Организация работы с притчей "Добрый самарянин" при изучении курса "ОРКСЭ"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Ворогушина Наталья Викторовна

Конспект  разработан для курса ОРКСЭ для урока по теме "Добро и зло" в разных модулях. Материал также можно использовать на классных часах, диспутах, внеклассных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobryy_samaryanin.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №4

Организация работы с притчей «Добрый самарянин» при изучении курса ОРКСЭ

Ворогушина                        

Наталья Викторовна                

    учитель начальных классов

г. Коломна

2012 г.

Притча

Добрый самарянин.

(Данную притчу можно использовать при изучении модулей «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» курса ОРКСЭ).

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.


I Анализ притчи.

1. Символы и значения, используемые в притче:

Путник – это человек, покинувший рай, его настиг грех;

Священник и левит – это иудаизм (не смог путника спасти);

Самарянин – это христианство (принесло спасение);

Гостиница – это церковь.

2. Ценности (общечеловеческие): милосердие, отзывчивость, помощь ближнему.

3. Основная мысль: понимание другого человека, сострадание к нему, деятельное участие в жизни другого.

4. Вопросы и задания учащимся:

О чём эта притча?

Как вы думаете, мысль, которая содержится в притче, относится только к той ситуации, которая в ней описана? (ответы учащихся)

Да, она шире, потому что обобщает похожие, типичные ситуации в жизни. Какие это ситуации? (ответы учащихся)

Они связывают проявления одного человека с реакциями на это проявление другого или других в различных ситуациях нашей жизни. Какие здесь могут быть реакции?

Обобщим вами сказанное и выделим реакции людей по следующим признакам:

В своих реакциях на проявления другого человека или случившееся с ним можно:

стремится прореагировать в меру своих сил и возможностей;

поступить в зависимости от разных причин возникших обстоятельств;

не реагировать.

Подумаем, от чего это зависит?

(От умения видеть состояние другого человека и откликаться, т.е. реагировать на это состояние.)

В чём же выражается умение видеть состояние другого человека?

(Видеть его настроение, воспринимать его чувства, переживания.)

У вас это получается?

В чём это выражается?

Осознайте это глубже, продолжив следующие предложения:

Мама пришла молчаливая, и я…

Учительница вошла в класс, и мне показалось…

Мимо меня прошла старушка и я почувствовала…

Что вам удалось увидеть?

Трудно ли увидеть состояние другого человека?

Что для этого надо?

(Увидеть даже по выражению его лица, позе, мимике, что человек нуждается в помощи, заботе, простом внимании,  участии.)

Как вы думаете, каждый ли человек готов откликнуться на состояние другого человека?

Что можно сказать в связи с этим о самарянине?

А о любом человеке, который к этому всегда готов?

(Да, это очень хороший человек. Он щедр душой, он умеет любить людей.)

II Беседа.

Охарактеризуйте качества человека.

(«Равнодушие», «Бессердечие», «Милосердие», «Доброта».)

В чём заключается основное назначение человека?

(Творить добро.)

III Обобщение.

Что помогла понять каждому из вас эта притча? Какова её основная мысль?

Работа с пословицами и поговорками:

Худо тому, кто добра не делает никому.

Давай вершить добро, пока есть силы.

Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём.

Жизнь дана на добрые дела.

Без добрых дел нет доброго имени.

Живи так, чтоб не от Бога греха, ни от людей стыда.

Для размышлений:

«Добро – это то, чего все желают.» (Фома Аквинский)

«Добро – это прекрасное в действии.» (Жан-Жак Руссо)

«Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим.» (Жан де Лафонтен)

«Добро, сколь ни было оно мало,

                 Гораздо лучше, чем большое зло» (Низами)

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.» (Паскаль)

«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям.» (Жан-Жак Руссо)

«Возлюби ближнего своего как самого себя.» (Христианская заповедь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план организации деятельности творческой группы по изучению народного творчества (2011-2012 г. г.)

Планирование работы на год творческой группы "Роль народного творчества в воспитании младшего школьника"....

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

Организация и содержание психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ

1. Ведущие принципы психолого-педагогический диагностики детей с ОВЗ.2. Методические требования к организации и содержанию психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ;3. Педагогическое изучение...

Приемы организации деятельности младших школьников по изучению родного края.

Формирование межкультурной компетенции на основе краеведческого материала....

Организация работы с родителями педагога образовательной организации

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта. Терпения. Чтобы  услышать и понять друг друга....

Перспективы организации работы научно-методической лаборатории по духовно-нравственному развитию на базе общеобразовательных организаций.

На современном этапе российской истории и образования происходит смена ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение...