Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Экономика: первые шаги»
рабочая программа на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Экономика: первые шаги»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika_.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пристенская основная общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор _______Г.П.Даньшина
СОГЛАСОВАНО Приказ № от августа 2014г
заместитель директора по УВР
_____________Ветренко Л.Л.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Экономика: первые шаги»
срок реализации 1 год
возраст 8-9 лет
учитель истории
Бирюкова Л. Л.
с. Пристень 2014г
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования детей факультатива «Экономика: первые шаги » во 2 классе, составлена на основе Программы факультатива «Экономика: первые шаги». Автор О.С.Корнеева (Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вентана-Граф» 2011. 1-4 классы. Начальная школа. Стр. 118)
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни. Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Отбор содержания факультатива подчиняется следующим
принципам:
1. Учет наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности ребенка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим, одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются основные экономические понятия.
С учетом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Для реализации поставленной цели предлагается факультативный курс «Экономика: первые шаги» для обучающихся 1 – 4 классов.
1 Общая характеристика факультатива
Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает содержание факультатива «Экономика: первые шаги», ее изучение дает возможность:
• формировать у обучающихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
• обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
• развивать основы потребительской культуры;
• расширять активный словарь обучающихся, включая в него экономические термины;
• мотивировать младших школьников к учению средствами экономического материала;
• способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей: «покупатель», «потребитель» и функций, их характеризующих;
• формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость.
• показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики;
Место факультатива в учебном плане
Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 2 классе 1 ч в неделю, всего 30 ч. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использования игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Ценностные ориентиры содержания факультатива
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощенном в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценке результата труда людей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
«Экономики».При изучении «Экономики» ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки 2между членами семьи при решении экономических вопросов. Обучающиеся узнают, что представляют собой такие качества личности как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Обучающиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи).
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты обучения отражены в содержании программы
(раздел «Содержание обучения»).
Учебно-тематический план
«Экономика: первые шаги» во 2 классе 30ч
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | ||
Потребности-это все, что требуется для жизни. | 2 | 1 | 1 | |||
Естественные и культурные потребности. | 2 | 1 | 1 | |||
Игра: «Собираемся в поход.» | 2 | 1 | 1 | |||
Хочу, могу, надо.
| 1 | 1 | ||||
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. | 1 | 1 | ||||
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. | 1 | 1 | ||||
Рисование на темы «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?». Рисование на темы «Мои желания»,
| 2 | 2 | ||||
Как товары и услуги исполняют желания. Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. | 3 | 3 | ||||
Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий | 3 | 1 | 2 | |||
Изготовление изделий из природного материала для подарка; | 1 | 1 | ||||
Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). | 4 | 2 | 2 | |||
Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. | 3 | 1 | 2 | |||
Экскурсия в магазин; | 1 | 1 | ||||
Экскурсия на почту; | 1 | 1 | ||||
Мастер-классы «Я умею и могу научить всех». | 2 | 2 | ||||
Итоговое занятие | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
«Экономика: первые шаги» во 2 классе 30 ч
№ п/п | Наименование разделов темы | Кол-во часов | Теория | Практика | план | факт | УУД |
Раздел 1. Что нам нужно для жизни | 6ч | Различать потребности по видам; определять потребности домашних питомцев; формулировать свои потребности. | |||||
Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. | 1 | 1 | 03.09 | ||||
2 | Естественные по- требности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопас- ности (на примере домашних питомцев). | 1 | 1 | 10.09 | |||
3 | Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. | 1 | 1 | 17.09 | |||
4 | Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. | 1 | 1 | 24.09 | |||
5 | Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый ост- ров». | 1 | 1 | 01.10 | |||
6 | Игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»; | 1 | 1 | 08.10 | |||
Раздел 2. Хочу, могу и надо | 5ч | Определять потребности своих близких; оценивать свои желания и возможности их реализации. | |||||
7 | Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания.
| 1 | 1 | 15.10 | |||
8 | Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать пода- рок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее). | 1 | 1 | 22.10 | |||
9 | Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). | 1 | 1 | 29.10 | |||
10 | Рисование на темы «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?». | 1 | 1 | 12.11 | |||
11 | Рисование на темы «Мои желания» | 1 | 1 | 19.11 | |||
Раздел 3. Как товары и услуги исполняют желания | 19ч | Соотносить виды товаров и место их приобретения; различать товары и услуги: понимать разницу между ними; кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги. | |||||
12 | Многие желания и потребности человек может исполнить (удовле- творить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. | 1 | 1 | 26.11 | |||
13 | Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке. | 1 | 1 | 03.12 | |||
14 | Игра «Супермаркет» | 1 | 1 | 10.12 | |||
15 | Продавец — профессия человека, который продаёт товары. | 1 | 1 | 17.12 | |||
16 | Покупатель — человек, покупающий товары. | 1 | 1 | 24.12 | |||
17 | Игра «Ярмарка» | 1 | 1 | 14.01 | |||
18 | Изготовление изделий из природного материала для подарка. | 1 | 1 | 21.01 | |||
19 | Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). | 1 | 1 | 28.01 | |||
20 | Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др. | 1 | 1 | 04.02 | |||
21 | Игра «Больница» | 1 | 1 | 11.02 | |||
22 | Игра «Парикмахерская» | 1 | 1 | 18.02 | |||
23 | Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. | 1 | 1 | 25.02 | |||
24 | Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование. | 1 | 1 | 04.03 | |||
25 | Игра «Школа» | 1 | 1 | 11.03 | |||
26 | Экскурсия в магазин | 1 | 1 | 18.03 | |||
27 | Экскурсия на почту | 1 | 1 | 01.04 | |||
28 | Мастер-классы «Я умею и могу научить всех». | 1 | 1 | 08.04 | |||
29 | Мастер-классы «Я умею и могу научить всех». | 1 | 1 | 15.04 | |||
30 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 22.04 |
Содержание обучения
Что нам нужно для жизни
Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).
Культурные потребности, характерные только для человека: общение,
образование, проявление своих интересов.
Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные
условия жизни и профессии.
Универсальные учебные действия:
—различать потребности по видам;
—определять потребности домашних питомцев;
—формулировать свои потребности.
Практическая и игровая деятельность:
—игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;
—рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый ост-
ров».
Хочу, могу и надо
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.
Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить
все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других
людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как
можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать пода-
рок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу
желания близкого, если оно важнее).
Универсальные учебные действия:
—определять потребности своих близких;
—оценивать свои желания и возможности их реализации.
Практическая и игровая деятельность:
—рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того,
чтобы помочь людям?».
Как товары и услуги исполняют желания
Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё)
и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары
приобретают в магазинах, на рынке, на ярмарке.
Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий товары. Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги — действия, которые оказывают человеку различные
люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами
в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и др.
Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие
мечты и желания человека помогает исполнить образование.
Универсальные учебные действия:
—соотносить виды товаров и место их приобретения;
—различать товары и услуги: понимать разницу между ними;
—кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.
Практическая и игровая деятельность:
—изготовление изделий из природного материала для подарка;
—игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Супермаркет»,
«Ярмарка»;
—экскурсия в магазин;
—экскурсия на почту;
—мастер-классы «Я умею и могу научить всех».
К концу обучения в 2 классе ученик узнает:
какие бывают потребности;
—почему все потребности нельзя удовлетворить;
—какие бывают товары и услуги;
—где можно приобрести товары и услуги;
—почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека.
К концу обучения в 2 классе ученик сможет научиться:
—соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;
—различать товары и услуги.
Учебные и методические пособия:
Смирнова Т.В. Дом в Обычном переулке: экономическая
сказка для детей. Самара : Корпорация «Федоров» : Издатель_
ство «Учебная литература», 2004. _ 160 с.
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методичес_
кие рекомендации к факультативному курсу «Экономика для
младших школьников» (1_й год обучения). _ Самара : Изда_
тельство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров,
2009. _ 112 с.
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекоменда_
ции к факультативному курсу «Экономика». _ Самара : Изда_
тельство «Учебная литература : Издательский дом «Федоров»,
2008. _ 96 с.
Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь. _ Сама_
ра : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная
литература», 2006. _ 128 с.
Специфическое сопровождение (оборудование):
_ проектор;
_ компьютеры для учителя и учащихся.