Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в экономику"
    рабочая программа (2, 3, 4 класс) на тему

    Кибер Елена Федоровна

    Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов даст возможность младшему школьнику включиться в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения.

    Актуальность данной программы состоит в том, что экономическое образование необходимо для формирования поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №5

    УТВЕРЖДЕНО

    решение педсовета протокол № 1

    от 30 августа 2013 года

    Председатель педсовета

    ___________________В.В. Домащенко

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности

    Тип программы: комплексная.

    Наименование: «Первые шаги в экономику»

    Сроки реализации: 3 года

    Возраст обучающихся: 7,5 – 11 лет.

    Составитель: Кибер Елена Федоровна

    Рабочая программа составлена на основе программы курса «Экономика: первые шаги» О.С.Корнеевой

    Пояснительная записка

    В процессе перехода к системе рыночных отношений возросла социальная необходимость в формировании  слоев населения, способных адаптироваться к изменяющейся социально-экономической среде. Это становится возможным лишь на основе приобретения экономических знаний, экономической грамотности и соответствующей культуры поведения.

    Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой целесообразной деятельности. До недавнего времени экономические проблемы не затрагивали школьника. Однако, сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик уже в начальной школе знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники.

    Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам. Школьники с первых шагов обучения должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям. Экономические сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.

    При этом базисный учебный план общеобразовательных учреждений не предусматривает изучения основ экономики. Поэтому возникла необходимость создания в рамках внеурочной деятельности  программы для младших школьников «Первые шаги в экономику». Полученные знания и умения могут стать основой для дальнейшего изучения экономической науки в средней школе.

    Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов даст возможность младшему школьнику включиться  в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения.

    Актуальность данной программы состоит в том, что экономическое образование необходимо для формирования поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.

    Отличительная особенность  программы «Первые шаги в экономику» состоит в том, что при изучении основных разделов программы, используются местные хозяйственные объекты, ведущие активную экономическую деятельность.

    Цель программы: формирование экономического мышления, культуры делового общения и личности младшего школьника для его подготовки  к успешной  производственно-хозяйственной деятельности, соответствующей экономическим и нравственно-правовым основам общества.


    Место предмета в учебном плане.

     

    Кружок «Первые шаги в экономику» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан по 34 часа во 2 – 4 классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 102 часа.

    Программа «Первые шаги в экономику» позволит решить следующие задачи:

    Обучающие

    Развивающие

    Воспитательные

    1 год

    обучения

    • Выработать у детей потребность в приобретении знаний
    • Познакомить с понятием «экономика»
    • Рассмотреть источники удовлетворения потребностей
    • Познакомить с правилами ведения хозяйства
    • Актуализировать полученные ранее сведения об экономике
    • Изучить многообразие форм организации труда
    • Изучить «словарь делового человека»
    • Развить интерес к решению проблемных ситуаций
    • Обеспечить включение в социальные отношения
    • Развить интерес к творческой деятельности
    • Вовлечь обучающихся в исследовательскую деятельность
    • Развить интерес к изучению профессиональной деятельности

    • Воспитать бережное отношение к природным, трудовым и экономическим ресурсам
    • Воспитать трудолюбие
    • Воспитать бережное отношение к домашнему хозяйству
    • Пробудить уважение к чужому труду

    2 год

    обучения

    • Систематизировать полученные сведения об экономике
    • Обучить правилам ведения хозяйства
    • Сформировать простейшие навыки потребителя

    • Развить способность к деловому общению
    • Развить интерес к практической деятельности
    • Развить самодеятельность и инициативу
    • Воспитать инициативные качества
    • Воспитать уважительное отношение к собеседнику

    3 год

    обучения

    • Сформировать базовые знания о личной, семейной экономике
    • Научить разрабатывать правила ведения хозяйства
    • Сформировать навыки анализа
    • Расширить общий кругозор младших школьников

    • Развить творческое мышление и способности
    • Развитие позитивного интереса к образованию
    • Развить умение принимать решение и отстаивать свое мнение

    • Воспитать потребность в экономности и бережливости
    • Воспитать чувства благотворительности
    • Формировать основы грамотного поведения в общественных местах

       Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, срок обучения  3 года. Предусмотрены занятия 1 раз в неделю по 1 часу. Наполняемость группы составляет 25 человек.

    Формы и режим занятий:

    Учитывая возрастные особенности младших школьников занятия эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни, сказок и рассказов. Теоретический материал подается  в основном  в игровой форме, предусмотрены: игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра, игра-конкурс. Кроме того, используются традиционные способы передачи информации: рассказ, беседа, лекция. Практическая работа предусматривает составление и решение экономических задач, поиск информации в справочной литературе, разработка алгоритмов и маршрутных листов, экскурсии, тренинг, творческая гостиная.  

    Занятия проводятся с использованием слайдовых презентаций, наглядных пособий, дидактического материала,  литературных произведений и  видеоматериалов.

    Личностные,   метапредметные   и   предметные     результаты   освоения кружка «Первые шаги в экономику».

    При изучении  «Первых шагов в экономику» ученики получают   знания о  семье  как экономической единице общества,  о важности взаимопомощи,  поддержки 2между членами семьи при решении  экономических вопросов.  Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, аккуратности,   уважении   к   человеческому   труду.  Тема   «Богатство   и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи).

    Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

    Предметные результаты обучения отражены в содержании программы (раздел «Содержание обучения»).

    Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

    Первый уровень результатов

    ( 2 класс)

    Второй уровень результатов

    ( 3 класс)

    Третий уровень результатов

    ( 4 класс)

    Предполагает приобретения учащимися понимания выделять экономические проявления в жизни, отличать нужды от потребностей, различать понятия «экономность» и «бережливость», определять источники удовлетворения потребностей, составлять режим дня, выделять главную мысль в литературных произведениях, составлять индивидуальный план, решать экономические задачи, читать маршрутные листы, совершать покупки в магазине и осуществлять расчет , решать экономические задачи, соотносить желание с возможностью, определять выгодные варианты, поиск информации в энциклопедических изданиях, различать понятия «скупость» и «бережливость», сравнивать доходы и расходы.

    •     Предполагает позитивное отношение к поиску и анализу информации в энциклопедических изданиях, уметь разрабатывать рекламный девиз, составлять маршрутные листы, решать и составлять простейшие экономические задачи, оценивать бюджет  семьи, составлять школьный бюджет, рассчитать комплект школьных учебников, заполнять квитанции  об оплате, составлять продуктовую корзину, работа с архивными материалами

    Предполагает приобретение учащимися опыта самостоятельного социального действия: поиск и анализ информации в энциклопедических изданиях, разработать и защитить рекламный проект, составлять многоуровневые маршрутные листы, решать и составлять экономические задачи, рассчитать бюджет  семьи, принять участие в аукционе, составлять алгоритм действия, разработать план проекта.

