературному редактированию.

1

Слово в радио, телеэфире, газете. Радиожурналистика. Подготовка статьи в  районную газету

1

Экскурсия на местное телевидение. Журналистские профессии на ТВ. Написание рецензии на телепередачу.

1

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.

1

Заметка. Заметка информационного характера. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему.

1

Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, фотоэтюд, дружеский шарж, карты, заставки, репродукции). Рисунок в компьютере.

1

Час общения «Если бы я был редактором…», «Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?», «Роль газеты в жизни моей семьи».

1

Обучение практике верстке номеров газет. Подбор материалов для выпуска номера.

1

Речевой этикет. Этикетные формы общения. Невербальные средства общения. Этикет деловой речи. Ролевая мини-игра. Деловая беседа.

1

Написание корреспонденции. Статья. Передовая статья. Проблемная статья. Написание статьи.

1

Обзор печати. Тематический обзор. Анализ подшивки.

1

Теория и практика литературной правки. Анализ материала.

1

Родной край. Экскурсия в парк.

1

Родной край. Экскурсия в краеведческий музей.

1

Впечатления от экскурсия

1

Родной край. Этюды или зарисовки о земле, дороге, ветре.  Экскурсия на бульвар.

1

Родной край. Этюды или зарисовки о небе, солнце, последнем осеннем цветке. Экскурсия в парк.

1

Художественное оформление наших этюдов

1

Художественное оформление зарисовок.

1

Художественное оформление наших этюдов.

1

Детская пресса. Работа совместно со школьной библиотекой.

1

Готовимся к встрече. Разработка беседы, составление вопросов.

2

Готовимся к интервью с творческими людьми.

1

Встречи с творческими людьми.

1

Отзывы о встрече. Заметка в нашу газету

1

Анализирование написанной заметки

1

Наш вернисаж. Выставка работ.

1

Календарно - тематическое планирование  занятий кружка на 2014-2016г

Название темы

Кол.ч

Расскажи мне о том, как провел лето.

1

Кто такой юный журналист?

1

Ваши ровесники в детской прессе.

1

Отзывы.

1

Художник, фотограф и газета.

Анализ рисунков и фотоматериалов из детской прессы.

1

Художник, фотограф и газета.

Анализ рисунков и фотоматериалов из детской прессы.

1

Родной край.

1

Повторение. Что такое этюд?

1

Родной край.  Экскурсия в парк.

1

Родной край.  Экскурсия в парк.

1

 Художественное оформление зарисовок.

1

Художественное оформление зарисовок.

1

Выставка наших работ.

1

Анализ работ с выставки.

1

Поездка в краеведческий музей.

1

Впечатления от поездки.

1

Встречи с творческими людьми.

1

Подготовка к встрече с ветеранами.

1

Встреча с ветеранами.

1

Отзывы о встрече.

1

Анализ написанной заметки.

1

Зарисовки.

1

Птицы нашего края. Зарисовки.

1

Животные нашего края. Зарисовки.

1

 Художественное оформление зарисовок.

1

Художественное оформление зарисовок.

1

Выставка наших работ.

1

Анализ работ с выставки.

1

В мире прекрасного…

1

Я люблю театр.

1

Я люблю театр.

1

Заметка в школьную газету.

1

Анализ заметки.

1

Художественное оформление заметки.

1

Я люблю цирк.

1

Заметка в школьную газету.

1

Художественное оформление заметки.

1

Я люблю живопись. Посещение музея искусств.

1

Отзыв .

1

Заметка в школьную газету.

1

Анализ заметки.

1

Художественное оформление заметки.

1

Хотя, конечно, мы в поэзии…….

1

Что такое стихотворение?

1

Ритм и рифма.

1

Сочиняем стихи .

1

Сочиняем стихи .

1

Анализируем наши произведения.

1

Художественное оформление собственных стихотворений.

1

Подбор стихотворений в газету.

1

Вечер поэзии.

1

Где и как собрать новости.

1

Заметка.

1

Композиция новостной заметки.

1

Как собрать ленту новостей одного школьного дня.

1

Собираем школьные новости.

1

Оформляем ленту новостей.

1

Что такое газетная утка?

1

Учимся писать эссе.

1

Что такое эссе?

1

Моё самое, самое…..Эссе.

1

Этот взрослый, взрослый мир. Эссе.

1

Творческий отчет работы кружка.

1

Экскурсии на местные предприятия.

1

Экскурсии на местные предприятия.

1

Экскурсии на местные предприятия.

1

Впечатления от экскурсий.

1

Готовим фотоматериалы.

1

Заметка в газету об экскурсиях

1

  1. Содержание образовательной программы 1 года

1. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка, с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России.

2. Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии журналиста. Встреча с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста.

3.Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту:

  1. компетентность;
  2. объективность;
  3. соблюдение профессиональных этических норм;
  4. глубокое знание в области литературы, философии и др.
  5. владение литературным языком.

 Формирование жанров журналистики:

4-5. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

6-7. Репортаж  - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

8-9. Статья – роль статьи в газетах и журналах.

Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

10-11. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог.

12. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

13. Жанры журналистики — заметка, статья, репортаж, статья.

14. Знакомство с оформительским делом. Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.

15-16. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы  MS WORD.

17. Практическая работа. Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления.

18. Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций. Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета.  Рассмотреть и обсудить на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж».

19. Практическая работа.  Фотографирование объектов,  просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.

20-21. Практическая работа. Фоторепортаж

22-23. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT.

24. Практическая работа. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта.  Просмотр проектов, их обсуждение.

25-26.  Особенности компьютерной программы  MS PUBLISHER.

27. Оформление праздничной открытки в программе  MS PUBLISHER.

28-29. Практическая работа. Написание заметок, поздравлений.  Выпуск «Праздничной газеты».

30-31. Практическая работа. Выпуск афиши для школьного спектакля.

32-35. Практическая работа. Выпуск газеты, посвященной выпуску из начальной школы

Аспекты работы над темами программы на 4 года

Тема1. Зарисовка

Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.
Практическая работа:
- подготовить пейзажную зарисовку;
- подготовить портретную зарисовку;
- подготовить производственную зарисовку;
- подготовить бытовую зарисовку;
- подготовить контрольную зарисовку на заданную тему.

Тема 2. Интервью

Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.
Практическая работа:
- разработать план вопросов и провести интервью с учёным;
- разработать план вопросов и провести интервью с творческой личностью;
- разработать план вопросов и провести интервью с рабочим;
- разработать план вопросов и провести интервью с бизнесменом, деловым человеком;
- подготовить контрольное интервью по заданию преподавателя.

Тема 3. Заметка

Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения.
Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида"..
Практическая работа:
- подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку на заданную тему.

Тема 4. Репортаж

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.
Практическая работа:
- проанализировать расширенную заметку и репортаж;
- на одном материале подготовить заметку и репортаж;
- подготовить спортивный репортаж;
- подготовить проблемный репортаж на заданную тему.

Тема 5. Рецензия

Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд-рецензии и мини-рецензии. Монорецензии и полирецензии.
Практическая работа:
- провести сравнительный анализ гранд-рецензии, мини-рецензии, аннотации;
- подготовить рецензию на книгу;
- подготовить рецензию на фильм;
- подготовить рецензию на спектакль;
- подготовить мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль;
- подготовить аннотацию к книге.

Тема 6. Корреспонденция.

Информация и аналитика в корреспонденции.
Предмет корреспонденции. Отличие от заметки, репортажа, статьи. Информационная и аналитическая корреспонденции.
Практическая работа:
- подготовить информационную корреспонденцию;
- подготовить аналитическую корреспонденцию.

Тема 7. Статья.

Виды статей, трансформация жанра.
Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.
Практическая работа:
- подготовить проблемную статью;
- подготовить общеисследовательскую статью;
- подготовить полемическую статью;
- подготовить историческую статью.

