Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Экономика: первые шаги»
рабочая программа на тему

Бирюкова Лидия Леонидовна

Рабочая программа внеурочной деятельности

по  социальному направлению

  «Экономика:   первые   шаги» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika_.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Пристенская основная общеобразовательная школа»

 

                                                                              Утверждаю

 Директор  _______Г.П.Даньшина

СОГЛАСОВАНО                                                                    Приказ №    от   августа 2014г

 заместитель директора по УВР                                                                                                                                                      

_____________Ветренко Л.Л.

Рабочая программа внеурочной деятельности

по  социальному направлению

  «Экономика:   первые   шаги»

срок реализации 1 год

возраст 8-9 лет

учитель истории

Бирюкова Л. Л.

с. Пристень 2014г

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования детей факультатива «Экономика: первые шаги » во 2 классе, составлена на основе Программы факультатива «Экономика: первые шаги». Автор О.С.Корнеева (Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011. 1-4 классы. Начальная школа. Стр. 118)

       Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный)   выбор,   представлял   назначение   денег,   понимал,   из   чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно   в   это   время   правильно   преподнести   детям   ту   экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни. Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает   младших   школьников   к   изучению   экономического компонента   предметов   «Обществознание»,   «География»,   «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

  Отбор  содержания  факультатива  подчиняется   следующим

принципам:

1. Учет   наглядно-образного   характера   мышления   младших школьников.  В содержание программы по экономике вошли те явления,  с которыми учащиеся уже встречались в жизни.  Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

2. Ориентация   на   потребности   ребенка   младшего   школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим, одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.

3. Преемственность   и   перспективность.   В   процессе   изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки   для   развития   экономического   мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений,  на  базе   которых  в основной и старшей школе формируются основные экономические понятия.

   С  учетом  специфики младшего  школьного   возраста   основной  целью обучения  экономике  учащихся младших классов  является  формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

   Для реализации поставленной цели предлагается факультативный курс «Экономика: первые шаги» для обучающихся 1 – 4 классов.

1 Общая характеристика факультатива

   Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных   линий.   Она   построена   таким   образом,   что   каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает   содержание   факультатива   «Экономика:   первые   шаги»,   ее изучение дает возможность:

• формировать у  обучающихся представление об экономике как сфере деятельности человека,  связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

• обеспечивать   осознание   младшими   школьниками   взаимосвязи труда   человека   с   его   результатами,   приложенных   усилий   с успешностью деятельности;

• развивать основы потребительской культуры;

• расширять   активный   словарь  обучающихся,   включая   в   него экономические термины;

• мотивировать   младших   школьников   к   учению   средствами экономического материала;

• способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей: «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих;

• формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость.

• показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования   нового   информационного   общества   и   создания инновационной экономики;

Место факультатива в учебном плане

Программой   предусмотрено   проведение   занятий   по   экономике   во внеурочной деятельности в 2 классе 1 ч в неделю,  всего 30 ч. Используются как групповая,  так и индивидуальная формы организации обучения.  Каждый раздел программы предусматривает использования игровой и практической деятельности:   работа   с   текстами   и   иллюстрациями,   познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

Ценностные ориентиры содержания факультатива

В   процессе   экономического   образования   учащиеся   получают представления   о   богатстве   окружающего  мира,   воплощенном  в  природе, искусстве,   результатах   труда   людей.   Младшие   школьники   начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов,  подходят к пониманию роли денег как оценке результата труда людей.

Личностные,   метапредметные   и   предметные     результаты   освоения

«Экономики».При изучении  «Экономики» ученики получают   знания о  семье  как экономической единице общества,  о важности взаимопомощи,  поддержки 2между членами семьи при решении  экономических вопросов. Обучающиеся  узнают, что представляют собой такие качества личности как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, аккуратности,   уважении   к   человеческому   труду.  Тема   «Богатство   и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию.  Обучающиеся  понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи).

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты обучения отражены в содержании программы

(раздел «Содержание обучения»).

Учебно-тематический план

 «Экономика:   первые   шаги»       во 2  классе 30ч

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Потребности-это все, что требуется для жизни.

2

1

1

Естественные и культурные потребности.

2

1

1

Игра: «Собираемся в поход.»

2

1

1

Хочу, могу, надо.

 

1

1

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.

1

1

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания.

1

1

Рисование на темы  «Что я изобрету для того,

чтобы помочь людям?». Рисование на темы «Мои желания»,

 

2

2

 Как товары и услуги исполняют желания. Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров.

3

3

Продавец — профессия человека, который продаёт товары.

 Покупатель  — человек, покупающий

3

1

2

Изготовление изделий из природного материала для подарка;

1

1

Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.).

4

2

2

Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании.

3

1

2

Экскурсия в магазин;

1

1

Экскурсия на почту;

1

1

Мастер-классы «Я умею и могу научить всех».