    К концу 1-го года обучения должны знать и уметь:

    Знать

    Уметь

    • основные понятия
    • физиологические потребности детского организма
    • основы безопасности и сохранения здоровья
    • правила общения
    • виды ресурсов
    • иметь представление о товарах и услугах
    • иметь представление о малом «бизнесе»
    • страхование и его виды
    • основы бережливости
    • профессии и сферы деятельности человека
    • основные словарные термины
    • понятие «ограниченность», «расточительность»
    • происхождение, виды, значение  денег
    • способы хранения  денег
    • иметь представление о кредите
    • виды собственности
    • виды и источники доходов
    • расходы  
    • обязанности продавца и покупателя

    • выделять экономические проявления в жизни
    • отличать нужды от потребностей
    • различать понятия «экономность» и «бережливость»
    • определять источники удовлетворения потребностей
    • составлять режим дня
    • выделять главную мысль в литературных произведениях
    • составлять индивидуальный план
    • решать экономические задачи
    • читать маршрутные листы
    • совершать покупки в магазине и осуществлять расчет
    • решать экономические задачи
    • соотносить желание с возможностью
    • определять выгодные варианты
    • поиск информации в энциклопедических изданиях
    • различать понятия «скупость» и «бережливость»
    • сравнивать доходы и расходы
    • составлять диалог «покупатель»-«продавец»

    К концу 2-го года обучения должны знать и уметь:

    Знать

    Уметь

    • виды и способы оценивания туда
    • способы обмена товаром
    • виды и оценка собственности
    • виды богатства
    • домашнее хозяйство
    • школьное хозяйство
    • правила обращения с имуществом
    • иметь представление об основных финансовых документах
    • разница цен на товары
    • купечество на Руси
    • поиск и анализ информации в энциклопедических изданиях
    • разрабатывать рекламный девиз
    • составлять маршрутные листы
    • решать и составлять простейшие экономические задачи
    • оценивать бюджет  семьи
    • составлять школьный бюджет
    • рассчитать комплект школьных учебников
    • заполнять квитанции  об оплате
    • составлять продуктовую корзину
    • работа с архивными материалами

    К концу 3-го года обучения должны знать и уметь:

    Знать

    Уметь

    •   достопримечательности родного края
    • Особенности местного хозяйства
    • Местные ресурсы
    • Местная  промышленность
    • Аукцион
    • Правила порядка в общественных местах
    • Местная система управления
    • Импорт, экспорт
    • Основы семейной экономики
    • Алгоритм составления проекта
    • Этапы экономического развития Краснодарского края
    • поиск и анализ информации в энциклопедических изданиях
    • разработать и защитить рекламный проект
    • составлять многоуровневые маршрутные листы
    • решать и составлять экономические задачи
    • рассчитать бюджет  семьи
    • принять участие в аукционе
    • составлять алгоритм действия
    • разработать план проекта

    Ожидаемые эффекты реализации программы:

    • формирование экономической культуры младших школьников;
    • проявление экономического мышления в нравственно обоснованном поведении;
    • умение использовать альтернативное мышление с целью познания многообразия потребностей и ограниченности ресурсов;
    • включение в разные формы социально-экономической деятельности, возможность реализации творческого потенциала личности младшего школьника.

    Формы подведения итогов:

    • игра-путешествие
    • викторина
    • творческая гостиная
    • круглый стол
    • буклет, презентация
    • открытое занятие

    Для реализации программы необходимо:

    Материально-техническое

    обеспечение

    Дидактико-методическое

    обеспечение

    • видео и аудио аппаратура
    • компьютер
    • сканер
    • принтер
    • ксерокс
    • проектор  
    • мультимедийная установка
    • конференц-зал

    • подборка информационной и справочной литературы
    • разработки конкурсных программ, викторин
    • игровой материал
    • СD, DVD
    • видеоматериал
    • наглядные пособия
    • дидактический материал
    • диагностические методики для определения уровня ЗУН

    III. Учебно-тематический план

    1 год обучения

    № п/п

    Тема занятия

    Всего часов

    В том числе

    Часы аудит. занятий

    Часы внеаудит. занятий

    Раздел 1.

    Необходимость изучения экономики

    1

    1

    -

    1.1

    Что мы будем изучать? Зачем изучать экономику?

    1

    1

    -

    Раздел 2.

    Потребности

    4

    1

    3

    2.1

    Разнообразие потребностей. Потребности в пище, воде, воздухе и тепле

    1

    1

    -

    2.2

    Потребность в безопасности и сохранении здоровья. Потребность в образовании

    1

    -

    1

    2.3

    Потребность в общении и уважении. Потребность в проявлении интересов

    1

    -

    1

    2.4

    Это нам необходимо?!

    1

    -

    1

    Раздел 3.

    Источники удовлетворения потребностей

    3

    1

    2

    3.1

    Ресурсы. Природные ресурсы

    1

    1

    -

    3.2

    Экономические ресурсы. Трудовые ресурсы

    1

    -

    1

    3.3

    Производство товаров. Оказание услуг

    1

    -

    1

    Раздел 4.

    Свой «малый бизнес»

    6

    3

    3

    4.1

    Покупатель-продавец. Где взять товар? Зачем нужна реклама?

    1

    1

    -

    4.2

    Дешевле или дороже? Способы торговли. Цена

    1

    -

    1

    4.3

    Где взять помощников? Затраты, прибыль

    1

    -

    1

    4.4

    Кто такой брокер? Дефицит. Зачем необходимо страхование?

    1

    1

    -

    4.5

    Кому платить налоги? Кто сбережет наши деньги? Благотворительность

    1

    1

    -

    4.6

    Ярмарка. Расширение производства. Средства производства.  «Капитал»

    1

    -

    1

    Раздел 5.

    Человек среди людей

    2

    1

    1

    5.1

    Формы и сферы общения делового человека. Партнеры общения

    1

    1

    -

    5.2

    Экономика как наука о деятельности человека. Бережливость – это твоя личная экономия

    1

    -

    1

    Раздел 6.

    Проблема выбора

    3

    1

    2

    6.1

    Возможности удовлетворения потребностей. Ограниченность ресурсов

    1

    1

    -

    6.2

    Выбор. Выгодный вариант

    1

    -

    1

    6.3

    Без чего человеку не обойтись. Вещи первой необходимости в вашем доме

    1

    -

    1

    Раздел 7.

