Выступление на МО
материал по теме

Краснова Елена Викторовна

Текст выступления на МО учителей начальных классов МБОУ СОШ №2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на тему

«Упражнения по совершенствованию навыков чтения»

                                                             

                                                                                         Подготовила

                                                         

                                                    учитель

                                                                        начальных классов Краснова Е.В.

Общение с детьми первоклассниками, самое трудное и ответственное время для учителя. Найти нужный подход к детям, быть внимательно зорким, жить жизнью детей и в тоже время быть настойчивым в своих справедливых требованиях – это залог успеха на каждой ступеньке обучения умению учиться, а первая ступенька – уметь хорошо читать.

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя. И поэтому каждый учитель задумывается над этими вопросами и  старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения, стремится к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

Уже на протяжении многих лет я  использую различные упражнения в работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:

Упражнения, направленные на развитие чёткости произношения (это игровые разминки вначале урока, например:

Самолёты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.

Муха бьётся о стекло: з-з-з

При изучении некоторых звуков используются чистоговорки, которые заучиваются наизусть, например:

Ра-ра-ра – Кате спать пора.

Ры-ры-ры – летают комары.

Ро-ро-ро – на полу стоит ведро.

Ри-ри-ри – на ветке снегири.

Ор-ор-ор – подмели мы двор.

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.

Также при изучении звуков в период обучения грамоте предлагаются фонетические зарядки, например:

Как рычит собака? Р-р-р.

Как подзывают цыплят? Цып-цып.

Как девочка укачивает куклу? А-аа-ааа.

Проводится работа над скороговорками, учимся произносить чётко и быстро, достаточное количество в учебнике «Азбука» Горецкого, например:

Хорош пирожок –

Внутри – творожок.

Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память (по мере того, как дети знакомятся с буквами и учатся читать, предлагаю следующие задания:

Найди лишнюю букву: а, о, в, у, и

Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко

Найди лишнее слово: слон          река

                                          лев            речка

                                          мак           ручей

                                          тигр        ручка

                                                            ручеёк

Раздели слова на две группы: ленивый, смелый, жадный, честный, добрый, трусливый

Из какой сказки слова? Я – мышка-норушка…

                                             Бежит молочко по вымечку…

Доскажи словечко: Верещунья, белобока,

                                     А зовут её… (сорока)

                                     Быть должны всегда в порядке

                                     Твои школьные… (тетрадки)

Следующий вид работы учителя называют «Фотоглаз», т.к. за определенное количество времени учащиеся должны прочитать, запомнить и выполнить предлагаемое задание.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения:

Чтение согласных с какой-нибудь гласной, например: первый ряд читает с гласным [а], второй ряд с гласным [о], третий – с гласным [у].

Чтение ряда гласных с ударением на одном из них: а, о, у, ы, и, э.

Чтение по таблице-треугольнику (учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги или на цифру 1 и тоже читают все слоги)

                М      А                                                            Р 1   А

            М             О                                                     Р     2      О

         М                    У                                              Р        3          У

      М                          Ы                                       Р           4             Ы

    М                               И                                  Р             5               И

Чтение и разбор трудных слов

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

«Губы» - проводится в целях чёткого разграничения детьми чтения про себя и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении. К плотно сжатым губам по команде «читать про себя» дети прикладывают палец левой руки.

«Инструкция» - способствует поддержанию интереса к уроку, позволяет увеличить текстовый материал для тренировки чтения (последовательность заданий, которая предлагается детям, записана на доске или карточке; дети делают всё молча:

Прочитай загадку. Хожу в пушистой шубке.

                                    Живу в густом лесу,

                                    В дупле на старом дубе

                                    Орешки я грызу.

Подойти к учительнице и на ушко сказать отгадку.)

«Наборщик» - также способствует поддержанию интереса к уроку, обогащает словарный запас (даю какое-нибудь слово и на каждую букву этого слова учащиеся придумывают новые слова; или из большого слова, например, ГАСТРОНОМ составляются короткие слова)

«Угадай» - способствует ускорению чтению и углублению восприятия его содержания (в этом помогает материал учебника «Азбука» Горецкого, т.к. его там достаточно; это умение выяснять смысл слов, пословиц, предложений; использование их в речи, соотнесение к прочитанным текстам.)

Знакомясь с новым звуком и буквой, разучиваем небольшие стишки про буквы с показом картинок, например: Ай да клоун!

                                                                          Знаешь, кто он?

                                                                         Этот клоун –

                                                                         Буква К!

По мере возможности использую ролевое чтение, где читать могут 2-3 человека. По мнению других педагогов, такой вид деятельности нравится детям.

При закреплении изученного звука и буквы читаем сказки, где используется большое количество слов с данным звуком. Ученик должен запомнить как можно больше слов.

Все эти упражнения больше приемлемы для учащихся первого класса, при дальнейшем обучении во 2-4 классах задания усложняются.

Изучая литературу по этой теме в статье «Ещё раз о навыках чтения» учительницы московской школы Гритчиной прочитала о таком моменте. Она пишет, что нельзя забывать о таком методическом приеме, как частота тренировочных упражнений (небольшие по объёму упражнения ежедневно). И здесь чрезвычайно важно общение с родителями, причём не только на собраниях, но и вне их, повседневно. Рекомендуя им дома читать с детьми порциями, но до 5 раз: про себя (о чём, какие новые слова?), интересный отрывок вслух, с часами перед ребенком (иногда как контроль), обязательно один раз перед сном вслух. Приобщая детей и родителей заучивать стихотворение и рассказывать его перед зеркалом (мимика, движение, осмысление содержания, а не мучительное содержание следующей строки).

Чтение — основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учить ся. В ходе проведения игры и заниматель ных упражнений можно прививать уча щимся любовь к книге, формировать у них навыки осознанного чтения и умение са мостоятельно работать с текстом.

Чтение в начальной школе является не только важнейшим самостоятельным   предметом,  но  и  средством  обучения,  и  чем  успешнее дети овладеют полноценным навыком чтения, тем раньше и полнее будут реализованы их  способности по учебным дисциплинам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....