2

2

Итоговое занятие

1

1

Календарно-тематическое планирование

 «Экономика:   первые   шаги»       во 2 классе 30 ч

п/п

Наименование разделов темы

Кол-во

часов

Теория

Практика

план

факт

УУД

Раздел 1. Что нам нужно для жизни

Различать потребности по видам;

определять потребности домашних питомцев;

формулировать свои потребности.

Потребности — это всё то, что требуется для жизни.

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные

условия жизни и профессии.

1

1

03.09

2

Естественные по-

требности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопас-

ности (на примере домашних питомцев).

1

1

10.09

3

Культурные потребности, характерные только для человека: общение,

образование, проявление своих интересов.

1

1

17.09

4

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные

условия жизни и профессии.

1

1

24.09

5

Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый ост-

ров».

1

1

01.10

6

Игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;

1

1

08.10

Раздел 2. Хочу, могу и надо

Определять потребности своих близких;

оценивать свои желания и возможности их реализации.

7

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить

все желания.

 

1

1

15.10

8

Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Как

можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать пода-

рок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу

желания близкого, если оно важнее).

1

1

22.10

9

Ценность желаний, направленных на других

людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения).

1

1

29.10

10

 Рисование на темы  «Что я изобрету для того,

чтобы помочь людям?».

1

1

12.11

11

Рисование на темы «Мои желания»

1

1

19.11

Раздел 3. Как товары и услуги исполняют желания  

19ч

Соотносить виды товаров и место их приобретения;

различать товары и услуги: понимать разницу между ними;

кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.

12

Многие желания и потребности человек может исполнить (удовле-

творить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить.

1

1

26.11

13

Продовольственные (пища и питьё)

и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары

приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке.

1

1

03.12

14

Игра «Супермаркет»

1

1

10.12

15

Продавец — профессия человека, который продаёт товары.

1

1

17.12

16

Покупатель — человек, покупающий товары.

1

1

24.12

17

Игра «Ярмарка»

1

1

14.01

18

Изготовление изделий из природного материала для подарка.

1

1

21.01

19

Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.).

1

1

28.01

20

Услуги — действия, которые оказывают человеку различные

люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами

в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.

1

1

04.02

21

Игра «Больница»

1

1

11.02

22

Игра «Парикмахерская»

1

1

18.02

23

Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании.

1

1

25.02

24

Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие

мечты и желания человека помогает исполнить образование.

1

1

04.03

25

Игра «Школа»

1

1

11.03

26

Экскурсия в магазин

1

1

18.03

27

Экскурсия на почту

1

1

01.04

28

Мастер-классы «Я умею и могу научить всех».

1

1

08.04

29

Мастер-классы «Я умею и могу научить всех».

1

1

15.04

30

Итоговое занятие

1

1

22.04

Содержание обучения

Что нам нужно для жизни

Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).

Культурные потребности, характерные только для человека: общение,

образование, проявление своих интересов.

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные

условия жизни и профессии.

Универсальные учебные действия:

—различать потребности по видам;

—определять потребности домашних питомцев;

—формулировать свои потребности.

Практическая и игровая деятельность:

—игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;

—рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый ост-

ров». 

Хочу, могу и надо

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить

все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других

людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как

можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать пода-

рок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу

желания близкого, если оно важнее).

 Универсальные учебные действия:

—определять потребности своих близких;

—оценивать свои желания и возможности их реализации.

Практическая и игровая деятельность:

—рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того,

чтобы помочь людям?».

Как товары и услуги исполняют желания

Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё)

и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары

приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке.

Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий товары. Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги — действия, которые оказывают человеку различные

люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами

в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.

Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие

мечты и желания человека помогает исполнить образование.

Универсальные учебные действия:

—соотносить виды товаров и место их приобретения;

—различать товары и услуги: понимать разницу между ними;

—кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.

 Практическая и игровая деятельность:

—изготовление изделий из природного материала для подарка;

—игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет»,

«Ярмарка»;

—экскурсия в магазин;

—экскурсия на почту;

—мастер-классы «Я умею и могу научить всех».

К концу обучения в 2 классе ученик узнает: 

какие бывают потребности;

—почему все потребности нельзя удовлетворить;

—какие бывают товары и услуги;

—где можно приобрести товары и услуги;

—почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека.

 К концу обучения в 2 классе ученик сможет научиться:

—соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;

—различать товары и услуги.

Учебные и методические пособия:

Смирнова Т.В. Дом в Обычном переулке: экономическая

сказка для детей. Самара : Корпорация «Федоров» : Издатель_

ство «Учебная литература», 2004. _ 160 с.

Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методичес_

кие рекомендации к факультативному курсу «Экономика для

младших школьников» (1_й год обучения). _ Самара : Изда_

тельство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров,

2009. _ 112 с.

Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекоменда_

ции к факультативному курсу «Экономика». _ Самара : Изда_

тельство «Учебная литература : Издательский дом «Федоров»,

2008. _ 96 с.

Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь. _ Сама_

ра : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная

литература», 2006. _ 128 с.

Специфическое сопровождение (оборудование):

_ проектор;

_ компьютеры для учителя и учащихся.