    Деньги

    4

    2

    2

    7.1

    Что такое деньги, их происхождение. Потребности людей в деньгах

    1

    1

    -

    7.2

    Деньги в семье. Как и где хранят деньги

    1

    -

    1

    7.3

    Акции и другие ценные бумаги.

    1

    1

    -

    7.4

    Что такое кредит?

    1

    -

    1

    Раздел 8.

    Хозяин и хозяйство

    3

    1

    2

    8.1

    Собственность. Частная  и государственная собственность

    1

    1

    -

    8.2

    Дом, домашнее хозяйство. Усадьба, приусадебное хозяйство. Фермерское хозяйство

    1

    -

    1

    8.3

    Путешествие на необитаемый остров

    1

    -

    1

    Раздел 9.

    Доходы и расходы

    4

    1

    3

    9.1

    Доходы и расходы семьи. Твой вклад в доходы семьи

    1

    -

    1

    9.2

    Доходы и расходы предприятий и государства.

    1

    1

    -

    9.3

    Бюджет. Что значит экономить.

    1

    -

    1

    9.4

    Как важно вести учет доходов и расходов

    1

    -

    1

    Раздел 10.

    Покупатель и продавец

    4

    1

    3

    10.1

    Покупатель. Продавец. Товар, услуги и цена. Где покупают товары

    1

    1

    -

    10.2

    Почему цены разные. Оптом и в розницу. Конкуренция

    1

    -

    1

    10.3

    Мы идем за покупками. Игра "Магазин"

    1

    -

    1

    10.4

    Итоговое занятие «Экономический калейдоскоп»

    1

    -

    1

    ИТОГО

    34

    13

    21

    2 год обучения

    № п/п

    Тема занятия

    Всего часов

    В том числе

    Часы аудит. занятий

    Часы внеаудит. занятий

    Введение

    1

    1

    -

    Раздел 1.

    Труд

    6

    2

    4

    1.1

    Почему все должны учиться?

    1

    1

    -

    1.2

    Труд в семье

    1

    -

    1

    1.3

    Труд на производстве

    1

    -

    1

    1.4

    Почему труд по-разному ценится?Получка, зарплата. Плата за труд.

    1

    -

    1

    1.5

    Кто, чем и за что? Полезный и бесполезный труд.

    1

    -

    1

    1.6

    Премия, стипендия, пенсия, пособие, милостыня

    1

    1

    -

    Раздел 2.

    Цена и товар

    6

    2

    4

    2.1

    Продукция. Товар. Услуга.

    1

    1

    -

    2.2

    Где производятся товары и услуги?

    1

    -

    1

    2.3

    Обмен и торговля товаром

    1

    1

    -

    2.4

    Оптом и в розницу. Поставка товара, бартерная сделка

    1

    -

    1

    2.5

    Цена на товар. Игра «Куплю-продам»

    1

    -

    1

    2.6

    Реклама.

    1

    -

    1

    Раздел 3.

    Собственность

    5

    2

    3

    3.1

    Что такое собственность?

    1

    1

    -

    3.2

    Личная собственность. Семейная собственность

    1

    -

    1

    3.3

    Государственная собственность. Общественная собственность.

    1

    1

    -

    3.4

    Школьное имущество

    1

    -

    1

    3.5

    Богатство. Источники богатства. Природные богатства, результаты трудовой деятельности

    1

    -

    1

    Раздел 4.

    Домашнее хозяйство

    5

    2

    3

    4.1

    Что такое домашнее хозяйство?

    1

    -

    1

    4.2

    Обязанности членов семьи по ведению домашнего хозяйства

    1

    1

    -

    4.3

    Твой вклад в домашнее хозяйство

    1

    -

    1

    4.4

    Управление домашним хозяйством

    1

    1

    -

    4.5

    Бюджет семьи. Благосостояние семьи

    1

    -

    1

    Раздел 5.

    Школьное хозяйство

    6

    1

    5

    5.1

    Что такое школьное хозяйство? Школьное здание, оборудование

    1

    -

    1

    5.2

    Расходы школы на приобретение оборудования, инвентаря, книг и другого имущества

    1

    -

    1

    5.3

    Экономика школьной библиотеки

    1

    -

    1

    5.4

    Школьная столовая: доходы и расходы

    1

    -

    1

    5.5

    Стоимость коммунальных услуг

    1

    -

    1

    5.6

    Твой вклад в школьную экономику. Бережливость и экономность

    1

    1

    -

    Раздел 6.

    Экскурс в историю

    2

    2

    -

    6.1

    Детство наших родителей

    1

    1

    -

    6.2

    Экономические катаклизмы. Инфляция

    1

    1

    -

    Раздел 7.

    История купечества

    3

    2

    1

    7.1

    Знаменитые купцы России

    1

    1

    -

    7.2

    Купцы в русском народном творчестве

    1

    1

    -

    7.3

    Итоговое занятие

    1

    -

    1

    ИТОГО

    34

    14

    20

    3 год обучения

    № п/п

    Тема занятия

    Всего часов

    В том числе

    Часы аудит. занятий

    Часы внеаудит. занятий

    Введение

    1

    1

    -

    Раздел 1.

    Труд

    9

    3

    6

    1.1

    Наш родной край, его достопримечательности, обычаи и традиции

    1

    -

    1

    1.2

    Природные и трудовые ресурсы нашей местности

    1

    -

    1

    1.3

    Экономические ресурсы нашей местности

    1

    -

    1

    1.4

    Местная промышленность нашего края, ее основная продукция

    1

    -

    1

    1.5

    Местная сфера услуг

    1

    -

    1

    1.6

    Все работы хороши. Мастер «золотые руки»

    1

    -

    1

    1.7

    Безработица

    1

    1

    -

    1.8

    Почему разный труд оплачивается по- разному?

    1

    1

    -

    1.9

    Цены на товары в разных странах. Аукцион

    1

    1

    -

    Раздел 2.

    Собственность

    7

    3

    4

    2.1

    Чье это? «Ложное» богатство

    1

    1

    -

    2.2

    Благотворительность

    1

    -

    1

    2.3

    Транспорт, связь

    1

    -

    1

    2.4

    Сельское хозяйство и личные подсобные хозяйства

    1

    -

    1

    2.5

    Что такое управление. Система управления в твоей местности

    1

    1

    -

    2.6

    Бюджет местного хозяйства твоего края

    1

    1

    -

    2.7

    Ограниченные и избыточные ресурсы твоей местности

    1

    -

    1

    Раздел 3.