Тема 8. Обозрение

Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.
- подготовить общее обозрение;
- подготовить экономическое обозрение;
- подготовить литературное обозрение;
- подготовить спортивное обозрение.

Тема 9. Обзор

Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.
- подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю;
- подготовить общий обзор местных телевизионных каналов за неделю;
- подготовить общий обзор местных радиопередач за неделю;
- подготовить общий обзор центральных печатных СМИ за неделю.

Тема 10. Комментарий, колонка

Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.
Практическая работа:
- подготовить комментарий на заданную тему.

Тема 11. Эксперимент

Эксперимент как метод и жанр современной журналистики. Динамичность и "живое" наглядное изложение. Соединение аналитического начала и репортажного.
Практическая работа:
- провести эксперимент и подготовить материал.

Тема 12. Очерк. Жанровое разнообразие.

Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.
Практическая работа:
- подготовить портретный очерк;
- подготовить событийный очерк;
- подготовить путевой очерк.

Организация деловой игры.

Деловые игры в последнее время широко применяются в учебном процессе. Они помогают эффективно решать практические задачи овладения профессией, воздействуют на другие элементы всей системы преподавания той или иной дисциплины.

Организуя деловую игру на занятиях, следует рассматривать следующие узловые моменты:

  1. Журналистское произведение как тип текста.
  2. Журналистский текст как результат особого рода творчества.
  3. Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь общества и компетентность журналиста.
  4. Процесс воздействия на читателя и социальная позиция журналиста.
  5. Оперативное отражение действительности в журналистике.
  6. Журналистское творчество и культура.
  7. Закономерности журналистского творчества.
  8. Право и этика журналиста.


           Статья

   Роли сотрудников городской газеты играют:
   Корреспондент-учащийся.
   Редактор отдела - учащийся.
   Ответственный секретарь- учащийся
   Главный редактор- учащийся

Действие первое. Журналист работает над статьей. Учащийся приносит на занятие написанный дома материал.
Задание учащемуся: Докажите, что представленный Вами материал - статья. Убедите редакцию в актуальности Вашей статьи, правильности ее композиции. Покажите, как "работают" в вашей статье факты, логические и эмоциональные средства, тезис, антитезис, индукция и дедукция, система аргументации.

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся, играющему роль редактора отдела:
1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру статьи.
2. Убедительны ли выводы автора статьи, вытекающие из анализа проблем, критической ситуации или положительного опыта? Обоснованы ли его рекомендации?
3. Определите рубрику материала. Дайте оценку заголовка.
4. Сделайте необходимую правку материала или верните его на доработку автору.

Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учащемуся, играющему роль ответственного секретаря.
1. Примите решение по представленному материалу.
2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.
3. Согласны ли вы с рубрикой и заголовком?
4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание учащемуся, играющему роль главного редактора.
1. Дайте оценку материала.
2. Определите, точно ли названы адреса критики или положительного опыта.
3. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.
4. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.

Действие пятое. Материал опубликован (условно): задание учащимся, играющим роли сотрудников редакции
Оценить достоинство и недостатки материала.

Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, дает оценку материала, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.

Очерк

Роли сотрудников редакции городской газеты играют:
Очеркист - учащийся. Редактор отдела - учащийся.
Ответственный секретарь - учащийся. Главный редактор - учащийся.

Действие первое. Журналист пишет очерк.
Учащийся приносит на занятие написанный дома материал.
Задание учащемуся. Докажите, что представленный вами материал - очерк.
Убедите редакцию в целесообразности выбора героя темы, проблемы.
Обоснуйте выбор вида очерка, его сюжета. Удачно ли показан Вами конфликт, раскрывающий личность человека, о котором вы пишете?

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся, играющему роль редактора отдела:
1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру очерка?
2. Убедительны ли в материале личность героя, его характер, поступки?
3. Дайте оценку заголовка.
5. Сделайте необходимую правку материала или верните его автору на доработку.

Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учащемуся, играющему роль ответственного секретаря:
1. Примите решение по представленному материалу.
2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.
3. Согласны ли Вы с заголовком?
4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание учащемуся, играющему роль главного редактора:
1. Дайте оценку материала.
2. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.
3. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.

Действие пятое. Материал опубликован (условно).
Задание учащимся, играющим роль сотрудников редакции:
Оценить достоинство и недостатки материала.

Действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, оценивает материал, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.

1. "Живая речь". Учащимся предлагается записать без помощи технических средств 15-минутный кусочек "живой" речи (в автобусе, на улице, в столовой...), желательно без журналистской правки, с сохранением особенностей авторской лексики, без пробелов в тексте.
Цель упражнения - овладеть техникой записи в непредвиденной
ситуации.

2. "Время". Учащиеся самостоятельно контролируют свое чувство времени, проверяя себя через определенные промежутки времени и записывая результаты. Погрешность +,- 5 минут считается нормой.

3. "Фраза-картинка". В журналистских материалах важно не только рассказывать о чем-то, но и показывать. В некоторых жанрах, например, репортаже, журналист просто обязан создать "эффект присутствия". Можно написать "Он рассердился", и тогда читателю ничего не остается, как поверить этому сообщению-рассказу. А можно написать иначе: "Он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул". Читатель сразу представит себе эту сцену и сделает вывод, что человек рассердился, разозлился. Задание: "показать" фразы: ОН ГОЛОДЕН, ДЕВОЧКА БОИТСЯ, МАШИНА ПОПАЛА В АВАРИЮ, ЕМУ СТАЛО СТРАШНО.

4. "Реплики". Попробуйте написать как можно больше реплик, которые человек произносит, когда он РАЗДРАЖЕН, УДИВЛЕН, НЕГОДУЕТ, НЕДОУМЕВАЕТ, НЕ ВЕРИТ, ВОСТОРГАЕТСЯ, ЗЛИТСЯ.

5. "Жесты и мимика". Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьница и школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недоволен тем, как его обслужили.
6. 
"Вкусные слова..." Что значит "хороший запах"? Попробуйте объяснить, что это такое. Если выбрать точные эпитеты, то у читателя возникнут вполне ощутимые ассоциации. Например, жасминный, ландышевый, хвойный, смолистый, сладко-приторный, чесночный, яблоневый. Попробуйте подобрать эпитеты к словам ПЕСНЯ, ПОХОДКА, ШОССЕ, ЖЕРЕБЕНОК, МИТИНГ, ОРАТОР, АВТОМОБИЛЬ.

7. "Ассоциации". Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова. Например: УКАЗКА-МЫШЬ-АДМИРАЛ, ШЕЯ-ГИРЯ-АУКЦИОН, ФЕРЗЬ-БАЯН-КОНСЕНСУС, СЕССИЯ-ЗИГЗАГ-ТЕЛЕФОН.
Цель - научить делать "мостики"-связки в будущих журналистских материалах, когда одно предложение цепляется за другое, один абзац логично переходит в другой.

8. "Первая фраза". Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Пробуйте написать 56 первых фраз к еще не написанным материалам. Главное требование - фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Цель - определить роль первых фраз в журналистском тексте.

9. "Сказка". Учащиеся выбирают какую-либо сказку и трансформируют содержащуюся в ней информацию в журналистскую, оформляя сказку как заметку, хронику, интервью, репортаж, корреспонденцию и пр.
Цель упражнения - уточнение смысла понятия "журналистская информация".

10. "Три газеты". Учащиеся делятся на три произвольные группы, представляющие три издания: демократическое, крайне левых (или коммунистических) взглядов и т.н. "желтое". Предлагается один факт, который каждая группа интерпретирует и подает в соответствии с информационной политикой (а также - лексикой) своего издания. Цель упражнения - определение границ влияния на журналиста информационной политики издания.

