Диагностика познавательных УУД на уроках русского языка и литературного чтения.
методическая разработка по теме

Шишкова Татьяна Владимировна

Диагностика познавательных УУД на уроках русского языка и литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_poznavatelnyh_u_ud.doc329 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка  универсальными способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. 

В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться.

Сегодня  очень важно вооружить ученика  такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. А для этого  должен быть изменён способ обучения. В этом смысле я сделала попытку организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД, что означает способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию, совокупность действий учащихся, обеспечивающих социальную компетентность, способности к самостоятельному усвоению новых знаний, включая организацию этого процесса.

Я внесла элементы новизны в процесс изучения русского языка и литературного чтения. Учебный процесс  выстроила так,  чтобы ученик сам оперировал учебным содержанием и при этом у него формировались способности к самообучению, самоорганизации. Дети работают в команде, решая вопросы, строят внутренний план действий. Урок строю как систему познавательных проблем и способов их разрешения на уроках.

В этом смысле я сделала попытку организации учебного процесса, нацеленного на формирование познавательных УУД, что означает способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию.   Сущность моего опыта заключается в возможности реализации познавательных УУД у учащихся, я готовлю ученика -  социального исследователя, организатора и участника коммуникаций, субъекта принятия решений. 

         Этого я добиваюсь в процессе самостоятельной работы. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы. Я исхожу из того, что урок должен быть обучающим, оптимистичным, интересным, деятельным и результативным.

Таким образом, самостоятельная работа с литературой помогает становлению ученика как будущего  социального исследователя. Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде - это то, чему ученик  должен научиться в школе.

        

Понятие УУД.

«Универсальные учебные действия»:

- В широком значении: умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию, самосовершенствованию, посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

- В узком (собственно психологическом значении)  совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную  идентичность,  социальную компетентность, толерантность посредством  самостоятельного  усвоения новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

        Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:  

- носят надпредметный, метапредметный характер;  

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;  

- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;  

- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.  

- обеспечивают  этапы  усвоения  учебного  содержания  и  формирования  психологических способностей обучающегося.

Функциями универсальных учебных действий являются: 

 - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять 

деятельность  учения,  ставить  учебные  цели,  искать  и  использовать 

необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать 

процесс и результаты деятельности; 

- создание  условий  для  развития  личности  и  ее  самореализации  на 

основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить 

учиться», толерантности в  поликультурном обществе, высокой  социальной 

и профессиональной мобильности; 

- обеспечение  успешного  усвоения  знаний,  умений  и  навыков  и 

Формирование картины мира  и компетентностей в любой предметной области познания. 

Виды универсальных учебных действий.

В  составе  основных  видов  универсальных  учебных  действий,  соответствующих ключевым  целям  общего  образования,  можно  выделить  четыре  блока:  личностный,  регулятивный  (включающий  также  действия  саморегуляции),  познавательный  и коммуникативный.  

Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем  самым  определяет  зону  ближайшего  развития  указанных  универсальных  учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.

К регулятивным УУД относятся: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

К познавательным УУД относятся: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

  

 

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

1.Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- знаково-символические  - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-  структурирование;

- построение  речевых  высказываний в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2.Универсальные логические действия:

- анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,  

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Связь познавательных универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов начальной ступени (русского языка и литературного чтения);

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями  происходит в контексте разных учебных предметов.  Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные  возможности для формирования УУД. Влияние специфики учебного предмета на освоение рассматриваемого универсального учебного действия проявляется, прежде всего, в различиях смысловой работы над текстом задачи. Так, при решении математических задач необходимо абстрагироваться от конкретной ситуации, описанной в тексте задачи, и выделить структуру отношений, которые связывают элементы текста. При решении задач гуманитарного цикла учебных предметов конкретная ситуация, как правило, анализируется не с целью абстрагирования от ее особенностей, а, наоборот,  с целью выделения специфических особенностей этих ситуаций для последующего обобщения полученной предметной информации. Кроме того, задачи гуманитарного цикла требуют отработки компонента обобщенного приема, связанного с семантическим и логическим анализом текста с целью его понимания.

Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

-  смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов;

- умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

- умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

- умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

- умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

    1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.     Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка: интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов.

    2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной  культурой.

    Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире.