    Домашнее хозяйство

    6

    3

    3

    3.1

    Торговля и бартер нашего местного хозяйства с хозяйствами других регионов страны

    1

    1

    -

    3.2

    Если бы руководителем хозяйства был я

    1

    1

    -

    3.3

    Люди каких профессий нужны нашей станице

    1

    -

    1

    3.4

    Путешествие по городу Мастеров

    1

    -

    1

    3.5

    Предпринимательство. Путь в профессию

    1

    1

    -

    3.6

    Турнир знатоков-экономистов

    1

    -

    1

    Раздел 4.

    Семейная экономика

    3

    1

    2

    4.1

    Семейный бюджет. Расходы. Доходы.

    1

    -

    1

    4.2

    Экономия и бережливость.

    1

    -

    1

    4.3

    Как сохранить и приумножить?

    1

    1

    -

    Раздел 5.

    Школьное хозяйство

    5

    4

    1

    5.1

    Потребности и способы их удовлетворения. Что такое проект

    1

    1

    -

    5.2

    Выбор темы проекта и краткая формулировка задачи проекта

    1

    1

    -

    5.3

    Требования предъявляемые к изделиям

    1

    1

    -

    5.4

    Выдвижение идей и выбор лучшей идеи

    1

    -

    1

    5.5

    Планирование проекта. Оценка проекта

    1

    1

    -

    Раздел 6

    Экскурс в историю

    2

    1

    1

    6.1

    Купцы и меценаты России.

    1

    1

    -

    6.2

    История экономического развития Краснодарского края

    1

    -

    1

    Итоговое занятие

    1

    -

    1

    ИТОГО

    34

    16

    18

    IV. Краткое содержание программы

    1 год обучения

    Раздел 1.  Необходимость изучения экономики

    Теория. Понятия «экономика», «экономность», «бережливость». Основные экономические вопросы. Личное хозяйство, хозяйство семьи, хозяйство государства. Необходимость изучения экономики.

    Универсальные учебные действия:

    Сравнивать  качества   людей,   которых   можно   назвать   хорошим/плохим хозяином. Объяснять  значение   слов:   «экономный»,   «щедрый»,   «запасливый», «бережливый».

    Практика. Экономические проявления в повседневной жизни.

    Раздел 2.  Потребности

    Теория. Разнообразие потребностей. Отличие нужды от потребностей. «Хочу», «надо». Выбор. Физиологические потребности (потребности в пище, воде, воздухе и тепле). Потребность в безопасности и сохранении здоровья. Правила дорожного движения. Стихийные бедствия. Здоровье. Гигиена.  Потребность в образовании. Знания. Источники получения образования.  Социальные потребности. Потребность в общении и уважении. Правила общения.  Потребность в проявлении интересов. Самовыражение. Логика удовлетворения потребностей.  

    Универсальные учебные действия:

    Сравнивать  качества   людей,   которых   можно   назвать   хорошим/плохим хозяином. Объяснять  значение   слов:   «экономный»,   «щедрый»,   «запасливый», «бережливый».

    Практика.  Режим дня. Решение задач. Игра «Составьте слово». Практическая работа «Возможности детского организма». Игра «Разумный пешеход». Работа с литературными источниками «Сказка о рыбаке и рыбке», «Лебедь, рак и щука», «По щучьему велению», и т.д. Сюжетно-ролевая игра «День вежливости». Викторина «Это нам необходимо?!».

    Раздел 3.  Источники удовлетворения потребностей

    Теория. Ресурсы. Природные, трудовые ресурсы. Экономические ресурсы. Экономическая деятельность. Бережливость. Трудолюбие. Производство товаров. Оказание услуг.  Производитель. Потребитель. Торговля. В мире профессий.

    Универсальные учебные действия:

    Сравнивать  качества   людей,   которых   можно   назвать   хорошим/плохим хозяином. Объяснять  значение   слов:   «производитель»,  «потребитель».

    Практика. Сказки, пословицы, поговорки. Решение задач. Изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона. Иллюстрации к сказкам. Игра «Где ошибка?»,  Игра «Составьте слово», «Маячок», «Слабое звено». Сюжетно-ролевая игра «Когда  вырасту я буду…». Работа с литературными источниками «Аленький цветочек», «Двенадцать месяцев». Составление рассказа «Мои умелые руки». Игра-путешествие «Карусель желаний»

    Раздел 4.  Свой малый «бизнес»

    Теория. Покупатель, продавец. Товар. Ассортимент. Ценообразование. Реклама – двигатель торговли. Способы торговли. Виды рынка. Затраты, прибыль. Брокер. Дефицит. Затоваривание. Страховая компания, виды страхования. Банкротство. Налоги, кому и за что платить. Сберегательный банк. Благотворительность.

    Расширение «бизнеса»

    Универсальные учебные действия:

    Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.

    Практика. Работа с литературными источниками «Король - Дроздобород», «Морозко», «Курочка Ряба», «Стрекоза и Муравей». Решение задач. «Ярмарка чудес». Сюжетно-ролевая игра «Если б я был руководителем». Игра «Где ошибка?», «Составьте слово», «Маячок», «Вычеркни лишнее».  Индивидуальный план «Чем я помогаю маме?». Конкурс «Мой продукт самый лучший, потому что…». Экскурсия «Супермаркет», «Сберегательный банк». Ярмарка «Для доброго дела»

    Раздел 5.  Человек среди людей

    Теория. Отношения между людьми.  Формы и сферы общения делового человека. Партнеры общения. Словарь делового человека. Экономика как наука о деятельности человека. Бережливость – это твоя личная экономия. Ты в мире профессий. Деньги и труд. Поход в магазин, на рынок, базар.

    Универсальные учебные действия:

    Сравнивать  качества   людей,   которых   можно   назвать   хорошим/плохим хозяином. Объяснять  значение   слов:   «труд»,  «бережливость».

    Практика. Сказки, пословицы, поговорки. Решение задач. Игра «Где ошибка?»,  Игра «Составьте слово». Сюжетно-ролевая игра «Мы вместе». Разработка маршрута «За покупками». Составление словаря «Запомни!».  

    Раздел 6.  Проблема выбора

    Теория. Возможности удовлетворения потребностей. Ограниченность ресурсов. Ограниченность времени.  Режим дня. Выбор. Выгодный вариант. Без чего человеку не обойтись. Профессия. Хочу и могу. Вещи первой необходимости в вашем доме

    Универсальные учебные действия:

    Сравнивать  варианты производства. Объяснять  значение   слов:   «профессия»,   «ограниченность».