11. "Стоп-кадр". К любой иллюстрации из журнала, газеты, просто фотографии сделать несколько подписей. Из одного - трех слов или словосочетания (как заголовок). Из одного предложения - не более 18 слов, включая союзы и предлоги. Из нескольких предложений общим объемом 40-50 слов. Из нескольких абзацев общим объемом до 300 слов.

12. "Одно...". Учащимся выбираются несколько человек, сходных в чем-то (имя, фамилия, дата рождения и т.п.) и описывается какой-либо результат или курьез этого сходства. Цель упражнения - поиск социального смысла в частном случае.

13. "Главная улица". Выбирается социально значимый факт (ряд фактов), связанный с главной улицей города (села) и подается последовательно в жанре хроники, заметки, информации, интервью, репортажа и отчета.
Цель упражнения - уточнение методики работы в разных жанрах.

14. "Письмо в редакцию". Учащиеся пробуют себя в качестве рядового читателя, обратившегося с какой-то просьбой или вопросом в редакцию центрального издания. Цель упражнения - преодоление психологического барьера, связанного со сменой ролей.

15. "Приметы времени". По телевидению, дома, на улице можно слышать такие фразы: "Бедственное положение образования", "Подрастающее поколение сегодня быстро взрослеет", "В стране царит милицейский произвол" и т. п. Это все приметы времени. К любому подобному утверждению напишите десять примет. Например, десять примет РАСКРЕПОЩЕНИЯ СОЗНАНИЯ, десять примет ДЕПОЛИТИЗАЦИИ ЮНОШЕСТВА, десять примет МИЛИЦЕЙСКОГО ПРОИЗВОЛА... Цель - умение формулировать общественно значимые проблемы.

16. "Два взгляда". Сформулировать два взгляда на ПРОПИСКУ. Два взгляда на СМЕРТНУЮ КАЗНЬ. Два взгляда на НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ. Два взгляда на ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Два взгляда на ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АРМИЮ... Упражнение способствует формированию навыков анализа общественно-значимых проблем.

17. "Впрок". Учащиеся методом интервью собирают данные о потребительских свойствах какого-либо товара или услуги, затем в форме информации излагают результаты. Цель упражнения - овладение навыками сбора информации и определение границ рекламного / нерекламного материала.

                                         

Основная литература


1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
2. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред.
С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
3.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.

Дополнительная литератур 
1. 
Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
2. 
Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.
3. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993. 303 с.
4. Методы журналистского творчества; под ред.
Горохова В.М. М., 1982.
5. Мастерство журналиста; Под ред.
В.М.Горохова и В.Д.Пельта. М., 1977. 263 с.

Используемая литература для педагога

Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.

В.В. Бергаут, И.С. Чардин. Интернет: первые шаги. М., 2000

Основы современных компьютерных технологий: Уч.пособ./ Под ред. Проф. Хомоненко А.Д. СПб., 2002

Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.

Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.

Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.

Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.

В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.

Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.         

Используемая литература для детей

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

Информационные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/

http://www/solnet.ee

http://www.km.ru

http://vschool.km/ru

http://www.skazochki.narod.ru/index

http://www.obruch.msk.ru

Название темы

Кол-во

часов

Основные понятия.Формы работы

Дата

прове

дения

Организация работы кружка. Вводное занятие. Обсуждение названия газеты, рубрик и тем.

1

Работа в группах. Анкетирование. Беседа с членами кружка.

Введение. Журналистика-профессия и призвание. Из истории российской журналистики. «Десять заповедей журналистики».

1

Лекционное занятие.  Интервью «Расскажи мне о том, как провел лето»

Газетная журналистика. «Как делать газету?». Участие в культурно-массовых школьных мероприятиях.

1

Практические занятия. Работа по бригадам.

Жанры газетной журналистики. Подготовка материалов. Оформление газетной статьи.

1

Практические занятия. Создание рубрик; текстовое оформление.

Фотосессия. «Новость, её сущность и качество». Совместное обсуждение школьных событий. Подготовка материала к выпуску газеты.

1

Экскурсия. Работа бригады фотографов. Обсуждение снимков.