    3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

    4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Русский язык  обеспечивает формирование познавательных УУД. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

УУД  на уроках русского языка в начальной школе являются:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- умение  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

-умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

-стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

Диагностика познавательных УУД на уроках русского языка и литературного чтения.

        Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

-         «найди отличия» (можно задать их количество);

-         «на что похоже?»;

-         поиск лишнего;

-         «лабиринты»;

-         упорядочивание;

-         «цепочки»;

-         хитроумные решения;

-         составление схем-опор;

-         работа с разного вида таблицами;

-         составление и распознавание диаграмм;

-         работа со словарями;

Диагностика  формирования познавательных УУД при чтении текстов на уроках  литературного чтения. 

         Навык чтения по праву считается фундаментом последующего образования.  Полноценное  чтение  – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, 

как  понимание  (общее,  полное  и  критическое), поиск конкретной информации,

самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, 

комментирование текста и мн. др. 

           В  процессе  чтения  участвуют  такие  мыслительные  техники, к а к  

восприятие,  узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация (лат.  antisipatio предвосхищение,  предугадывание  событий,  заранее  составленное 

представление о чем‐либо и пр.), рефлексия и др. 

В  ходе  обучения  чтению  учащимся  требуется  овладеть  различными видами и типами чтения. 

 К видам чтения относятся:  

‐  ознакомительное  чтение,  направленное  на  извлечение  основной 

информации или выделение основного содержания текста; 

‐  изучающее  чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание пол‐

ной  и  точной  информации  с  последующей  интерпретацией  содержания 

текста;  

‐  поисковое/просмотровое  чтение,  направленное  на  нахождение 

конкретной информации, конкретного факта;  

‐  выразительное  чтение  отрывка,  например  художественного 

произведения,  в  соответствии  с  дополнительными  нормами  озвучивания 

письменного текста.  

  Типами чтения являются: коммуникативное чтение вслух и «про себя», 

учебное, самостоятельное.  

   Исследования по психологии чтения показывают, что этот вид речевой 

деятельности  представляет  собой  многозвенный  интеллектуально‐

познавательный  процесс.  Содержание обучения рефлексивному чтению заключается  в  овладении  следующим  комплексом  умений  при  чтении 

художественных текстов:  

‐  умения предвосхищать содержание предметного  плана  текста  по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;  

‐ умение понимать основную мысль текста,  

‐ умение объяснять;  

‐ умение прогнозировать события, основываясь на содержании  текста;  

‐ давать нравственно‐этическую оценку  поступкам героев;  

‐ умение сопоставлять иллюстративный материал с содержанием текста;  

‐ умение рефлектировать изменения своего эмоционального состояние 

в процессе чтения;  

‐  умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать; 

‐ умение понимания назначения разных видов текстов;  

‐ умение определять темы  текста;  

‐  умение ставить перед собой цель чтения, направляя  внимание  на полезную в данный момент информацию;  

‐ умение выделять не только главную, но и избыточную информацию;  

‐  умение сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме.   

Предполагается,  что  результатом  формирования  познавательных 

универсальных учебных действий будут являться умения:  

‐  осуществлять  поиск  необходимой  информации  для  выполнения 

учебных заданий; 

‐ использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и 

схемы для решения учебных задач;  

‐ ориентироваться на разнообразие способов решения задач; 

‐ учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных 

текстов;  уметь  выделять  существенную  информацию  из  текстов  разных 

видов; 

‐  уметь  осуществлять  анализ  объектов с  выделением  существенных  и 

несущественных признаков 

‐ уметь осуществлять синтез как составление целого из частей; 

‐  уметь  осуществлять  сравнение,  сериацию  и  классификацию  по 

заданным критериям; 

‐ уметь устанавливать причинно‐следственные связи; 

‐  уметь  строить  рассуждения  в  форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;  

‐  уметь устанавливать аналогии; 

‐  владеть общим приемом решения учебных задач. 

‐  осуществлять  расширенный  поиск  информации  с  использованием 

ресурсов  библиотеки,  образовательного  пространства  родного  края(малой 

родины);  

‐  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; 

‐  уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения 

образовательных задач в зависимости от конкретных условий. 

Диагностические методики для оценки сформированности познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.

Задание №1. «Заучивание четверостиший».

