Рабочая программа по курсу "Охрана зрения и развитие зрительного восприятия" для 3 класса.
рабочая программа (3 класс) по теме

Мухаметзянова Роза Геннадьевна

В предлагаемой программе весь материал сгруппирован по разделам, позволяющим вести целенаправленную работу по развитию различных сторон зрительного восприятия (развитию восприятия основных сенсорных эталонов, формированию зрительных представлений о явлениях и предметах окружающего мира и др.) в тесной связи с развитием других психических процессов и в связи с изучением школьных предметов. Материал программы представлен так, что позволяет осуществлять преемственность в работе по развитию зрительного восприятия.

Предмет «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия» является важным и необходимым в школе для детей с нарушением зрения. Этот предмет призван сохранять общее здоровье и остаточное зрение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа40 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ  (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №87 IV ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                                                                     «Утверждено»

                                                                     Педагогическим советом

                                                                     протокол от 28.08.2012г.№____

                                                                    Введено приказом от 28.08.2012г. № 117

                                                                    Директор школы:

                                                                                                                                                                                                ___        Т.И.Королькова

                                                                                                                                                                                              Подпись          Ф.И.О.

Рабочая программа

                            коррекционного курса «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия»

                                                     для     3 б   класса (1час в неделю, 35 часов в год).

  Составитель:  Мухаметзянова Р.Г. - учитель начальных классов

 «Согласовано»

Заместитель директора________        Маркова Л.С.              от 25.08.2012г.

                                           Подпись           Ф.И.О.

«Рассмотрено»

На заседании МО протокол №1      от 24.08.2012г.   

Руководитель МО ________          Маринина Т.А.                        

                                            Подпись             Ф.И.О.

г. Набережные Челны

2012г.

                                                                 Пояснительная записка.

    В проблеме социальной реабилитации детей с низким зрением важную роль играет психологическая компенсация отставания в развитии. Для решения теоретических и практических задач психологической коррекции нарушений зрительно-образных форм познания в процессе школьного обучения возникла необходимость создания системы компенсации и развития нарушенного зрительного восприятия.

    В предлагаемой программе весь материал сгруппирован по разделам, позволяющим вести целенаправленную работу по развитию различных сторон зрительного восприятия (развитию восприятия основных сенсорных эталонов, формированию зрительных представлений о явлениях и предметах окружающего мира и др.) в тесной связи с развитием других психических процессов и в связи с изучением школьных предметов. Материал программы представлен так, что позволяет осуществлять преемственность в работе по развитию зрительного восприятия.

     Предмет «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия» является важным и необходимым в школе для детей с нарушением зрения. Этот предмет призван сохранять общее здоровье и остаточное зрение.

Цель данной программы: компенсация нарушений сенсорного и зрительного восприятия в единстве с развитием познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, речи, а так же мотивации, установок, интересов; стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности; овладение знаниями о здоровье сберегающем процессе по охране зрения, а также помощь в адаптации к учебе, жизни.

                                                                  Задачи программы:

Дать знания об основных тифлопедагогических требований для поддержания остаточного зрения.

Формирование зрительных сенсорных эталонов через расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов.

Формирование у детей навыков зрительного обследования предметов за счет сохранных анализаторов с использованием средств коррекции.

Развитие умения сочетать цвета друг с другом, различать их оттенки при увеличении поля восприятия и расстояния между объектами.

Развитие восприятия глубины пространства и способности ориентироваться в пространстве.

В курсе используются психофизиологический и психолого-педагогический методы.

Психофизиологический метод состоит в использовании специально организованной зрительной стимуляции, которая повышает функциональную активность анализатора, улучшает состояние основных функций зрения.        

Психолого-педагогический метод направлен на развитие анализа и синтеза сенсорной информации, ее интерпретации и категоризации; развитие мышления, речи, памяти, внимания.

    Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся по подгруппам 1раз в неделю. Развитие зрительного восприятия реализуется в ходе фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

   

                                                   

                                 

                           

                                                   Содержание программы.

Объем часов – 35ч. Занятия проводятся по подгруппам 1 раз в неделю.

                                                                        Основные разделы программы:

 I раздел. Оценка уровня зрительного восприятия – 2 часа

-определение уровня знаний, умений и навыков после 2-го года обучения.

         II раздел. Охрана зрения – 4 часа

- понятие «острота зрения»;

- основные тифлопедагогические требования, их соблюдение в школе и дома.

III раздел. Восприятие цвета – 10часов

- совершенствование восприятия цветов и их оттенков, умения сочетать цвета в орнаменте;

-формирование зрительных представлений по теме: «Перелетные птицы», умение сравнивать контурные и заполненные изображения птиц.

- фиксация цвета по насыщенности;

- развитие зрительно-моторной координации.

IV раздел. Восприятие формы и величины предметов – 10часов

- упражнения в классификации фигур по форме и величине, соотнесении изображения предмета и геометрической фигуры;

-  упражнения на развитие наглядно-образного мышления: сходство и различие фигур,  нахождение 4-го лишнего.

- формирование зрительных представлений по теме: «Деревья и кустарники» распознавание деревьев и кустарников по листьям, плодам,

- проведение зрительных диктантов;

V раздел.   Ориентировка в  пространстве  и на плоскости– 9часов

- взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости,  в заданном по отношению друг к другу положению; умение словесно объяснить положение предметов;

-развитие зрительного глазомера;

- формирование зрительных представлений по теме: «Моя квартира», составление плана комнаты ;

- экскурсия «Улица, на которой расположена школа»;

                                               Требования к уровню подготовки учащихся:

Умение узнавать предметы в новых усложненных условиях восприятия в связи с заболеванием.

Умение сохранять остаточное зрение.

Знание тифлопедагогических требований и соблюдение их в школе и дома.

Умение сочетать цвета друг с другом в орнаменте, при изготовлении различных поделок.

Умение выполнять рисунки по клеткам по заданному образцу.

Умение располагать предметы в пространстве и на плоскости в заданном направлении и правильно словесно обозначать их расположение с помощью предлогов.

Умение классифицировать фигуры по форме и величине.

Иметь сформированные зрительные представления по следующим темам: «Деревья и кустарники», «Моя квартира», «Перелетные птицы нашего края»,

Умение выделять лишний объект, сличать сходные изображения.

Умение располагать предметы в пространстве и на плоскости в заданном направлении и правильно словесно обозначать их.

Умение ориентироваться в пространстве.

Умение зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов.

                                                         

                                             

                                                         

Календарно-тематическое планирование

Мухаметзянова Р.Г.

Ф.И.О. учителя

на 2012/2013 учебный год

План составлен согласно адаптивно-авторской программы. Утверждена научно-методическим советом ЦРО г. Н. Челны , 2010г.

Предмет

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов в неделю

Автор  программы

Охрана зрения и развитие  зрительного восприятия

3

35

1

Мухаметзянова Р.Г.

                                                                                      Методическая тема на 2012-2013 учебный год

Городская

Школьная

Учителя

Муниципальная система образования в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов.

Социализация и оздоровление слабовидящих детей в условиях школы полного дня, на основе современного менеджмента.

Повышение уровня познавательной деятельности слабовидящих учащихся в условиях школы полного дня.

РАССМОТРЕНО                                                                        СОГЛАСОВАНО

На заседании МО        

Протокол №1                                                                      Заместитель директора                       Маркова Л.С

Руководитель МО                   Маринина Т.А.                                                                                                                  (Ф.И.О.)

        (Ф.И.О.)

Дата 24.08. 2012г.                                                                                                  Дата 25.08.2012г

Календарно - тематическое планирование

Изучаемый раздел. Тема учебного материала

Кол-во часов

Календарные сроки

Фактичес. сроки

Планируемый результат

Вид контроля

Коррекц. задачи

знания

умения

ОУУН и способы действий

I. Раздел. Оценка уровня развития зрительного восприятия. ( 2 часа)

1.

Оценка уровня развития зрительного восприятия.

1

Важность и необходимость иметь навыки зрительных умений.

Узнавать предметы в новых усложненных условиях восприятия в связи с заболеванием.

Свободно ориентироваться в свойствах и качествах предметов.

Тест.

Совершенствование предметного восприятия.

2

Оценка уровня развития зрительного восприятия

1

Важность и необходимость иметь навыки зрительных умений.

Узнавать предметы в новых усложненных условиях восприятия в связи с заболеванием.

Свободно ориентироваться в свойствах и качествах предметов.

Тест.

Совершенствование предметного восприятия.

II.Раздел. Охрана зрения. (4часа)

3

Понятие «острота  зрения».

1

Знание, что такое «острота зрения».

Сохранять остаточное зрение.

Работать в заданном режиме.

Воспитание правильного отношения к своему дефекту.

4

Понятие «острота  зрения».

1

Знание, что такое «острота зрения».

Сохранять остаточное зрение.

Работать в заданном режиме.

Воспитание правильного отношения к своему дефекту.

5

Основные тифлопедагогические требования.  

1

Важность соблюдения гигиены глаза, Знание основных тифлопедагогических требований.

Соблюдать гигиену глаз, выполнять тифлопедагогические требования в  школе  и дома.

Самостоятельно выполнять правила гигиены глаза.

Расширение навыков самообслуживания.

6

Основные тифлопедагогические требования.  

1

Важность соблюдения гигиены глаза, Знание основных тифлопедагогических требований.

Соблюдать гигиену глаз, выполнять тифлопедагогические требования в  школе  и дома.

Самостоятельно выполнять правила гигиены глаза.

Расширение навыков самообслуживания.

III. Раздел. Восприятие цвета. (10 часов)

7

Сочетание цветов.

1

Знание правил сочетания цветов и их оттенков.

Сочетать цвета друг с другом

В орнаменте, при изготовлении различных поделок.

Определение соотношения компонентов объектов.

.

Развитие наглядно-образного мышления.

8

Сочетание цветов.

1

Знание правил сочетания цветов и их оттенков.

Сочетать цвета друг с другом

В орнаменте, при изготовлении различных поделок.

Определение соотношения компонентов объектов.

Практическая работа.

Развитие наглядно-образного мышления.

9

Сочетание цветов.

1

Знание правил сочетания цветов и их оттенков.

Сочетать цвета друг с другом

В орнаменте, при изготовлении различных поделок.

Определение соотношения компонентов объектов.

Практическая работа.

Развитие наглядно-образного мышления.

10

Сочетание цветов.

1

Знание правил сочетания цветов и их оттенков.

Сочетать цвета друг с другом

В орнаменте, при изготовлении различных поделок.

Определение соотношения компонентов объектов.

Практическая работа.

Развитие наглядно-образного мышления.

11

Сочетание цветов.

1

Знание правил сочетания цветов и их оттенков.

Сочетать цвета друг с другом

В орнаменте, при изготовлении различных поделок.

Определение соотношения компонентов объектов.

Практическая работа.

Развитие наглядно-образного мышления.

12

Сочетание цветов.

1

Знание правил сочетания цветов и их оттенков.

Сочетать цвета друг с другом

В орнаменте, при изготовлении различных поделок.

Определение соотношения компонентов объектов.

Практическая работа.

Развитие наглядно-образного мышления.

13

Формирование зрительных представлений по теме «Перелетные птицы нашего края».

1

Сформированность зрительных представлений по теме «Перелетные птицы».

Опознавать перелетных птиц по значимым признакам.

Выполнение анализа частей и опознавание предметов.

Развитие зрительного восприятия.

14

Формирование зрительных представлений по теме «Перелетные птицы нашего края».

1

Сформированность зрительных представлений по теме «Перелетные птицы».

Опознавать перелетных птиц по значимым признакам.

Выполнение анализа частей и опознавание предметов.

Развитие зрительного восприятия.

15

Формирование зрительных представлений по теме «Перелетные птицы нашего края».

1

Сформированность зрительных представлений по теме «Перелетные птицы».

Опознавать перелетных птиц по значимым признакам.

Выполнение анализа частей и опознавание предметов.

Развитие зрительного восприятия.

16

Формирование зрительных представлений по теме «Перелетные птицы нашего края».

1

Сформированность зрительных представлений по теме «Перелетные птицы».

Опознавать перелетных птиц по значимым признакам.

Выполнение анализа частей и опознавание предметов.

Развитие зрительного восприятия.

IV. Раздел. Восприятие формы и величины предметов. (10 часов)

17

Из каких фигур состоит предмет.

1

Соотнесение изображения предмета и геометрической фигуры.

Классифицировать фигуры по форме и величине.

Осуществление

анализа; синтеза сенсорной информации.

Практическая работа.

Развитие зрительного восприятия.

18

Из каких фигур состоит предмет.

1

Соотнесение изображения предмета и геометрической фигуры.

Классифицировать фигуры по форме и величине.

Осуществление

анализа; синтеза сенсорной информации.

Практическая работа.

Развитие зрительного восприятия.

19

Упражнения в  классификации фигур по форме, величине.  

1

Развитие наглядно - образного мышления.

Находить сходство и различие фигур.

Выявление существенных признаков объекта.

Практическая работа.

Выделение из группы предметов одного лишнего.

20

Упражнения в  классификации фигур по форме, величине.  

1

Развитие наглядно - образного мышления.

Находить сходство и различие фигур.

Выявление существенных признаков объекта.

Практическая работа.

Выделение из группы предметов одного лишнего.

21

Формирование зрительных представлений по теме «Деревья и  кустарники ».

1

Знание наиболее распространенных деревьев и кустарников нашего края.

Зрительно узнавать их в природе.

Опознавание, описывание различных объектов.

Расширение объема зрительной памяти.

22

Формирование зрительных представлений по теме «Деревья и  кустарники ».

1

Знание наиболее распространенных деревьев и кустарников нашего края.

Зрительно узнавать их в природе.

Опознавание, описывание различных объектов.

Расширение объема зрительной памяти.

23

Формирование зрительных представлений по теме «Деревья и  кустарники ».

1

Знание наиболее распространенных деревьев и кустарников нашего края.

Зрительно узнавать их в природе.

Опознавание, описывание различных объектов.

Расширение объема зрительной памяти.

24

Формирование зрительных представлений по теме «Деревья и  кустарники ».

1

Знание наиболее распространенных деревьев и кустарников нашего края.

Зрительно узнавать их в природе.

Опознавание, описывание различных объектов.

Расширение объема зрительной памяти.

25

Графический диктант.

1

Развитие зрительно-моторной координации

Выполнять рисунок по инструкции и самостоятельно по клеткам.

Свободно ориентироваться на плоскости.

Практическая работа.

Тактильно-зрительный способ выделения и анализа формы.

26

Графический диктант.

1

Развитие зрительно-моторной координации

Выполнять рисунок по инструкции и самостоятельно по клеткам.

Свободно ориентироваться на плоскости.

Практическая работа.

Тактильно-зрительный способ выделения и анализа формы.

V. Раздел. Ориентация в пространстве и на плоскости. (9 часов)

27

Взаимное   расположение предметов в пространстве.

1

Развитие зрительного глазомера.

Ориентироваться в пространстве.

Проведение разных видов сравнения.

Практическая работа.

Развитие зрительного анализа и синтеза.

28

Взаимное   расположение предметов в пространстве.

1

Развитие зрительного глазомера.

Ориентироваться в пространстве.

Проведение разных видов сравнения.

Практическая работа.

Развитие зрительного анализа и синтеза.

29

Практическая деятельность в свободном пространстве.

1

Развитие зрительно-моторной координации.

Располагать предметы в пространстве и на плоскости в заданном направлении и правильно словесно обозначать их расположение.

Оперирование понятиями, суждениями.

Практическая работа.

Ориентирование на основе пространственных представлений

30

Практическая деятельность в свободном пространстве.

1

Развитие зрительно-моторной координации.

Располагать предметы в пространстве и на плоскости в заданном направлении и правильно словесно обозначать их расположение.

Оперирование понятиями, суждениями.

Практическая работа.

Ориентирование на основе пространственных представлений

31

Формирование зрительных представлений по теме: «Моя квартира».

1

Знание правил составления плана комнаты, рационального расположения мебели.

Зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов.

Построение на плоскости заданных рисунков.

Совершенствование зрительно- моторной координации.

32

Формирование зрительных представлений по теме: «Моя квартира».

1

Знание правил составления плана комнаты, рационального расположения мебели.

Зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов.

Построение на плоскости заданных рисунков.

Совершенствование зрительно- моторной координации.

33

Экскурсия «Улица, на которой расположена моя школа».

1

Формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окруж. действит., их положение в пространстве.

Узнавать предметы и объекты на большом расстоянии.

Ориентирование на местности.

Целенаправленно развивать пространственное восприятие.

34

35

Экскурсия «Улица, на которой расположена моя школа».

Экскурсия «Улица, на которой расположена моя школа».

1

Формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окруж. действит., их положение в пространстве.

Узнавать предметы и объекты на большом расстоянии.

Ориентирование на местности.

Целенаправленно развивать пространственное восприятие.

                      Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся 

Форма контроля познавательной деятельности: индивидуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

Ученик должен понимать:

- значение зрения для человека;  

- важность соблюдения гигиены глаз.

 Должен знать:

- понятие «острота зрения»;

- основные тифлопедагогические требования.

Должен уметь:

- сохранять остаточное зрение;

- определять и сочетать различные цвета;

-ориентироваться на основе пространственных представлений;

- ориентироваться на плоскости и в пространстве

              Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы.

                                                       Основная литература:

Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики. –Москва, 2004.

Программа коррекционного курса «Охрана зрения и зрительного восприятия для учащихся 1 – 7 классов» школы-интерната IV  вида г.Владимира, 2010. Разработала: тифлопедагог Ксенофонтова Н.В.

Плаксина Л.И. Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. –М.:РАОИКП, 1999. Сайт в Интернете: www.pedlib.ru (Педагогическая библиотека).

                                             

                            Дополнительная литература:

Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. – Москва, 1999.

Денискина В.З. Коррекционные занятия по социально- бытовому ориентированию в школе для детей с нарушением зрения. – Москва, 2008.

Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.— М.: Генезис, 2003. Сайт в Интернете: www.pedlib.ru (Педагогическая библиотека).

Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – Москва, «Просвещение», 1090.

Грищенко Т.А. Педагогическая технология развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками. Сайт в Интернете: www.superin.ru (Лучшие работы в сети по логопедии и коррекционной педагогике).

Сайт в Интернете: www. Festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей) и другие.

Л. П. Григорьева, С. В. Сташевский. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Учебно-методическое пособие. –Москва, 1990 http://www.twirpx.com/.

                                  Средства обучения:

Занятия проводятся в кабинете охраны зрения. Для организации теоретической и практической работы используются:

различные по форме и цвету элементов мозаики и конструктора (белого, черного, насыщенного красного, желтого, зеленого, синих цветов;

наборы черно-белых и цветных изображений предметов,  сюжетных ситуаций по темам, указанным в содержании курса;

цветные фломастеры, карандаши;

таблицы;

специализированные тифлосредства (лупы,  цветовые фоны, рельефно-графические пособия, специальные сигнализаторы);

персональный компьютер, различные презентации по темам и с заданиями,

видео и музыка для релаксации и другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по "Охране зрения и развития зрительного восприятия" для 5 класса

Рабочая программа                            коррекционного...

Рабочая программа по русскому языку и развитию речи 3 класс VIII вид.

Рабочая программа по  русскому языку  для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных...

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, на основе П...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ, КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Программа скорректирована на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли - сад - начальная школа)./ Под ред.  Л.И. П...

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс, для учащихся коррекционной школы, 8 вида...

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс, для учащихся коррекционной школы, 8 вида...