Исследовательская работа с учениками начальной школы
статья по теме

Исследовательская работа с учениками начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_s_uchenikami_nachalnoy_shkoly_2.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

с  учениками начальной школы.

           Научно-исследовательская деятельность учеников начальной школы – серьезная, сложная работа. Она требует от учителя высокого уровня знаний, владения методиками исследования объектов, желания углубленно работать с детьми в области тех или иных наук.

           Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности позволяет выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие  способности учащихся.

           Главной задачей педагога является стимулирование исследовательской активности, стремления  искать истину.

Условия формирования исследовательских умений у учеников начальной школы:

- целенаправленность и систематичность

- мотивированность

- психологический комфорт

- творческая среда

- личность педагога

- учет возрастных особенностей

- оценка деятельности учащихся

Виды исследований:

- по количеству: индивидуальные, групповые, коллективные

- по времени: краткосрочные и долгосрочные

- по месту проведения: урочные и внеурочные

- по теме: предметные и свободные

Учителю необходимо сформировать у детей следующие умения:

- видеть проблему ;

- уметь задавать вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- наблюдать и  классифицировать;

- проводить эксперимент;

- делать выводы;

- структурировать материал;

- аргументировать, защищать гипотезу.

Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:

- соблюдение принципа добровольности занятий детей этим видом работы;

- добровольность выбора темы учащимися;

- самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;

- компетентное руководство педагога ученической исследовательской работой;

- осознание детьми значимости и полезности выполняемой ими деятельности.

Модель работы с одаренными детьми в начальных классах.

1. Индивидуальная работа

- отдельные задания (подготовка сообщений, докладов)

- работа с детьми по отдельной программе (разработка тем в научных исследованиях)

2. Групповая форма (работа над совместными исследовательскими проектами)

3. Массовые формы (встреча с интересными людьми, подготовка школьных олимпиад и предметных недель, участие в научно - практических конференциях)

Процесс реализации ученической исследовательской деятельности.

I этап

- выявление детей, желающих заниматься исследовательской работой

- диагностика уровня интеллектуального развития, способности взаимодействовать «ученик – ученик»,«ученик – учитель»

- анализ результатов диагностики

- формирование групп

- тренинги общения, деловые игры, упражнения по развитию логического мышления, памяти воображения

- мониторинг

- рефлексия

II этап

Выбор темы исследования, постановка проблем и задач

III этап

Индивидуальная работа научного руководителя с детьми. Сбор материала по теме. Работа в музеях, библиотеках, архивах. Консультирование научным руководителям.

IV этап

Оформление исследований.

V этап

Итоги исследовательской деятельности. Защита исследовательской работы.

Формы представления результатов исследования:

- конференции

- презентации

- выступления

- доклад

- выставка

- реферат

Исследовательская деятельность позволяет ребенку самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки ; прогнозировать результаты, устанавливать причинно-следственные связи.

Литература

Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендация для учителя. Проекты. Автор составитель  В.Ф.Феактистова  - Издательство «Учитель» Волгоград  2010 год

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников . Пособие для учителя. Самара Издательство «Учебная литература 2007 г

Никитина Л.А. Исследовательские знания в методической подготовке учителя начальных классов. Начальная школа , 2009 №4

Соколова Т.Е. Информационно-поисковые умения. Самара Издательство Учебная литература 2008г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа учащихся в начальной школе

Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от клас...

«Специфика исследовательской работы с учащимися начальной школы»

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает и...

02. Рекомендации родителям по организации домашней работы с учеником начальной школы.

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyova[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11803571","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"140","wid...

Рекомендации родителям по организации домашней работы с учеником начальной школы.

  Для создания благоприятного  настроя ребенка на выполнение домашних заданий родителям следует учесть и принять во внимание простые, но важные правила и советы....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МИНИАТЮРНОГО ЖАНРА В РАБОТЕ С УЧЕНИКАМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Использование открыток в обучении начальной школы может быть большим подспорьем во всех предметах.В данной презентации применены открытки, посвященные школьной тематике. Эта тема широко используется в...