Инструкция (состоит из трех этапов):

Вводная часть: «Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, которое ты постарайся запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (бабушке, сестре...). Вот послушай:

«Как дорожит любым деньком

Малюточка пчела! –

Гудит и вьется над цветком,

Прилежна и мила».

1 этап: «Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом его повторишь:

«Как дорожит любым деньком

Малюточка пчела!»

2 этап: Если ребенок допустил ошибки при повторении, то ему говорят: «Ты хорошо рассказал, только еще не все правильно». При этом указывают какие ошибки он допустил и как фраза должна правильно звучать. Затем просят его повторить еще раз. Если ребенок вновь допускает ошибки, то повторение фразы возможно не более трех раз.

Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения:

«Гудит и вьется над цветком

Прилежна и мила».

3 этап: Когда обе части стихотворения более или менее заучены, исследователь говорит ребенку: «Очень хорошо. Сейчас повторим все стихотворение. И еще раз тебе его прочитаю, а ты потом его полностью повтори». Читаются обе части. При наличии ошибок поступают также, как в первой части.

Задание №2.  «Воспроизведение четверостиший».

Ребенку предлагают воспроизвести стихотворение из первого задания . «Мы с тобой учили стихотворение. Помнишь его? Попробуй рассказать. «Если ребенок допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и  в первом задании.

Задание №3. «Описание картинки».

Ребенку показывают картинку и говорят: «Расскажи, пожалуйста о том, что происходит на картинке».

Диагностика и формирование познавательных УУД на примере фрагмента урока литературного чтения Класс: 4, программа Кубасовой О.В.,              УМК «Гармония».

Тема: Р. Фраерман «Девочка с камнем».

Этапы урока

Содержание фрагмента урока

Познавательные УУД

Сообщение целей урока.

Сегодня у нас будет непростой урок. В ходе него мы попытаемся разобраться в довольно сложных вопросах. Вопросах, которые чаще всего задают себе взрослые люди:

Что такое целеустремлённость?

Какие качества должны быть присущи целеустремлённому человеку?


А поможет нам в этом не только имеющийся у вас и у меня жизненный опыт, но и замечательное произведение, с которым нам предстоит знакомство. Его автором является … Р. Фраерман. А называется оно … Девочка с камнем.

Попробуйте сформулировать главную цель нашего урока, исходя из поставленных вопросов и данного на урок произведения. (Высказывания детей.)

Открывается запись:

Цель урока – продолжить разговор о качествах характера человека, используя произведение Р. Фраерман «Девочка с камнем».


Какие этапы урока помогут нам в достижении поставленной цели (использование картинного плана)?

Формулирование вопросов для получения информации




















Выбор и обоснование наиболее эффективных способов действий.

Активизация имеющихся у детей знаний.

Мы на протяжении нескольких уроков работаем в разделе, который называется … Оглянись вокруг.

В него помещены произведения, относящиеся к одному из литературных жанров. Это …рассказы.

А значит описаны …реальные люди и события.

Герои прочитанных произведений многому нас учат, заставляют о разном задумываться. Я от лица героев прочитанных произведений хочу попросить вас выбрать среди предложенных человеческих качеств только те, которые, по-вашему мнению, должны принадлежать настоящему человеку.

Дети индивидуально, самостоятельно работаю по карточкам.

агрессивность

доброта

ненависть смелость

корысть

злость

жизнерадостность

решительность

настойчивость

трудолюбие старательность

честность

лживость упорство





Итак, какие качества вы для себя определили как ведущие? (Дети перечисляют качества, на доске открываются соответствующие полоски.)

Почему вы для себя отметили именно эти качества?

А как думаете, какое качество характера я подразумевала, когда давала ему, используя толковый словарь, следующую характеристику:


… - умение ставить ясную и определённую цель, стремиться к её достижению.


Это качество …целеустремлённость. (Открывается соответствующая запись.)

Как думаете, должна ли быть присуща настоящему человеку целеустремлённость? Почему? (Потому что любой человек должен ставить перед собой какую-то цель и стремиться к её достижению.)

А вы можете сказать про себя: «Я целеустремлённый»?

Сообщите мне об этом сигнальными картами: зелёный цвет – да, я целеустремлённый; красный цвет – нет, я не целеустремлённый человек; жёлтый цвет – я ещё не разобрался в этом вопросе.

Многие из вас считают себя целеустремлёнными людьми. Какие качества характера должны вы у себя развить, чтобы быть целеустремлёнными? Подчеркните их среди тех качеств, которые вы уже выделили.

Дети самостоятельно  в парах выделяют эти качества.

Какие качества вы определили для целеустремлённого человека? (Дети называют, учитель на доске помечает их мелом.)

Как думаете, отличается ли целеустремлённый человек от человека, который не ставит перед собой никаких целей? Чем?

Для того, чтобы вы смогли для себя выделить некоторые качества целеустремлённого человека, познакомимся с произведением Р. Фраерман «Девочка с камнем».









Анализ жизненного опыта ребенка.



















Дискуссия













Ситуация морального выбора















Дискуссия

Подготовка к первичному восприятию.

Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием? При ответе на поставленный вопрос учитывайте  цель нашего урока. (Высказывания детей.)

Конечно, каждый из вас непременно рассказал бы замечательную историю, назвав её «Девочка с камнем».  

А вот о том, что хотел рассказать нам автор, вы узнаете, прочитав его.

Прогнозирование

Знакомство с произведением

Для того, чтобы познакомиться с произведением, выберите удобный для себя вид чтения: чтение про себя или жужжащее чтение. При этом помните, что перед вами стоит задача познакомиться с произведением и прочитать его выразительно. Поэтому обратитесь к памятке по чтению и соблюдайте все необходимые условия.


Дети обращают внимание на памятку по чтению и читают произведение. Затем начинается выразительное чтение по частям отдельными учениками.

Ситуация выбора

Диагностика и формирование познавательных УУД на уроках русского языка.

Задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации.

Типы заданий:

Наблюдение за ролью глаголов в речи. «Прочитай тексты. … Одинаковые ли эти картины? Сравни тексты. Чем они отличаются? … Какие слова «оживили» картину? Почему? Чем похожи эти слова?»

Актуализация знаний о глаголе. Обращение к опыту детей. «Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия».

Новые знания о происхождении названия части речи. «Прочитай текст. Почему часть речи (глагол) получила такое название? … Как отличить глагол от других частей речи?».

Выпиши глаголы, напиши вопросы к ним. Сделай вывод о том, какими частями речи могут быть однокоренные слова»

Правила, определения и т.п. в виде графических схем, таблиц, алгоритмов, разного рода визуальных подсказок и ключей, «иллюстративного» визуального ряда (даны в учебнике или составляются детьми). «Что ты можешь рассказать о словах …? Тебе поможет схема на стр. 5»

Диагностические методики для оценки сформированности познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Задание №1 . Интуитивный речевой анализ-синтез

Инструкция:

«А теперь я тебе буду говорить слова, а ты ищи, какое слово лишнее. Всего будет пять слов, четыре можно объединить, они друг к дружке подходят, а одно - неподходящее, лишнее, его и называй».

Зачитайте последовательность слов и запишите лишнее слово, которое назовет ребенок. Похвалите его. Не просите ребенка объяснять, почему он выбрал то или иное слово. Если ребенок будет сам что-то пояснять, запишите его комментарии. Если ребенок неправильно выполняет первое задание или не понимает, как это - найти лишнее слово, разберите с ним пример: «роза, тюльпан, ромашка, фасоль, фиалка» (при конкурсном отборе в гимназические классы никакие дополнительные примеры не разбираются). Пусть о каждом слове ребенок скажет, что это такое. Помогите ему выбрать лишнее слово и объясните, почему оно лишнее. Пометьте, если ребенок догадался сам. Если ребенок плохо справился с заданием на кратковременную речевую память (вспомнил меньше 3 слов), все ряды ему надо зачитывать 2-3 раза. Перед тестированием ребенка заранее предупредите, что по его просьбе вы можете повторить слова еще раз.

Ребенку предлагается четыре ряда слов, в каждом из которых он должен найти лишнее слово. Общеобразовательные классы

1. Река, озеро, море, мост, пруд.

2. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.

3. Синица, голубь, птица, воробей, утка.

4. Стеклянный, деревянный, легкий, железный, пластмассовый.

Если в качестве лишнего ребенок постоянно называет последнее слово в строке, следует обратить внимание на объем его речевой памяти. Если объем памяти мал, можно сделать вывод о том, что ребенок просто не может запомнить весь ряд и называет то, что помнит, то есть последнее слово.