    Практика. Сказки, пословицы, поговорки. Решение задач. Разработка режима дня. Игра «Путаница», «Собери чемодан», «Лишняя буква». Сюжетно-ролевая игра «Поварята». Изготовление поделок из бумаги. Работа с литературными источниками «Жадный Вартан», «Красная шапочка и Серый волк», «Вини-Пух и Пятачок». Игра-путешествие «Карусель желаний».

    Раздел 7.  Деньги

    Теория Деньги, их происхождение. Виды денег. Зачем нужны деньги? Потребности людей в деньгах Деньги в семье. Как и где хранят деньги. Деньги  разных странах. Акции и другие ценные бумаги. Фондовая биржа. Банк или домашний сейф. Кредит.

    Универсальные учебные действия:

    Сравнивать  потребности людей в деньгах.. Объяснять  значение   слов:   «деньги»,   «кредит».

    Практика. Сказки, пословицы, поговорки. Решение задач. Творческая работа «Деньги Моего царства». Игра «Путаница», «Заполни круг», «Маячок», «Что лишнее?». Маршрут «Путешествие монетки». Изготовление поделок из бумаги. Работа с энциклопедией и литературными источниками «Как Хочу деньги тратил». Игра-путешествие «Я хочу».

    Раздел 8. Хозяин и хозяйство

    Теория Собственность. Частная собственность. Государственная собственность. Дом, домашнее хозяйство. Усадьба, приусадебное хозяйство. Фермерское хозяйство.

    Универсальные учебные действия:

    Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.

    Практика. Сказки, пословицы, поговорки. Решение задач. Творческая работа «Мое царство». Игра «Путаница», «Составь слово», «Маячок», «Что лишнее?». Маршрут «Путешествие монетки». Изготовление поделок из бумаги. Работа с энциклопедией и литературными источниками «Лисичка со скалочкой», «Лубяная избушка», «Цветик-семицветик». Театрализованное представление «Сказка о рыбаке и рыбке». Игра «Путешествие на необитаемый остров».

    Раздел 9. Доходы и расходы

    Теория. Источники доходов. Доходы семьи.  Твой вклад в доходы семьи. Доходы предприятий и государства. Расходы семьи. Расходы предприятий и государства. Бюджет. Экономность. Бережливость. Скупость. Расточительность. Учет доходов и расходов.

    Универсальные учебные действия:

    Сравнивать  доходы и расходы.. Объяснять  значение   слов:   «бюджет»,   «скупость», . "расточительность".

    Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Творческая работа «Лестница трудолюбия», «Письмо другу». Игра «Путаница», «Заполни круг», «Маячок». Разработка недельного бюджета. Работа с энциклопедией и литературными источниками «Муха- Цокотуха». Практическая работа «Дело на время». Игра-конкурс «НЕлентяйки».

    Раздел 10. Покупатель и продавец

    Теория. Покупатель. Продавец. Товар, услуги и цена. Где покупают товары. Почему цены разные? Оптом и в розницу. Товарная биржа. Конкуренция. Мы идем за покупками.

    Универсальные учебные действия:

    Сравнивать  цены на товары и услуги. Объяснять  значение   слов:   «биржа»,   «конкуренция».

    Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Игра-путешествие «Лабиринт», «Магазин». Творческая работа «Рекламное агентство». Игра «Составь слово», «Что лишнее?», «Маячок». Изготовление поделок из пластилина и др.материала. Работа с энциклопедией и литературными источниками «Копейкин». Практическая работа «Рассчитай сдачу». Викторина «Экономический калейдоскоп».

    2 год обучения

    Раздел 1.  Труд

    Теория. Почему все должны учиться? Труд в семье. Труд на производстве. Почему труд по-разному ценится? Получка, зарплата. Плата за труд. Кто, чем и за что? Полезный и бесполезный труд. Премия, стипендия, пенсия, пособие, милостыня.

    Универсальные учебные действия:

    Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей.Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде.Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей.Осуществлять  действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

    Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Это любопытно!». Игра «Путаница», «Собери слово», «Маячок». Творческая работа «Я настоящий помощник!» Сюжетно-ролевая игра «Кто за что платит». Изготовление аппликации «Клеймо мастера». Работа с литературными источниками «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Госпожа Метелица». Составление словаря «Запомни!».

    Раздел 2. Цена и товар

    Теория. Продукция. Товар. Услуга. Где производятся товары? Где производятся услуги? Кто продает и покупает товар? Обмен и торговля товаром. Оптом и в розницу.  Поставка товара, бартерная сделка. Цена на товар. Реклама.

    Универсальные учебные действия:

    Сравнивать  цены на товары и услуги. Объяснять  значение   слов:   «биржа»,   «конкуренция», «реклама».

    Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Это любопытно!». Игра «Путаница», «Заполни круг», «Маячок». Творческая работа «Самый оригинальный», «Антиреклама». Сюжетно-ролевая игра «В мире профессий». Игра «Куплю-продам» Игра-путешествие «Бюро добрых услуг». Работа с литературными источниками «Мальчик с пальчик». Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Путешествие пшеничного зернышка».

    Раздел 3. Собственность

    Теория. Что такое собственность? Личная собственность. Семейная собственность. Государственная собственность. Общественная собственность. Школьное имущество. Богатство. Источники богатства. Природные богатства, результаты трудовой деятельности Богатство и культура.

    Универсальные учебные действия:

    Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.

    Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Это любопытно!». Игра «Что лишнее?», «Заполни круг», «Вычеркни букву». Творческая работа «Мы - дети Земли!». Сюжетно-ролевая игра «Богатый Буратино». Игра-путешествие «Культурные» богатства». Работа с литературными источниками «Простоквашино», «Теремок». Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Правила поведения на природе».

    Раздел 4. Домашнее хозяйство

    Теория. Что такое домашнее хозяйство? Распределение обязанностей в семье. Твой вклад в домашнее хозяйство Управление домашним хозяйством. Бюджет семьи. Потребности и возможности их удовлетворения. Благосостояние семьи.

    Универсальные учебные действия:

    Сравнивать  распределение обязанностей в семье.. Объяснять  значение   слов:   «благосостояние семьи».

    Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Это любопытно!». Игра «Путаница», «Собери слова», «Маячок». Творческая работа «Чем я могу помочь дома?». Сюжетно-ролевая игра «Глава семьи». Составление семейного бюджета. Работа с литературными источниками «Простоквашино», «Стрекоза и Муравей». Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Продуктовая корзина». Изготовление поделок «Своими руками».

    Раздел 5. Школьное хозяйство

    Теория. Что такое школьное хозяйство? Школьное здание, оборудование. Расходы школы на приобретение оборудования, инвентаря, книг и другого имущества. Экономика школьной библиотеки. Школьная столовая: доходы и расходы. Стоимость коммунальных услуг. Твой вклад в школьную экономику. Бережливость и экономность.

