ОРКСЭ. Урок по модулю "Основы иудейской культуры"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Залевская Татьяна Ивановна

ОРКСЭ. Конспект урока и презентация на тему "Устная и письменная Тора. Классические тексты иудаизма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon orkse.zip1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма.

1 час.

Цели урока: 1. Ознакомить учащихся со строение Письменной Торы; причинами   возникновения Устной Торы; причинами и датой записи Устной Торы.

                         2. Развивать умение рассуждать, анализировать полученный материал, делать вывод, высказывать своё оценочное суждение по изучаемому материалу.

                        3. Воспитывать умение быть добрыми, отзывчивыми, внимательными по отношению к другим людям.

Формы и виды деятельности: презентация, работа в группах, комментированное чтение, пересказ, ответы на вопросы, взаимооценивание, творческая работа.

Средства наглядности: фотографии, представляющие Тору, чтение Торы, иллюстративный материал, учебник Г. Миндриной «Основы иудейской культуры».

Основные понятия: Письменная Тора, Танах, Тора (Пятикнижие Моше), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания), Устная Тора, Мишна,  Гемара, Талмуд.

Ход урока:

Оргмомент.

Проверка домашнего задания (Слайды 2-7)

Тест.

Как называется главная книга иудаизма?

             А – Закон;

             Т – Тора;                              Танах

             М – Библия.

2. Название субботы, особого дня, связанного с памятью о седьмом дне Творения?

             П – День Земли;

             С – Шанивар;

             М – Шабат.                           Мишна

3. Название большого праздника, завершающего годовой цикл чтения Торы?

             Г – Симхат Тора;                 Гемара

             В – Суккот;

             А – Песах.

4. Название 613 заповедей, приближающих иудеев к Богу?

             О – Шабат;

              П – Пятикнижие;

              Т – Мицвот.                        Талмуд

5. Еврейский мудрец, сказавший такие слова: «Не делай другому того, что ненавистно тебе самому. Это вся Тора, остальное – толкования»?

             И – Моше;

             К – Гилель;                           Ктувим

             Л – Лот.

3. Сообщение темы, целей урока (Слайд 8).

- Посмотрите на буквы, которые у вас должны получиться: Т, М, Г, Т, К

Каждой букве соответствуют следующие слово:

Т – Танах;

М – Мишна;

Г – Гемара;

Т – Талмуд;

К – Ктувим.

- Наша задача сегодня на уроке узнать значение каждого из этих слов.

4. Работа по теме урока.

- Давайте вспомним, что такое Тора?

Тора – главная книга иудаизма, Пятикнижие Моисеево (Слайд 9)

Шестого дня месяца Сивана в 2448 году от сотворения мира (1512 год до н. э.) евреи получили Тору (Слайд 10)

Тора состоит из двух частей: Писания (Тора ше-биктав) и Устного Учения (Тора ше-б'алпе). К первому относятся собственно Тора (Пятикнижие), Книги пророков и Священное Писание – все то, что называется ТАНАХом (Слайд 11).

Работа с текстами учебника. Комментированное чтение.

Письменная Тора иначе называется Танах – по начальным буквам трех частей, из которых она состоит: Тора (Пятикнижие Моше), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания).

Как вы помните, Тора, помимо 613 мицвот, рассказывает о сотворении мира, о становлении человечества и древней истории до вхождения еврейского народа в Землю Израиля. Продолжает Тору сборник священных книг, записанных пророками – древними проповедниками и предсказателями, вещавшими от имени Бога. Книги пророков повествуют о дальнейшей еврейской истории после смерти Моше и формулируют многие этические принципы – то, что мы называем добром и злом.

- Что на ваш взгляд является  добром, а что - злом?              (Слайд 12)

- Как вы думаете, почему добро всегда побеждает зло?

 - Кто такие пророки?

- Почему, по вашему мнению, пророки могли говорить от имени Бога?

(Слайд 13)

     Считается, что в момент дарования Торы духовно в одном месте присутствовал весь еврейский народ – не только тысячи живших тогда людей, но и не родившиеся ещё поколения. Поэтому некоторым мудрецам дается дар пророчества, и они способны записать то, что было услышано ими в момент дарования Торы от Самого Господа.

Когда Бог даровал евреям Тору, Он даровал ее всю – и Письменную, и Устную.

«Ктувим» – заключительная часть Письменной Торы, состоящая из 11 книг. Сюда входят столь важные не только для иудаизма, но и для христианства книги:

Теилúм (Псалмы), автором которых считается иудейский царь Давид,

Мишлéй (Притчи царя Шломо (Соломона)),

Коэлéт (Экклезиаст),

Шир а-ширúм (Песнь песней).

Из 11 книг «Ктувима» пять называются свитками. Они названы так потому, что читаются со свитка по определенным праздникам.

Письменная Тора сообщает нам все мицвот, но не дает точного руководства по их исполнению в жизни. Чтобы объяснить эти предписания, возникла Устная Тора – традиция передачи знаний от учителя к ученику, которая идет от Моше. Устная Тора, как следует из самого названия, долгое время (1500 лет) передавалась устно. Лишь в 3948 году (188 год н. э.) великий таннай рабби Иегуда Анаси совместно с другими учеными-талмудистами закончил редактирование и запись основы Устного Учения – шесть разделов Мишны:

«Посевы»,

«Праздники»,

«Женщины»,

«Ущербы»,

«Святыни»,

«Очищения».

 Мишна является основой записанного позже Талмуда, Рабби счел необходимым вопреки традиции отредактировать и записать Устное Учение. Он руководствовался тем соображением, что число людей, профессионально занимающихся изучением Торы и способных запомнить все и передать ученикам, с годами все уменьшалось и возникла опасность, что «Тора забудется во Израиле».

 Мúшна – свод жизненных правил евреев, состоящий из 6 книг, которые объясняют законы иудаизма и содержат поучительные предания (речь в них идет, например, о законах Шабата, о земледелии, о правильном суде). «Мишна» означает «повторять», т. е. правила эти предполагалось заучивать наизусть, так они были важны для повседневной жизни.

        Однако Устная Тора – это не только механическое заучивание Мишны, но и подробное её обсуждение: нередко в кругу мудрецов на один и тот же вопрос предлагались противоположные, взаимоисключающие точки зрения! Многочисленные разъяснения и комментарии к Мишне получили название Гемáра (что значит «завершение»). Мишна и Гемара вместе образуют Талмуд (дословно «изучение») – многотомное  наследие еврейской учёности.

    Изучение Торы и Талмуда – одна из главных обязанностей иудея. Начиная с 3-4 лет, еврейские мальчики начинают читать Тору, с 8-9 лет – Талмуд.

Работа со словарём (Слайды 14-21)

Теперь мы знаем значение слов, которые услышали в начале нашего занятие. Запишем эти слова в словарь и ещё раз вспомним их толкование.

Письменная Тора – сообщает все мицвот, но не даёт точного руководства по их исполнению в жизни.

ТаНаХ – Письменная Тора, названная по начальным буквам трёх частей, из которых она состоит: Тора (Пятикнижие Моше), Невиим, Ктувим.

Невиим (Пророки) – 2 часть Письменной Торы, состоящий из 8 книг.

Ктувим (Писания) – 3, заключительная  часть Письменной Торы, состоящий из 11 книг, 5 из которых называются свитками.

Устная Тора – Мишна («Повторять») – свод жизненных правил евреев, состоящий из 6 книг, объясняющих законы иудаизма, содержащих поучительные предания.

Гемара («Завершение») – многочисленные разъяснения и комментарии к Мишне

Мишна и Гемара образуют Талмуд («Изучение») – многотомное наследие еврейской учёности.

Работа в группах (Слайд 22)

     Устная Тора – это  не только механическое заучивание Мишны, но и подробное её обсуждение в кругу мудрецов, которые  на один и тот же вопрос предлагали  противоположные  точки зрения! Я предлагаю вам сейчас разделиться на группы и побыть немного мудрецами, которые размышляют над притчей на странице 15 вашего учебника:

     Знаете ли, что говорит пророк Ишаяу (Исайя): «Эй, глухие – слушайте, слепые – смотрите!» Спросили ученики мудреца Менахема-Мендла из Коцка: «Как можно приказать слепому видеть, а глухому слышать?» Он ответил: «Слова пророка говорят о духе, а не о материи. В духовной сфере нет болезней и увечий. Каждый  выбирает сам, быть ему зрячим или слепым, слышать или закрыть уши»  

- Посовещайтесь и поделитесь свои мнением по поводу слов мудреца, как вы понимаете его слова.

 

Подведение итогов урока (Слайд 23).

- Что на уроке вам понравилось больше всего?

- Что запомнилось?

- Какие трудности возникли на уроке?

- Что бы вы хотели рассказать дома родителям?

Домашнее задание (Слайд 24).

С помощью родителей написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Каждый выбирает сам, быть ему зрячим или слепым, слышать или закрыть уши».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Урок "Культура и религия" по курсу ОРКСЭ (модуль Основы мировых религиозных культур)

Цель данного урока: формирование у учащихся общих представлений о религиозных культурах. На уроке разъясняется значение слова "религия", происходит знакомство с многообразием религиозных культур и тра...

Программа "Основы иудейской культуры" 4 класс

Рабочая программа ОРКСЭ " основы иудейской культуры" 4 класс...

Программа "Основы иудейской культуры" 4 класс

Рабочая программа ОРКСЭ " основы иудейской культуры" 4 класс...

Программа "Основы иудейской культуры" 4 класс

Рабочая программа ОРКСЭ " Основы иудейской культуры" 4 класс...

ОРКСЭ модуль " Основы мировых религиозных культур" урок " Искусство в религиозной культуре" №2

Конспект урока "Искусство в религиозной культуре" № 2 ( буддизм, самостоятельная работа). Модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...