Задание №2. Речевые антонимы

Инструкция

«А теперь я тебе буду говорить слово, а ты придумывай, какое слово будет наоборот. Например: маленький, а наоборот - большой, чистый, а наоборот - грязный. Понятно?»

Зачитывайте слова по очереди. Если ребенок не может придумать антоним после предъявления слова, помогите ему, задав вопрос более конкретно:

«Пластилин мягкий, а камень --...?

Нож бывает острый, а бывает -...?

Дорога широкая, а тропинка - ...?

Река глубокая, а лужа - ...?»

Если ребенок отвечает неправильно или произносит слова с приставкой «не» (неострый, неглубокий и пр.), не поправляйте его, записывайте ответы дословно, обязательно хвалите или хотя бы поощряйте его словом «хорошо».

Задание №3. Речевые классификации

Инструкция

«А теперь другое задание. «Кастрюля, тарелка... » - какие еще слова сюда подойдут, что еще можно добавить?»

Желательно, чтобы ребенок придумал не меньше двух слов (больше трех не надо). Если ребенок не может - не настаивайте. Запишите все его ответы. Затем спросите: «Что это такое? Как все это можно назвать одним словом?» Запишите ответ. Похвалите ребенка.

Если ребенок добавил слова «каша, суп» или «плита, стол» и т. п., запишите ответы, не поправляя, но спросите: «Кастрюля, тарелка - что это такое, как можно назвать это одним словом?» Запишите ответ. Если ребенок затрудняется ответить, скажите ему: «Забыл, да? Ничего страшного, давай сделаем другое задание».

С остальными заданиями на речевые классификации поступайте аналогично. Если ребенок не может назвать обобщающее слово, а говорит, например: «Диван - это чтобы спать, а в шкаф вещи кладут, - так и записывайте, не поправляйте его.

Кастрюля, тарелка,..

Правильные ответы: чашка, чайник, ложка, сковородка и другие предметы, относящиеся к посуде.

Неправильные ответы: предметы кухонного обихода (плита, стол и пр.); предметы декоративно-прикладного искусства (ваза и т. п.); слова, относящиеся к еде (каша, суп и пр. ); слова, просто субъективно ассоциирующиеся со стимульными словами.

Шкаф, диван,..

Правильные ответы: стол, стул, кровать, сервант и другие предметы, относящиеся к мебели.

Неправильные ответы: бытовая техника (телевизор, холодильник пр.); осветительные приборы (люстра, торшер и т. п.); предметы украшения и искусства (картина, зеркало и пр.); части комнаты стена, пол и пр.); одежда или постельные принадлежности (одеяло, подушки и пр.).

Окунь, карась,..

Правильные ответы: названия любых рыб.

Неправильные ответы: морские животные (дельфин, кит, краб, лягушка, морская звезда); названия других животных; ситуативные ассоциации (вода, аквариум, мальки и пр.).

Санкт-Петербург, Париж,..

Правильные ответы: названия любых городов.

Неправильные ответы: названия стран, континентов, частей или сторон света, любые другие географические названия.

Задание №4. Речевые аналогии

Инструкция

«А теперь представь: «стол – скатерть» (можно показать руками). Эти два слова как-то между собой связаны. А тебе по этому же правилу надо найти подходящее слово к слову «пол», чтобы получилась такая же парочка, как «стол - скатерть». Я назову тебе слова, а ты выбери, какое из них лучше всего подойдет к слову «пол», чтобы получилось так же как «стол – скатерть». «Пол» - выбирай: «мебель, ковер, пыль, доски, гвозди».

Запишите ответ. Если ребенок ответил неправильно, не говорите ему об этом, а следующее задание разберите с ним как пример.

Продолжение инструкции

«Огород – морковь» - как связаны эти два слова? Можно сказать, что в огороде растет морковь, да? Тогда к слову «сад» какое слово подойдет, чтобы получилось так же, как «огород - морковь»? «Сад» - выбирай: «забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка». Запишите ответ. Если ребенок снова ответил неправильно, больше примеры не разбирайте. Доделайте задания в соответствии с общей инструкцией. Не поправляйте ребенка и не делайте критических замечаний в процессе работы.

Стол - скатерть. Пол...

Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди.

Огород - морковь. Сад...

Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка.

Часы - время. Градусник...

Стекло, больной, кровать, температура, врач.

Машина - мотор. Лодка...