    Универсальные учебные действия:

    Сравнивать  школьные доходы и расходы. Объяснять  значение   слов:   «расходы школы".

    Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Это любопытно!». Игра «Лишняя буква», «Маячок». Творческая работа «Школа моей мечты». Игра-путешествие «Самый внимательный». Сюжетно-ролевая игра «Я – директор!» Составление школьного бюджета. Разработка правил обращения с книгами. Работа с литературными источниками. Знакомство с финансовыми документами. Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Сколько стоят мои книги?», «Сколько стоит мой обед?». Заполнение квитанции об оплате электроэнергии.

    Раздел 6. Экскурс в историю

    Теория. Детство наших родителей.  Гости из «недалеких» 80-х. Экономические катаклизмы. Инфляция. Характеристика цен на товары.

    Универсальные учебные действия:

    Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей.Осуществлять  действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

    Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Это любопытно!». Игра «Путаница», «Маячок». Творческая работа «Вперед в прошлое». Игра-путешествие «На машине времени». Составление продуктовой корзины по ценам прошлого века. Работа с энциклопедией и художественной литературой. Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Сколько стоил школьный обед в прошлом веке?».

    Раздел 7. История купечества

    Теория. Знаменитые купцы. Купцы в русском народном творчестве. Купцы, работодатели, работники.

    Универсальные учебные действия:

    Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей.Осуществлять  действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

    Практика. Сказки, загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Это любопытно!». Игра «Выбери слово», «Заполни круг». Творческая работа «Один день из жизни купца». Игра-путешествие «По усадьбам Тамбовского края». Сюжетно-ролевая игра «Лавка с товаром». Работа с энциклопедией, художественной литературой. Знакомство с историческими финансовыми документами. Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «По пятам за Балдой».

    3 год обучения

    Раздел 1.  Труд

    Теория. Родной край, его достопримечательности, обычаи и традиции. Особенности местного хозяйства. Природные, трудовые, экономические ресурсы твоей местности. Местная промышленность, ее основная продукция Местная сфера услуг Что такое «базар»? Все работы хороши. Мастер «золотые руки». Как заработать деньги? Безработица. Почему разный труд оплачивается по-разному? Спекулянты. Цены на товары в разных странах. Аукцион. «Многозначные» слова. Общественный порядок.

    Универсальные учебные действия:

    Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей.Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде.Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей.Осуществлять  действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

    Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Знаешь ли ты?». Игра «Что бы это значило?», «Выбери главное», «Маячок». Творческая работа «Мой папа бизнесмен», «Зачем беречь природу родного края?», «В гостях на предприятии» Сюжетно-ролевая игра «На базаре», «В мире профессий», «Аукцион». Разработка маршрута «От свеклы до конфет». Изготовление поделок из различного материала «Лот №1». Работа с литературными источниками. Составление словаря «Запомни!». Составление правил порядка в общественных местах. Практическая работа «Характеристика предприятия», «Промышленные зоны местного края». Экскурсии  в банк, больницу, музей, на почту.

    Раздел 2.  Собственность

    Теория.  «Ложное» богатство Благотворительность Воровство. Транспорт, связь. Сельское хозяйство и личные подсобные хозяйства. Управление. Система управления в твоей местности. Бюджет местного хозяйства. Ограниченные и избыточные ресурсы твоей местности.

    Универсальные учебные действия:

    Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.

    Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Знаешь ли ты?». Игра «Путаница», «Выбери главное», «Лабиринт». Творческая работа «Качества настоящего руководителя», «Все люди разные». Сюжетно-ролевая игра «Управленец в школе». Изготовление поделок из различных материалов. Работа с литературными источниками. Составление словаря «Запомни!». Составление алгоритма действия. Практическая работа «Я владелец…».

    Раздел 3. Домашнее хозяйство

    Теория. Торговля и бартер местного хозяйства. Импорт и экспорт. Востребованные профессии местного края. Предпринимательство Хочу-могу-надо. Путь в профессию

    Универсальные учебные действия:

    Уважать труд людей разных профессий. Классифицировать профессии по предмету труда.Рассказывать о профессиях.

    Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Знаешь ли ты?». Игра «Заполни круг», «Убери лишнее», «Найди соответствие». Творческая работа «Путешествие зеленого  банана», «Помоги обосноваться гостям из космоса», «Я через десять лет». Сюжетно-ролевая игра «Я-руководитель», «Один день из жизни  горожанина». Работа с литературными источниками. Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Промышленные зоны местного края», «Изучение производителя предметов домашнего обихода». Игра-путешествие «По городу Мастеров». Турнир знатоков-экономистов.

    Раздел 4. Семейная экономика

    Теория. Семейный бюджет. Расходы. Доходы. Экономия и бережливость. Как сохранить и приумножить?

    Универсальные учебные действия:

    Сравнивать  доходы и расходы.. Объяснять  значение   слов:   «семейный бюджет".

    Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Знаешь ли ты?». Игра «Путаница», «Маячок», «Лишняя буква». Творческая работа «Разумное расходование средств?». Работа с литературными источниками. Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Изучение и составление семейного бюджета». Викторина «Доходы над расходами».

    Раздел 5. Школьное хозяйство

    Теория.  Потребности и способы их удовлетворения. Что такое проект? Выбор темы проекта и краткая формулировка задач проекта. Требования, предъявляемые к изделиям. Выдвижение идей и выбор лучшей идеи. Планирование проекта. Оценка проекта.

    Универсальные учебные действия:

    Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей.Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей.Осуществлять  действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

    Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Знаешь ли ты?». Игра «Заполни круг», «Собери слова», «Найди соответствие». Творческая работа по выбору темы проекта. Работа с литературными источниками. Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Разработка проекта». Турнир знатоков «Самый лучший».

    Раздел 6. Экскурс в историю

    Теория. Купцы и меценаты России. Экономическое развитие Краснодарского края.

    Универсальные учебные действия:

    Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей.Осуществлять  действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

    Практика. Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Знаешь ли ты?». Игра «Лишняя буква». Творческая работа «По бескрайним просторам». Работа с литературными источниками. Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Знаменитые люди России». Защита творческих работ.

     


    V. Методическое обеспечение

    дополнительной образовательной  программы

    № п/п

    Название раздела

    Формы организации занятий

    Методы и приемы обучения

    Средства обучения

    1 год обучения

    Введение

    занятие-игра

    беседа

    слайдовая презентация

    наглядный материал

    Раздел 1

    Необходимость изучения экономики

    игра-путешествие

    сюжетно-ролевая игра

    рассказ

    метод познавательной игры

    наглядно-зрительный

    практические упражнения

    слайдовая презентация

    аудиоматериал

    диагностический инструментарий дидактический материал

    Раздел 2

    Потребности

    сюжетно-ролевая игра

    игра-путешествие

    викторина

    занятие-беседа

    занятие-практикум

    беседа,  рассказ, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры

    метод подражания

    практические упражнения

    слайдовая презентация

    видеоматериал

    дидактический материал

    наглядное пособие

    литературные источники

    Раздел 3

    Источники удовлетворения потребностей

    сюжетно-ролевая игра

    игра-путешествие

    занятие-беседа

    занятие-практикум

    открытое занятие

    беседа,  рассказ, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры, метод подражания

    наблюдение

    практические упражнения, тренинг

    слайдовая презентация

    видеоматериал

    дидактический материал

    наглядное пособие

    литературные источники

    Раздел 4

    Свой малый «бизнес»

    Сюжетно-ролевая игра

    Игра-путешествие

    занятие-беседа

    занятие-практикум

    Викторина, Экскурсия

    Занятие – конкурс

    Открытое занятие

    Беседа, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры

    метод подражания

    наблюдение

    проблемно-поисковый метод,

    практические упражнения

    слайдовая презентация

    дидактический материал

    наглядное пособие

    литературные источники

    ресурсы Интернет

    Раздел 5

    Человек среди людей

    Занятие-игра

    Сюжетно-ролевая игра

    занятие-практикум

    Рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры

    метод подражания, наблюдение

    практические упражнения, тренинг

    слайдовая презентация, видеоматериал, наглядное пособие

    дидактический материал

    литературные источники

    диагностический инструментарий

    Раздел 6  

    Проблема выбора

    Сюжетно-ролевая игра

    Игра-путешествие

    занятие-беседа

    занятие-практикум

    Беседа, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры

    метод подражания

    практические упражнения

    слайдовая презентация

    дидактический материал

    наглядное пособие

    литературные источники

    Раздел 7

    Деньги

    Творческая гостиная

    Открытое занятие

    Игра-путешествие

    занятие-беседа

    занятие-практикум

    Рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры , метод подражания

    наблюдение

    практические упражнения

    слайдовая презентация

    дидактический материал

    наглядное пособие

    литературные источники

    ресурсы Интернет

    Раздел 8

    Хозяин и хозяйство

    Игра-путешествие

    занятие-беседа

    занятие-практикум

    Театрализованное представление

    Рассказ, объяснительно-иллюстративный, метод познавательной игры

    метод подражания

    наблюдение

    практические упражнения

    слайдовая презентация

    видеоматериал

    дидактический материал

    наглядное пособие

    литературные источники

    Раздел 9

    Доходы и расходы

    Творческая гостиная

    занятие-беседа

    занятие-практикум

    занятие-игра

    Беседа, рассказ, наблюдение, наглядно-зрительный,  метод познавательной игры, практические упражнения

    Слайдовые презентации, аудиоматериал, видеоматериал, наглядный материал

    Ресурсы Интернет

    Раздел 10

    Покупатель и продавец

    творческая гостиная

    игра-путешествие

    занятие-беседа, занятие-практикум, занятие-игра

    открытое занятие

    Беседа, рассказ, наблюдение, наглядно-зрительный,  метод познавательной игры, практические упражнения, тренинг

    Слайдовые презентации,  видеоматериал, наглядный материал, дидактический материал

    Итоговое занятие

    Викторина

    Метод познавательной игры, практические упражнения

    Слайдовые презентации,  видеоматериал, наглядный материал, дидактический материал

    2 год обучения

    Вводное занятие

    Занятие-игра

    беседа

    слайдовая презентация

    наглядный материал

    Раздел 1

    Труд

    творческая гостиная

    занятие-практикум, занятие-игра

    Рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный, наблюдение, метод познавательной игры, наглядно-слуховой, практическая работа

    Слайдовая презентация,  дидактический материал, наглядный материал, Диагностический инструментарий

    Раздел 2

    Цена и товар

    Сюжетно-ролевая игра

    творческая гостиная, игра-путешествие, занятие-беседа, практикум, занятие-игра

    Беседа, метод познавательной игры, наглядно-зрительный, наблюдение, исследовательский метод, практическая работа, метод подражания

    Слайдовая презентация, видеоматериал, наглядный материал, дидактический материал

    ресурсы Интернет

    Раздел 3

    Собственность

    Сюжетно-ролевая игра

    творческая гостиная

    игра-путешествие

    занятие-беседа, практикум

    Беседа, метод познавательной игры, наглядно-зрительный, наблюдение, исследовательский метод, практическая работа, метод подражания

    Слайдовая презентация, видеоматериал, наглядный материал, дидактический материал

    Литературные источники

    Раздел 4

    Домашнее хозяйство

    творческая гостиная

    игра-путешествие

    занятие-беседа, практикум

    Беседа, метод познавательной игры, наглядно-зрительный, наблюдение, исследовательский метод, практическая работа

    Слайдовая презентация, наглядное пособие, дидактический материал

    Литературные источники

    Раздел 5

    Школьное хозяйство

    Сюжетно-ролевая игра

    игра-путешествие

    занятие-беседа, практикум

    Беседа, метод познавательной игры, наглядно-зрительный, наблюдение, исследовательский метод, практическая работа

    тренинг

    Слайдовая презентация, наглядное пособие, дидактический материал

    Литературные источники

    Раздел 6

    Экскурс в историю

    творческая гостиная

    игра-путешествие

    занятие-беседа, практикум

    Беседа, метод познавательной игры, проблемно-поисковый метод, наглядно-зрительный, метод подражания

    Слайдовая презентация, наглядный материал, дидактический материал, литературные источники

    Раздел 7

    История купечества

    Сюжетно-ролевая игра

    игра-путешествие

    занятие-беседа

    занятие-практикум

    творческая гостиная

    Метод познавательной игры, наглядно-зрительный, проблемно-поисковый метод, исследовательский метод

    Слайдовая презентация, диагностический инструментарий

    наглядный материал, дидактический материал

    Интернет-источники

    Итоговое занятие

    творческая гостиная

    метод создания успеха

    Метод познавательной игры

    Слайдовая презентация,

    наглядный материал, дидактический материал

    3 год обучения

    Вводное занятие

    Занятие-игра

    беседа

    слайдовая презентация

    наглядный материал

    Раздел 1

    Труд

    творческая гостиная

    игра-путешествие

    сюжетно-ролевая игра

    занятие-практикум, занятие-игра

    экскурсии

    Рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный, наблюдение, метод познавательной игры, наглядно-слуховой, практическая работа, исследовательский метод

