планирование внеурочной деятельности "Занимательная экономика"
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Чемёркина Елена Вячеславовна

Опыт работы показывает, что экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам. Школьники с первых шагов обучения должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям. Экономические сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.

Целью экономического образования будет приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка, формирование целостного образа экономического мира на основе развития системного мышления.

Задачи курса:

  • в сфере обучения – освоение основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования, умений экономической деятельности;
  • в сфере самосознания – осмысление своего индивидуального потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;
  • в сфере мотивации – развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремления к самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatnlnaya_ekonomika.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено и одобрено                                                                                                                               Утверждаю                

на заседании методического                                                                                                                        Директор МОУСОШ №16

объединения учителей начальных классов                                                                                                 ___________А.И. Гусева

МОУСОШ №16

Протокол №____от____________

Согласовано

Зам. директора по начальной школе

_______________Л.А. Алексишина

Класс 1

Ф.И.О. учителя: Чемеркина Е.В.

Количество часов –33 ч.,  в  неделю 1 час

ПРОГРАММА КУРСА

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»

Учебный год 2012 – 2013

Пояснительная записка

Опыт работы показывает, что экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам. Школьники с первых шагов обучения должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям. Экономические сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.

Целью экономического образования будет приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка, формирование целостного образа экономического мира на основе развития системного мышления.

Задачи курса:

в сфере обучения – освоение основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования, умений экономической деятельности;

в сфере самосознания – осмысление своего индивидуального потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;

в сфере мотивации – развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремления к самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка.

Содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений

Тематическая структура курса включает следующие темы:

"Мой Дом ",

"Труд и профессии",

"Законы и министры",

"Мы обмениваемся",

"Открываем магазин",

"Как работает банк",

В рамках общего экономического образования в начальных классах акцент делается на элементарных понятиях, связанных с жизненным опытом детей. Содержательная часть курсов по экономике основывается на настоящих и будущих экономических и социальных ролях учащихся (я – личность и гражданин, я – собственник, я – участник финансового рынка, я – потребитель, я – производитель и др.). Для изложения теоретического материала используются следующие методы и приемы: элементы лекций, рассказ, диалоги, проблемные ситуации, видео сюжеты для размышления. В программе экономического курса предусмотрены практические работы: расчет бюджета своей семьи, составление меню для школьника и расчет его стоимости, изготовление сувениров из вторичного сырья, решение задач с экономической направленностью. Практикумы могут быть следующими: “Паспорт домашнего хозяйства”, “Экономические продукты и объекты”, “Твоя будущая профессия”, “Оплата труда”, “Собственник”, “Безотходное производство” и другие.

Для активизации учащихся и поддержания интереса к изучаемому материалу применяются активные методы учения: деловые и ролевые игры (“Мир профессий”, “Праздничный стол”, “Робинзон”, “Путешествие на остров Бартер”, “Строительство домов”, “Безработные и предприниматели” и другие), компьютерные и настольные игры (“Жизнь или кошелек”, “Монополия”, “Банкир”), дискуссии на проблемные экономические темы, уроки-конкурсы (“Самая экономная хозяйка”, “Конвейер”, “Знаешь ли ты цены”, “Аукцион знаний” и другие), уроки-презентации с использованием возможностей компьютерных технологий. Все это носит познавательный и праздничный характер. Положительная эмоциональная окраска усиливает мотивационный аспект.

Активность ученика в процессе обучения тесно связана с его интересом к предмету. Только в этом случае он принимает активное участие в обсуждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке выводов и правил. Интерес как нельзя лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность. “Через сказку, фантазию, игру через неповторимое детское творчество, – писал В. Сухомлинский, – верная дорога к сердцу ребенка… Без сказки, без игры воображение ребенка не может жить… В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному”. Именно по этому в создании учебников по экономике для младших школьников использована сказка. По ходу слушания сказки ребята обсуждают, дискутируют, запоминают экономические термины. Занимательные задания (ребусы, загадки, шарады, кроссворды, логические задачи) развивают память, мышление и закрепляют знания.

Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, их наглядно образное мышление, в программу курса введены экскурсии на предприятия села.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема

Содержание занятий

Кол.час.

Дата

1

Необходимость изучения экономики

1

Мой дом (8 часов)

Формируемые представления: домашнее хозяйство, потребности, доходы, расходы, сбережения, бюджет домашнего хозяйства.

Практические работы: составление бюджета своей семьи. Сочинение «Портрет моей семьи». Учащиеся будут знать:

   что такое «мой дом» как домашнее хозяйство и как семья;

какие бывают у человека потребности;

доходы и расходы домашнего хозяйства;

для чего нужны сбережения;

как управляется домашнее хозяйство.
Учащиеся будут уметь:

 рассказывать о своей семье и о домашнем хозяйстве;

перечислять обязанности членов семьи;

выделять потребности членов семьи;

 

определять полезность   разделения труда в домашнем хозяйстве как
количество   свободного   времени,   затрачиваемого   для   занятий   по
интересам;

составлять перечень источников дохода семьи;

определять основные направления расходования денежных средств;

соизмерять расходы семьи с доходами и сбережениями.

Имитационные игры: «распределение обязанностей», конкурс для детей и родителей « Моя семья».

2-3

Семья. История семьи.

2

4

Состав семьи  и занятия членов семьи.

1

5

Совместные    дела.

1

6

Обязанности. Увлечения.

1

7

Доходы и расходы. Сбережения

1

8-9

Экскурсия на пекарню

2

Труд и профессии (7 часов)

Формируемые представления: разделение труда, профессии, производство, технология. Практические работы: разработка технологического проекта производства; рассказ о профессии моих родителей, моя будущая профессия. Учащиеся должны знать:

значение труда для удовлетворения потребностей человека;

для чего необходимо разделение труда;

какой труд называют профессиональным;

что необходимо для производства товаров и услуг.
Учащиеся должны уметь:

выделять критерии профессионализма;

называть различные профессии;

обосновывать выбор людей в пользу занятий одним видом труда;

ведение элементарной экономической документации;

устанавливать    взаимосвязь    между   потребностями   человека        и
профессиями людей, которые изготавливают товары или оказывают
услуги для их удовлетворения.

Имитационные игры: «профессии», «пантомима», «кто от кого зависит», «наше предприятие»,«предприятия и банк».

10

Роль труда в жизни   человека. Разделение труда.

1

11-12

Профессии. Взаимосвязанный   труд   людей разных профессий

2

13-14

Производство товаров и услуг. Производственная технология.

2

15-16

Экскурсия на почту

2

Законы и министры. (5 часов)

17

Законы природы и законы общества. Как управляется экономика.

Формируемые    представления: государство как регулятор в экономике, отраслевая структура экономики, «товары для всех», налоги. Практические работы: имитационная игра «Правительство».

Учащиеся должны знать:

 роль государства в экономике;

  рынок действует не всюду;

 зачем нужны налоги.
Учащиеся должны уметь:

 называть примеры условий, при которых рынок не действует;

перечислять «товары для всех», которые получает семья;

назвать налог, который выплачивается каждым работающим.

1

18

Что такое государство (правительство).

1

19

Какие отрасли экономике необходимы.

1

20-21

Зачем нужны налоги. Налоговая система.

2

Мы обмениваемся. (4 часов)

22

Что такое обмен. Понятие собственности.

Формируемые представления: обмен, собственность, бартер, деньги, инфляция. Практические работы: придумать и нарисовать деньги сказочной страны. Учащиеся должны знать:

сущность и содержание базовых терминов по данной теме;

роль денег в жизни человека и общества;

причину возникновения денег;

этапы возникновения современных денежных знаков;

функции денег.
Учащиеся должны уметь:

называть недостатки бартера;

перечислять качества, которым отвечают современные деньги;

различать функции денег.

1

23-24

Виды обмена. Деньги.

2

25

Что покупали на эти деньги раньше  и что можно купить сейчас.

1

Открываем магазин (4 часа)

26

Основные участники рынка (продавец, покупатель).

Формируемые представления: товар, деньги, цена, рынок, покупатель, продавец. Практические работы: рассчитать стоимость завтрака, обеда и ужина. Учащиеся должны знать:

где можно приобрести товары и услуги;

взаимоотношения покупателя и продавца;

как образуется цена на товар.
Учащиеся должны уметь:

объяснять разный уровень цен на одинаковые товары;

решать практические задачи по теме;

выбирать наиболее выгодный вариант покупки;

выяснять причины колебания уровня цен.
Экономические игры: «магазин».

1

27

Как образуется цена на товар.

1

28-29

Экскурсия в магазин

2

Как работает банк. (4 часа)

30

Зачем нужны банки.

Формируемые представления: банк, кредит, сбережения, современные деньги. Практические работы: выяснить названия нескольких банков, которые есть в нашем городе. Какие и кому они оказывают услуги. Учащиеся должны знать:

для чего нужен банк;

где банки берут деньги.
Учащиеся должны уметь:

объяснять на примерах важность сбережений;

называть отличия наличных и безналичных денег;

называть основные банковские услуги;

рассказать о конкретном банке.

1

31

Банкир и его работа. Как работает банк

1

32-33

Экскурсия в банк

2

Итого 33 часа

Список литературы:

Н.А. Зайченко. “Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды” Санкт-Петербург 1998 год.

Н.И.Романовская. “Экономическая игротека” Москва 1994 год.

Т.О.Смирновой Т.Н.Просняковой “Методические рекомендации в помощь учителю экономики 2–4 классов” (ФНМЦ им. Л.В.Занкова) “Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах” – учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация “Федоров” 2000 год.

Журнал “Начальная школа” № 1/1998 год.

“Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 13–15/2000 год.

“Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября” апрель № 19–20/2002 год.

Е.Г.Фирсов. “Интеллектуальные игры для школьников. Экономика”. Ярославль 1998 год.

Б.А.Райзберг. “Твоя экономика” Москва 1996 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие "Экономика и мы" тема: "Понятие страхования"

Конспект внеурочного занятия «Экономика и мы»тема: Понятие страхования.Цель:-способствовать общему развитию школьников;-развивать мышление;-эмоционально-волевую сферу;- формировать нравственные ...

Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» для учащихся 1-4 классов

Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» для учащихся 1-4 классов.Эта программ переделана на 33 часа в год, т.к. В оригенале она расч...

Внеурочная деятельность. "Экономика: первые шаги" 2 класс

Материал составлен на основе сборника программ под редакцией Н.Ф. Виноградовой. "Экономика: первые шаги"...

рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги"

рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Экономика –первые шаги» для начальной школы

Программа  внеурочной  деятельности для начальной школы по экономике, содержит КТП в  1-4 классах....

Программа внеурочной деятельности "Экономика"

Рабочая программа разработана  на основе требований Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения (2009 г.) и  авторской программы внеурочной деятельности Ко...

планирование внеурочное занятие экономика первые шаги

планирование внеурочное занятие экономика первые шаги...