Река, маяк, парус, волна, берег.

Задание №5. Проба   на   определение   количества   слов   в   предложении.

Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.

Оцениваемые УУД: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.

Форма и ситуация оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Ребенку зачитывают предложение и просят назвать, сколько слов в предложении и назвать их.

Скажи, сколько слов в предложении?

Назови первое слово, второе …

Предлагаются предложения:

Маша и Юра пошли в лес.

Таня и Петя играют в мяч.

Критерии оценивания:

Ориентация на речевую действительность.

Уровни развития знаково-символических действий:

Ориентация на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные-предметы.

Неустойчивая ориентация на речевую дейстивтельность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но без предлогов и союзов.

Ориентация на речевую действительность как самостоятельную, дифференциация знаково-символическоого и предметоного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлог или союз) или полностью правильный ответ.

Задание №6. «Нахождение аналогий».

Инструкция: «Ответь, пожалуйста на несколько вопросов:

Днем светло, а ночью ?... (темно)

Птица поет, а собака ?... (лает)

Машина едет, а самолет ?... (летит)

Голубь летает, а рыба?... (плавает)

У кошки - шерсть, а у утки ?... (перья)

Платье сшито из ткани, а ботинки ?... (из кожи)

Диагностика и формирование познавательных УУД на примере фрагмента урока русского языка, по учебнику Н.В. Нечаевой, тема. «Большая буква в написании имён собственных».

Этапы урока

Содержание фрагмента урока

Познавательные УУД

Постановка проблемы,

её решение.

Учитель.  Девочка, сотри, пожалуйста, с доски!

(Ученица подходит к доске.)

- Извини, я не к тебе обратилась с просьбой…(ученица садится на своё место), а  к тебе (подходит другая ученица).

- Нет, я не тебя звала. Почему не подошла та, кого я звала?

Дети. Наталья Александровна, вы попросили, а не назвали!

Учитель.  Дети, а что я должна назвать?

Дети. Имя или фамилию.

- Имя обязательно, а если девочек с одинаковыми именами в классе несколько, то нужно и фамилию назвать.

Учитель. Да, в вашем главном документе – свидетельстве о рождении – записано ваше имя. Это имя вам присвоено. Это имя – ваше собственное. А какие имена вы можете назвать? Зачем нужны имена?

Дети. Чтобы обратиться к человеку.

           - Имя нужно, чтобы написать записку.

           - Когда разговариваешь по телефону, нужно имя.

Учитель. «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт» - поётся в песенке из знакомого мультфильма. С тех самых пор, как людям начали давать имена, стало ясно, что между человеком и его именем существует тесная связь. Можно прославить своё имя в веках, а можно покрыть его несмываемым позором. Но ведь и само имя может влиять на своего владельца.

Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме













Чистописание.

На доске написаны заглавные буквы: К Р В Ф Д А

Учитель. Что вы можете сказать об этих буквах?

Дети.  Здесь написаны только заглавные буквы.

          - Здесь буквы согласных звуков и одна буква гласного – А.

 Учитель. Напишите эти буквы, расположив их в алфавитном порядке.

Учащиеся письменно выполняют работу в тетрадях.

Учитель. Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными. Расскажите: какие буквы не получились, что в них не получилось?

Дети рассматривают написание букв и рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя.

Учитель. Как вы думаете, ребята, пригодятся ли заглавные буквы нам с вами сегодня на уроке?















Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение

Физкультминутка.

Дети встают. Называю имена существительные. Дети хлопают в ладоши, если звучат имена собственные, не хлопают – если другие существительные. По мере называния на доске появляются слова:

собака, дежурный, Петя, котик, Лена, Шарик.

Учащиеся планируют свои действия, устанавливают аналогии

Использование нового материала в письменной речи.

Учитель.  Какую работу вы можете предложить с этими словами?

Дети.     Распределить слова в два столбика: например, в первый столбик – двусложные, а во второй столбик – трёхсложные.

- Можно записать слова, разделив на две группы: с большой буквы и   с маленькой.

Учитель. А почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?

Дети. Имена собственные пишутся с большой буквы, а несобственные – с маленькой.

Учитель.  Ребята, какое  задание выбираете?