Интервью и интервьюирование. Деловая игра «Мое первое интервью». Анализ образцов интервью, взятых из газет и журналов. Интервью-зарисовка.

1

Лекционное занятие. Практические занятия. Ролевая игра.

Подготовка репортажа. Подбор материалов. Анкетирование.

1

Работа в группах.

Литературное редактирование материалов массовой информации. Практикум по литературному редактированию.

1

Лекционное занятие. Практические занятия. Анализ предложенного материала.

Слово в радио, телеэфире, газете. Радиожурналистика. Подготовка статьи в  районную газету

1

Работа в парах. Подготовка сообщений. Практическое занятие.

Экскурсия на местное телевидение. Журналистские профессии на ТВ. Написание рецензии на телепередачу.

1

Беседы. Экскурсия. Создание творческих работ.

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.

1

Лекционное занятие. Практические занятия. Анализ предложенного материала.

Заметка. Заметка информационного характера. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему.

1

Занятия теоретического и практического плана. Создание и обсуждение заметки.

Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, фотоэтюд, дружеский шарж, карты, заставки, репродукции). Рисунок в компьютере.

1

Конкурс творческих работ. Работа в группах.

Час общения «Если бы я был редактором…», «Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?», «Роль газеты в жизни моей семьи».

1

Беседы с членами кружка. Речевая компетенция.

Обучение практике верстке номеров газет. Подбор материалов для выпуска номера.

1

Практическое занятие в группах.

Речевой этикет. Этикетные формы общения. Невербальные средства общения. Этикет деловой речи. Ролевая мини-игра. Деловая беседа.

1

Лекционное занятие. Ролевая игра.

Написание корреспонденции. Статья. Передовая статья. Проблемная статья. Написание статьи.

1

Практическое занятие в группах. Создание творческих работ. Подбор материала для номера газеты.

Обзор печати. Тематический обзор. Анализ подшивки.

1

Лекционное занятие. Работа в библиотеке. Поиск материала в сети Интернет.

Теория и практика литературной правки. Анализ материала.

1

Работа с заготовленным материалом.

Родной край. Экскурсия в парк.

1

Родной край. Экскурсия в краеведческий музей.

1

Впечатления от экскурсия

1

Родной край. Этюды или зарисовки о земле, дороге, ветре.  Экскурсия на бульвар.

1

Что такое этюд?

Родной край. Этюды или зарисовки о небе, солнце, последнем осеннем цветке. Экскурсия в парк.

1

Художественное оформление наших этюдов

1

Художественное оформление зарисовок.

1

Художественное оформление наших этюдов.

1

Детская пресса. Работа совместно со школьной библиотекой.

1

Отзыв о том, что больше всего понравилось и почему?

Готовимся к встрече. Разработка беседы, составление вопросов.

2

Готовимся к интервью с творческими людьми.

1

Встречи с творческими людьми.

1

Отзывы о встрече. Заметка в нашу газету

1

Анализирование написанной заметки

1

Наш вернисаж. Выставка работ.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный корреспондент" для учащихся 3-4 класса

По целям обучения данная программа - социально-педагогическая. Цели программы: - создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального развития; - при...

презентация по теме "Комментарий" к внеурочному занятию Юный корреспондент 3 класс

документ содержит объяснение, что такое комментарий, его структуру и комментарий для анализа....

ПРОГРАММА РАБОТЫ ЮНЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ «ВОТ ЭТО ДА!»

Программа кружка рассчитана на 34 часа. Планируется проводить 1 занятие в неделю, по два часа каждое. Данная программа поможет детям реализовать свои литературные способности, научит грамотно излагать...

Разработка ролевой игры "Юный корреспондент"

Данная методическая разработка будет полезной для учителей, преподающих английский язык в начальной школе....

Программа кружка «Юный корреспондент»

Программа кружка «Юный корреспондент»...

Методическая разработка программы ОДОД "Юный корреспондент"

Направленность программы - социально-педагогическая - направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуг...