внеурочная деятельность социальное направление "Помощники" 2 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

тематическое планирование кружка "Помощники" по ФГОС 1-2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pourochno_pomoshchniki.docx30.15 КБ
Файл programma_pomoshchniki.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочно- тематическое планирование 1 класс.

Название темы и раздела

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Форма деятельности

ИКТ

Дата проведения

план

факт

Школьный этикет 3 часа

1

Мы пришли на урок

1

-воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

-оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Познавательная беседа. Игра

+

2

Зачем нужны перемены?

1

Познавательная беседа. Игра

+

3

Мы в школьной столовой

1

Познавательная беседа. Игра

+

Правила общения 12часов

4

Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?

1

-использовать в речи слова вежливости;

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

-высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию);

-оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

-самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

Работа с картинками. Сценки-миниатюры

+

5

Мои товарищи:вежливое общение к сверстникам.

1

Познавательная беседа. Игра

+

6

Мой учитель

1

Познавательная беседа. Игра

+

7

Думай о других: сочувствие, как его выразить?

1

Познавательная беседа. Игра

+

8-9

Моя семья

2

Познавательная беседа. Игра. Рисунок

+

10

Повседневный этикет

1

Ответы на вопросы. Игра

+

11

Весёлые правила хорошего тона

1

Работа с картинками. Сценки-миниатюры

+

12

Поиграем и подумаем

1

Познавательная беседа. Игры на свежем воздухе.

+

13

О дружбе мальчиков и девочек

1

Познавательная беседа. Игра. Конкурсы.

+

14-15

Путешествие в мир добрых мыслей

2

Познавательная беседа. Игра. Просмотр мультфильма.

+

О трудолюбии 4 часа

16

Что помогает учиться лучше (старательность)?

1

-проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

-оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Познавательная беседа. Игра

+

17-18

Как мы трудимся: в школе и дома

2

Работа с картинками. Игра

+

19

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи)

1

Работа с картинками. Игра

+

Культура внешнего вида 5 часов

20-21

Основные правила Мойдодыра

2

-воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

-оценивать внешний вид человека.

Игра. Конкурс. Рисунки

+

22-23

Да здравствует мыло душистое

2

Игра. Конкурс. Рисунки

+

24

Каждой вещи своё место

1

Работа с картинками. Игра

+

Внешкольный этикет 9 часов

25

Правила поведения на улице, в транспорте

1

-использовать доброжелательный тон в общении;

-оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Познавательная беседа.

Рисунки

+

26

Когда идёшь по улице

1

Ролевые игры. Практическое занятие на улицах  города.

+

27

«Спасибо» и «пожалуйста»

1

Познавательная беседа. Игра

+

28

Доброе слово что ясный день

1

Познавательная беседа. Игра. рисунок

+

29

Если вы вежливы

1

Познавательная беседа. Игра

+

30

Нам счастья не сулит обида чья-то

1

Рассказ. Беседа. Игра

+

31

Подарок коллективу

1

Урок-сюрприз. Игры

+

32-33

Доброта что солнце

 2

Праздник.

+

Поурочно- тематическое планирование 2 класс.

Название темы и раздела

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Форма деятельности

ИКТ

Дата проведения

план

факт

Школьный этикет 4 часа

1

Дисциплина в школе и классе

1

-воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

-оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Познавательная беседа. Игра

+

2

В библиотеке: люби книгу.

1

Посещение библиотеки.

+

3

Твоя школа, твой класс:соблюдение чистоты и порядка

1

Познавательная беседа. Игра

+

4

Вот школа, дом, где мы живем

1

Сценки-миниатюры

+

Правила общения 7 часов

5

Сопереживание, помощь друзьям

1

-использовать в речи слова вежливости;

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

-высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию);

-оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

-самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

Познавательная беседа. Игра

+

6

Дал слово- держи его

1

Познавательная беседа. Игра

+

7

Диалоги со сверстниками

1

Познавательная беседа. Игра

+

8

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

1

Познавательная беседа. Игра

+

9

Советуем друг другу

1

Познавательная беседа. Просмотр отрывка сказки.

+

10

Общее и особенное для мальчиков и девочек

1

Познавательная беседа. Игра

+

11

Поговорил бы кто со мной

1

Путешествие в парк. Практическая работа.

+

О трудолюбии 6 часов

12

Учусь всё делать сам

1

-проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

-оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Познавательная беседа. Игра

+

13

Взаимопомощь дома и в школе

1

Познавательная беседа. Игра

+

14

Беречь результат труда

1

Познавательная беседа. Игра

+

15-16

Делу – время, потехе - час

2

Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах.

+

17

В труде человек хорошеет

1

Познавательная беседа. Практическое занятие.

+

Культура внешнего вида 4 часа

18-19

Правила личной гигиены

2

-воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

-оценивать внешний вид человека.

Работа с картинками. Игра

+

20-21

Бережное отношение к своей одежде

2

Работа с картинками. Игра

+

Внешкольный этикет 13 часов

22-23

Правила поведения в общественных местах

2

-использовать доброжелательный тон в общении;

-оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Работа с картинками. Игра

+

24

Бережное отношение к природе

1

Работа с картинками. Игра. Рисунки

+

25-26

Лес, речка, луг, где можно отдохнуть

2

Путешествие на лесную полянку.

+

27

Вот магазин, куда идем

1

Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Посещение магазина.

+

28-29

Дороги, транспорт, пеший путь

2

Познавательная беседа. Игра. Практическое занятие на улицах города.

+

30

Если песни петь, с ними веселей

1

Познавательная беседа. Игра.

+

31

Добрым жить на белом свете радостно

1

Путешествие в сказку. Конкурс рисунков

+

32

Добро творить – себя веселить

1

Посещение выставочного зала. Рисунки.

+

33

Подумай о других

1

Познавательная беседа. Чтение отрывка из сказки. Инсценирование.

+

34

Доброта что солнце

1

Праздник.

+



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

факультатива «Помощники»

для внеурочной деятельности младших школьников

(1 - 4 классы)

Пояснительная записка

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. Основная цель факультатива – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Общая характеристика факультатива.

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-

нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Помощники». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.

Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка

представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Место предмета в учебном плане.

Факультатив «Помощники» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в каждом классе: с 1 по 4 классы, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 132 часа.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета .

Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса«Помощники » .

В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа,

альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке

помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).                                                    

 - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное

освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки

учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.

Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.

Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Формы и виды деятельности

  1. игровая;
  2. познавательная;
  3. краеведческая;
  4. сюжетно - ролевые игры;
  5. просмотр мультфильмов;
  6. конкурсы;
  7. посещение библиотек;
  8. праздники.

Формы учета оценки планируемых результатов

  1. Опрос
  2. Наблюдение
  3. Диагностика:
  1. нравственной самооценки;
  2. этики поведения;
  3. отношения к жизненным ценностям;
  4. нравственной мотивации.
  1. Анкетирование учащихся и родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеурочная деятельность для 1 класса (ФГОС)

внеурочная деятельность для 1 класса (ФГОС) кружок "Я сам"...

внеурочная деятельность 1-2 класс "ФГОС"

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе:- рабочей программы по физической культуре 1-4 классы, А.П. Матвеев-Федерального компонента государственного образовательн...

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3 классе (ФГОС). Моя родословная.

На Руси, как древней, так и современной, то есть России ХХ века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Безусловно, знали не все, однако люди...

Курс Уроки нравственности по внеурочной деятельности в 3 классе. ФГОС.

Рабочая программа курса Уроки нравственности по внеурочной деятельности в 3 классе (ФГОС) в СОШ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе ФГОС клуб"Почемучки"

Программа клуба «Почемучки» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир»  для 1-4 класса, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в обл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Оригами" 1 класс ФГОС

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...