Дети. Задание на группировку слов с большой и маленькой буквы. Оно больше подходит к нашему уроку. Мы же говорим об именах собственных

Учащиеся анализируют объекты, выделяют главное, проводят классификацию по различным критериям

Типовые диагностические задачи для определения уровня развития  познавательных универсальных учебных действий:

Оцениваемые УУД

Вид диагностики

Цель диагностики

Возраст учащихся

Диагностический инструментарий

Знаково-

символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.

вводная

выявление умения ребенка различать предметную и

речевую действительность.

6,5 -7 лет

Проба на определение количества слов в предложении

(С.Н. Карпова)

Знаково-символические действия — кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.

Вводная

выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.

6,5 -7 лет

Методика «Кодирование»

(11й субтест теста Д. Векслера

в версии А. Ю. Панасюка)

прием

решения задач; логические действия.

Промеж

итогов

выявление сформированности общего приема решения задач.

7-10 лет

Диагностика универсального действия

общего приема решения задач

(по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой)

моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия.

Промеж.

определение умения ученика выделять тип задачи и

способ ее решения.

7-9 лет

Методика «Нахождение схем к задачам»

(по А.Н. Рябинкиной)

Технологическая карта  диагностики уровня сформированности  познавательных УУД

Вид УУД

Нормативные показатели

класс

Уровни сформированности

диагностика

низкий

средний

высокий

педагог

психолог

Общеучебные универсальные действия

Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное

1

Большинство умений

не сформированы

Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога

Выполняет самостоятельно

наблюдение

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Побуждение к действию, стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности

Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план.

Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях

2

Большинство умений

не сформированы

Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога пересказывать и работать с информацией

Выполняет самостоятельно

Наблюдение опрос

Выделять самостоятельность мышления

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

Рекомендации:

Побуждение к действию, стимулирование Работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания

Заключение.

Планируемые результаты освоения обучающимися познавательных УУД:

         Выпускник научится:

        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве.

        осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

        строить сообщения в устной и письменной форме;

        ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

        основам смыслового восприятия  художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

        осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

        осуществлять синтез как составление целого из частей;

        проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

        устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

        строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

        обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

        осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

        устанавливать аналогии;

        владеть рядом общих приёмов решения задач.

 

       

Выпускник получит возможность научиться:

        осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек;

       записывать, фиксировать информацию об окружающем  мире с помощью инструментов ИКТ;

       создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

       осознанно  и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

       осуществлять выбор наиболее эффективных  способов  решения задач в зависимости  от конкретных  условий;

       осуществлять синтез как составление  целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя  недостающие компоненты;

       осуществлять    сравнение, сериацию и классификацию,  самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных  логических операций;

       строить логическое рассуждение, включающее  установление  причинно-следственных связей;

       произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Литература:

1.Л.П. Кезина, академик РАО; А.А. Кузнецов, вице-президент РАО, академик РАО; А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Окончательный вариант от 6 октября 2009г

2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — ISBN 978-5-09-019148-7.

3.«Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир»  Руководители проекта: О. Б. Логинова, В.В. Фирсов, М.Р. Леонтьева.

4.Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы. – приложение к ФГОС.

5.Преемственность начальной и средней школы (программы, контрольно- измерительные материалы, рекомендации): Методическое пособие/ Авт.-сост.: И.А. Лазуткина Г.В. Шакина; МО РМ, МРИО. – Саранск, 2006. – 143 с.

6.Федосова Н.А.  «Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения». Газета «Управление начальной школой» октябрь 2008 год.

7.Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-021058-4.

8.Иванова Т.И. В помощь администрации школы. Работа с одаренными детьми.- Волгоград. 2006

9.Локальные акты образовательного учреждения. Рекомендации Минобразования России // Образование в документах. 2003. № 38-39.

10.Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). - М.: "Эгвес", 2004.

11.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под редакцией Полат Е.С. - М., 2000.

12.Пинский А.А. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению образования.- М., 2001.

13.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.,2005.14.  

14.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно- коммуникативных средств. – М., 2005.

Вариативные методики:

Методика Г.Вицлака.

Методика «Дорисовывание фигур» (автор О.М.Дьяченко).

Методика «Кодирование» (11_й субтест теста Д. Векслера в версии А. Ю. Панасюка).

Тест “Найди несколько различий?”

Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия. (Ж.Пиаже, А.Шеминьска).

Проба   на   определение   количества   слов   в   предложении  ( С .Н.Карпова).