рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Грачева Татьяна Ивановна

рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ekonomika_pervye_shagi.docx49.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пристенская основная общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

«Принято»

на педагогическом совете

МОУ «Пристенская ООШ»

Валуйского района Белгородской области

Протокол № ___ от «__»

____________2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «Пристенская ООШ» Валуйского района Белгородской области

_____________ Ветренко Л.Л.

«____»____________2016г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Пристенская ООШ» Валуйского района Белгородской области

_____________Даньшина Г.П.

Приказ № ___ от «___»____2016г.

                             

   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

социального направления  «Экономика: первые шаги»

(факультатив)

 

возраст обучающихся – 7-10 лет

Срок реализации: 4  года

                               

                                                                                                                                                   

                                                                                    Программу составила:

                                                                                    Грачева Татьяна Ивановна,  

                                                                                1квалификационная категория

                                                          с.Пристень

                                                        2016 год

Результаты освоения факультатива «Экономика: первые шаги»

  1. Личностные результаты

При изучении факультатива ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Обучающиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьник осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Обучающиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).

2. Метапредметные результаты

К концу первого года обучения  (1 класс) ученик научится:

  • сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;
  • объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый»;
  • обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности;
  • обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
  • объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;
  • проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
  • осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы;
  • уважать труд людей разных профессий;
  • классифицировать профессии по предмету труда;
  • рассказывать о профессиях.

К концу второго года обучения  (2 класс) ученик научится:

  • различать потребности по видам;
  • определять потребности домашних питомцев;
  • формулировать свои потребности;
  • определять потребности своих близких;
  • оценивать свои желания и возможности их реализации;
  • соотносить виды товаров и место их приобретения;
  • различать товары и услуги: понимать разницу между ними;
  • кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.

К концу третьего года обучения (3 класс) ученик научится:

  • раскрывать причины возникновения денег;
  • различать российские и иностранные деньги
  • объяснять, как оплачивают товары и услуги;
  • определять размер сдачи при осуществлении покупки;
  • устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;
  • выделять существенные характеристики товара;
  • производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета;
  • осуществлять простейшие экономические расчёты;
  • планировать результаты экономии и бережливости;
  • планировать результаты экономии и бережливости;
  • взаимодействовать и договариваться в процессе игры.

К концу четвертого года обучения (4 класс) ученик научится:

  • определять источники формирования богатства;
  • сравнивать возможные пути распоряжения богатством;
  • различать материальные и нематериальные ценности;
  • обосновывать важность меценатства и милосердия;
  • объяснять, что такое налоги и для чего они нужны;
  • обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
  • проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
  • осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы;
  • различать виды ресурсов;
  • обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;
  • уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.

3. Предметные результаты

К концу обучения в 1 классе ученик узнает:

  • что такое собственность;
  • почему все люди трудятся;
  • какие бывают профессии;
  • как нужно относиться к своей и чужой собственности.

К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться:

  • самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы.

К концу обучения в 2 классе ученик узнает:

  • какие бывают потребности;
  • почему все потребности нельзя удовлетворить;
  • какие бывают товары и услуги;
  • где можно приобрести товары и услуги;
  • почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека.

К концу обучения в 2 классе ученик сможет научиться:

  • соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
  • различать товары и услуги.

К концу обучения в 3 классе ученик узнает:

  • о деньгах и их роли в жизни человека и общества;
  • о доходах и расходах в семье;
  • о формировании бюджета семьи.

К концу обучения в 3 классе ученик сможет научиться:

  • составлять свой бюджет;
  • отличать российские деньги от иностранных;
  • рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи.

К концу обучения в 4 классе ученик узнает:

  • основные виды ресурсов;
  • как производят товары;
  • какова роль меценатов в развитии культуры и искусства;
  • почему налоги важны для существования государства.

К концу обучения в 4 классе ученик сможет научиться:

  • определять ресурсы, необходимые для производства товара;
  • объяснять важность меценатства и милосердия.

Содержание факультатива «Экономика: первые шаги»

В ходе реализации программы используются как групповая, так и индивидуальная формы

обучения, каждый раздел программы предусматривает использование игровой и

практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными

заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания

1 класс (17ч)

Я и моя семья

 Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

Форма занятия: путешествие, инсценирование, моделирование

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи.

Форма занятия: беседа

Важность уюта, целесообразность порядка.

Форма занятия: игра, отгадывание загадок, беседа

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

Форма занятия: рассказ, беседа

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.

Форма занятия: беседа, работа с калькулятором и счетами, составление бюджета семьи

Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

Форма занятия: игра «вопрос-ответ», беседа

Практическая и игровая деятельность:

— игра «Генеральная уборка»;

— игра «Я — хозяин большого дома».

Моё и чужое

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека.

Форма занятия: беседа, рассказ

Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

Форма занятия: беседа, слушание музыки

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

Форма занятия: исследование

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

Форма занятия: практическая работа, беседа

Игровая и исследовательская деятельность:

— тема исследования «Как становятся собственниками»;

— игра «Страна Обмения».

Почему люди трудятся (КТД)

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

Форма занятия: игра, беседа, инсценирование.

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий.

Форма занятия: заочная экскурсия, беседа

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

Форма занятия: игра

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Форма занятия: викторина

Практическая и игровая деятельность:

— экскурсия в школьную столовую;

— экскурсия в библиотеку;

— экскурсия в художественный музей;

— сюжетно-ролевые игры;

— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

Все работы хороши (игра)

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

Форма занятия: заочная экскурсия

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

Форма занятия: беседа, рассказ, презентация

Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

Форма занятия: исследование

Практическая и игровая деятельность:

— встреча с человеком интересной профессии;

— рисование на тему профессий;

— темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».

2 класс (34ч)

Что нам нужно для жизни

 Потребности — это всё то, что требуется для жизни.

Форма занятия: беседа, рисование

Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев). 

Форма занятия: беседа, просмотр и обсуждение видеосюжета

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.

Форма занятия: рассказ, беседа, работа с иллюстрациями

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.

Форма занятия: рассказ, беседа

Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;

— рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров».

Хочу, могу и надо

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.

Форма занятия: дискуссия

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания.

Форма занятия: рассказ, беседа, дидактическая игра.

Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь.

Форма занятия: рассказ, беседа, коллаж

Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения).

Форма занятия: рассказ, беседа, работа в группах

Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).

Форма занятия: творческая деятельность, рассказ, беседа

Практическая и игровая деятельность:

— рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».

Как товары и услуги исполняют желания

Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить.

Форма занятия: рассказ, беседа, заочная экскурсия

Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары.

Форма занятия: рассказ, дидактическая игра

Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке.

Форма занятия: рассказ, беседа, дидактическая игра

Продавец — профессия человека, который продаёт товары.

Форма занятия: рассказ, беседа, заочная экскурсия

Покупатель — человек, покупающий товары.      

Форма занятия: рассказ, беседа, заочная экскурсия

Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения).

Форма занятия: рассказ, беседа, просмотр видеосюжета, заочная экскурсия

Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.

Форма занятия: рассказ, беседа, просмотр видеосюжета, заочная экскурсия

Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.

Форма занятия: беседа, обмен мнениями, проектная деятельность

Практическая и игровая деятельность:

— изготовление изделий из природного материала для подарка;

— игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет», «Ярмарка»;

— экскурсия в магазин;

— экскурсия на почту;

— мастер-классы «Я умею и могу научить всех».

3 класс (34ч)

Жила-была денежка

Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками.

Форма занятия: занятие-сказка

Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи.

Форма занятия: устный журнал

Необходимость обмена. Бартер.

Форма занятия: рассказ, беседа, игра

Как появились деньги.

Форма занятия: конференция

Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная.

Форма занятия: путешествие, устный журнал

Купюры — бумажные деньги.

Форма занятия: рассказ, беседа, презентация

Рубли и копейки — деньги России.

Форма занятия: рассказ, беседа, просмотр видеосюжета

Валюта — иностранные деньги. Доллар — валюта США, евро — валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.

Форма занятия: рассказ, беседа,  заочная экскурсия

Практическая и игровая деятельность:

— рисование страны Натурального хозяйства;

— рисование денег страны Экономики;

— игра «Путешествие в страну Обмению»;

— рассматривание коллекций разных монет.

У всякого товара есть цена

Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. 

Форма занятия: рассказ, беседа

Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача — это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара.

Форма занятия: рассказ, беседа,  экскурсия

Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи.

Форма занятия: рассказ, беседа, сюжетно-ролевая игра

Практическая и игровая деятельность:

— экскурсия в магазин;

— игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг.

Что нужно знать, чтобы товары покупать?

Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку.

Форма занятия: исследование

Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Форма занятия: 

Чек как документ, подтверждающий покупку.

Форма занятия: рассказ, беседа, сюжетно-ролевая игра

Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются?

Форма занятия: исследование

Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка.

Форма занятия: рассказ, беседа, сюжетно-ролевая игра

Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.

Форма занятия: дискуссия

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

— игры: «Магазин», «Выгодно покупателю — выгодно продавцу»;

— тема проекта «Реклама продукта»;

— исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»;

— изготовление упаковки для подарка.

Доход не бывает без хлопот

Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие.

Форма занятия: устный журнал

Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.

Форма занятия: рассказ, беседа

Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов.

Форма занятия: практическая работа

Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке.

Форма занятия: презентация, игра

Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.

Форма занятия: рассказ, беседа, игра

Практическая и игровая деятельность:

— составление семейного бюджета, составление личного бюджета;

— нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла;

— экскурсия в банк;

— игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»;

— рисование банковской карты.

«Дом невелик, да лежать не велит»

Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи.

Форма занятия: рассказ, беседа

 Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство.

Форма занятия: беседа

Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло).

Форма занятия: рассказ, беседа с элементами дискуссии 

        

Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.

Форма занятия: занятие-путешествие

Практическая и игровая деятельность:

— путешествие в страну Минуток.

4 класс (34ч)

Богатство и бедность 

Как создаётся богатство.

Форма занятия: рассказ, беседа

Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса).

Форма занятия: экскурсия-исследование

Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.

Форма занятия: рассказ, беседа с элементами дискуссии 

Открытия и изобретения.

Форма занятия: рассказ, беседа

Создание новых технологий.

Форма занятия: рассказ, беседа

Важность знаний в создании богатства.

Форма занятия: рассказ, беседа с элементами дискуссии 

Ценности материальные и нематериальные.

Форма занятия: устный журнал 

Богатство и культура.

Форма занятия: рассказ, беседа с элементами дискуссии 

Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству.

Форма занятия: круглый стол

Богатство и милосердие.

Форма занятия: рассказ, конкурс пословиц и поговорок 

Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

Форма занятия: конференция 

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

— исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;

— тема проекта «Как распорядиться богатством»;

— тема доклада «Русские меценаты».

Труд основа жизни

Ценность и значимость труда.

Форма занятия: рассказ, беседа

Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ.

Форма занятия: конференция 

Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата.

Форма занятия: рассказ, беседа 

Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе.

Форма занятия: рассказ, беседа

Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы.

Форма занятия: рассказ, беседа

В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы.

Форма занятия: рассказ, беседа, экскурсия

Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники). 

Форма занятия: конференция 

Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда). 

Форма занятия: рассказ, беседа

Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Форма занятия: рассказ, беседа

 Практическая и игровая деятельность:

— игра «Служба быта»;

— встреча с человеком интересной профессии;

— экскурсия в школьную столовую;

— экскурсия в библиотеку;

— экскурсия в художественный музей;

— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

Как товары производят

Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар.

Форма занятия: рассказ, беседа, практическая работа

Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы.

Форма занятия: рассказ, беседа

Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Форма занятия: презентация

Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров.

Форма занятия: рассказ, беседа, практическая работа

Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары.

Форма занятия: конференция

Важность труда людей разных профессий. 

Форма занятия: дискуссия, сюжетно-ролевая игра

Производители — люди, которые создают (производят) товары.

Форма занятия: рассказ, беседа

Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Форма занятия: рассказ, беседа

Фабрика, завод — места, где производят товары.

Форма занятия: рассказ, беседа, исследование

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

— прогулка в парк за природным материалом;

— изготовление изделий из природного материала для подарка;

— игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»;

— экскурсия в магазин;

— экскурсия на почту;

— проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и т. д.;

— рисование на темы проектов.

Тематическое планирование факультатива «Экономика: первые шаги»

1 класс (17ч)

№ п/п

Название раздела и тем

Часы учебного времени

Всего

Теория

Практика

1

Я и моя семья

6

5

1

    2

Моё и чужое

4

3,5

0,5

3

Почему люди трудятся

4

3

1

4

Все работы хороши

3

2

1

Всего

17

2 класс (34ч)

№ п/п

Название раздела и тем

Часы учебного времени

Всего

Теория

Практика

1

Что нам нужно для жизни

8

4

4

2

Хочу, могу и надо

10

6

4

3

Как товары и услуги исполняют желания

16

12

4

Всего

34

        3 класс (34ч)

№ п/п

Название раздела и тем

Часы учебного времени

Всего

Теория

Практика

1

Жила-была денежка

9

7

2

2

У всякого товара есть цена

4

2,5

1,5

3

Что нужно знать, чтобы товары покупать?

9

6

3

4

Доход не бывает без хлопот

7

4

3

5

«Дом невелик, да лежать не велит»

5

4,5

0,5

Всего

34

        4 класс (34ч)

№ п/п

Название раздела и тем

Часы учебного времени

Всего

Теория

Практика

1

Богатство и бедность

12

11

1

2

Труд – основа жизни

10

8

2

3

Как товары производят

12

9

3

Всего

34

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению факультатив «Экономика: первые шаги»

Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает   младших   школьников   к   изучению   экономического ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в экономику"

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономно...

рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги на сцене"

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза  В.А. Стёпина»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в информатике" (4 класс, модуль 20 часов)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной напрвленности "Первые шаги в информатике"(4 класс, модуль 20 часов)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги"

Рабочая программа составлена для работы с младшими школьниками. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира, технологии, на внеклассных занятиях. Использование метода проект...

Программа внеурочной деятельности "Первые шаги учёного"

Научно-исследовательское направление...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку» (клуб) 1- 4 класс...