    Слайдовая презентация,  дидактический материал, видеоматериал, наглядный материал

    Диагностический инструментарий

    Раздел 2

    Собственность

    творческая гостиная

    сюжетно-ролевая игра

    занятие-практикум, игра

    экскурсии

    Беседа, объяснительно-иллюстративный, наблюдение, метод познавательной игры,  практическая работа, исследовательский метод

    Слайдовая презентация,  дидактический материал, видеоматериал, наглядный материал

    Раздел 3

    Домашнее хозяйство

    творческая гостиная

    игра-путешествие

    сюжетно-ролевая игра

    занятие-практикум, занятие-игра, викторина

    Беседа, рассказ, объяснительно-иллюстративный, наблюдение, метод познавательной игры,  практическая работа, исследовательский метод

    Слайдовая презентация,  дидактический материал, видеоматериал, наглядный материал

    Интернет-источники

    Раздел 4

    Семейная экономика

    творческая гостиная

    занятие-практикум,

    занятие-игра

    Викторина

    Занятие-беседа

    Беседа, объяснительно-иллюстративный, наблюдение, метод познавательной игры,  практическая работа

    тренинг

    Слайдовая презентация,  дидактический материал, наглядный материал

    Раздел 5

    Школьное хозяйство

    творческая гостиная

    занятие-практикум, семинар

    Викторина

    Занятие-беседа

    Беседа, объяснительно-иллюстративный, наблюдение, метод познавательной игры,  практическая работа, наглядно-зрительный

    Слайдовая презентация,  дидактический материал, наглядный материал

    Интернет-источники

    Раздел 6

    Экскурс в историю

    творческая гостиная

    занятие-практикум, занятие-конкурс,

    занятие-беседа

    Беседа, объяснительно-иллюстративный, наблюдение,  практическая работа, исследовательский метод

    Слайдовая презентация,  дидактический материал, наглядный материал

    Интернет-источники

    Итоговое занятие

    Круглый стол

    метод создания успеха

    метод познавательной игры

    Слайдовая презентация,

    наглядный материал, дидактический материал


    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    для педагога:

    1. Землянская Е. Экономика для младших школьников.
    2. Ермакова И.В. и др. Начала экономики: Учебн. Пособие. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2007
    3. Киреев А. Экономика: Интерактивный интернет – учебник для 10-11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008
    4. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2009
    5. Периодические издания «Работница», «Крестьянка», «Домашний очаг», «Интерьер», «Burda-moden» и т. п.
    6. Программа курса «Основы экономики и права» для общеобразовательной школы (1-11 классы)
    7. Русские народные сказки
    8. Сасова И.А. Экономика для младших школьников. 1 класс. Пособие для учителя./ И.А. Сасова, И.Н. Нагуманова – 3-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.-56с.
    9. Сборник программно-методических материалов по экономике. М.: Вита-Пресс, 2006
    10. Словари, справочные и энциклопедические издания
    11. Спецкурс «Азбука рынка» 2-4 кл., Дубровина Р.С., Теряева Л.Д. /Справочник заместителя директора школы №11, ноябрь, 2008г.
    12. Старинные русские пословицы и поговорки/Вступит. Статья, сост., примеч. В.П. Аникина, Рис. И.Ионова.-2-е доп. изд. – М.: Дет. лит., 1984 – 79с.
    13. Фольклор народов России. В 2т.: 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.-320с.
    14. Шипова Р.П., Петрушенко А.Д. Сборник задач с экономическим содержанием для учащихся начальной школы. – Орехово-Зуево, 1997

    для детей:

    1. Аксаков  С.Г. «Аленький цветочек»
    2. Барто А. «Копейкин»
    3. Братья Гримм «Король - Дроздобород», «Госпожа Метелица»
    4. Катаев  В. «Цветик-семицветик»
    5. Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Т. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом – М.: ВИТА-ПРЕСС, 1996
    6. Крылов  И.А. «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и Муравей»
    7. Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев»
    8. Михалков С.  «Жадный Вартан»
    9. Перро Ш. «Красная шапочка и Серый волк», «Золушка»
    10. Проснякова. Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2001.-128с. – (Серия «Прикладная экономика для младших школьников». Книга вторая.)
    11. Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике Балде»
    12. Репина Н.А. «ЧУРОДЕЙСТВО или Экономика в картинках». Аудиоуроки с приложением.
    13. Русские народные сказки  «Морозко», «Курочка Ряба», «Кашица из топора», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Лубяная избушка», «Теремок», «Крошечка-Хаврошечка»
    14. Сасова И.А. Экономика. 1 класс: Тетрадь творческих заданий - 7-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2009.-56с.: ил.
    15. Сасова И.А. Экономика. 2 класс: Тетрадь творческих заданий/ И.А. Сасова, Е.Н. Землянская - 8-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2009.-72с.: ил.
    16. Сасова И.А. Экономика. 3 класс: Тетрадь творческих заданий/ И.А. Сасова, Е.Н. М.М. Фирсова. - 6-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2009.-80с.: ил.
    17. Сасова И.А., Землянская Е.Н. Экономика. 4 класс: Тетрадь творческих заданий.-3-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2007.-80
    18. Смирнова Т.В. Новые приключения белки и ее друзей. Учебное пособие для 4-го класса четырехлетней начальной школы. Игровые задания и методическое обеспечение – Т.Н.
    19. Успенский Э. «Простоквашино»
    20. Учебно-методическое пособие, развлекательно-познавательные уроки для младших школьников, их учителей и родителей, 1999.
    21. Фольклор народов России. В 2т.: 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.-320с
    22. Чуковский К. «Муха- Цокотуха»

    Согласовано                                                                                  Согласовано

    Протокол заседания МО                                                              Зам. директора по УВР

    учителей начальных классов                                                        ____________/С.Ф. Диброва/

    От ________________________ №1

    Руководитель МО __________/М.И. Скидан/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению факультатив «Экономика: первые шаги»

    Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает   младших   школьников   к   изучению   экономического ...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»

    «Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Экономика: первые шаги»

    Рабочая программа внеурочной деятельностипо  социальному направлению  «Экономика:   первые   шаги»...

    рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги"

    рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги"...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Экономика –первые шаги» для начальной школы

    Программа  внеурочной  деятельности для начальной школы по экономике, содержит КТП в  1-4 классах....

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги" 1 - 4 классы

    В соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования  в МБОУ СОШУИП №3, реализующем ФГОС НОО, в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению в 1&nda...

    Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Экономика первые шаги» для 2 класса

    Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Экономика: первые шаги» для 2 класса...